Общедомовые нужды что входит в оплату. Предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды. Что такое тeхoбcлyживaниe здания и что в него входит

С января 2017 года в квитанциях по коммунальным начислениям отсутствует графа об оплате общедомовых нужд. С этого времени информация по стоимости данных услуг содержится в разделе общего имущества. Каким образом по новым правилам происходит начисление суммы, которую необходимо заплатить за общедомовые нужды?

К старой схеме расчета затрат на данные услуги УО многоквартирных домов привыкли. К сожалению, эта система была радикальным образом модернизирована. По какому принципу определяется сумма денежных средств, подлежащая оплате за общедомовые нужды многоквартирного дома в 2018 году?

Что представляет собой оплата общедомовых нужд

В ОДН включаются издержки, которые были понесены в ходе эксплуатации жилого фонда. Необходимо отметить, что к общедомовым нуждам можно отнести широкий спектр затрат. От ремонта кровли до замены кодового замка в подъезде. В процессе восстановления крыши могут быть использованы киловатты электроэнергии, которую расходовали электрические инструменты.

Скачайте полезные образцы документов

Ранее коммунальные услуги были четко тарифицированы и оплата по ним зависела от количества лиц, прописанных в квартире.

Модернизация рыночной ситуации привела к тому, что каждая компания-поставщик ресурсов хочет получить 100 % финансовых средств за предоставленные ресурсы, независимо от того, существуют ли у ее потребителя какие-либо проблемы. Этот факт повлиял на пересмотр системы вычисления размера оплаты общедомовых нужд как для собственников жилых помещений в МКД, так и для УО.

Зачастую на практике объем используемых владельцами квартир ресурсов не соответствовал тем величинам, которые показывали приборы компаний-поставщиков. Получалось так, что доля израсходованного электричества, воды, газа, тепла оказывалась неоплаченной. УК не имеют возможности рассчитываться за неучтенные по индивидуальным счетчикам услуги.

Так сформировался термин «общедомовые нужды» в виде отдельной позиции в квитанциях об оплате коммунальных услуг . Главная задача этой статьи затрат - компенсация разницы между показаниями индивидуальных приборов учета используемых ресурсов и реальных их расходов.

Оплата общедомовых нужд с 2017 года является обязанностью собственников квартир в МКД. С этого года нет никакой необходимости рассчитываться за расходы соседа по МКД или невнимательность управляющей организации, когда коммунальные ресурсы недоучитываются из-за неправильной работы приборов их регистрации.

  • Ремонт общедомового имущества: виды, оплата, получение софинансирования

Как законодательно регулируется оплата услуг на общедомовые нужды

Законодательная документация, на базе которой на сегодняшний день совершается вычисление размеров оплаты общедомовых нужд, состоит из:

  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;
  • ПП № 344 и 354 и приложения к ним «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • ФЗ № 176 от 29.06.2015.

Выделение специальной строчки в квитанциях на оплату общедомовых нужд доказало то, что такой метод подачи сведений вызывает большое количество недопониманий со стороны собственников. В связи с этим рабочий процесс управляющей организации превратился в бесконечный поток формирования ответов на претензии и жалобы собственников жилых помещений и расшифровки всех расчетов по данной статье расходов.

Получается, что лишнее информирование приводит исключительно к увеличению недоразумений в отношениях собственников и УК и игнорированию во многих случаях оплаты «нечестных», с точки зрения жильцов, трат на содержание коллективного имущества. В связи с этим Государственная дума Российской Федерации подписала закон № 176-ФЗ, предусматривающий исключение из квитанции отдельной строки по оплате общедомовых нужд с 1 апреля 2017 года.

Но период вступления закона в силу был отложен до первого января 2017 года по причине нерасторопности государственных органов, управляющих компаний, предприятий – поставщиков ресурсов.

Как изменились правила оплаты общедомовых нужд с 2017 года

Осенью 2015 года Государственная Дума Российской Федерации обсуждала внесение изменений, посредством принятия федерального закона, в ЖК Российской Федерации и в ту документацию, которая имеет непосредственную взаимосвязь с отраслью коммунального сервиса. За данный проект проголосовало большинство депутатов, после этого он был одобрен президентом Российской Федерации.

Нововведение, которое хотели зафиксировать в статье № 154 ЖК Российской Федерации, в нем пока не указано, т. к. передвинуто по срокам до 2017 года, но оно изложено в законе, о котором мы говорили выше.

  • уход за жилым помещением и проведение необходимых ремонтных работ;
  • вода (холодная и горячая), электроэнергия, тепловая энергия, применяемые для должного ухода и ремонта;
  • отвод канализационных вод, образующихся в процессе ухода и ремонта.

На основании этого можно сделать вывод о том, что оплата общедомовых нужд с января 2017 года является не коммунальным сервисом, как это было ранее, а непосредственно содержанием жилья. Данное нововведение по вышеуказанной статье расходов не вступило в законную силу в апреле 2016 года, оно перенесено на январь 2017.

Чего же ожидать собственникам жилых помещений в МКД и арендаторам, которые оплачивают услуги ЖКХ, в 2018 году?

Показатель либо норматив, который принимается в каждом субъекте Российской Федерации самостоятельно, не утратит своего качества коммунального сервиса, сохранившись в этой строчке в квитанциях об оплате. А все то, что будет выходить за границы установленного показателя, будет переквалифицироваться в графу оплаты общедомовых нужд.

В связи с тем, что сведения списываются с общедомового счетчика, то вытекает вполне логичный вывод о том, что данное устройство необходимо установить в каждый МКД. В противном случае разница между принятым показателем в субъекте РФ и реальными сведениями будет вычисляться с ошибками, что в обязательном порядке создаст проблемы в отношениях управляющей компании и собственников жилых помещений (претензии, жалобы, судебные иски, непрекращающиеся перерасчеты и т. д.). Установить данный прибор должна хозяйствующая организация, которая содержит МКД. Для того чтобы не появились конфликтные ситуации из-за оплаты общедомовых нужд, управляющие компании до января 2017 года обязаны были такие счетчики поставить. Также УК за данное время могли просчитать то, какие МКД являются энергорезультативными, а какие, к сожалению, нет.

Помимо этого, до ноября 2016 года осуществлялась процедура вычисления и принятия новых нормативных показателей в каждом субъекте Российской Федерации. Установленные значения и являются основой при расчете размера оплаты общедомовых нужд. Также следует отметить то, что изменение нормативов всегда происходит в сторону их увеличения. В связи с этим собственники жилых помещений достаточно сильно заинтересованы в том, чтобы установить индивидуальный прибор учета использования ресурсов в своих жилых помещениях.

Данные счетчики отображают реальное количество потребленных воды, газа, электроэнергии, тепла. Если же собственник не захочет устанавливать такие приборы у себя в квартире, то он окажется в невыгодной ситуации. Поскольку расчет размера оплаты общедомовых нужд осуществляется на основе норм, это не всегда соответствует реальному объему использования ресурса, который сильно превышает нормативный показатель; этот избыток потребления перераспределяется на всех собственников жилых помещений данного дома, что в свою очередь вызывает недовольство тех жильцов, у которых индивидуальные счетчики установлены.

Также следует сказать и о том, что задолженности по коммунальным услугам, по сведениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на сегодняшний день превышают отметку в один триллион рублей. 25 % из них - неоплата собственников жилых помещений и юридических лиц, 75 % непогашенных счетов числится за УК.

И еще один важный момент: с января 2017 года размер оплаты общедомовых нужд не может выходить за границы принятого в данном регионе Российской Федерации нормативного показателя.

Переход на оплату по нормативам вызвал неоднозначное отношение. Управляющие организации перестраивают свою политику работы с расходами КР на общедомовые нужды с целью минимизации расходов. Однако для этого надо сначала определиться с тем, выросла плата или уменьшилась. Однозначного ответа тут тоже нет, потому что цифры отличаются даже для однотипных домов. В то же время есть общие закономерности, о которых стоит рассказать.

Проведенный специалистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства анализ показал, что оплата за потребленные на СОИ ресурсы может как увеличиться, так и уменьшиться. При этом и снижения, и повышения оказались незначительными. Управляющие организации могут наблюдать, что в домах одного типа начисляемые суммы получаются неодинаковыми. Оплата во многом определяется общей площадью помещений, относящихся к общедомовому имуществу. Для каждого дома этот параметр индивидуален, поэтому и суммы расходов будут везде свои.

В этой связи хотим напомнить управляющим организациям о необходимости верно учитывать в расчетах площади, относящиеся к общедомовому имуществу. Если в доме происходят какие-то изменения, то их надо своевременно фиксировать, чтобы не получить штрафа. Например, при огораживании жильцами части тамбура в подъезде или сдаче помещения в подвале арендаторам эти площади из общей собственности исключаются.

  • Коммунальные платежи: структура, способы оплаты, ответственность за задолженность

Мнение эксперта

Сроки внесения изменений и последствия отсутствия перерасчета

Олеся Лещенко ,

исполнительный директор Ассоциации управляющих организаций «Комфортный дом»

Любовь Чеснокова ,

шеф-редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Необходимо напомнить о том, что новые Правила оказания услуг в коммунальной сфере вступают в силу с января 2017 года. Отложенного периода для предоставления квитанции по оплате общедомовых нужд на законодательном уровне не предусмотрено. Это говорит о том, что изначально эта статья должна была вноситься в состав оплаты за квартиру в платежном документе за услуги, предоставленные в январе. Но таких УК единицы. Многие компании не смогли поменять процедуру вычисления оплаты общедомовых нужд за одно мгновение и теперь задумались о том, как выйти из сложившейся ситуации. Нужен ли перерасчет за январь – март? Необходимо как минимум удостовериться, что вы не начислили оплату общедомовых нужд в объеме, превышающем границы нормативных показателей. Начало сроков для изменения способа начислений – январь.

Если отказаться от перерасчета, есть риск быть оштрафованным ГЖИ РФ. Правда, пока инспекторы не определились со статьей КоАП Российской Федерации, по которой будут применяться санкции.

Возможно, вы заняли выжидательную позицию и вообще не начисляли оплату общедомовых нужд за январь, февраль, март. В данном случае оснований делать дополнительные начисления нет.

К каким негативным последствиям привели изменения в оплате общедомовых нужд

Согласно новым поправкам в законе оплата общедомовых нужд с 2017 года стала вычисляться по усложненной формуле. Теперь при расчете надо учитывать площади помещений общего пользования, а также - самое главное - нормативные показатели. В феврале собственники квартир получили квитанции на оплату общедомовых нужд и пришли в ужас. Сумма увеличилась в два-три раза.

Как так получилось? Во-первых, многие субъекты Российской Федерации сильно завысили множитель в формуле оплаты общедомовых нужд, то есть нормативные показатели. Например, в Ингушетии эта величина по потреблению электроэнергии оказалась преувеличена в двадцать пять раз.

Во-вторых, многие управляющие компании повели себя недобросовестно. При вычислении размера оплаты общедомовых нужд они учли те нежилые помещения, которые никогда не эксплуатировались. Это привело к тому, что размер расходов на них увеличился в разы. Есть МКД, в которых установили датчики движения, энергосберегающие лампы и прочее. Собственники квартир в таких домах особой разницы в размере оплаты общедомовых нужд не увидели.

После вступления в силу нововведений в законодательство владельцы помещений могут организовать собрание и принять решение о переходе на расчет общих расходов по приборам учетов ресурса. Если используешь больше нормативного показателя, платишь по цене норматива. А все остальное - это проблемы УК, которая содержит данный МКД. Она должна эффективно работать и находить те места, из-за которых возникают дисбалансы.

Что входит в оплату общедомовых нужд: расходы на ОДН

Большинство собственников считает, что в оплату общедомовых нужд входят финансовые траты на:

  1. освещение подъезда и придомовой территории;
  2. уборку нежилых помещений;
  3. отопление подъездов и технических помещений.

Кроме этих расходов энергоресурсов на общедомовые нужды они также включают еще ряд позиций.

По электроснабжению:

  • лифтов;
  • насосов водоснабжения;
  • сигнализации и домофонов;
  • дежурного освещения подвальных и чердачных помещений;
  • технологических потерь внутри многоквартирного дома, которые имеют связь с особенностями установленного в нем электрооборудования.

По водоснабжению:

  • уборка лестничных площадок и мусоропроводов;
  • полив газонов на придомовой территории;
  • промывка коммуникаций;
  • потеря внутридомовых водопроводных сетей;
  • опрессовка тепловой сети;
  • ремонт и запуск отопительной системы.

Включать помимо вышеуказанных расходов другие статьи в оплату общедомовых нужд запрещается на законодательном уровне.

Это имеет отношение также к счетам за потребленные ресурсы организациями или частными фирмами, которые располагаются в МКД.

Данное положение должно относиться и к многочисленным компаниям-провайдерам, которые используют помещения многоквартирного дома для размещения своего оборудования. При установке на крыше здания телевизионной антенны она может обслуживать несколько собственников квартир, а вот включить финансовые траты на содержание подобного оборудования в оплату общедомовых нужд запрещено законом. Расходы по эксплуатации энергоресурсов обязан нести провайдер.

Как УК выбрать выгодный способ расчета за КР на СОИ

В связи с произошедшими изменениями в порядке оплаты ОДН у управляющих организаций появилась возможность выбора способа расчета с ресурсовиками. Общедомовое собрание вправе выбрать определение объема КР на СОИ по:

  • показаниям коллективных счетчиков;
  • нормативу потребления.

Решение принимают жильцы, но делается это обычно с подачи управляющей организации. Собственники квартир обычно так глубоко не вникают в сложные вопросы обслуживания многоквартирных домов. Поэтому именно УК следует проконсультировать жителей по вопросам выбора наиболее выгодного способа.

Для управляющей компании между двумя названными вариантами оплаты имеется существенная разница. При расчетах по нормативу может появиться расхождение между тем счетом, который приходит от ресурсовика, и начислениями КР на СОИ владельцам квартир. Эта разница может быть для УК и положительной (появляются дополнительные свободные средства), и отрицательной (приходится доплачивать РСО из собственного кармана).

Если расчет происходит по показаниям общедомовых счетчиков, то никакой разницы не появляется. Весь учтенный объем КУ распределяется между собственниками помещений.

Чтобы понять, стоит ли переходить на расчеты по коллективным приборам учета, специалистам управляющей организации нужно провести расчеты. В ходе них подсчитываются объемы реально потребляемых на содержание общедомового имущества ресурсов. Эти значения сравниваются с тем, что предусматривается в нормативе.

Данный расчет можно выполнить журнала « ». В материале рассмотрены и другие вопросы, касающиеся правильного подбора УК способа расчетов за КР на СОИ с ресурсоснабжающими организациями.

Как производится расчет оплаты общедомовых нужд

Исследуем два способа вычисления размера оплаты общедомовых нужд: с установленным счетчиком и без него.

Вариант 1. Общедомовые нужды в МКД при наличии коллективного прибора учета используемых ресурсов.

В ситуации когда в доме установлен счетчик, при вычислении общедомовых нужд в первую очередь с него снимают показания. Данный прибор учитывает объем потребленного всем МКД ресурса за требуемый временной период.

Далее производится операция суммирования показаний индивидуальных счетчиков - это приборы, которые стоят в жилых помещениях МКД. Для того чтобы баланс расхода ресурса во всем МКД был составлен достоверно, очень важно, чтобы все сведения были поданы в УК одновременно.

После вышеописанных процедур осуществляется разделение общедомовых нужд на всех собственников жилых помещений МКД. Это рассчитывается так: уровень ресурса, потребленного на обслуживание нежилых помещений, делят на общую площадь МКД.

А для того чтобы вычислить размер оплаты общедомовых нужд на каждую квартиру, значение на один квадратный метр здания умножают на площадь каждого жилого помещения в МКД. Получив объем общедомовых нужд на конкретное жилое помещение, оплату за него рассчитывают по тарифам, утвержденным в субъекте РФ.

Вариант 2. Расчет общедомовых нужд в многоквартирном доме без ОПУ.

При неустановленном общедомовом приборе учета в многоквартирном жилом здании объем горячей и холодной воды, а также электричества рассчитывается умножением нормы потребления на площадь общего имущества в доме. Получившуюся сумму делят на всех владельцев пропорционально метражу их квартир.

Утверждением тарифов и нормативов ОДН занимается ФСТ (Федеральная Служба по Тарифам), на ее сайте можно изучить показатели для вашего региона.

Вариант 3. Наличие в МКД автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

Такое оборудование может в заданное время (например, каждый час) снимать и передавать показания о расходе коммунальных ресурсов на сервер РСО. В этом случае оплата КР на СОИ рассчитывается исключительно по показаниям автоматизированной системы учета.

Важной особенностью «умных» приборов учета является возможность одномоментного снятия их показаний. Например, в многоэтажных домах уже внедряются АСКУЭ – автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии. Они могут снимать показания на один и тот же момент времени со следующих приборов учета:

  • общедомовых;
  • установленных в каждой квартире;
  • установленных во всех нежилых помещениях.

В таком случае исчезает главная причина искажения показаний счетчиков – человеческий фактор. Абонентам не нужно самим считывать цифры на ПУ, передавать и проверять, правильно ли их принял адресат. Система самостоятельно опрашивает находящиеся в МКД счетчики и отправляет информацию на сервер. Специалист будет видеть на компьютере все расходы электроэнергии, происходящие в жилом доме.

Для управляющей организации внедрение АСКУЭ выгодно тем, что такая система позволяет экономить на расчетах с РСО. При ее наличии быстро обнаруживаются точки воровства электроэнергии. Оператор, отслеживающий каждые 30-60 минут расходы энергии, сразу увидит, на каких участках потребление резко возрастает, а также где происходит подключение в обход приборов учета.

Появление в многоэтажке АСКУЭ должно быть одобрено на общедомовом собрании. Такие системы могут рассчитывать не только электроэнергию. Специализированные компании занимаются также установкой приборов для комплексного учета расхода воды и тепла.

При установке автоматизированной системы оплата за КР на СОИ будет равняться реальному потреблению ресурсов. Ее размер в случае с тем же электроснабжением останется в зависимости только от количества работающего в доме оборудования. Если общедомовые нужды заключаются лишь в наружном освещении входных групп, то плата будет минимальной.

Появление АСКУЭ позволит выявить места перерасхода энергии. Например, в одном из домов после перехода на такую систему рассчитывали на резкое снижение КР на СОИ, но его не произошло. По упорядоченным и регулярно снимаемым показаниям определили, что в подвале установлен насос мощностью 2 кВт, работающий в непрерывном режиме. Его поменяли на более экономичную модель, и ежемесячная плата за электричество на общедомовые нужды заметно снизилась.

  • Содержание общедомового имущества: порядок работ и расчет тарифов на их выполнение

Как определяется оплата воды на общедомовые нужды

Это объем водных ресурсов, в соответствии с общедомовым счетчиком, который является большим по значению, чем сумма показателей приборов индивидуального потребления, и принимается в качестве расхода воды на потребности всего МКД. Данный показатель характеризуют следующие моменты:

  • количество используемой воды для уборки нежилых помещений, придомовой территории и т. д.;
  • объем водных ресурсов, который превышает границы суммируемых показаний счетчиков индивидуального потребления;
  • уровень достоверности данных приборов учета.

Расходы водных ресурсов на коллективное имущество оказывают влияние на размер оплаты общедомовых нужд в наименьшем объеме. Так как, следуя статистическим данным, на уборку придомовой территории и помещений совместного пользования тратится приблизительно пятьдесят кубометров воды ежемесячно. Это значение составляет не более 2 % от размера оплаты общедомовых нужд.

Отсутствие достоверной информации возможно лишь из-за двух факторов.

1. Если собственники квартир не подают показания приборов учета по причине своей нерадивости или из-за их отсутствия. В такие моменты в течение трех месяцев владельцам жилых помещений будет начисляться стоимость коммунальных услуг по нормативам. Как правило, этот показатель серьезно превышает уровень потребляемого водного ресурса в реальности. В следующие месяцы стоимость коммунальных услуг вычисляется по нормативным показателям на количество прописанных в жилом помещении граждан. Бывают и такие ситуации, когда в квартире официально зарегистрировано два человека, а проживает пять, шесть, сумма, выставленная за коммунальные услуги, будет серьезно ниже цены реально используемого ресурса. Кто же вынужден будет рассчитаться за потребленные, но неоплаченные воду, свет и прочее? Естественно, другие собственники, так как разница в показаниях общедомового счетчика и индивидуальных приборов распределяется на всех жильцов дома. В квитанции эта графа называется оплата общедомовых нужд.

2. Неправильная работа прибора учета потребляемых ресурсов. На законодательном уровне принято постановление № 354 о том, что УО в обязательном порядке должна содержать счетчики в исправном состоянии. Но собственники жилых помещений не во всех случаях своевременно информируют управляющую организацию о поломке приборов. Эта ситуация сильно затягивается, и достаточно длительное время показатели счетчиков не являются достоверными. А водный ресурс, потребляемый собственниками, продолжает не учитываться. Поскольку расчет проводится по коллективному прибору на здании, оплату общедомовых нужд будут совершать все жильцы данного МКД.

Некоторые недобросовестные собственники помещений пытаются физически воздействовать на счетчики индивидуального учета потребления ресурсов (устанавливают специальные приспособления, влияющие на их работу). В такой ситуации показатели также не являются достоверными, что способствует увеличению размера оплаты общедомовых нужд.

Всем хорошо известно, что любой прибор может работать с определенным процентом погрешности. В документах на счетчик воды указано, что такое отклонение может составлять до 5 %. Кроме этого, использование водного ресурса за границами минимального и максимального предела прибором просто не может быть показано (напор воды более тридцати литров в минуту не учитывается данным прибором).

При расчете потребления холодной воды на общедомовые нужды включается оплата:

  • полива газонов (палисадников);
  • промывки коммуникационных сетей;
  • ресурса, отведенного на мытье лестничных площадок.

При учете горячей воды в общую сумму входит оплата:

  • внутридомовых водопотерь в сетях;
  • сброса воды в стояке;
  • технологического полива системы в процессе подготовки к отопительному сезону;
  • опрессовки системы отопления.

Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все площади дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в здании, при этом оно не должно быть частью квартир. Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации коллективного досуга. Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержатся в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).

На нормы ОДН по воде влияют:

  • степень благоустроенности дома и коммуникационных линий;
  • величина обслуживаемых прилегающих территорий;
  • этажность и количество подъездов;
  • наличие общедомовых приборов учета воды.

Норматив на оплату общедомовых нужд по водоснабжению равен:

Норматив = Норматив субъекта РФ х (количество проживающих/площадь помещения)

Нормативы потребления на общедомовые нужды по холодной и горячей воде утверждаются органом местного самоуправления в каждом конкретном субъекте и представлены как приложение к Приказу Минэнергетики и ЖК в виде подробных таблиц.

Порядок оплаты общедомовых нужд по отоплению: 3 способа

Рассматривается три способа начислений.

Способ 1. Расчет платы без приборов учета.

Производится по специальной формуле, в которой:

  • N – норматив удельного расхода тепла на 1 кв. м жилых помещений, который ежегодно устанавливается органами власти в регионах, имеет выражение Гкал/м2;
  • Т – тариф на центральное отопление (Гкал), устанавливается органами местного самоуправления.

P = N x S x T

В счете, который получает собственник, отдельными строками выделена стоимость за обогрев его личной жилой площади и ставка за подачу отопления в помещения общего пользования. Для того чтобы вынудить жильцов установить общедомовой счетчик на отопление в многоквартирном доме , где это реально осуществить (не везде имеется техническая возможность), к оплате общедомовых нужд по отоплению применяется повышенный коэффициент, который в 2017 году составляет 1,6.

Органы местного самоуправления при установлении тарифа на обогрев домов учитывают стоимость самого энергоносителя, выплаты за труд работникам, вовлеченным в процесс предоставления услуги, также принимается во внимание средний показатель температуры окружающей среды в том или ином отопительном сезоне. Каждый год производится утверждение ставки, вычисленной на основании имеющихся данных, а в конце сезона, когда уже точно известна средняя температура воздуха на улице, бухгалтерия поставщика производит перерасчет, о результатах которого собственники жилья узнают в начале лета. Итог будет учтен только в будущем отопительном сезоне. Либо собственнику выставляется цена израсходованной сверх предусмотренного количества тепловой энергии, либо в следующем сезоне он платит меньшую сумму, так как температура воздуха в прошедшем году была выше расчетной. А значит, расход тепла оказался ниже.

Способ 2. По общедомовому счетчику.

Если в доме имеется коллективное устройство измерения потребления тепла, то дело обстоит гораздо проще. При расчете платы за обогрев учитываются показания по общедомовому счетчику, которые снимаются регулярно во время отопительного сезона (обычно раз в месяц). Расходуемый ресурс умножается на тариф, и производится распределение между жильцами по следующей формуле:

P = Qобщ х S / Sобщ х Т , где:

  • Qобщ – количество израсходованного тепла (Гкал) согласно общедомовому прибору учета;
  • Sобщ – площадь всех квартир, нежилых и подсобных помещений здания (кв. м);
  • S – отапливаемая площадь в кв. м (не включает балконы, веранды, террасы);
  • Т – тариф на центральное отопление (Гкал), утверждается органами местного самоуправления.

Способ 3. По индивидуальному счетчику.

Если приборы учета стоят в каждой квартире, то возможно и начисление оплаты в индивидуальном порядке, но в здании также должен быть установлен общий счетчик, чтобы в дальнейшем можно было разделить разницу на всех жильцов пропорционально площадям их помещений.

Используется формула:

Р = (Qкв + Qодн х S / Sобщ) x T , где:

  • Qкв – количество тепла, зафиксированное индивидуальным устройством за расчетный период;
  • Qодн – расход тепла на нужды всего дома (разница между сведениями общественного счетчика и суммой показаний индивидуальных устройств);
  • S, Sобщ, T – аналогично предыдущим формулам.

Как рассчитывается оплата за общедомовые нужды по электроэнергии

Вычисление используемой услуги ЖКХ на общедомовые нужды многоквартирного дома имеет непосредственную зависимость от следующих моментов:

  1. имеется ли общедомовой счетчик ресурсов;
  2. установлены ли приборы индивидуального учета потребляемых услуг;
  3. площади жилых и нежилых помещений в МКД.

Необходимо проанализировать систему расчета оплаты электроэнергии на элементарных примерах. Достаточно популярная ситуация: в МКД установлены коллективные приборы учета потребляемых ресурсов, а в жилых помещения данного дома они имеются лишь частично. В такой ситуации общедомовые нужды будут вычислены следующим образом:

ОДН кв. № 1 = (О – К – Н) × ПК / ПД , где

  • ОДН квартиры № 1 – часть общедомового использования ресурса, которая приходится на какое-то конкретное жилое помещение;
  • О – суммарное общедомовое использование ресурса;
  • К – суммарное потребление ресурса в жилых помещениях данного дома;
  • Н – суммарное потребление ресурса в местах общего пользования;
  • ПК – общая площадь конкретной квартиры;
  • ПД – суммарная общая площадь всех помещений МКД.

В словесном варианте данная формула будет звучать следующим образом: размер ОДН на электричество, потребляемое определенной квартирой или помещением общего пользования, пропорционален отношению общей площади данного помещения к суммарной площади всего МКД, а также к электроэнергии, которая осталась не охвачена показаниями индивидуальных счетчиков и нормативными расчетами потребления данного ресурса.

Описанный выше процесс расчета оплаты за использование электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды, соответствует формуле № 13 в приложении № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.11 № 354.

Как же осуществляется вычисление электроэнергии ОДН тогда, когда прибор общедомового учета потребления ресурса не установлен? Ответ на данный вопрос зафиксирован в формуле № 17, прописанной в приложении № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». На законодательном уровне приняты нормативы ОДН использования ресурсов электроэнергии, которые и являются базой для вычислений.

Формула выглядит следующим образом:

ОДН кв. №1 = Н × ПП × ПК / ПД, где

  • ОДН кв. № 1 – часть общедомового использования ресурса, которая приходится на какое-то конкретное жилое помещение;
  • Н – потребление на ОДН по установленным в законодательстве нормативам;
  • ПП – Суммарная площадь помещений общего пользования в МКД;
  • ПК – общая площадь конкретного жилого помещения;
  • ПД – общая площадь помещений МКД.

Итог осуществленных вычислений процента электроэнергии на общедомовые нужды, который приходится на жилую квартиру или помещение общего пользования, складывается с учетом расходов по индивидуальному прибору учета ресурсов или нормативу. Итоговое значение прописывается в квитанции по ЖКУ в графе оплаты общедомовых нужд.

  • Электроэнергия по ОДН: расчет и экономия

В каком порядке заключается договор на оплату общедомовых нужд

В целях энергосбережения и повышения эффективности потребления ресурсов жильцы многоквартирного дома могут заключить соответствующий договор. В нем важно согласовать основные моменты, которые повлияют на дальнейшие отношения с компанией-поставщиком.

Сторонами договора выступают собственники помещений в МКД и УК (жилищный, специализированный кооператив, товарищество и т. д.). Владельцы могут также дать право вышеперечисленным организациям на подписание соглашения от имени и в интересах жильцов с компанией – исполнителем услуг по энергопоставкам.

Предметом контракта о выполнении работ (обслуживании) может быть не только деятельность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета, но и предварительное энергетическое обследование, а также проведение мероприятий по повышению энергоэффективности оборудования. Договор может распространяться не только на общедомовые, но и на индивидуальные счетчики.

В соглашение необходимо включить плановые показатели экономии, порядок ее расчета. Размер не должен учитывать разницу, полученную с помощью установления счетчиков. Бережливость должна быть достигнута эффективным расходованием энергоресурсов.

Данный вид контракта в качестве обязательного условия включает срок выполнения работ. Он может быть указан единовременно или разбит на этапы. Стоимость – тоже существенное условие. Она определяется из расчета сэкономленных энергоресурсов. Разумеется, оплата по договору не может быть выше показателя эффективности самих мероприятий. Иначе теряется смысл данной услуги. Таким образом, расчет производится непосредственно после подтвержденного сбережения в соответствующем периоде.

Контракт может содержать условия о сроке гарантии на достигнутый результат по экономии, который продолжается от одного до трех лет. В течение этого периода исполнитель несет ответственность в случае нарушения эффекта бережливости. Разумеется, без обучения персонала специальным условиям эксплуатации оборудования рассчитывать на сохранение результата экономичности на долгий срок не приходится. Помимо этого, обязательно должно проводиться техническое обслуживание всех приборов.

Оплата коммунальных услуг на общедомовые нужды: судебная практика

Поправки в отношении ОДН повлекут за собой собственную практику судебного порядка. До момента, когда задуманные изменения начнут действовать как положено, потребуется утрясти многие нюансы.

Что касается наработок, предшествовавших корректировке ранее действующих норм, то таковые весьма обширны и охватывают почти всю территорию Российской Федерации. Отметить можно судебную практику Президиума ВС РФ № 4 от 23.12.2015. В частности, в упомянутом обзоре кроме прочих рассматривался вопрос отсутствия общедомовых приборов учета сточных вод в многоквартирных домах и начисления оплаты за водоотведение в отношении ОДН. Было установлено, что норматив водоотведения должен соответствовать объему воды, поданной из источников централизованного водоснабжения.

Но в то же время ВС Российской Федерации установил, что количество канализационных стоков должно определяться исходя из нормативов потребления услуги водоотведения. Но такого норматива нет. Следовательно, оплаты общедомовых нужд на водоотведение быть не может. Это сделало строку «водоотведение на ОДН» неправомерной. Еще один важный момент касается внедрения общедомовых счетчиков. ФЗ № 261 от 23.11.2009 обязал собственников установить коллективные приборы учета на здание.

Если сами жильцы не решают вопрос со счетчиком, это должна была сделать ресурсоснабжающая компания. При этом плата за установку прибора вносится собственниками равными долями в течение пяти лет. На практике ресурсоснабжающие компании требовали немедленного расчета.

Определение ВС РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013 разрешило спор. Оплачивать установку общего счетчика должна УК, но вносить требуемую сумму можно в течение пяти лет. Пока нельзя сказать, как отразятся новые поправки на собственниках квартир. Следует дождаться утверждения нормативов по всем регионам и практики их действительного применения.

Может ли жильцами не вноситься оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме

За несвоевременную оплату общедомовых нужд существует такая же ответственность перед законодательством, как и за игнорирование счетов по услугам ЖКХ, которые были использованы собственниками в жилых помещениях.

Потребление ресурсов на коллективные нужды точно так же относится к сфере коммунальных услуг, как и их индивидуальный расход. В связи с этим поставщик электроэнергии, воды, газа, тепла или УК имеет право обратиться с иском на собственников квартир в судебный орган или ограничить подачу тем жильцам, которые игнорируют счета, до того момента, пока не будет осуществлено полное покрытие долгов по оплате общедомовых нужд.

Таким образом, владельцы помещений заинтересованы в том, чтобы разобраться с показателями коллективных счетчиков и пытаться понизить их законными методами, а не просто игнорировать потребление ресурсов на совместные цели. Логично, что ОДН также приравниваются к коммунальным услугам, которые используются при эксплуатации общих помещений МКД, и оплату за них должны совершать все собственники дома.

Как может быть уменьшена оплата расходов на общедомовые нужды

Что сделать, чтобы уменьшить размер оплаты общедомовых нужды? Выход есть. Правительство Российской Федерации считает, что важно правильно и грамотно учитывать потребляемые ресурсы. Для этого создана инновационная технология – специальный прибор, который передает сведения о потреблении ресурса со всех квартир дома. Первоначально введение данного метода потребует значительных материальных затрат, но это необходимо обеспечить средствами УК. Такой шаг будет выгоден, в первую очередь, самому предприятию, так как его плата за общедомовые нужды значительно снизится.

Мнение эксперта

Работа с претензиями по оплате общедомовых нужд

Александр Рыжов ,

руководитель аппарата комитета Законодательного собрания Нижегородской области по вопросам градостроительной деятельности

По вопросу оплаты общедомовых нужд поступает немало претензий. Чтобы рассмотреть их и проанализировать для принятия грамотного и разумного решения, необходимо выделить следующие моменты:

  • ежемесячный размер потребления ресурса согласно показаниям общедомового счетчика;
  • объем расхода того же источника, который отображают индивидуальные приборы учета, суммированный с начислениями по среднемесячному использованию и нормативами для тех собственников, которые устройств регистрации не имеют (цифру следует взять за тот же период);
  • формулу, по которой определяется стоимость коммунальной услуги, потребленной на нужды дома;
  • расчет размера платы по каждому помещению (по месяцам);
  • электрооборудование, которое является общедомовым имуществом МКД, его мощностные характеристики и режим работы;
  • конкретное оборудование, подключенное к каждому коллективному счетчику, и принцип его работы;
  • площади всех индивидуальных помещений в доме (при отсутствии общественного прибора учета – площади совместного имущества).

Время от времени важно проверять как общее устройство для измерения ресурсопотребления, его состояние, пломбы, соблюдение сроков проверки, схему подключения и прочие детали, которые могут влиять на его работу, так и индивидуальные – сроки поверки, соответствие фактических сведений передаваемым плательщиком, номер устройства и схему подсоединения, целостность пломб. Также обязательному контролю на наличие повреждений и неразрешенных подключений подлежат инженерные сети в доме.

Когда вся необходимая информация будет получена, ее следует показать тем, кто обратился с жалобой. Им следует предоставить результаты потребления ресурса согласно показаниям коллективного счетчика, данные о пользовании ресурсом в каждом помещении. Все сведения должны быть переданы владельцам, чтобы они убедились в их правильности либо указали на их неверность. Только при внимательном анализе можно будет проверить, есть ли ошибки в начислении платежа за общедомовые нужды. Следует убедиться, что все без исключения помещения в здании включены в расчет оплаты общедомовых нужд. Ведь если какие-либо из площадей не учитываются при определении стоимости услуги на коллективные потребности, то бремя расходов на их содержание ляжет на плечи всех остальных жильцов.

Самые распространенные случаи, которые влияют на завышение расчетной цифры:

  • воровство коммунального ресурса (либо потребление его без договора, так называемые неучтенные помещения);
  • энергетическая неэффективность;
  • представление недостоверных индивидуальных показаний.

Оплата коммунальных ресурсов на общедомовые нужды: мифы об ОДН

В некоторых моментах, когда оплата общедомовых нужд значительно выше стоимости всех коммунальных услуг, которые использует собственник жилого помещения многоквартирного здания, возникает логичное недовольство. В связи с этим создается большое количество споров и конфликтных ситуаций с управляющими организациями. Когда в соответствии со стандартами ФЗ «Об энергосбережении» в многоквартирных домах монтируют счетчики на газ, воду, отопление и т. д., они отображают только реальный расход, в том числе и потребление собственниками жилых помещений. Ежемесячно сотрудник из компании, обеспечивающей ресурсами управляющую организацию, приходит к месту установленного прибора и снимает показания. Эти сведения являются базой для вычисления оплаты общедомовых нужд многоквартирного дома. Этот итог сравнивается с суммарной цифрой приборов, которые установлены в квартирах, по различным видам услуг. Таким образом, управляющая компания имеет возможность вычислить потери ресурсов. Разница между общедомовым счетчиком и теми, которые установлены в квартирах, будет в обязательном порядке. Если такой прибор в многоэтажном доме отсутствует, то данные потери будут являться расходами компании – поставщика ресурсов. А если счетчик имеется, то оплату общедомовых нужд осуществляют собственники помещений здания.

Таким образом, размер коллективного потребления является разницей между числом, регистрирующим расход ресурса исходя из общедомового счетчика, и суммарным показателем индивидуальных приборов. Законодательством нашей страны принят порядок оплаты общедомовых нужд собственниками жилых помещений. (Постановление Правительства Российской Федерации № 354).

Большинство владельцев квартир считает, что показатели коллективных счетчиков на здании отражают только свет в местах общего пользования, воду в подвальных помещениях и т. д. На практике же размер оплаты общедомовых нужд подразумевает и расчет потребления ресурсов сверх требуемой нормы для эксплуатации многоквартирного дома. Часто это расходование осуществляется за счет неприменяемых помещений, в возросшую цену включается кабельное ТВ и Интернет.

Важным фактом является то, что управляющая организация зачастую завышает уровень оплаты общедомовых нужд из-за желания получить легкие деньги, нажиться на собственниках жилых помещений. Из-за большого количества появившихся судебных разбирательств между владельцами и УК такие случаи стали происходить значительно реже. Необоснованного завышения уровня оплаты общедомовых нужд можно избежать, если активно принимать участие в снятии показателей коллективных приборов на здании. Каждый собственник жилого помещения имеет право контролировать и проверять журналы учета общедомовых счетчиков.

Необходимо развеять и популярный миф о том, что одни владельцы квартир платят за других, за тех, кто не желает ставить в своих квартирах приборы учета и не передает точные значения используемых ресурсов ежемесячно. Это мнение ошибочно, так как жильцы, которые не сообщают в управляющую компанию точных цифр об используемых ресурсах, оплачивают услуги «по среднему», управляющая компания начисляет таким гражданам расход по нормативам. Но возможна и другая ситуация, в которой такие собственники будут потреблять ресурсы сверх меры, абсолютно неэкономно. Тогда их перерасход будет разделен между всеми владельцами помещений данной многоэтажки как оплата общедомовых нужд.

Такую ситуацию с неэкономным использованием ресурсов не нужно путать с наличием собственников-должников. Те суммы, которые они не оплачивают в установленный срок, являются их индивидуальным долгом и не переадресуются другим жильцам.

где:

Объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:

где:

VД - объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) пункта ;

Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта ;

Объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 42 и Правил;

Vкр - определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;

11(1). В случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при потреблении коммунальных услуг холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, измеренный коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, распределяется:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) в отношении коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды - по формуле 11.1:

где:

Норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

Норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды - по формуле 11.2:

12. Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:

где:

Nj - норматив потребления холодного водоснабжения;

nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды.

13. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

VД - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта ;

(см. текст в предыдущей редакции)

Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта ;

Vкр - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

14. Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется:

а) для горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - по формуле:

где:

Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;

nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире);

Б) для газоснабжения - по формуле:

где:

Sv - общая площадь v-го жилого помещения;

Nгаз.о. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на отопление жилых помещений;

nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении;

Nгаз.п. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на приготовление пищи;

Nгаз.в. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

(см. текст в предыдущей редакции)

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

Получая квитанции за коммунальные услуги, многие обращают внимание на отдельную строку ОДН, не понимая при этом, какие расходы она включает и почему этот счет приходит именно собственникам квартир. Чтобы прояснить ситуацию в нашей статье мы расскажем, что такое ОДН, какие коммунальные услуги включает эта категория, по какому принципу рассчитывается ОДН и как можно снизить счета.

Что такое ОДН (общедомовые нужды)


Расшифровка ОДН в квитанциях ЖКХ означает «общедомовые нужды». В соответствии с положениями статьи №36 Жилищного кодекса РФ к имуществу общедомового пользования многоквартирного дома относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего пользования всеми жильцами.

Простыми словами, ОДН - это коммунальные услуги, которые идут на содержание подъездов, чердаков, подвалов, придомовой территории. Фактически, при расчете общедомового потребления учитываются территории, которые не оснащены индивидуальными приборами учета или не относятся к площади квартир.


Например: если дом подключен к центральной системе отопления, собственник каждой квартиры платит за тепло с учетом площади своего жилья. Но, на лестничной площадке тоже установлены радиаторы, которые поддерживают нормальную температуру в подъезде. Именно расход ресурсов на отопление в подъезде, наряду с другими услугами, будет входить в ОДН, а плата за него распределяется между всеми жильцами.

Дополнительно, в этот счет управляющая компания включает оплату за технические потери во внутридомовых инженерных системах водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, тепловой энергии и оборудовании. Дополнительные потери могут быть вызваны небольшими протечками труб, прорывами и другими аварийными ситуациями, плановой промывкой инженерных систем, их заполнением или гидравлическими испытаниями.

Что входит в общедомовые нужды

Точный перечень общего имущества жильцов многоквартирного дома определен статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. К общим территориям относят:

🔸 подъезды - лестничные площадки, лестничные пролеты, коридоры, пространство входной группы;

🔸 лифтовые шахты и кабины пассажирских и грузовых лифтов;

🔸 чердачные и технические этажи дома;

🔸 подвальные помещения;

🔸 помещения, в которых расположены инженерные коммуникации;

🔸 другие помещения, которые не являются собственностью отдельных жильцов и предназначены для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий спортом, проведения организационных мероприятий;

🔸 придомовую территорию вместе с элементами благоустройства: клумбами, пешеходными дорожками, ограждениями, детскими и спортивными площадками.

Для поддержания всех перечисленных помещений, территорий и конструкций в соответствующем состоянии управляющая компания расходует воду, электроэнергию, теплоноситель и другие ресурсы. Соответственно, все ОДН разделяются на группы в зависимости от используемых коммунальных услуг.

Электроэнергия

Электроснабжение ОДН - это количество электроэнергии, которое расходуется на освещение подъездов, двора, а также работу необходимых инженерных систем, например лифта или домовой котельни.

ХВС в ОДН

На общедомовые нужды расходуется холодная вода для:

💧 влажной уборки подъездов;

💧 полив клумб;

💧 промывки коммуникаций.

Кроме этого, на многих участках отмечаются регулярные потери воды из-за неудовлетворительного состояния системы водоснабжения.

Горячее водоснабжение

Если горячая вода поступает к жильцам из ближайшей котельной, в квитанциях за коммуналку включаются расходы на ГВС ОДН, вызванные:


💨 потерями во внутридомовой сети;

💨 необходимостью проведения ремонтных работ;

💨 промыванием системы.

Отопление в ОДН

Согласно санитарным нормативам и нормам эксплуатации жилого фонда, температура в подъездах многоквартирных домов не должна опускаться ниже +16 градусов. Чтобы поддерживать заданную температуру, на пролетах между этажами установлены радиаторы. Снабжение теплоносителем этих батарей и входит в общедомовые нужды.


Кто должен платить за ОДН многоквартирного дома

Согласно правилам предоставления коммунальных услуг № 354 «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов» общедомовые нужды дома должны оплачивать собственники квартир, которые в нем расположены. На действие этого правила не влияют особенности обустройства здания, жилых и нежилых помещений, тип учетного оборудования, форма управления многоквартирным домом.

Счет за ОДН не входит в квитанции оплаты индивидуальных коммунальных услуг за квартиру и оплачивается отдельно.

Как рассчитывается ОДН

Расчет ОДН основан на формулах и нормативах, которые утверждены постановлениями правительства РФ или региональными органами власти. Порядок расчета зависит от того, установлены ли счетчики в квартирах и общие приборы для учета расхода ресурсов на доме.

Если установлен общедомовой счетчик

В случае, если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, для расчета ОДН сотрудники управляющей компании ежемесячно снимают показания с этого счетчика. Приборы данного типа показывают, какое количество электроэнергии, воды, газа и тепла было израсходовано непосредственно жильцами дома для личного пользования и затрачено на обслуживание всего здания.

После этого собираются показания квартирных счетчиков, рассчитывается потребление воды по каждой квартире и общая сумма расхода воды всеми жильцами. Показания общедомового и индивидуального учета сравниваются, разница между ними и есть расход на общедомовые нужды.

Важно! Чтобы баланс расхода по дому был сведен корректно, важно, чтобы показания индивидуальных и общедомовых счетчиков снимались в один период.

Счет за ОДН распределяется между всеми собственниками соответственно площади их квартир.

Пример : Общая жилая площадь всех квартир в доме - 9 000 м². Учетный прибор на доме показал, что общее потребление воды за предыдущий месяц составило 3 000 м³. Собственники передали показания индивидуальных счетчиков и после суммирования данных расход воды на индивидуальные нужды жильцов составил 2 880 м³. Из этого следует, что на общедомовые нужды было израсходовано 3 000 м³ — 2 880 м³ = 120 м³ воды.

Если разделить этот объем воды на суммарную жилую площадь всех квартир, получим ОДН по воде на 1 м² жилья: 120 м³/9 000 м²=0.013 м³. Чтобы узнать, сколько нужно заплатить владельцу квартиры площадью 40 м², умножаем расход на 1 м² на площадь жилья и на установленный тариф (для примера возьмем тариф 100 руб./м³): 0,013 м³×40 м²×100 руб./м³=52 рубля.

Итог: собственник квартиры площадью 40 м² заплатит 52 рубля за воду, которая была израсходована за месяц на общедомовые нужды.

Если в некоторых квартирах нет индивидуальных счетчиков

В таком случае, индивидуальный расход ресурсов будет рассчитываться по общепринятым нормативам на каждого прописанного в квартире. Например, месячная норма потребления холодной воды на человека - 5,48 кубометра, горячей - 3,81 кубометра.

Нужно ли платить за электроэнергию или другие услуги в ОДН , если нет общедомового счетчика

Если в многоквартирном доме не установлен общедомовой счетчик электроэнергии , воды, тепла, плата за ОДН рассчитывается на основе данных индивидуальных приборов учета с использованием повышающих коэффициентов, которые, обычно, не превышают 0,1 или 10%. Например, если жильцы квартиры израсходовали воды на 500 рублей, за этот же ресурс на содержание дома им нужно будет заплатить 500×0,1=50 рублей или меньше, в зависимости от установленного коэффициента. Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливается органами местного самоуправления. Тарифы по всем видам услуг можно посмотреть на сайте управляющей компании.

Важно! Несмотря на то, что формула учета ресурсов на общие нужды достаточно проста, на практике реальные данные часто в несколько раз превышают расчетные. Причины этого - повышенные потери ресурсов из-за неудовлетворительного состояния сети и действия жильцов, в квартирах которых не установлены приборы учета. Например, жильцы пользуются тем, что обязаны платить по нормативам, и вовсе прекращают экономить - не перекрывают воду, дополнительно обогревают жилье газовой плитой. В других случаях, в квартире может проживать 4 человека, а прописан только 1. Счета будут начисляться по нормам на одного пользователя, а в действительности использовать коммунальные услуги будут четверо.

Собственники жилого дома организуют и ведут деятельность по хозяйству. Они имеют право переложить на специализированные организации львиную долю обязательств. Разновидностью таких обязанностей являются общедомовые нужды.

Под общедомовыми нуждами понимаются услуги, которыми пользуется не отдельно взятый владелец, а все собственники.

В ОДН входят следующие компоненты:

  • свет в подъезде и других общедомовых местах;
  • электричество, потребляемое домофоном;
  • работа лифта;
  • поливка газонов или мытье подъездов;
  • горячая вода в батареях общедомовых территорий.

Нужды разнообразны. Главным образом они представлены потребностью в освещении и водоснабжении. Сюда входит и обслуживание лестничных проемов, подвалов и чердаков.

Плата за ОДН обеспечивает весь дом. На практике имеет место пренебрежение такими услугами со стороны управляющих компаний. Организации халатно относятся к своим обязанностям. Как результат: снижение качества оказываемых услуг и увеличение бессмысленных расходов. Ранее в ОДН включались и перерасходы энергии. Теперь они относятся к оплате за жилье.

К общим нуждам не относятся антенны, кабели и различные пристройки. За них платит собственник.

Кто должен оплачивать ОДН?

Нормативная основа, регулирующая вопрос оплаты:

  • Ст. 210 ГК РФ. Жилец должен содержать объект недвижимости;
  • Ст. 39 ЖК РФ. Собственники обязаны платить сумму, пропорциональную размеру доли в
  • многоквартирном доме;
  • ПП №354 . Потребитель ЖКХ платит за услуги отдельно.

Обязанность по оплате ОДН лежит на собственниках многоквартирного дома. Так говорит закон. Тем не менее, здесь есть особенность. Собственники обязаны платить за общедомовые нужды только в случаях, когда затраты не превышают установленных нормативов.

Если расходы за ОДН превышают установленные нормы, то обязанность по оплате лежит на управляющей компании. Причем организации погашают только разницу между показателями счетчиков и нормативами. Основной массив в любом случае выплачивают собственники.

На практике такое решение приняло Правительство РФ. Теперь в квитанциях ОДН выведены отдельной строкой. Это дало возможность ряду УК злоупотреблять полномочиями: компании нередко приписывают плату за общедомовые нужды сверх квартплаты.

Владельцы нежилых объектов (помещений) также обязаны платить за ОДН. Это прямо предусмотрено законодательством. У правила есть исключения. Если договором с УК предусмотрено, что платить за нужды обязана организация, то ответ однозначен. Собственники могут использовать такую возможность при заключении соглашения: отдельным пунктом прописать, что плату за ОДН вносит УК.

На деле существует и другая ситуация: отдельные собственники берут на себя обязанность по обеспечению общедомовых нужд. В таком случае платить обязаны они.

Расчет оплаты ОДН

Уплата нужд зависит от того, имеется ли общедомовой счетчик. Если прибор установлен, то весь расчет производится следующим способом:

  • снимаются показания;
  • суммируются показания всех индивидуальных счетчиков;
  • вычисляется величина индивидуальных приборов учета из данных общедомового устройства.

К примеру, общий счетчик показывает 3 000 кубометров воды. Сумма индивидуальных показания составляет 2 800 кубометров. Разница будет 200 кубометров. Это первичные показания.

Обратите внимание: результатом может стать отрицательное число. Это означает, что фактическое потребление меньше нормативного. В такой ситуации производится перерасчет по средней величине всех квартир жилого дома.

Далее необходимо узнать общую площадь жилых помещений. Производится деление первичных показаний на площадь. Таким образом рассчитывается ОДН на 1 кубометр. Чтобы узнать ОДН, который приходится на отдельно взятую квартиру, необходимо площадь жилого помещения умножить на величину общедомовых нужд на 1 кубометр.

При отсутствии счетчика применяются нормативы, которые утверждаются на региональном и муниципальном уровне совместно. При этом используются повышающие коэффициенты, зафиксированные в Постановлении Правительства №354.

Как снизить плату?

Нередко ОДН выходит в круглую сумму. Чтобы снизить плату, рекомендуется воспользоваться следующими советами:

  • поставить общедомовой прибор учета;
  • настаивать и убеждать жильцов установить индивидуальные счетчики;
  • своевременно давать показания;
  • проверить все коммуникационные и инженерные системы на предмет поломки;
  • проверить, не подключаются ли к домовой системе магазины и прочие предприятия.

Установка счетчиков – не только обязанность, но и полезное дело. Приборы позволяют учитывать информацию в реальном времени. Это поможет существенно сэкономить, так как сразу видно, на что тратится потребление ресурсов. Рекомендуется не медлить с подачей показаний и следовать установленному графику. Это облегчает процесс отслеживания и контроля.

На практике ОДН имеет завышенную величину из-за дефектов в инженерных системах. Рекомендуется проверить водопровод, газопровод и энергетическую сеть. Вполне вероятно, что имеет место техническая проблема, которая несоразмерно увеличивает затраты на общедомовые нужды.

Нередко к системам дома подключаются магазины и салоны, которые выкачивают ценные ресурсы. Рекомендуется проверить заведения. Это поможет выявить проблему неэффективного потребления ресурсов.

Электричество всегда являлось одним из самых дорогих видов коммунальных ресурсов, а его точный учет нередко сопряжен с множеством трудностей из-за регулярных потерь в сетях и невозможности оперативно выявить источники потерь. Именно поэтому сегодня как для управляющих компаний, так и для жильцов многоквартирных домов, особенно актуален вопрос, как рассчитывается ОДН за электроэнергию.

Что из себя представляет ОДН по электроэнергии

Ежедневно в дом, который подключен к электросети, поступает определенный объем электроэнергии от ресурсной организации. Часть электроэнергии потребляется жильцами дома, это называется индивидуальным потреблением . Другая его часть уходит на обслуживание общих домовых территорий, которые не оснащены такими же индивидуальными приборами учета, как квартиры, а потому фиксируются только общедомовым счетчиком. Этот вид потребления так и называют - общедомовым .

ОДН - сокращение от термина «общедомовые нужды». Это тот объем ресурса, который потребляется с целью обслуживания общих территорий дома.

Что входит в ОДН по электроэнергии

Многие жильцы, видя в ежемесячных квитанциях на оплату строчку ОДН за электроэнергию, думают, что это оплата за лампочки в подъездах. В действительности область применения электроэнергии на общедомовые нужды гораздо шире.

В многоквартирном доме электроэнергия используется как на содержание подъездов, так и на обслуживание остальных территорий, относящих к дому.

  • функционирование лифтов;
  • работа домофонов;
  • видеонаблюдение;
  • освещение в подъезде и возле дома;
  • поддержание противопожарных систем и других сигнализаций.

При этом к общедомовым территориям относятся не только внутренние пространства здания, но и внешняя территория, на которой может располагаться шлагбаум автостоянки, электронная калитка, а также охранные постройки.

Плата за ОДН по электроэнергии

Оплата ОДН за электроэнергию производится собственниками жилого дома. Такой порядок оплаты прописан в Постановлении Правительства №354.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Как следует из Постановления, оплата собственниками за общедомовые нужды производится независимо от того, какая форма управления была выбрана в многоквартирном доме. Поэтому ежемесячно управляющие компании многоквартирных домов рассчитывают объем ресурса, который был потрачен на общедомовые нужды, и включает соответствующую графу в квитанции жильцов.

Как рассчитать ОДН за электричество

ОДН на электроэнергию рассчитывается в соответствии с тарифами и нормативами, утвержденными областным правительством для каждого региона. Однако, несмотря на разницу в тарифах, формула расчета ОДН по электроэнергии на сегодняшний день едина для всех.

1. В первую очередь для расчета ОДН снимаются показания общедомового счетчика. Общедомовой счетчик фиксирует, сколько всего электроэнергии было поставлено в дом за отчетный период.

Для примера представим, что общедомовой счетчик показал, что за текущий расчетный период домом было потреблено 5 500 кВт⋅ч. Это общая сумма потребления, которая включает как индивидуальное потребление жильцами, так и потребление на общедомовые нужды.

2. После того, как показания общедомового счетчика сняты, они сравниваются с показаниями индивидуальных приборов учета. Для этого суммируются все показания, которые были сданы жильцами дома. Обычно период сбора показаний за электроэнергию - с 23-го по 25-е число каждого месяца. Ограничение в датах сдачи показаний нужно для того, чтобы показания снимались максимально единовременно, что снижает расхождения при сведении баланса по дому.

Допустим, что сумма всех ИПУ составила 4 500 кВт⋅ч. Это тот объем электроэнергии, который был потреблен жильцами квартир в личных целях.

Стоит отметить, что на сегодняшний день сбор показаний с жильцов встречается все реже в результате его крайней неэффективности и невозможность исключить «человеческий фактор». Судите сами:

  • Жильцы не всегда сдают показания. Кто-то забывает, а кто-то уезжает в отпуск или командировку, и физически не имеет доступа к счетчику. В результате собрать показания со 100% жильцов просто невозможно.
  • Показания передаются с ошибками. Кого-то подводит зрение, кого-то - внимательность, а у кого-то просто неразборчивый почерк. Поэтому при сборе показаний с жильцов часть показаний, на основании которых совершается расчет оплаты ОДН, всегда ошибочна. Не говоря уже о том, что недобросовестные жильцы могут осознанно занижать показания своих приборов учета.
  • На обработку всех показаний, которые поступили от жильцов, уходят целые часы, а то и дни - в зависимости от того, сколько домов и квартир обслуживает управляющая компания. В свете количества дел, которые требуют внимания управляющих компаний, такой расход времени на обработку показаний просто нерационален.

В продолжение статьи.