Что гарантирующий поставщик. Правила работы гарантирующего поставщика (ГП). С какой даты начинается либерализация розничных рынков? Насколько этот процесс может отставать от либерализации оптового рынка

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии . Особенность публичного договора состоит в том, что гарантирующий поставщик обязуется заключить договор с с каждым потребителем, который к нему обратится.

Между прочими сбытовыми компаниями (производителями электроэнергии) и потребителем условия договоров определяются по усмотрению сторон.

В соответствии с договором, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и/ или оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а потребитель обязуется оплачивать потребляемую электроэнергию и предоставленные услуги.

Гарантирующий поставщик может заключать два вида договоров с потребителем:

    договор купли-продажи, если потребитель заключил самостоятельный договор на передачу электроэнергии;

    договор энергоснабжения, включающий в себя как условия купли-продажи электроэнергии, так и все существенные условия по передаче электроэнергии.

    Последний вариант договора является приоритетным вследствие своей комплексности.
    Срок начала поставки электроэнергии по договору купли-продажи должен совпадать с началом оказания услуг по передаче электроэнергии.

Действующие договоры энергоснабжения приводятся в соответствие с Правилами функционирования розничных рынков.

Населению нет необходимости заключать письменный договор с гарантирующим поставщиком – заключением договора считается факт оплаты счета за электрическую энергию.

Другие потребители заключают договор в письменной форме, и должны представить информацию:

    о присоединении энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации, их надлежащем техническом состоянии;

    о планируемом объеме потребления электроэнергии с помесячной детализацией не позднее двух месяцев до начала очередного периода регулирования. Стоимость разницы между фактическим объемом потребления и запланированным (договорным) объемом оплачивается в соответствии с правилами определения стоимости поставки электроэнергии на розничных рынках (проект правил разрабатывается и утверждается Федеральной службой по тарифам России).

Гарантирующий поставщик может отказаться от исполнения обязательств по поставке, если покупатель не оплатил электроэнергию и услуги по ее поставке суммарно за два и более расчетных периода, а также исказил данные о фактическом потреблении электроэнергии.

Статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса.

До первого конкурса гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с момента введения в действие Правил розничного рынка Правительством РФ (ссылка) назначаются:

    неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;

    оптовые предприятия-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, поставляющие электроэнергию населению и финансируемым из бюджета потребителям в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;

    энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;

    хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России, и изолированными энергосистемами (так называемые «острова» - типичный пример – предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией). В отношении таких гарантирующих поставщиков сделано исключение –передача статуса гарантирующего поставщика будет происходить вместе с соответствующим имуществом, без проведения конкурса.

Конкурс на получение статуса гарантирующего поставщика организуется и проводится уполномоченным региональным органом исполнительной власти (или, в особых случаях, при наличии задолженности регионального и местных бюджетов перед гарантирующим поставщиком, - федеральным органом исполнительной власти).

В случае признания очередного конкурса несостоявшимся, следующий конкурс проводится через каждые три месяца, вплоть до определения победителя конкурса или присвоения статуса гарантирующего поставщика единственному участнику конкурса. При этом действующий гарантирующий поставщик сохраняет свой статус и продолжает выполнять возложенные на него обязательства вплоть до присвоения статуса новому гарантирующему поставщику.

К участникам конкурса предъявляются следующие требования:

  1. наличие лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам;
  2. наличие собственного капитала в размере 5% среднемесячной стоимости электрической энергии либо банковской гарантии;
  3. информационно-технологическое взаимодействие с Системным оператором и НП «АТС»;
  4. отсутствие просроченной задолженности перед поставщиками электроэнергии и услуг.

Победителем конкурса является участник, в заявке которого указано наименьшее значение необходимой валовой выручки, включающей все расходы, связанные с производством товаров и услуг, и необходимую прибыль.

При возникновении ряда обстоятельств, в которых действующий гарантирующий поставщик не может дальше исполнять свои обязательства, а также, если он добровольно отказывается от продолжения деятельности, проводится внеочередной конкурс.

В случае, если внеочередной конкурс не проведен или признан несостоявшимся, статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации – до даты присвоения статуса гарантирующего поставщика сбытовой организации по итогам конкурса.

Победитель конкурса обязан:

  1. получить статус субъекта оптового рынка, если победитель конкурса не является участником оптового рынка электроэнергии (мощности);
  2. зарегистрировать на оптовом рынке группу точек поставки, соответствующей зоне деятельности гарантирующего поставщика;
  3. не допускать ухудшения своего финансового состояния по отношению к контрольным показателям;
  4. не допускать снижения размера собственного капитала более чем на 20% от величины, указанной в его конкурсной заявке (или надлежащим образом исполнять договор банковской гарантии или страхования предпринимательских рисков гарантирующего поставщика);
  5. осуществлять деятельность в качестве гарантирующего поставщика за вознаграждение, равное сбытовой надбавке;
  6. осуществлять информационное взаимодействие с Системным оператором и Администратором торговой системы оптового рынка;
  7. надлежащим образом исполнять обязательства перед поставщиками электрической энергии на оптовом и розничных рынках, сетевыми организациями, Системным оператором, Администратором торговой системы оптового рынка электрической энергии, не допускать просрочки оплаты приобретаемой им электрической энергии и (или) оказываемых услуг;
  8. в случае досрочного прекращения по собственной инициативе деятельности оплатить расходы на организацию и проведение внеочередного конкурса;
  9. осуществить разделение по видам деятельности (если это не было сделано до получения статуса).

Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы, победитель конкурса либо территориальная сетевая организация – если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

    в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).

    на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.

Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия в торговле на оптовом рынке договоров и получение балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.

Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика определяются уполномоченными органами региональной исполнительной власти в течение 45 дней с даты вступления в силу Правил функционирования розничных рынков (1 сентября 2006 г.).

Границами зоны деятельности гарантирующего поставщика-участника оптового рынка, являются группа(ы) точек поставки на оптовом рынке, которые соответствуют территориям субъектов Российской Федерации.

Для гарантирующего поставщика, не являющегося участником оптового рынка, границы определяются в зависимости от балансовой принадлежности электрических сетей, к которым присоединены потребители, обслуживаемые гарантирующим поставщиком.

Изменение границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков может произойти только в ходе очередного конкурса на получение статуса гарантирующего поставщика.

Изменение границ возможно при соблюдении следующих существенных условий:

количество потребителей в новой зоне должно составлять не менее 25% потребителей на территории данного субъекта Российской Федерации, а объем поставки электроэнергии населению и другим бюджетным категориям потребителей должен быть не менее 50 млн. кВтч в год;
  • сбытовая надбавка для новых зон деятельности не превышает исходную величину сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
  • Гарантирующий поставщик (сокращенно ГП) электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

    Статус гарантирующего поставщика распространяется на определенную территорию, согласно реестру.

    Деятельность Гарантирующего поставщика регулируется уполномоченным региональным органом власти и Федеральной службой по тарифам (ФСТ РФ). В компетенции регуляторов входит: - утверждение тарифного меню и сбытовой надбавки для гарантирующих поставщиков; - контроль соблюдения Гарантирующими поставщиками установленных финансовых коэффициентов и условий осуществления деятельности.

    Гарантирующие поставщики закупают электрическую энергию и мощность на оптовом и розничном рынках, заключают договор на передачу электрической энергии и мощности с сетевыми компаниями в своей зоне деятельности и договор на оплату потерь сетевых компаний, реализуют электрическую энергию и мощность конечным потребителям на своей территории по договорам энергоснабжения, осуществляя расчет потребителя, выписку счетов (биллинг), сбор денежных средств, взыскание задолженности. Фактически, после разделения (реструктуризации) электроэнергетики России на генерирующие, сетевые, сбытовые компании и диспетчеризацию, Гарантирующие поставщики осуществляют функцию "единого окна" для потребителя.

    Федеральный закон "Об электроэнергетике" п.2. статьи 38.

    "Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков. Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации".

    Гарантирующие поставщики работают на всей территории России, то есть потребитель электроэнергии, находящийся в любом регионе, может заключить договор с Гарантирующим поставщиком. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе установлены региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

    Общество с ограниченной ответственностью "РКС-энерго" - энергосбытовая компания, зарегистрированная как Гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Ленинградской области и субъект оптового рынка электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России. ООО "РКС-энерго" осуществляет сбыт электроэнергии в Ленинградской области с 1 января 2006 года.

    Основным видом деятельности Общества является купля-продажа электрической энергии и мощности на оптовом и розничном рынке электрической энергии и мощности, реализация (сбыт) электрической энергии потребителям.

    Статус гарантирующего поставщика присвоен ООО "РКС-энерго" с 13.10.2006 г. Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 13.10.2006 N 101-п "О присвоении статуса гарантирующего поставщика обществу с ограниченной ответственностью "РКС-энерго", действующему на территории Ленинградской области" (в редакции Приказов комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 04.07.2011 N 76-п, от 19.09.2011 N 107-п, от 30.10.2012 N 137-п, от 30.07.2015 N 89-п, от 25.01.2017 N 8-п).

    Границы зоны деятельности ООО "РКС-энерго" на территории Ленинградской области согласно Приложению к ПРИКАЗУ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 25.01.2017 №8-п

    1. Электрические сети, принадлежащие АО "Ленинградская областная электросетевая компания" на праве собственности или ином законном основании, на территории Ленинградской области, за исключением следующих точек поставки:

    1.1. ПС-322: ф. 322-11, адрес: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пос. Вырица, КМС "Княжеская долина" (коттеджный поселок).

    1.2. ПС-199: ф. 199-25 и ф. 199-29, адрес: Ленинградская область, Кировский район, п. Никольское.

    1.3. Кабельные линии от ТП-2 к жилым домам, расположенным по адресам: Ленинградская область, г. Волхов, ул. Коммунаров, 20, 22, 24, 26, ул. В. Голубевой, 1а.

    1.4. Кабельные линии от ТП-4 к жилым домам, расположенным по адресам: Ленинградская область, г. Волхов, ул. Дзержинского, д. 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 нов.

    1.5. ПС-335: ф. 335-108, ф. 335-110, ф. 335-111, ф. 335-203, ф. 335-214, ф. 335-215, адрес: Ленинградская область, 12 км Мурманского шоссе, микрорайон Мега-Икея.

    1.6. ПС-526: ф. 526-309, ф. 526-409, ОАО "Гестамп Северсталь Всеволожск", адрес: Ленинградская область, г. Всеволожск, промзона "Кирпичный завод", квартал 11, площадка N 2.

    1.7. ПС-515: КТП-54, КТП-55, КТП-56. ОАО "Петергоф 1", адрес: Ленинградская область, Всеволожский р-н, Кировское лесничество, Морозовское участковое лесничество.

    1.8. ПС-537: ф. 537-411, ЛЭП-10 кВ на оп. N 1 ОЛ-9328, ОАО "Газета Вести", адрес: Ленинградская область, Юкковская волость, д. Сарженка.

    1.9. Филиал ОАО "ОГК-2" Киришская ГЭС, кабельные линии 6 кВ, яч. N 10 и яч. N 38 РУСН-6 кВ Водогрейной котельной.

    2. Электрические сети, принадлежащие муниципальному предприятию "Всеволожское предприятие электрических сетей" на праве собственности или ином законном основании, на территории Ленинградской области.

    3. Электрические сети, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и(или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", имеющем технологическое присоединение к электрическим сетям организаций, указанным в пунктах 1 и приложения к настоящему приказу.

    В настоящее время "РКС-энерго" обеспечивает электроэнергией более 800 000 человек, свыше 9 000 юридических лиц, включая крупную промышленность, а также большинство бюджетных учреждений и коммунальных предприятий, расположенных в крупных городах Ленинградской области. В состав компании входят 13 районных отделений в Бокситогорске, Волхове, Всеволожске, Гатчине, Кингисеппе, Киришах, Кировске, Лодейном поле, Луге, Сланцах, Тихвине, Тосно и Выборге и 5 участков в Волосово, Сосновом Бору, Ивангороде, Пикалево, Подпорожье. Общая площадь обслуживаемой территории - более 65 000 кв. километров.

    В связи с изменением границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью, утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ, на основании Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-Ф3 "Об электроэнергетике", Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, Положения о Региональной энергетической комиссии города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 963-ПП, Региональная энергетическая комиссия города Москвы постановляет:

    1. Утвердить перечень организаций, которым ранее был присвоен в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика электрической энергии, согласно к настоящему постановлению и границы их зоны деятельности, закрепленные за соответствующими организациями в установленном порядке, согласно к настоящему постановлению.

    2. Действие настоящего постановления распространяется на отношения, возникшие до вступления в силу настоящего постановления, с 1 июля 2012 г.

    3. Признать утратившим силу постановление РЭК Москвы от 20 октября 2006 г. N 43 "О получении статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории города Москвы" (в редакции постановлений РЭК Москвы от 17 марта 2011 г. N 19; от 14 сентября 2011 г. N 74).

    Приложение N 1
    к Региональной

    от 13 июля 2012 г. N 152

    Перечень
    гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории города Москвы

    1. Открытое акционерное общество "Мосэнергосбыт".

    2. Общество с ограниченной ответственностью "Энергосбытхолдинг".

    3. Открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт".

    4. МУП "Троицкая электросеть".

    Приложение N 2
    к Региональной
    энергетической комиссии г. Москвы
    от 13 июля 2012 г. N 152

    Границы зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории города Москвы

    N Наименование Границы зон деятельности
    1. Открытое акционерное общество "Мосэнергосбыт" Административные границы территории города Москвы, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности ООО "Энергосбытхолдинг", ОАО "Оборонэнергосбыт" и МУП "Троицкая электросеть"
    2. Общество с ограниченной ответственностью "Энергосбытхолдинг" Границы балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих ОАО "РЖД" на праве собственности либо на ином законном основании, расположенных в административных границах территории города Москвы
    3. Открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" Границы балансовой принадлежности расположенных в административных границах территории города Москвы электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц)
    4. МУП "Троицкая электросеть" Границы балансовой принадлежности электрических сетей МУП "Троицкая электросеть" городского округа Троицк

    Обзор документа

    В связи с изменением границ Москвы утверждены перечень организаций, которым ранее был присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии, и границы зоны деятельности, закрепленные за соответствующими организациями.

    Реформа электроэнергетики началась в 2003 году, но многие потребители все еще считают, что рынок электроэнергии - государственная монополия.
    Большинство потребителей покупают электроэнергию на розничном рынке электроэнергии. В этой статья мы расскажем об устройстве розничного рынка электроэнергии, его участниках и методике ценообразования для конечного потребителя.

    Основные положения и правила функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»

    Упрощенная схема работы рынка представлена на изображении

    Организации, работающие на розничном рынке электроэнергии

    Гарантирующие поставщики - энергосбытовые компании, получившие статус гарантирующего поставщика. Все гарантирующее поставщики - коммерческие компании и принадлежат как частному капиталу, так и компаниям с государственным участием.

    Обязанности гарантирующего поставщика:

    • заключить договор энергоснабжения с любым потребителем, находящимся в зоне его деятельности;
    • купить электроэнергию на оптовом рынке для потребителей, находящихся в его зоне действия;
    • урегулировать услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.

    За работу гарантирующий поставщик получает вознаграждение. Размер вознаграждение устанавливается региональными регулирующими органами и называется сбытовой надбавкой.

    Что делают гарантирующие поставщики:

    • заключают договоры энергоснабжения с потребителями;
    • покупают в интересах своих потребителей электрическую энергию на оптовом рынке у генерирующих компаний и у розничной генерации;
    • заключают договоры с сетевыми компаниями на передачу электрической энергии до энергоустановок потребителя;
    • рассчитывают по для потребителей в соответствии с установленной законодательством методикой;
    • собирают денежные средства за поставленную электроэнергию с потребителей, перечисляют из них часть на генерирующим компаниям, часть сетевым компаниям, а часть оставляют себе в качестве вознаграждения в размере сбытовой надбавки.

    2. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме будет равна предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика

    3. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и розничным генератором, а также договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме может быть ниже предельной нерегулируемой цены гарантирующего поставщика за счет покупки электроэнергии у розничного генератора по более низкой цене.

    4. Заключить договор с независимой энергосбытовой компанией. Цена по договору свободная и определяется соглашением.

    Если ни с кем не заключить договоры – потребление электроэнергии будет признано бездоговорным. В этом случае сетевая компания ограничит потребление электроэнергии, определит стоимость потребления электроэнергии расчетным способом и будет взыскивать ее с потребителя.

    Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

    Конечная цена на электроэнергию состоит из 4 составляющих, которые вытекают из структуры розничного рынка электроэнергии:

    Составляющие цены на электроэнергию