Почему илон маск не должен быть примером для подражания в бизнесе. В чём секрет мышления Илона Маска Объединять проекты ради перспективной синергии

Рассуждает, действительно ли стоит ориентироваться на Илона Маска в вопросах управления компанией.

Rusbase публикует сокращенный перевод статьи.

Почему Илон Маск не должен быть примером для подражания в бизнесе

Алексей Зеньков

Я крайне обеспокоен тем, как он общается с инвесторами. Можно описать это так: есть резкий контраст между его способностью предлагать впечатляющее видение будущего и постоянной склонностью к чрезмерным обещаниям, которые он не выполняет в краткосрочной перспективе.

Эти мысли приходят на ум, когда задумываешься о – сервисную компанию в области солнечной энергии, которой владеют кузены Маска – за $2,6 млрд. Эта сделка позволяет выделить четыре причины, по которым я не считаю Илона Маска подходящим примером для подражания в бизнесе.

1. Маск одержим манией величия

Я согласен с тем, что предприниматель должен обладать значительной уверенностью, однако эта уверенность в себе должна уравновешиваться достаточным знанием собственных возможностей и скромностью. Чтобы человек знал, когда нужно попросить помощи или умерить собственные амбиции.

Из-за слияния с SolarCity Маск подвергает риску свое состояние, заработанное благодаря Tesla – его состояние в $8,3 млрд снизилось на $779 млн. По данным Bloomberg, 50% состояния Маска вложены в Tesla, 46% - в SpaceX (одна из ракет Falcon 9 на стартовой платформе 1 сентября), и всего лишь 4% - в SolarCity.

Также компания уже объявила, что планирует инвестировать $526 млн в постройку завода Gigafactory и оценивает затраты на реализацию так называемого плана Part Deux в еще $10 млрд (план создание вертикально интегрированной компании, которая производит электромобили, батареи для накопления энергии и приведения этих автомобилей в движение, а также солнечные панели для генерации этой энергии - прим. Rusbase).

Бывает, что наступает момент, когда предпринимателю нужно заглянуть внутрь себя и понять, что реализация личных амбиций не принесет экономической выгоды, и нужно умерить пыл. Маск этого не сделал. Правда, пока что слишком рано утверждать, прав ли он или фатально ошибался.

3. Tesla недостаточно уважает миноритарных акционеров

Одна из особенностей, делающих США отличным местом для стартапов – более высокий уровень защиты миноритарных акционеров, чем где бы то ни было в мире. Это вовсе не означает, что в Америке не бывает обмана. Просто в любом другом месте в мире это происходит намного чаще.

По моему мнению, великие предприниматели должны уважать инвесторов, а не пускать им пыль в глаза, балансируя на грани закона.

Совет директоров Tesla не ставит во главу угла интересы всех инвесторов. В итоге в мае совет одобрил вторичное размещение акций Tesla на сумму $1,4 млрд.

Но помимо умалчивания о том, что покупатель Tesla погиб в аварии по вине автопилота, совет директоров компании принял отчетность без упоминания о слиянии, которое обсуждалось еще 29 февраля этого года.

Конечно, некоторые из независимых директоров Tesla произвели оценку приобретения SolarCity. Но качество этой оценки кажется мне сомнительным, если учесть данные Комиссии по ценным бумагам.

Экономический анализ компаний после слияния чересчур оптимистичен. Согласно этим прогнозам, SolarCity потратит $189 млн за 2017 год, а затем станет приносить огромную прибыль – от $271 млн в 2018 году до $799 млн в 2020 году.

Постойте, но за 2015 год SolarCity израсходовала $2,6 млрд свободных средств, а в 2016 этот показатель вырос до $2,8 млрд.

В условиях, когда Tesla планирует привлекать еще больше заемных средств, как можно оправдать исключение затрат на выплату кредитов из анализа будущих экономических показателей SolarCity?

Возможно, совет директоров связан своими законными обязательствами – не могу судить по причине слабых знаний законодательства – но качество опубликованного анализа слияния с SolarCity настолько плохое, что возникает логичный вопрос: заботится ли Маск в первую очередь о реализации собственного видения или о заработке для владельцев акций?

4. Пренебрежение контролем за уровнем затрат

Многие частные компании в наше время осторожно подходят к планированию расходов, чтобы сохранить заработанный капитал. Я считаю это признаком мудрости их руководства.

В то же время 2 сентября издание Bloomberg сообщило о письме Маска всем сотрудникам Tesla, в котором он просит их постараться и сделать компанию прибыльной в этом квартале, чтобы «утереть нос» нытикам с Уолл-Стрит, ставящим под сомнение способность компании зарабатывать.

Для этого понадобится больше, чем просто письмо, однако ограниченность мышления Маска говорит о гигантском разрыве между его красочным видением и способностью достигать результата.

Если вы ищете пример для подражания, то намного более разумным вариантом является , которому удается совмещать свое видение и производительность. Он основал в 1994 году, сделал ее публичной, а недавно поставил новый рекорд по цене за акцию ($804 за акцию на 22 сентября 2016 года - прим. Rusbase).

По результатам опроса компании First Round Capital, сегодня Илон Маск - самый вдохновляющий пример для предпринимателей. Этот человек помимо прочего основал компанию, которая запускает ракеты-носители чаще, чем… Россия. Пожалуй, его советы начинающим бизнесменам достойны внимания. Бонусом публикуем несколько упражнений для будущих Илонов Масков.

Добивайтесь критики

Критика, как тренировка в спортзале: сначала тяжко, зато потом заметен результат. Это лучшая помощь начинающему бизнесмену.


- Когда я беседовал с кем-то о Tesla Model S, я не очень-то хотел знать о достоинствах машины. Я хотел знать о ее недостатках.

Бросайте вызов реальности

Эйнштейн говорил, что невозможно решить проблему, используя то же мышление, что вызвало ее. И Маск с этим полностью согласен. К примеру, раньше все были уверены: источники энергии просто не могут стоить дешево. Маск бросил вызов этому стереотипу и создал Tesla Energy - возобновляемые источники энергии для домов и офисов.

Даже если вы не создаете революционный продукт, Маск советует задавать вопросы каждый раз, когда слышите фразу «вот как заведено и так будет всегда». Не поддавайтесь стереотипам: пытайтесь сами разобраться, как все устроено и сделайте «почему?» своим любимым вопросом.


Тесламобиль Илона Маска под Лос-Анджелесом в тоннеле Илона Маска
Источник: Instagram

Упражнение

  1. Запишите свою самую большую проблему, неважно, личную или профессиональную.
  2. Разделите ее на базовые компоненты.
  3. Придумайте, как можно улучшить каждый из них (возможно, что-то нужно изменить или перекомпоновать).

По такому же принципу работают бизнес-аналитики, когда проводят аудит какой-либо компании. Если вам сложно сделать это самостоятельно, то жмите на баннер и заказывайте профессиональный аудит.

Фокусируйтесь на важном

Илон Маск не единственный миллиардер, «проповедующий» важность расстановки приоритетов:

Маск следует тем же принципам.

Илон Маск, изобретатель, инженер, предприниматель и миллиардер:
- В Tesla мы не потратили ни цента на рекламу. Мы вкладывали все средства в исследования и опытно-конструкторские работы, проектирование, дизайн и производство, чтобы создать лучший из возможных автомобилей. Когда мы оцениваем возможные траты, мы задаемся вопросом: «Сделает ли это продукт лучше?». Если нет, мы не станем тратить на это деньги.

Правда, не стоит воспринимать слова Маска буквально и сворачивать рекламную активность. Он лишь рассуждает о приоритетах Tesla. Для вашего бизнеса инвестиции в продвижение могут быть актуальнее.

Упражнение

  1. Составьте список из 20 целей на следующий год.
  2. Сократите его до 5 пунктов. Сконцентрировавшись на главном, вы сможете быстрее развиваться в этих проектах. Сузить его сложно, но возможно.

По этому поводу есть еще более суровый совет начинающему предпринимателю, открывающему свой бизнес - выбрать одну приоритетную задачу и посвятить все силы только ей.

Допустите возможность неудачи

Илон Маск уверен: бездействие часто вызвано страхом провала. А это опасная ошибка начинающего бизнесмена! Мы не претендуем на работу мечты, потому что боимся не получить ее. Мы не начинаем свое дело, потому что опасаемся впустую потратить деньги.

Маск допускал возможность провала и для SpaceX продумал такую тактику: потратить не более 100 млн долларов - этого достаточно, чтобы три раза запустить ракету. В итоге первые два старта были неудачными, зато успешный третий принес его компании контракт на 1,6 млрд. долларов от NASA.


Посадка первой ступени ракеты Falcon

Имя Илона Ривса Маска, 44-летнего миллиардера, ассоциируется с революционными проектами в сфере ракетостроения, энергетики и инфраструктуры, которые бросают вызов настоящему, определяя наше будущее.

ItWorked собрал главные принципы известного предпринимателя, которые стали залогом его ошеломительного успеха.

1. С детства тренировать предпринимательскую жилку

Предпринимательская жилка обнаружилась у Илана, когда ему было от роду 12 лет. Получив на 10-летие в подарок компьютер, юноша использовал его с максимальной пользой - научился программировать. Причем настолько успешно, что к 12 годам создал свою первую видеоигру и продал ее за $500.

2. Инвестировать, а не накапливать

Первые самостоятельно заработанные деньги будущий бизнесмен потратил не на прожигание жизни в удовольствие, а вложил в акции фармацевтической компании.
Свой первый бизнес - Zip2, специализирующийся на программном обеспечении для новостных компаний, он через 2 года после основания продал производителю персональных компьютеров Compaq.

Вырученные деньги были вложены в проект X.com, из которого потом вырастет платежная система PayPal.

«Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там будет его будущее»

3. Рисковать, имея запасной план, и не сдаваться

В 2002 году Маск основывает компанию SpaceX с миссией сократить расходы на полеты в космос и колонизация Марса.

«В ракетостроении нет ничего по-настоящему дорогостоящего. Проблема лишь в том, что те, кто занимались ракетостроением в прежние времена, делали это с чудовищно низкой эффективностью»

Планируя запуск ракет в космос, Маск отдавал себе отчет: маловероятно, что первая попытка будет успешной.
Потому инвестированных $100 млн. должно было хватить сразу на три запуска. Но все они в последствии оказались провальными.

Стоя перед своим коллективом, который решил, что всему конец, Маск сказал, что уже нашел новые инвестиции, а значит работа продолжается.

«Я, со своей стороны, никогда не сдамся, вообще никогда»

Четвертый запуск прошел успешно.

4. Делать ставки на перспективные отрасли

Компанию Tesla создали в 2003 году Мартин Эберхард и Марк Тарпеннин. Они поставили за цель - полный отказ от использования топлива в автомобиле. Маск заинтересовывается компанией, делает свои первые инвестиции в нее и становится председателем совета директоров.

«Говоря о бизнесе, я думаю, лучше всего начинать в низшей точке и выходить на рынок на пике, чем наоборот»

Путь к успеху у компании был тернистым, один провал следовал за другим. К примеру, когда компания от разработки была готова переходить к серийному выпуску, ее атаковали критики и существенно подмочили репутацию.

Руководители Tesla рискнули взять взаймы у американского правительства полмиллиарда долларов с рассрочкой до 2022 года. Но презентованная в 2009 году Tesla Model S имела ошеломительный успех и взвинтила акции компании на 1229%. В итоге кредит был погашен досрочно, в 2013-м.

5. Находить возможности и расставлять приоритеты

Одним из направлений, которое попадало в круг интересов Маска, являлись солнечные энергосистемы. Но он понимал, что на все его не хватит.
В итоге, Илан полностью посвящает себя Tesla и SpaceX, а к проекту SolarCity подключает двоюродных братьев Линдона и Питера Райв.

Это один из сопутствующих проектов предпринимателя, цель которого не прибыль, а укрепление позиций в отрасли и получение нового нужного для других проектов опыта.

6. Объединять проекты ради перспективной синергии

Маск взаимосвязывает свои проекты. К примеру, SolarCity производит электрозаправки для Tesla и будет производить солнечные панели для инновационного проекта Hyperloop, который призван стать воплощением амбиции Маска создать «пятый вид транспорта».

7. Работать 100 часов в неделю

Главным направлениям в бизнесе Маск посвящает без малого 100 часов в неделю. Когда его однажды спросили, в чем секрет его успеха, он ответил:

«Просто вкалывайте, как черти. Если другие работают 40 часов в неделю, а вы пашете 100, то даже делая одни и те же вещи, вы сможете достичь результата в 2,5 раза быстрее. То, на что другим потребуется год, вы сможете сделать за 4 месяца. Но если вы ленивый, то не теряйте времени на то, чтобы запустить свой бизнес»

8. Работать не просто много, но продуктивно

Для высокой эффективности Илан Маск принял определенные решения относительно режима работы. По понедельникам он находится в Лос-Анджелесе на базе SpaceX, по вторникам и средам в Сан-Франциско в офисе Tesla. К четвергу Маск возвращается в Лос-Анжелес, а пятница у него разделена между SpaceX и дизайн-студией Tesla, которая находится за углом от офисов SpaceX.

Кроме того, Илон - жесткий руководитель. В его команде только самые талантливые и готовые выполнять нереальные задачи, а с неугодными расстается без экивоков.

«Я новичок в бизнесе, но не моя команда. Я бы сказал, что история не видела космической компании лучше. Не думаю, что когда-либо существовала группа таких талантливых людей, собравшихся в одном месте, в одной компании, работая над созданием ракеты»

Маск выстроил доверительную систему обратной связи - прислушивается к мнению людей из окружения.
Часто объединяет задачи, к примеру, на совещании он может пообедать и ответить на важные письма. В его графике нет места отдыху за исключением 5-минутных перерывов.

По признанию бизнесмена даже время, которое он проводит с сыновьями, которых у Илана 5, он все равно совмещает с работой.

Один из главных советов, который дает Маск:

«Постоянно задавайте себе вопросы, думайте о том, как делать что-то лучше. Критика далеко не всегда приятна, но от нее будет только лучше»


Несколько деловых лидеров и миллиардер Элон Маск, создатель PayPal, Tesla и Space X, вкладывают большие деньги в амбициозные, беспрецедентные проекты на основе современных технологий и научных достижений. Ожидаемые с нетерпением продукты и услуги от проектов Tesla, SpaceX, Hyperloop и даже PayPal Galactic провозглашают начало новой эры экологической и скоростной транспортной системы, а также недорогих путешествий в космос для отдыха и бизнеса. Предлагаем познакомиться с самыми интригующими, восхитительными и даже пугающими проектами, инициированными Элоном Маском.

Элон Маск считается одним из самых богатых людей в мире, он часто доказывал неправоту многих исследователей относительно реальности рискованных проектов. Вместе с многообещающими компаниями Boeing, Ford и Lockheed Martin у него есть все шансы на осуществление своих проектов в будущем.


Если бы Элону Маску удалось, то мы бы уже путешествовали в капсулах на 30 человек по специальным трубам со скоростью 1223 км/ч. Путешествие в транспортной системе Hyperloop осуществляется по принципу авиаперелетов, но на основе воздушной подушки и с меньшей степенью турбулентности. Этот проект обойдется в 60 миллиардов долларов, и Маск планирует финансировать его самостоятельно.


Современные авиалайнеры несут ответственность за грандиозные загрязнения воздуха, за большие аэропорты, которым требуются взлетные полосы, а значит, происходит разрушение окружающей среды. Во время одной из телевизионных встреч с Элоном Маском и предпринимателями стало известно, что миллиардер интересуется способом создания реактивных самолетов нового поколения. Они будут летать на электричестве, вертикально взлетать и развивать сверхзвуковую скорость. Кроме этого, самолеты будут менее опасны для окружающей среды, а время полетов сократится.


В сотрудничестве с компанией Google Элон Маск решил полностью изменить представление о принципе управления автомобилем. В то время как Google разрабатывает автомобили без руля, Элон Маск успешно внедряет идею использования автопилотов в автомобилях. В отличие от лазерных сенсоров, предлагаемых Google, Маск верит, что оптические сенсоры, управляемые компьютером, будут более эффективными, чем система радаров.


Для того, чтобы осуществить проект Tesla относительно экологичных автомобилей, Маск хочет установить серию быстрозарядных станций для электрокаров, что позволит обеспечить беспрепятственную поездку от Лос-Анжелеса до Нью-Йорка – от побережья до побережья – без использования бензина. Установка каждой станции, которая гарантирует зарядку автомобиля всего за 30 минут, обойдется в 300 000 долларов. Они будут установлены в Колорадо, Иллинойсе, Техасе, Орегоне, а также в Ванкувере, Канада. Всего планируют установить 100 станций, и участники проекта бесплатно смогут заряжать аккумуляторы своих автомобилей.

6. Роботы-операторы заправок


Для того чтобы проекты от Tesla стали более совершенными, не только в отношении новых стандартов, применяемых для создания транспортных средств, но и в предоставлении сервиса, Маск решил создавать роботов-операторов заправок. Они будут ответственны за зарядку литий-ионных аккумуляторов от Tesla. Клиенты смогут приобретать услуги по зарядке аккумулятора 450 кг за цену обычной заправки бензином. Каждая автоматическая станция обойдется в 500 000 долларов, и первые уже установлены в Калифорнии.


Проект Элона Маска Grasshopper («Кузнечик») от компании SpaceX посвящен созданию усовершенствованных ракет и реактивных самолетов. Обычно, взлетая и приземляясь, ракеты теряют свои части, которые падают в океан. Ракета «Кузнечик» способна избегать потерь и всегда готова взлететь снова, что приводит к экономии средств. Она способна безопасно приземляться в вертикальном положении.


Для того чтобы осуществить все проекты, связанные с путешествиями в космос, необходимо построить не только сам корабль, но и космодром. Это позволит многим частным компаниям арендовать ракеты и реактивные самолеты для деловых миссий, для доставки людей и грузов. Маск и его команда уже выбрали место – Браунсвиль, Техас. Этот космодром станет альтернативой мысу Канаверал и Ванденбергу.


Один из источников состояния Маска система PayPal в сотрудничестве с Search for Extraterrestrial Intelligence решает проблему создания межгалактической валюты. Эта система официально адаптирует денежную систему Земли к использованию в космосе, что позволит компаниям и туристам совершать торговые сделки, используя свои домашние счета. Этой системой смогут воспользоваться инопланетяне для покупок сувениров и продуктов.


Компания PayPal Galactic планирует установить интернет связь Земли с Марсом или другой понравившейся туристам планетой. Уже запущено около 700 маленьких спутников на орбиту, что обеспечит всю Землю скоростным интернетом, включая самые бедные и удаленные уголки планеты.


Элон Маск хочет уйти из жизни на Марсе, поэтому он разрабатывает проект по колонизации планеты. Марсианская колония будет насчитывать 80 000 человек, которая начнется только с 10 добровольцев, устанавливающих инфраструктуру для тех, кто прибудет позже. И Маск не единственный, кто разрабатывает возможность путешествий в космосе, есть ещё

Илон Маск - очень занятой человек. Основатель Tesla и SpaceX обычно проводит всю рабочую неделю в обеих своих компаниях, заглатывая ланч за 5 минут и пропуская телефонные звонки ради большей производительности. Так что неудивительно, что его повседневная жизнь полна дел.

Вот как выглядит один день из жизни Илона Маска:

Маск начинает свой день рано и встаёт около 7.00. Ему хватает 6 часов сна.

Обычно Маск не завтракает. Иногда он находит время, чтобы быстренько проглотить кофе и омлет.

На что у него всегда находится время, так это на душ. Он говорит, что это для него самая важная ежедневная привычка.

Проснувшись, Маск углубляется в жёсткий график, разбивающий его время на 5-минутные промежутки. Предприниматель работает 85–100 часов в неделю, при этом 80% своего времени он тратит на проектирование и дизайн.

Читайте:

У Маска не бывает двух одинаковых дней. Понедельники и пятницы он проводит в SpaceX в Лос-Анджелесе. По вторникам, средам и четвергам он отправляется в Область залива работать в Tesla . В среднем он проводит 42 часа в неделю в Tesla и 40 часов - в SpaceX . Примерно полдня он тратит на работу над своим некоммерческим детищем по созданию искусственного интеллекта OpenAI .

Выходные он проводит по-разному. Воскресенье Маск проводит либо в дороге, либо у себя в особняке в Бел-Эйре. По субботам он либо работает в SpaceX

…либо проводит время со своими пятью сыновьями. В 2013 году он сказал о своих детях: «У меня получается одновременно быть с ними и отвечать на мейлы. Я могу быть с ними и при этом работать. Иначе бы я просто не успевал делать работу» .

Многозадачность - неотъемлемая часть стратегии Маска, как и максимальное число рабочих часов.

Чтобы не отвлекаться во время рабочего дня, Маск не отвечает на большинство звонков. Также он предпочитает использовать малоизвестный электронный адрес, чтобы его не заваливали письмами.

На еду он не тратит много времени. Обычно Маск есть ланч на собрании, причём ему хватает на это пяти минут.

Читайте:

Большую часть калорий он дополучает вечером. «На деловых ужинах я, пожалуй, переедаю» , - говорит он.

Один из его любимых напитков - диетическая кола, «из-за какого-то дьявольского ингредиента» . Также известно, что Маск любит французскую кухню, барбекю и виски.

Чтобы поддерживать себя в форме, Маск посещает спортзал 1–2 раза в неделю.

Несмотря на занятую жизнь, он находит время для чтения. Среди его любимых книг - классика фэнтези «Властелин колец» , биографии новаторов типа Бенджамина Франклина и Альберта Эйнштейна, а также малоизвестная историческая книга 87-летней давности «Двенадцать против богов» .

Хоть Маск и книжный червь, он умеет повеселиться. Среди его знаменитых вечеринок - день рождения в английском замке, превратившийся в большую игру в прятки, и приглашённый метатель ножей, который лопал шарики, зажатые у Маска между ног.

Спать Маск ложится не раньше 1.00. Столь поздний час неудивителен для человека, который хочет произвести революцию в автомобилях и отправить экспедицию на Марс.