Данные о доходах. Доходы госслужащих фнс россии. Отчеты о доходах и имуществе

Президент РФ Владимир Путин заработал в 2017 году 18 млн 728 тысяч 268 рублей. Его доход в 2017 году вырос на 9 млн 869 тысяч 836 рублей по сравнению с предыдущим годом, когда он заработал 8 млн 858 тысяч 432 рубля. Средний ежемесячный доход президента в минувшем году составил 1,5 млн против 738 тыс. рублей годом ранее.

В задекларированной собственности Путина, как следует из документа, более нет земельного участка на 1,5 тыс. кв м. Остальная недвижимость — квартира в 77 кв м и гараж площадью 18 кв м — остались прежними. В пользовании президента значится также квартира в 153,7 кв м и гаражное место на 18 кв м. Все эти объекты находятся в России.

Президент является обладателем двух раритетных автомобилей «Волга» ГАЗ М21, внедорожника «Нива» и прицепа «Скиф».

В 2013 году заработок президента составлял более 3,6 млн рублей, в 2014 году — 7,6 млн (более чем двукратный рост был обусловлен указом о повышении денежного вознаграждения президенту и премьер-министру России, чья зарплата на тот момент отставала от доходов подчиненных), в 2015 году — около 8,9 млн рублей, в 2016 году — 8,85 млн. рублей.

Доходы премьера

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в 2017 году заработал 8 млн 565 тыс. 296 рублей 33 копейки. Это на 21,6 тыс. рублей меньше, чем в 2016 году, когда доход председателя правительства составил 8 млн 586 тыс. 974 рубля. Такие сведения глава правительства представил в декларации о доходах, опубликованной на официальном сайте кабинета министров.

Как пояснили ТАСС в аппарате правительства, «помимо основного дохода (заработной платы), сведения о доходах, представленные в таблице [сведений о доходах, расходах, об имуществе, опубликованной на сайте], всегда включают сумму процентов от банковских вкладов». «Некоторое снижение общей суммы годового дохода Медведева в 2017 году по сравнению с 2016 годом связано с уменьшением дохода от процентов по банковским вкладам», — уточнил собеседник агентства

В 2012 году Медведев заработал 5,8 млн рублей, в 2013 — 4,3 млн, в 2014 — 8,5 млн рублей (после повышения денежного вознаграждения по указу президента), в 2015 — 8,8 млн рублей.

Судя по декларации, ежемесячный заработок главы кабинета министров в прошлом году составлял примерно 714 тыс. рублей.

Никаких других изменений в декларации нет: ни по движимому, ни по недвижимому имуществу.

Недвижимость и транспорт

Медведев по-прежнему является собственником квартиры (на территории России) площадью 367,8 кв м. Точно такая же квартира числится и в пользовании у его супруги Светланы. Кроме того, на условиях аренды (сроком 49 лет) премьер владеет земельным участком в 47 соток, также расположенным в пределах российской территории.

Медведев, как и прежде, имеет в собственном распоряжении два раритетных легковых автомобиля — ГАЗ-20 «Победа» 1948 года выпуска и ГАЗ-21 «Волга» 1962 года выпуска. Его супруга владеет немецким Volkswagen Golf 1999 года выпуска. Светлане Медведевой также принадлежат два машиноместа общей площадью 32,5 кв м.

Согласно декларации, в прошлом году, как и ранее, супруга председателя правительства не получила никакого дохода.

Единственный сын четы Медведевых Илья — совершеннолетний, а поэтому родители не представляют сведений о его доходах и имуществе в налоговые органы.

Доходы Госслужащих РФ

Больше всех в российском правительстве в 2017 году заработал вице-премьер Александр Хлопонин. Согласно сведениям о доходах, расходах и имуществе, опубликованным на сайте правительства, его доход составил 2 912 121 655 рублей.

По итогам декларационной кампании 2016 года его доход был существенно ниже — 9,9 млн рублей. Таким образом, доходы вице-премьера выросли практически в 293 раза, что в 340 больше, чем заработал премьер-министр Дмитрий Медведев, задекларировавший 8,5 млн рублей. Таким образом ежедневный доход Хлопонина составлял 7,9 млн рублей.

Столь существенную разницу в доходах в аппарате Хлопонина объяснили продажей части недвижимости. «Если сравнить декларацию за 2017 и 2016 годы, вы увидите, что произошли изменения в перечне объектов недвижимого имущества, — сказала ТАСС его пресс-секретарь Наталья Платонова. — Именно этим и объясняется рост доходов в прошлом году. Это связано с продажей в 2017 году недвижимости за рубежом». Согласно данным за 2016 год, Хлопонин владел домом площадью 800 кв м и земельным участком в 82 сотки в Италии. В декларации за прошлый год этих объектов нет.

Год назад лидером рейтинга самых обеспеченных членов правительства был глава Министерства по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. Согласно декларации его доход составлял 582 млн 146 тыс. рублей. На сей раз он не вошел в тройку лидеров.

На втором месте после Хлопонина по итогам декларационной кампании 2017 года расположился министр сельского хозяйства Александр Ткачев, в чьей декларации значится сумма 548,2 млн рублей. Его доход за год вырос почти в сто раз с 5,6 млн.

«Доход в размере 542,75 млн руб. возник в связи с выплатой дивидендов по ценным бумагам, полученным в 2017 году в дар от матери в связи с еe болезнью», — пояснили в пресс-службе Минсельхоза. «Ценные бумаги переданы в доверительное управление в полном соответствии с порядком, установленным законодательством РФ», — отметили в пресс-службе.

На третьем месте по объему дохода в 2017 году — вице-премьер Юрий Трутнев, заявивший 377,2 млн рублей. Меньше всех в прошлом году заработали министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской (5,2 млн рублей), министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров (5,8 млн рублей) и министр труда и социального развития Максим Топилин (5,9 млн рублей).

Лидеры по уровню дохода в Кремле

Руководитель администрации президента РФ Антон Вайно стал лидером в Кремле по уровню дохода за 2017 год — 255 млн 839 тыс. 086 рублей, что почти в 14 раз больше, чем у главы государства Владимира Путина (18 млн 728 тыс.268 рублей). Меньше всех заработала референт президента РФ Наталья Меликова — 4 млн 502 тыс. 881 рубль. Декларации руководителей администрации президента РФ опубликованы на сайте Кремля.

Доход Вайно в прошлом году вырос в 26,5 раза по сравнению с 2016 годом, когда он получил 9,64 млн рублей. В декларации главы кремлевской администрации появились два новых объекта недвижимости в собственности — земельные участки площадью 5748 и 6058 кв.м. на территории России. В графе «сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка», сообщается, что земельные участки приобретены «за счет продажи дома и земельного участка». Судя по декларации о доходах за 2016 год, речь идет о земельном участке площадью 2840 кв.м. и жилом доме площадью 454,2 кв.м. на территории России.

На втором месте в администрации президента РФ по уровню доходов оказался помощник главы государства по вопросам местного самоуправления Николай Цуканов с 41 млн 206 тыс. 428 рублями. На третьем — секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, задекларировавший доход за 2017 год в 33 млн 584 тыс. 339 рублей.

Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил доход в 2017 году в 14 млн 342 тыс. 661 рубль (12,8 млн рублей в 2016).

Серьезно улучшилось материальное положение уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой, показавшей в 2016 году самый скромный заработок в Кремле — около 2,8 млн рублей. В ее нынешней декларации фигурирует сумма 5,7 млн рублей.

Напротив, первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко, который по итогам 2016 года был лидером в Кремле по уровню дохода (85 млн 486 тыс. 900 рублей), в 2017 году «сдал позиции», заработав 33 млн 266 тыс.923 рубля. Впрочем, в 2016 году Кириенко проработал в Кремле лишь три месяца, а большую часть года занимал пост главы госкорпорации «Росатом».

Отчеты о доходах и имуществе

Порядок обнародования чиновниками информации о своем благосостоянии действует в России уже не один год. Высокопоставленные госслужащие и парламентарии обязаны отчитываться о доходах, расходах и имуществе ежегодно до 1 апреля включительно (для рядовых чиновников этот срок истекает 30 апреля), и после обработки деклараций эти сведения публикуются на официальных сайтах соответствующих органов власти.

Указ президента о порядке размещения на официальных сайтах органов власти и в СМИ сведений о доходах и имуществе госслужащих и членов их семей был подписан в 2009 году.

В 2013 году вступил в силу закон, согласно которому чиновники и парламентарии должны отчитываться не только о доходах, но и о крупных тратах — о каждой сделке по приобретению земли, недвижимости, автомобилей, ценных бумаг и акций, если сумма превышает общий доход госслужащего и его супруги (супруга) за три последних года. Рассказывать необходимо и об источниках получения средств, за счет которых совершена покупка. В том же году был введен запрет на владение чиновниками, парламентариями и кандидатами на выборные посты банковскими счетами и финансовыми инструментами за рубежом. При этом наличие заграничной недвижимости допускается, однако вся она подлежит декларированию.

Статьей 20 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ введено правило, по которому декларация о доходах госслужащих должна подаваться в соответствующее подразделение госструктуры ежегодно. Информация о доходах и некоторых расходах за предшествующий год детализируется в виде справки, форма которой закреплена Указом Президента от 23.06.2014 г. № 460. При заполнении бланка госслужащим или претендентом на вакантную должность указываются доходные поступления за последний год, источники их получения, перечисляются имущественные активы, находящиеся в собственности или пользовании.

Декларация о доходах госслужащих в 2018 году является документом, содержание которого не подлежит огласке. Все сведения из этой формы носят конфиденциальный характер. Служащие, отказавшиеся предоставить заполненную форму по своим доходам и по доходам членов семьи, либо предоставившие недостоверные сведения, признаются виновными в совершении правонарушения и могут быть уволены. Бланк справки предполагает раскрытие информации не только по имущественному положению самого работника, но и его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Декларация о доходах госслужащих 2018: бланк

В форме справки должна указываться информация в разрезе таких показателей по каждому лицу:

  • наименование работодателя;
  • личные сведения – ФИО, адрес, дата рождения , паспортные данные;
  • информация о составе семьи;
  • временной интервал, за который раскрывается информация по доходам и имущественным активам;
  • перечисление с суммами поступлений по ним, остатки на банковских счетах, стоимость приобретенных ценных бумаг;
  • данные о владении недвижимостью, транспортными средствами;
  • список действующих депозитных вложений;
  • кредитные обязательства долго- и краткосрочного характера.

Срок сдачи декларации о доходах госслужащих – до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом – для лиц из Администрации Президента РФ, и до 30 апреля – для всех остальных госслужащих. Если лично представить ее невозможно, разрешается отправка по почте, но не позже даты окончания отведенного времени на подготовку формы. Лица, находящиеся в оплачиваемом или неоплачиваемом отпуске (в том числе отпуске по уходу за детьми) не освобождаются от обязанности сдавать справку о доходах.

Как заполнить декларацию о доходах госслужащих

Президентский Указ от 21.02.2017 г. № 82 закрепил обязательное оформление декларации о доходах и имуществе госслужащих только с применением специального ПО «Справки БК». При заполнении формы необходимо создавать отдельные справки за себя, за супруга и за каждого несовершеннолетнего ребенка. Если с супругом был оформлен развод, то надо учитывать дату вступления в силу решения о расторжении брака – через месяц после его вынесения (при условии, что решение было составлено ранее декабря прошлого года, за супруга можно не отчитываться).

Как заполнять декларацию о доходах госслужащего? Образец документа в 1 Разделе предполагает распределение доходных поступлений по нескольким категориям:

  • в качестве дохода по основному месту трудоустройства выступает начисленная заработная плата (она берется из справки 2-НДФЛ);
  • заработки с предыдущих мест работы (если они были) указываются в графе «Иные доходы»;
  • при совмещении работы с преподаванием или творческой деятельностью вознаграждения по этим направлениям приводятся обособленно;
  • отдельно вписываются доходы по банковским вкладам (проценты по депозитам, начисленные за рассматриваемый период);
  • доходы по ценным бумагам.

В иных доходных поступлениях суммируются средства, полученные в форме материнского капитала, пособий, пенсий, алиментов, унаследованные ресурсы.

Рекомендации по заполнению декларации о доходах госслужащих в отношении Раздела 2 актуальны при наличии в отчетном году операций по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, акций, облигаций. В строки табличной формы вносятся только те активы, которые были получены одним из членов семьи или самим госслужащим на платной основе.

Претендентами на вакантные должности (если это госслужба) декларация о доходах заполняется обязательно, но 2 Раздел можно оставить пустым. Во всех остальных случаях операции по приобретению имущества должны приводиться с отображением стоимостной оценки покупаемых активов и источников получения средств для реализации сделки.

Декларация о доходах госслужащих 2018 (скачать бланк можно ниже) в Разделе 3 содержит информацию о недвижимом имуществе, транспортных средствах, которые принадлежат служащему или членам его семьи на праве собственности. В Раздел 4 вносятся сведения об открытых банковских счетах, а в Раздел 5 – о владении акциями и другими ценными бумагами. В Разделе 6 перечисляются актуальные обязательства имущественного и финансового характера. В бланке нельзя делать исправления. Все листы документа должны быть стандартного размера А4.

Образец заполнения справки о доходах госслужащих (стр. 1)

Скачать полностью заполненный образец справки о доходах госслужащих и чистый бланк можно ниже.

Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 19.09.2017) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и...

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМИ, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ

НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ, И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ

СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА

1. Настоящим Положением определяется порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы (далее - должности государственной службы), и федеральными государственными служащими сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

2. Обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами возлагается:

а) на гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы (далее - гражданин);

б) на федерального государственного служащего, замещавшего по состоянию на 31 декабря отчетного года должность государственной службы, предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 (далее - государственный служащий);

в) на федерального государственного служащего, замещающего должность государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, и претендующего на замещение должности государственной службы, предусмотренной этим перечнем (далее - кандидат на должность, предусмотренную перечнем).

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) гражданами - при поступлении на федеральную государственную службу;

(см. текст в предыдущей редакции)

а.1) кандидатами на должности, предусмотренные перечнем, - при назначении на должности государственной службы, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

б) государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) государственными служащими, замещающими должности государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Гражданин при назначении на должность государственной службы представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату);

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности государственной службы (на отчетную дату).

4.1. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем , представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.

5. Государственный служащий представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке , устанавливаемом руководителем федерального государственного органа.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также представляемые государственными служащими, замещающими указанные должности государственной службы, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

(см. текст в предыдущей редакции)

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, а также представляемые государственными служащими, замещающими указанные должности государственной службы, направляются кадровой службой федерального государственного органа в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными служащими, указанными в абзацах втором и третьем настоящего пункта, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для их представления в кадровую службу федерального государственного органа.

8. В случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением.

Гражданин может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем , может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом "а.1" пункта 3 настоящего Положения. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в подпункте "б" или "в" пункта 3 настоящего Положения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уточненные сведения, представленные гражданами и государственными служащими, указанными в абзацах втором и третьем пункта 7 настоящего Положения, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, в течение пяти дней после их представления в соответствующую кадровую службу.

9. В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

10. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Положением гражданином и государственным служащим, осуществляется в соответствии с

12. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с порядком , утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613, размещаются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа, а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа - предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Федеральные государственные служащие, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, виновные в их разглашении или использовании в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в соответствии с настоящим Положением гражданином или кандидатом на должность, предусмотренную перечнем , а также представляемые государственным служащим ежегодно, и информация о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений приобщаются к личному делу государственного служащего. В случае если гражданин или кандидат на должность, предусмотренную перечнем , представившие в кадровую службу федерального государственного органа справки о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не были назначены на должность государственной службы, такие справки возвращаются указанным лицам по их письменному заявлению вместе с другими документами.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Открыть полный текст документа

Декларации о доходах президента, премьера, а также членов правительства и администрации главы государства. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о правилах декларирования доходов, расходов и имущества государственными служащими РФ.

Кто подает декларации

Декларации о доходах и имуществе ежегодно, не позднее 1 апреля, предоставляются государственными служащими и прочими публичными должностными лицами в рамках законодательства о гражданской службе и закона о противодействии коррупции. Сведения подаются также в отношении членов их семей: супруга(-и) и несовершеннолетних детей. В декларациях указываются данные за предшествующий год: информация о доходах, о владении транспортом и недвижимостью, акциях и обязательствах имущественного характера.

Первые антикоррупционные законы в РФ

Впервые требование предоставлять сведения о доходах и имуществе в отношении госслужащих в России было введено в 1995 году. Согласно ст. 12 федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" госслужащие должны были предоставлять соответствующие данные в органы налоговой службы. Однако все эти сведения получали статус служебной тайны, и их проверка проводилась только налоговой службой.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. В статье 8 документа говорится, что государства - участники Конвенции должны "устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять декларации о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов".

Правила подачи деклараций

Требование к должностным лицам и членам их семей декларировать свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера было установлено федеральным законом от 25 декабря 2008 года. "О противодействии коррупции". 29 декабря того же года в статью 10 федерального конституционного закона "О правительстве РФ" были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей.

18 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, которыми, в частности, регламентирован круг чиновников и членов их семей, подающих декларации. В него попали не только президент, сотрудники его администрации, члены правительства, но и парламентарии, судьи, сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие, занимающие командные и управленческие должности в российской армии. С 2012 года отчитываться стали руководители Центробанка РФ, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, их супруги и несовершеннолетние дети.

В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" и указом президента от 8 июля 2013 года. "Вопросы противодействия коррупции" список лиц, обязанных обнародовать сведения о своих доходах и имуществе, был расширен. В него были включены руководители госкомпаний и госкорпораций. В марте 2015 года правительство РФ освободило руководство ряда компаний с госучастием от публикации таких сведений (ОАО "РЖД", ПАО "Роснефть" и др.). Требование публичной декларации касается лишь сотрудников некоммерческих и бюджетных организаций, фондов, корпораций и компаний, которые на 100% принадлежат государству и руководители которых назначаются правительством РФ. Коммерческие компании (акционерные общества) должны предоставлять сведения о декларациях своих руководителей в правительство, но не обязаны публиковать их.

С 1 января 2013 года российские чиновники отчитываются не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен (мужей) и детей. Проверке подлежат сделки по приобретению земельного участка, недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход за последние три года. К декларированию также обязательны источники средств, за счет которых были заключены сделки. 19 августа 2013 года вступил в силу запрет для чиновников иметь счета в зарубежных банках. За невыполнение приведенных выше требований предусматривается административное наказание, вплоть до увольнения с формулировкой "в связи с утратой доверия". Государственные служащие, согласно законодательству, не имеют права заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью.

4 ноября 2015 года вступил в силу закон, который предусматривает возможность досрочного лишения мандатов парламентариев, если они или члены их семей не предоставили в срок декларации о доходах. Ранее ответственность за непредставление или несвоевременное представление деклараций в законодательстве отсутствовала.

В мае 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в действующее законодательства, согласно которым временно исполняющие обязанности глав регионов и атаманы войсковых казачьих обществ обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.

Публикация деклараций

Сведения о доходах и имуществе начали публиковаться на официальных сайтах соответствующих ведомств и в СМИ с 2010 года. Однако публичная версия деклараций чиновников значительно отличается от той, которую должностное лицо подает в кадровую службу. В "открытой" версии отсутствует информация о счетах и долговых обязательствах, не сообщается точное местонахождение декларируемой недвижимости и год выпуска автомобиля, нет информации о расходах, не сообщаются имена и фамилии супругов и несовершеннолетних детей. При наличии недвижимости за рубежом указывается только страна, где она находится.

Проверки деклараций

Декларации о доходах ежегодно подают около 1,6 млн госслужащих. Полученные сведения проходят проверку в администрации президента РФ, в Управлении по вопросам противодействия коррупции. В 2016 году, по словам начальника управления Олега Плохого, было выявлено около 70 тыс. преступлений коррупционной направленности (в 2015 году - 32 тыс.). Грубые нарушения признаны в 16 тыс. случаев (в 2015 году - 18 тыс.) - столько должностных лиц различного уровня были привлечены к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов. Всего с формулировкой "за утрату доверия" в России в 2016 году было уволено порядка 400 человек, 177 из них - по итогам проверок деклараций (в 2015 году - 800 человек). Кроме того, материалы 1 тыс. проверок выявили факты, которые потребовали привлечения к работе правоохранителей. Было возбуждено 680 уголовных дел.