Основные проблемы развития малого бизнеса. Проблемы развития малого предпринимательства в россии. Высокая стоимость услуг малого предпринимательства

Создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики – за все это отвечает малый бизнес. Рынок не может быть целиком обеспечен только крупными предприятиями: существуют такие отрасли, которые совершенно для них непривлекательны.

Исследование проблем малого предпринимательства – очень важная и актуальная задача. В России, к сожалению, проблем, касающихся этой сферы экономики не мало. Цель исследования – показать основные проблемы малого бизнеса в России, посмотреть на ситуацию глазами предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в существующих условиях, рассмотреть возможные варианты решений возникающих трудностей. Хотя Российское предпринимательство находится на стадии постоянного развития, оно все еще не реализовало полностью свои возможности.

Проблемы малого бизнеса
С чем же в первую очередь столкнется человек, решивший открыть свой бизнес?
Для открытия своего дела нужен начальный капитал. Как правило, за неимением собственных средств, люди идут в банк с надеждой получить кредит на выгодных условиях. На деле, получить его не так просто. Банки в большинстве случаев опасаются выдавать кредиты начинающим предпринимателям: государственная поддержка малого бизнеса незначительна, залоги невелики, бизнес-план кажется плохо подготовленным. Если кредит все же удалось получить, то высокая процентная ставка заставляет предпринимателя постоянно чувствовать себя должным банку.
Вывод: нехватка финансирования малого бизнеса со стороны банков.
Ниже представлена таблица с условиями выдачи кредитов малому бизнесу некоторыми банками России.

Таблица 1. Выдача кредитов малому бизнесу некоторыми банками России

Продолжение таблицы 1

Вторая проблема, сильно ограничивающая возможности предпринимателей, – налоги. Не смотря на то, что налогоплательщику помимо единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога теперь предоставляется возможность перейти на упрощенную систему налогообложения (УПС), существенно легче жизнь предпринимателя не становится. Хотя предприятие освобождается от ряда таких налогов, как НДС, налога на прибыль и на имущество, на замену приходят другие существенные ограничения: невозможность заниматься определенными видами деятельности, количественные ограничения работников, а такое условие, как запрет на открытие филиалов и представительств, сильно ограничивает перспективы расширения бизнеса.
В 2013 году за истекший период 350 тысяч предпринимателей, занимающихся малым бизнесом, отказались от этого вида деятельности.
Малый бизнес сильно влияет на экономический рост в стране и на ВНП. Во всех развитых странах малый бизнес очень ценится, его доля в ВНП составляет 60-70% (см. Таблицу 2). Фактором, который помогает развитию малого бизнеса, является правильная налоговая политика государства.

Таблица 2. Малый бизнес в разных странах

Однако статья расходов предпринимателей не ограничивается одним налогообложением. Следующим пунктом, так или иначе, окажется плата за аренду, размер которой не ограничен законодательством. Арендодателям никто не запрещает постоянно повышать плату за помещения. В Москве эти цифры доходят до таких величин, что шансы начинающего с нуля предпринимателя открыть в столице свой бизнес крайне малы. Отсюда вытекает тот факт, что в таких крупных городах, как Москва, позволить себе владеть торговой точкой могут только вертикально интегрированные структуры. Крупные торговые сети, способные платить за такую аренду, открывают магазины в торговых центрах, куда ходит большая часть населения. Малый же бизнес остается в стороне.
С чем же сталкиваются те предприниматели, которые пытаются в проблемных ситуациях отстоять свои права?
Единого законодательства, к которому можно было бы обращаться предпринимателям, нет. Хотя есть отдельные документы и положения о ведении бизнеса, в стране отсутствует единая правовая база, более того, некоторые нормативные акты противоречат друг другу.
Отсюда можно сделать вывод, что у российского предпринимательства отсутствует реальная защита и поддержка со стороны государства. В связи с этим можно назвать еще одну не менее важную проблему – нет развития в инновационной сфере. Внедрение инноваций в производство требует больших капиталовложений. У малого бизнеса не достаточно средств для таких инвестиций, тут требуется государственное финансирование.
Негативно сказывается на малом бизнесе еще один аспект – острая нехватка квалифицированных кадров, которая с каждым годом все больше возрастает. Такую проблему не решить быстро какими-либо законами. Здесь потребуется немало времени для того, чтобы обучить людей, повысить квалификацию персонала, подготовить специалистов своего дела. Те специалисты в нашей стране, которые имели высокую квалификацию, в основном работают за границей на иностранные компании.
Еще одной проблемой, сказывающейся на малом бизнесе, можно назвать низкую платежеспособность населения, что сказывается на объеме продаж.

Некоторые предприниматели на заре своей деятельности сталкиваются с еще одной трудностью – регистрацией своего бизнеса.
В среднем, если смотреть по всей России, для регистрации бизнеса требуется пройти около девяти операций, которые занимают примерно 23 дня (зависит от местного законодательства). Точные данные по 30 городам Российской Федерации представлены в Таблице 3 (Source: Doing Business database). Средняя стоимость открытия бизнеса в России – 2,3% дохода на душу населения. Она изменятся в пределах 1.7 % дохода на душу населения в Казани, до 3% в Хабаровске и Сургуте.
В 2001 первом году стала возможной регистрация бизнеса онлайн в четырех городах – Москве, Санкт- Петербурге, Оренбурге и Туле. На деле, многим другим
городам такая процедура тоже была 
доступна. Однако лишь в Санкт-Петербурге ожидания были оправданы, и регистрация занимала 6 дней, в остальных же городах сроки были превышены.

Таблица 3. Оценка легкости открытия бизнеса в 30 городах России


Проверка на практике
Для того чтобы понять, что из всего вышеперечисленного наиболее болезненно сказывается на предпринимательской деятельности, лучше всего спросить об этом самих предпринимателей.
На мои вопросы согласился ответить управляющий таверной:
- Скажите, какую бы проблему малого предпринимательства Вы поставили на передний план?
- Приоритетной проблемой, которую я бы выделил в отдельную категорию, является аренда.
Это помещение мы арендуем у Департамента городского имущества города Москвы, и сложившуюся ситуацию я характеризую, как беспредел. Выходят законы правительства Москвы, которые являются для Департамента имущества основными документами, на основании которых от имени города Департамент управляет этим имуществом, сдает его в аренду малому, среднему и где-то даже крупному бизнесу. Так вот политика Департамента имущества заключается в том, что они ежегодно увеличивают арендную ставку, причем неимоверными шагами. Сейчас уже январь 2014 года, а стоимости за аренду на этот год, информацию о которой мне должны были предоставить до 1 декабря прошлого года, у меня до сих пор нет, и я не знаю, какой размер арендной платы меня ожидает. Никаких санкций к департаменту имущества я применить не могу, только они ко мне могут применять санкции, а я не могу.
- А если обратиться в суд?
- Я с департаментом имущества судился четыре раза. Четыре раза по отдельным делам. Для примера, вот как у нас решаются судебные вопросы. У меня несколько объектов, так как на каждом объекте свое юридическое лицо, дела разные, но суть спора одна. Так вот чем закончилось: хоть у меня было и три разных дела, в которых одна суть, два из них я выиграл, а третье проиграл. Соответственно каждый раз дела рассматривали разные судьи. Закон, как у нас в народе говорят, что дышло: куда повернешь, туда и вышло. Поэтому есть определенная предвзятость и в этом плане.
Правительство Москвы выпускает постановление, в котором, на мой взгляд, достаточно четко прописаны условия. Однако Департамент имущества поступает по-своему и устанавливает свою процентную ставку.
Многие обыватели всегда считали, что лучше всего брать в аренду площадь у государства. Потому что государство, наверное, действует в рамках закона и есть гарантии, что завтра тебя не попросят покинуть это помещение. Так как у меня есть объекты собственности и не собственности, то могу сказать, что там, где мы собственники, мои арендаторы чувствуют себя замечательно, в плане, что мы всегда и находим компромисс, и решаем общие проблемы. Никто не волнуется, что я завтра приду и скажу вернуть помещение, а со стороны Департамента такое происходит регулярно.
И следующее проявление, например, это изменение тех процентных ставок, которые были раньше. Правительство Москвы выпускает постановление, в котором говорит: «Рыночная арендная плата должна определяться на основании независимого оценщика». Я лично обращаюсь в фирму, которая аккредитована при Департаменте имущества, проводить эту оценку, заказываю ее за свои деньги, чтобы заранее сориентироваться. Они мне дают акт об оценке, образно говоря, получается 7000 рублей за кв. метр в год. Департамент имущества со своей стороны, нарушая сроки этой оценки, в итоге как будто бы ее проводит и пишет мне бумагу, в которой эта рыночная ставка не 7000, как оценила мне официальная фирма, а где-то на 20-25% выше. И с этим можно сделать только одно – опять же обращаться в суд и надеяться, что в суде ты сможешь доказать, что твоя оценка более правильная и реалистичная.
- То есть получается, совершенно не соблюдаются законы?
- Происходит тотальное неисполнение законодательных актов именно со стороны чиновников. Чиновник никакой ответственности за неисполнение закона не несет. Нет нормальной системы выговоров, увольнений, поэтому ему очень просто закон не выполнять, а если я его не выполняю, то против меня сразу применяются жесткие санкции. Аренда у Департамента имущества – это сейчас основная головная боль всего малого бизнеса Москвы.
Тут есть еще один аспект. Есть такой закон о защите конкуренции. В соответствии с ним с июня 2015 года, когда у меня закончится договор аренды, например, этого помещения, я не смогу перезаключить договор аренды с Департаментом на новый срок. По этому закону подразумевается, что бывший арендатор, не имеет значения, сколько денег он вложил в помещение, сколько времени он здесь находился, идет на конкурс заключения договора на общих основаниях, путем повышения процентной ставки за аренду, не имея никаких преимуществ.
- А что если выкупить это помещение у Департамента имущества?
- Сейчас как раз у меня стоит дилемма, выкупить ли это помещение до 2015 года или же благополучно про него забыть, потому что Вы сами понимаете, что если на него положит глаз сетевик, то шансов нет.
Если выкупать. Департамент имущества оценивает это помещение в 80-90 тыс. руб. за кв. метр. Здесь общая площадь 475 метров, умножаем, возьмем в среднем, на 85000 за кв. метр, получается, Департамент имущества хочет с меня получить 40 млн. 375 тыс. руб. за это помещение. Говорить о том, сколько мне эти деньги зарабатывать, учитывая специфику проходимости и покупательской способности Зеленограда, нет смысла.
Здесь все упирается в следующую проблему – кредитование. Если мы говорим, что в государстве существует поддержка малого бизнеса, то государство бы мне сказало: «Хочешь купить площадь? Даем тебе нормальную рассрочку». Нормальная рассрочка при таких условиях – 5-10 лет. На что же пошел Департамент имущества, он сказал: «Три года». Делим на три, получается в год 13, 5 млн. руб. – их надо заработать. Если не заработать, то привлекать кредитные деньги. Обращаясь в Сбербанк, под залог того же имущества, то это 12 % годовых – 4,5 млн. руб. в год – только проценты по кредиту. Это помощь и возможности малому бизнесу? Государственная поддержка?
Когда в 2009 году был кризис, Лужков пошел навстречу малому бизнесу и понизил процентную ставку, пусть до 1000 руб. за кв. метр в год, – неимоверная помощь. Потом эту ставку пытались обратно повысить, но в итоге на 2013 год ее все же оставили такой. Сейчас законодательную базу меняют, и в середине этого года планируют установить рыночную арендную ставку, которая будет составлять около 10 тыс. руб. за кв. метр, что означает почти полное исчезновение малого предпринимательства в Зеленограде.

Встретившись с индивидуальным предпринимателем, владельцем сети магазинов головных уборов в Хабаровском крае, можно понять, что для Дальнего Востока характерны те же проблемы, что и для центральных регионов России: « Я работаю предпринимателем с 1996 года. В данный момент я имею магазин и места в торговых центрах города. Конечно, во время своей работы я сталкиваюсь со многими проблемами малого предпринимательства. Для меня на первом месте стоит проблема аренды. Арендодатели понимают, что предприниматели дорожат своим торговыми местами, и совершенно безнаказанно диктуют свои цены, а нам приходится соглашаться. Закона, который бы ограничивал стоимость аренды, нет, и поэтому предпринимателям не на что опираться. Более того, иногда взгляды собственника помещения и снимающего его предпринимателя в отношении ремонта сильно отличаются, а в случае разногласий, потраченные деньги не восполняются.
Второй проблемой для меня являются налоги, то есть недостатки налоговой системы. Ставка налога высока, кроме того, для моего бизнеса, к примеру, характерна зависимость от сезона. Бывают сезоны, месяца, в которые я терплю убытки, а налог нужно платить в полном объеме. Высоки взносы в пенсионный фонд. Сложна система бухучетности в пенсионный фонд, а особенно отчета за работников.
Для пополнения своего товарооборота, мне необходим кредит, но в настоящее время, кредит выдают только под залог или поручительство, которое иногда очень сложно обеспечить. Так же проблема низкой платежеспособности населения. Например, для нашего региона характерна близость Китая. Низкокачественные, дешевые китайские товары заполонили весь наш рынок.
Так же проблемой является строящиеся торговые центры. Их, к сожалению, очень много бывает даже на один квартал, что снижает покупательскую способность. Высоки тарифы на перевозки. Проблема в том, что в нашей стране очень слабая государственная поддержка малого бизнеса, отсутствует единая законодательная база для предпринимателей».

Заключение
Изучив проблемы малого бизнеса в России, можно назвать основные трудности, с которыми сталкиваются предприниматели. Вот те направления, на улучшение состояния которых должна быть направлена политика государства:
Регистрация своего бизнеса – упростить процедуру регистрации, уменьшить время, которое требуется для узаконивания бизнеса.
Кредитование – сделать доступными кредиты малому бизнесу, уменьшить процентные ставки, мотивировать предпринимателей открывать свой бизнес выгодными условиями получения начального капитала.
Налогообложение – поощрять предпринимателей низкими налогами на малый бизнес, освобождать от налогов начинающие компании на период их становления, способствовать развитию.
Аренда – следить за тем, чтобы размер арендной платы оставался в определенных рамках, усовершенствовать процедуру сдачи в аренду помещения, чтобы у арендатора и нанимателя не возникали конфликтные ситуации.
Законодательство – сформировать единую законодательную базу для малого бизнеса, на которую можно было бы полагаться предпринимателям, сделать малый бизнес защищенным со стороны государства, строго следить за исполнением законодательства.

  • Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. Малый бизнес в рыночной среде. –Изд. центр ЕАОИ, 2009. –Cтр. 126, 130.
  • Рушайло П., Чувиляев П. Журнал “Коммерсантъ Деньги” №39 от 03.10.2005. – С. 26.
  • Иоффе А.Д., Каганов В.Ш., Мишин А.И. II Всероссийский съезд представителей малых предприятий, 1.3.2.
  • Subnational Doing Business. Doing business in Russia 2012. – June 21, 2012. – P.16.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Большинство из них закрываются на следующий год, меньшая часть успевает проработать несколько лет. И лишь незначительная доля всех организаций успешно функционирует на рынке. В последнее время у людей пропало желание открывать собственное дело. Это связано с проблемами малого бизнеса, которые существуют в нашей стране на данный момент. В данной статье мы попытаемся разобраться в этом вопросе.

    Какие неприятности преследуют малое предпринимательство?

    Российская Федерация идёт по своему собственному пути в развитии бизнеса. Эта дорога довольно специфична, и многие предприятия страдают по этой причине. Поддержка малого бизнеса осуществляется в соответствии с менталитетом граждан, нестабильной экономикой, а также недостатком информации о ведении корпоративной культуры.

    Человек, который решил начать собственное дело, должен понимать, что его успех зависит не только от стараний начинающего предпринимателя. Сильное влияние оказывают различные внешние и внутренние факторы. Все появляющиеся сложности условно можно разделить на несколько групп:

    • финансовые;
    • для малого бизнеса;
    • организационные трудности;
    • материально-техническое обеспечение.

    Чтобы бизнес нормально и продуктивно функционировал, необходимо взаимодействие покупателя, предпринимателя и государства. Лишь в таком случае дело придёт к успеху.

    Внутренние трудности

    К таким проблемам малого бизнеса относятся нехватка денег, неумелое планирование и руководство. Конечно, многие сталкивались с нехваткой стартового капитала. Если есть на руках нужная сумма, это ещё не гарантия успеха. Ведь нужна свежая хорошая идея, грамотный бизнес-план, постоянное усовершенствование своего дела.

    К одной из основных проблем развития малого бизнеса относится отсутствие знаний о правильном планировании деятельности. Этот пункт нельзя недооценивать, так как бездумная трата средств может привести к банкротству. Если же план есть, нужно его менять под реальные возникающие условия.

    Администрация организации должна состоять из высококвалифицированных профессионалов. Зачастую руководитель забывает о своих прямых обязанностях и превращается в обычного менеджера. Такая ситуация не совсем благоприятно скажется на результате деятельности предприятия.

    Спорные моменты в законодательстве

    Справедливости ради стоит отметить, что первый нормативно-правовой акт по малому предпринимательству был принят в 1995 году. Уже тогда было ясно, что в этом законе есть большое количество недостатков. На сегодняшний день действует другой акт, принятый в 2007 году. В него до сих пор постоянно вносятся изменения.

    Открытие малого бизнеса в России сопряжено с некоторыми проблемами. Многих пугают бесконечные отчёты, которые каждый предприниматель должен составлять за определённый период. Также существует система штрафов за вовремя не представленные отчёты, и выплаты довольно приличные. Даже несмотря на то, что государство регулярно формирует программы по поддержке малого предпринимательства и упрощённую систему налогов, выплаты всё равно остаются довольно большими. Поэтому люди не хотят с этим связываться, так как отдать можно больше денежных средств, чем заработать.

    Регулирование и доступ к госзаказам

    Проблемы малого бизнеса в России обусловлены также и жёстким регулированием деятельности предпринимателей со стороны государства. На практике это называется административными барьерами. К ним относятся бесконечные постоянные проверки, сложная процедура регистрации и ликвидации, сбор огромного количества справок.

    Как показывает зарубежная практика, чем меньше различных препятствий для малого предпринимательства, тем лучше оно функционирует. Избавление от таких барьеров принесёт много пользы.

    Не секрет, что государство всячески старается поддерживать малый бизнес. Однако чтобы получить помощь, нужно сильно постараться. Если выставляется какой-либо госзаказ, появляется множество желающих. И нередко в конце концов он отдаётся непонятной подозрительной фирме. Это классический случай коррупционной схемы, и это очень сложно изменить. Данное препятствие является серьёзной проблемой малого бизнеса.

    Финансирование и санкции малого предпринимательства

    Говоря о проблемах, нельзя обойти стороной тему кредитов для малого бизнеса. Реальность такова, что далеко не все банки готовы дать начинающему предпринимателю денежные средства в качестве займа. Согласно статистике, лишь третья часть молодых бизнесменов могут получить кредит, остальным отказывают. Это связано с тем со страхом банка, что предприниматели не будут возвращать долги.

    Если человек собирается основать собственное дело и открыть производство, то его шансы на получение займа минимальны. Банки намного охотнее предоставляют кредиты тем лицам, которые уже их брали и вовремя погашали. Это называется хорошей кредитной историей. Также банки часто идут на уступки, снижая процентные ставки и ежемесячный платёж.

    Кроме этого, стоит отметить влияние санкций на малый бизнес. Рост курса доллара и евро оказал негативное воздействие на предпринимательство такого вида. До введения санкций наблюдалось большое количество проблем малого бизнеса в России, а с ними их стало ещё больше.

    Субсидии на открытие бизнеса

    Важно отметить, что государство старается всеми силами поддерживать начинающих предпринимателей, поэтому была введена такая субсидия. В рамках этой программы бизнесмену могут выдать до 500000 рублей. Однако чтобы получить эту сумму, нужно соответствовать ряду требований. Например, необходимо функционирование предприятия в течение как минимум двух лет. В организации должно быть более 250 работников, а также должна отсутствовать задолженность по различного рода обязательствам.

    Денежные средства, полученные в рамках субсидий малого бизнеса, можно потратить на необходимое оборудование, программное обеспечение и т. д. Стоит отметить, что субсидия выдаётся только в столице нашей страны. Деньги можно потратить на аренду офиса в Москве, а также на покупку сырья. Необходимо соблюдать следующее условие: общая сумма покупки не должна превышать 20% размера субсидии.

    Другие субсидии

    Помимо помощи, рассмотренной выше, государство предлагает и другие субсидии. Например, большой популярностью пользуется возмещение процентов по кредиту. Как и в первом случае, для этого нужно выполнить ряд условий. Малый бизнес должен быть официально оформлен, предприниматель - платить вовремя налоги, а также иметь на руках кредитный договор, заключённый не более двух лет назад.

    Кроме этого нужно, чтобы организация не относилась к сфере торговли, а деньги с займа не шли на оборотные средства компании. Также существуют ещё несколько субсидий малому бизнесу, например, возмещение затрат на лизинговые платежи. Такой вид помощи довольно популярен, так как можно получить до 5 миллионов рублей, однако необходимо иметь договор финансовой аренды. Также спустя несколько месяцев предприниматель должен предоставить отчёт о потраченных средствах.

    Перспективы развития малого бизнеса

    Говоря о будущем малого предпринимательства в России, стоит отметить, что государство понимает, какое значение бизнес имеет для уровня жизни страны. Если не развивать эту отрасль, может полностью исчезнуть средний класс, появится дискриминация общества. Ежегодно выходят новые программы по поддержке предпринимательства, государство идёт по верному пути.

    Главное - обеспечить реализацию всех прав и свобод начинающего бизнесмена. По прогнозам экспертов, в ближайшее время хорошие перспективы видятся у тех, кто продаёт товары первой необходимости, то есть это магазины продуктов питания, одежды и обуви. Кроме того, никогда не останутся без работы станции технического обслуживания, автомойки и т. д.

    Несмотря на все проблемы малого бизнеса, государство идёт навстречу, пытаясь разобраться в трудностях и предложить своё решение.

    Экономику Российской Федерации часто называют переходной, так что и финансовый сектор находится в процессе перехода к рыночной экономике. Одним из факторов успешного развития является малый бизнес. Именно этот сегмент определяет такие важные показатели для страны, как стабильность и темпы роста.

    Предпринимательская деятельность в совокупности влияет на развитие новых форм отраслей народного хозяйства. Но, к сожалению, доля малого бизнеса в ВВП России занимает лишь четверть от общего объема. В государствах с более развитой экономикой это число переваливает отметку в пятьдесят процентов.

    Тема развития малого бизнеса в России является очень актуальной на сегодняшний момент, ведь существуют проблемы, которые тормозят такое перспективное направление деятельности.

    Преимущества сектора

    Состояние малого бизнеса в России оставляет желать лучшего. При этом именно предприятия данного сектора обладают следующими положительными особенностями:

    1. Предприятия малого бизнеса в России способствуют возникновению большего числа рабочих мест. Притом трудоустраиваемый контингент достаточно обширный. Специфические условия труда позволяют принимать на работу граждан преклонного возраста, студентов, домохозяек и людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день лишь четвертая часть человеческих ресурсов РФ задействована на предприятиях данного сектора. Оптимальной ситуацией будет значение этого показателя, вдвое превышающее текущее.
    2. В отличие от крупных гигантов, производство таких предприятий проще переориентировать на другую продукцию. Это принесет меньше издержек, хотя малый бизнес в условиях кризиса и экономической нестабильности более подвержен колебаниям и скачкам.
    3. Упрощенная система организации и управления. Руководство при появлении непредвиденных обстоятельств способно принимать гибкие и оперативные решения.
    4. Предприятия малого бизнеса реализуют возможность приносить живой доход в бюджет страны во время дестабилизации местной валюты.
    5. Совместное сотрудничество с крупными промышленными объектами позволяет вести деятельность с пользой для обеих сторон. Все виды малого бизнеса в России, кооперируясь со старыми предприятиями, способны вывести их на новый уровень.
    6. Предпринимательская деятельность требует меньшего объема первоначальных вложений.
    7. Малый бизнес ориентирован на потребности и возможности регионального рынка.

    История развития малого бизнеса

    Проблемы малого бизнеса в России существовали на различных этапах его становления. Всего выделяют три стадии в историческом развитии этой сферы.

    Данный вид предпринимательства берет отсчет с момента распада Советского Союза. Длился переходной период в течение пяти лет, на протяжении которых происходило активное становление малого и среднего бизнеса.

    Перейдя на вторую ступень своего развития, этот сектор претерпел некоторые изменения. Появилась конкуренция, рынок стал насыщаться. Два года этого этапа характеризовались структурным оформлением отрасли.

    Начиная с девяносто восьмого года отличительной особенностью сферы малого бизнеса стала модернизация производственных процессов.

    В конце восьмидесятых годов возникла мысль организовать малый бизнес с нуля. Идеи пресекались на корню самим типом экономики. Экономика была плановой, так как привнести что-либо новое не было возможности. Все идеи официального характера носили принудительный характер. Руководители предприятий не были заинтересованы в развитии подчиненных им промышленных объектов. Они не имели свободы выбора,рычагов управления и экономических решений. Инициативность работников также была на нуле. Не было возможности выбора сырья, поставщиков и источников сбыта. Это очень сковывало движения, не давая интенсивного роста.

    Проблемы развития малого бизнеса в России были налицо. Подобная политика приводила к ухудшению качества выпускаемой продукции, низкой производительности труда. В отсутствии введения каких-либо инновационных технологий ситуация лишь усугублялась. В конечном итоге это отражалось на потребителях. Рынок готовой продукции не предоставлял широкого выбора ассортимента. Конкуренция отсутствовала, и это не стимулировало производителей к росту и совершенствованию.

    По мнению властей, которые не видели проблем, централизованное управление должно было поспособствовать образованию единого производственного комплекса. Он, в свою очередь, должен был обеспечить равномерное и сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства. Но на фоне постоянных разногласий и противоречий этой задумки достичь не удалось.

    Первый этап становления

    Проблемы и перспективы малого бизнеса в России стали предметом многочисленных споров в эпоху перестройки. Так как финансовый сектор страны в этот период оказался в кризисной ситуации, то требовались кардинальные решения. Ряд проведенных реформ свидетельствовал о том, что экономика государства находится в переходном состоянии между плановой и рыночной.

    Руководство на самом высшем уровне занималось внедрением изменений в общественных отношениях. Одной из особенностей стало некоторое послабление действующего режима. Это выражалось в публичности и гласности. Такие перемены привели к возникновению новых форм хозяйствования, в частности малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса выражалась в принятии законов, закрепляющих положения об индивидуальной трудовой деятельности, организации малых форм предприятий.

    Отдельный толчок в развитии данного сектора дала организация научно-технических центров, творческих коллективов и соответствующих бригадных подрядов. Можно сказать, что была подготовлена эмоциональная и психологическая почва для становления этой сферы.

    Начало девяностых годов ознаменовалось для малого предпринимательства тем, что оно приобрело характер массового движения. Число новоявленных предпринимателей стремительно росло. Это обеспечило разнообразие на рынке потребительских товаров. Большинство людей не имели опыта в этой сфере. Все учились методом проб и ошибок, приобретая навыки для успешного ведения бизнеса. Кто-то прогорел, другие - накопили приличный капитал.

    Этот период отличается толчком в развитии арендных отношений. Реформы включали в себя проведение малой приватизации, что давало благодатную почву для малого предпринимательства.

    За первые два года после распада СССР произошел просто бум в отрасли бизнеса. Было создано и зарегистрировано около двухсот тысяч предприятий. Этому способствовала нормативная база, которая принималась властями в это время. Многие законы были очень лояльны, что не могло не привлекать молодых бизнесменов.

    Окончание этого этапа ознаменовано массовой приватизацией. Примеры малого бизнеса в России встречались в каждой отрасли народного хозяйства. Это и общепит, и торговля, и легкая промышленность. Отдельную нишу занимали компании в сфере услуг. Происходило структурирование и разделение предприятий на уровни в зависимости от определенных критериев. К ним можно отнести количество сотрудников, объемов выпускаемой продукции и стоимости оборотных фондов.

    Второй этап становления предпринимательства

    Благодаря тому, что к 1995 году больше половины частных предприятий вошли в сферу малого бизнеса, властям пришлось целенаправленно разрабатывать соответствующее законодательство.

    Отличительной особенностью этой стадии является то, что сектор стал обрастать компаниями, предоставляющими сервисные услуги. Это предложения в сфере консалтинга, юриспруденции, образования, информационных технологий и финансов.

    Произошла стабилизация в развитии отрасли. Рынок насытился, и прирост предприятий сократился. Динамика была очень медленной, но её характер - положительным.

    Третий этап развития малого бизнеса в России

    Новое тысячелетие вывело на поверхность все проблемы малого бизнеса в России. А за недолгий срок существования сферы их накопилось достаточно много. Динамика развития из положительной перешла в отрицательную. К 2003-му насчитывалось около восьмидесяти тысяч объектов малого предпринимательства. Но для рыночной экономики их должно быть в десятки раз больше.

    Люди понимали, что не самый прибыльный малый бизнес в России - это индивидуальные предприятия, которые характеризуются управлением в пределах семьи. Они не имели никакой перспективы, и в этой сфере наблюдались кризисные явления.

    После ситуация немного стабилизировалась и число предприятий стало расти. Увеличивается количество рабочих мест, производимых товаров и предоставляемых услуг. Однако по сей день наблюдаются колебания в данном секторе.

    Факторы, оказывающие влияние

    Риски, благодаря которым возникают проблемы малого и среднего бизнеса в России, имеют различную природу. В зависимости от источника влияния их можно разделить на две категории:

    • факторы внутреннего влияния;
    • факторы внешнего влияния.

    Первая группа рисков характеризуется совокупностью таких особенностей, которые определяют жизнедеятельность внутри компании.

    Вторая группа рисков обусловлена перспективностью данной отрасли. Сюда входят те факторы, изменения значений которых приводит к проблемам в ведении предпринимательской деятельности.

    Внешняя среда

    Эта составляющая бизнеса имеет важное значение для его развития. Она одновременно создает как все необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности, так и проблемы. Под факторами внешней среды понимаются возможности и угрозы, которые она может нести.

    В первую очередь в эту категорию попадают поставщики как источники ресурсов. Не менее важными являются клиенты как источник сбыта продукции. Ведь именно конечные потребители являются главным показателем успешности предпринимательской деятельности. Оказывает свое влияние стратегия и характер методов, выбранных для достижения поставленных целей.

    Вся эта большая категория факторов внешней среды делится на две группы. Первая - это возможности и перспективы для дальнейшего развития, вторая - это угрозы и риски, которые наносят тормозящее или угнетающее действия и приводят к вынужденной ликвидации. Политика предприятия должна быть направлена на максимальное извлечение выгоды из сложившейся ситуации и минимизацию влияния угроз.

    Первой проблемой является то, что человек весьма рискует, начиная малый бизнес с нуля. Идеи могут быть подавлены политической и социальной обстановкой, ситуацией в данной отрасли. Помимо общих проблем, характерных для предприятий любого уровня, как больших промышленных объектов, так и малых фирм, существуют риски, связанные непосредственно с величиной предприятия.

    Главным подавляющим фактором организаций такого размера является неустойчивость к колебаниям рынка. Если гигант точно уверен, что останется на плаву, то малый бизнес стоит под вопросом. То есть любые форс-мажорные обстоятельства могут попросту не оставить никаких шансов на выживание.

    Второй проблемой является неопределенность государственных финансовых структур, под контролем которых находится сектор малого бизнеса. Это связано с тем, что большая часть объектов данной сферы имеют не слишком широкий рынок. Данная среда характеризуется большой степенью гибкости и изменчивости, под которую не всегда могут подстраиваться и адаптироваться бизнесмены.

    Внутренняя среда

    Проблемы малого бизнеса в России во многом обусловлены не только внешними возможностями и угрозами, но и положением внутри компании. Успех бизнеса обусловлен тем, каким образом будут расставлены приоритеты в работе, назначены кадры и распределена между ними ответственность и обязательства. Немаловажным является маркетинговая программа и грамотное ведение финансовой политики.

    Проблемы отрасли

    На данный момент основными проблемами, оказывающими существенное влияние на малый бизнес, являются:

    1. Отсутствие квалифицированных кадров. На сегодняшний день найти настоящих профессионалов своего дела бывает достаточно сложно. Во-первых, чаще всего эта работа ложится на самих руководителей, которые, полагаясь лишь на свои собственные предпочтения и требования, формируют коллектив. Лишь двадцать процентов объектов малого бизнеса обеспечены грамотными работниками.
    2. Налоговая нагрузка. Неправильно выстроенная система взысканий отнимает огромный процент прибыли предприятий. Многие просто не могут себе позволить отчисления в бюджет государства из-за чего вынуждены вести «черную бухгалтерию» или просто объявлять себя банкротами.
    3. Жесткая кредитная система. Для стартового капитала или реализации проекта необходимы значительные финансовые ресурсы, которые чаще всего берутся взаймы под большие проценты в соответствующих учреждениях. Но чем на больший срок они привлекаются, тем меньше шанс, что банк выдаст такую сумму.
    4. Лишение своих работников социального пакета услуг. Это также обусловлено чересчур высокими налогами, что приводит к выплате «зарплат в конвертах».
    5. Сложности в покупке или аренде земляных участков и помещений. А также в отсутствии возможностей допуска к объектам инфраструктуры. Установленные высокие тарифы на электричество оставляют предприятия без энергии.
    6. Коррупция и грабеж со стороны чиновников. Частые и необоснованные проверки, штрафы и отсутствие организованного администрирования заставляют даже законопослушных граждан действовать соответствующими методами.
    7. Низкий уровень платежеспособности населения. Тот слой населения, который является основной целевой аудиторией, просто не в состоянии оплачивать установленную цену. В окончательную цену вкладываются все издержки, и предприниматели просто не могут работать себе в убыток.

    Специфические особенности малого бизнеса в РФ

    Проблемы малого бизнеса в России имеют ряд своих специфических особенностей. Например, в некоторых регионах, таких как Сибирь, отсутствует транспортная инфраструктура. Это обуславливает невозможность подвоза сырья и сбыта готовой продукции. Подобные регионы РФ характеризуется запоздалым получением информации. Компетентность и объективность чиновников также оставляет желать лучшего.

    В плане затруднений, связанных с кредитованием, налогообложением и арендой, государство поставило объекты малого бизнеса в один ряд с крупными промышленными гигантами. Это ни в коем случае не является допустимым.

    Подобная ситуация привела к сокращению числа предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Чаще всего такие организации имеют торговое, закупочное и посредническое направление. Хоть и позиционируют они себя как разноплановые, оказывающие огромный спектр услуг и выпускающие множество товаров, но по факту являются узкопрофильными.

    В отличие от других государств, поддержка малого бизнеса в России не имеет какого-либо образовательного характера. Именно некомпетентность руководителей и персонала зачастую приводят к краху. В странах, уделяющих этому сектору больше внимания, созданы специальные программы, в рамках которых проводятся бизнес-тренинги для всех желающих.

    Перспективы дальнейшего развития

    Государство понимает, что данный сектор является важным. Именно поэтому правительство поддерживает в определенной мере эту сферу. Ведь без малого бизнеса произойдут непоправимые изменения, которые будут выражаться в ухудшении социального положения. Это непременно приведет к еще большему расслоению в обществе. Народ будет поделен на два сектора - элиту и нищету. Появится дискриминация. Правительство перестанет контролировать процесс ценообразования.

    В связи с подобными угрозами правительством реализуется государственная программа, в рамках которой будет проведен ряд глобальных реформ. На законодательном уровне это будет выражено во влиянии на налогообложение малого бизнеса в России. Оно должно быть обоснованным и целесообразным.

    Планируется в течение ближайших двух лет увеличить количество объектов малого предпринимательства на два миллиона. Особо выгодные условия ожидают тех бизнесменов, которые планируют начать свое дело, связанное с выпуском товаров первой необходимости. Перспективным является и сфера предоставления услуг технического характера. Для этого упрощается кредитование малого и среднего бизнеса в России. Государством также предусматривается предоставление льгот и субсидий. Рассматривается возможность бизнес-обучения на бесплатной основе.

    Введение

    2.1 Преимущества малого бизнеса

    2.2 Недостатки малого бизнеса

    3. Роль малого бизнеса

    4. Проблемы малого предпринимательства

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

    К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

    Цель работы - понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем и перспектив развития.

    В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

    Дать определение малому предпринимательству

    Выявить его особенности

    Определить место малого предпринимательства в экономике

    Рассмотреть его эволюцию

    Классифицировать проблемы малого бизнеса

    Продумать возможные пути решения этих проблем

    Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность данной темы.

    1. Понятие малого предпринимательства

    Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Направлением закона является реализация права граждан на реализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

    Согласно закону под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

    в промышленности - 100 человек;

    в строительстве - 100 человек;

    на транспорте - 100 человек;

    в сельском хозяйстве - 60 человек;

    в научно-технической сфере - 60 человек;

    в оптовой торговле - 50 человек;

    в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

    в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -50 человек.

    Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

    Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Гражданским Кодексом, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью". Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.

    2. Экономическая характеристика малого бизнеса

    Рассмотрим основные преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, оценим его роль в экономике.

    2.1 Преимущества малого бизнеса

    1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

    2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

    3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков

    4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

    5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

    6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

    7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.

    8. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный . Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

    2.2 Недостатки малого бизнеса

    1. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

    2. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.

    3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

    4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

    5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

    6. МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой

    7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики .

    8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

    Из приведенной выше характеристики можно сделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.

    Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны?

    Малый бизнес может дать экономике:

    Необходимую насыщенность и мобильность рынка;

    Тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;

    Ускорение процесса внедрения новых технологий;

    Среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;

    Глубокую специализацию и кооперацию;

    Среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

    Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики - позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП. Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики. Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.

    В настоящее время успешному развитию малого предпринимательства препятствует множество проблем.

    Во-первых, это всякие организационные проблемы, которые связаны с определением и приобретением месторасположения, юридическим оформлением, регистрацией предприятия, открытием счета в банке и т. п.

    Во-вторых, важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Иногда собственного стартового капитала недостаточно, чтобы открыть дело, а получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков. Высокие процентные ставки, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов, безусловно, препятствуют развитию малого бизнеса.

    В условиях экономического кризиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение.

    Актуальной она является и для сферы малого бизнеса, так как, в настоящее время, финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского малого предпринимательства. Ощутимой государственной материально-финансовой помощи предприятия не получают, поэтому развитие сети малого предпринимательства не оказывает решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской активности в сфере малого бизнеса не имеет необходимой почвы.

    Серьезными проблемами являются материально-техническое обеспечение сырьем, нехватка или отсутствие производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятия.

    Существуют определенные трудности выхода на рынок, в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных производственных потребителей продукции малых предприятий.

    У нас в стране защищена только самая крупная собственность и самая крупная экономическая деятельность. Эта деятельность так называемых олигархов. Им достаточно присягнуть на политическую лояльность к существующему политическому режиму и их права полностью защищены и эти права безграничны. Они имеют право, безграничные возможности экономической деятельности, в первую очередь почему – потому что на их собственность никто никогда не посягнет. Это священная корова. Что касается массового собственника, так называемого мелкого собственника, то он буквально поражен в правах, и с ним можно делать, что угодно.

    Если посмотреть на опыт зарубежных стран, Европы, то малый бизнес в принципе и в основном призван и решает решает, в первую очередь, проблему занятости.

    Так получилось, что в нашей стране с сырьевой экономикой, в принципе, граждане не заняты и не нужны никому. Даже государству. Государство не знает, что с ними делать и как обеспечить. Вот эту проблему успешно решает во всем мире малый бизнес. И поэтому нам представляется, что у нас нет другого пути, кроме как развивать этот бизнес и всемерно способствовать предпринимательскому движению и не только отдельным людям, а стимулировать объединения предпринимателей мелких в более крупные объединения путем создания некоммерческих организаций, общественных объединений.

    Одной из главных проблем развития малого предпринимательства является его слабое инвестирование в связи с повышенными в данной области рисками при кредитовании, которые вызваны следующими факторами:

    Малые предприятия обычно не имеют возможности самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам;

    Не существует отлаженной системы гарантий и страхования их инвестиционной деятельности;

    Кадровый состав малого бизнеса обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные инвестиционные проекты;

    Консалтинговые услуги по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, для предприятий малого бизнеса слишком дороги.

    Проблема получения заемных средств малыми предприятиями усугубляется и тем, что коммерческие банки не заинтересованы в их кредитовании.

    Данный факт обусловлен следующими причинами:

    Отсутствие отработанных инвестиционных банковских технологий;

    Необходимость рассмотрения банками большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке.

    В связи с этим банковские структуры предпочитают ограничивать свою инвестиционную деятельность кредитованием только тех фирм, которые держат у них свой расчетный счет.

    Фактически невозможно получить кредит вновь организованным малым предприятиям.

    Тем не менее, современных тенденций развития малых предприятий в России позволяет говорить о том, что данная область весьма перспективна для инвестирования. Но для того, чтобы определить наиболее эффективные пути использования инвестиционных возможностей, необходима разработка гибкой государственной политики в вопросах формирования собственных источников инвестирования. Государственная поддержка требуется и в вопросах привлечения малыми предприятиями внешних финансовых источников.

    Совокупность данных направлений деятельности позволит не только упорядочить контроль государства за развитием малого бизнеса, но и позволит самим предприятиям быстро и эффективно развиваться за счет гарантирования им возможности использования коммерческих займов и осуществления других видов поддержки.