Актуальные новости об уровне зарплаты учителей. В госдуме предложили повысить зарплату учителям Ожидается ли повышение зарплаты учителям

Минобрнауки предложило уже в следующем году увеличить зарплаты учителям до 150% от средней по региону. Предложения могут быть оформлены одним из новых майских указов, говорит источник РБК в правительстве

Фото: Василий Федосенко / Reuters

​Министерство образования и науки предложило повысить зарплаты учителям школ до 150% от среднего заработка по региону, следует из письма ведомства в Министерство труда от 19 марта. Копия документа за подписью первого заместителя министра образова​ния и науки Валентины Переверзевой есть у РБК. Его подлинность подтвердил источник в министерстве.

В письме ​​Минобрнауки, ссылаясь на предварительные данные Росстата, утверждает, что в 2017 году правительству удалось довести зарплаты научных работников и преподавателей вузов до уровня, предусмотренного майскими указами президента. Теперь в рамках «дальнейшего повышения социального статуса российского учителя» министерство хочет выйти с инициативой постепенного повышения уровня зарплаты педагогов до 150% от средней по региону. Такой подход повлечет и увеличение уровня заработной платы педагогов дошкольного и дополнительного образования, полагают в ведомстве. Это потребует выделения дополнительных бюджетных денег, уточняет Минобрнауки.

Старые и новые указы

В мае 2012 года Владимир Путин подписал серию из 11 указов, согласно которым к 2013 году зарплаты учителей и педагогов дошкольного образования должны были достичь 100% от средней по региону и держаться на этом уровне до 2018 года, преподаватели вузов должны были получать к 2018 году 200% от средней по региону.

О том, что в Кремле обсуждается подготовка новых президентских майских указов, источники РБК сообщили в конце февраля. Кремль подтвердил их разработку.

Ведомство приводит расчеты для двух вариантов повышения зарплат учителям. Первый предусматривает повышение зарплат педагогических работников общего образования, в том числе учителей (всего 1,25 млн чел. в 2018 году), на 10% ежегодно до 2024 года; в результате они должны вырасти до 160% от средней по региону. Согласно этому варианту, средняя зарплата учителей должна вырасти с 37,8 тыс. руб. в 2018 году до 76,5 тыс. руб. в 2024 году. Это потребует увеличения фонда оплаты труда педагогов с 567,7 млрд руб. в 2018 году до 1,332 трлн руб. в 2024 году.

Второй вариант предполагает повышение зарплат только учителей (1,05 млн чел. в 2018 году) до 150% от средней по региону, или почти до 59 тыс. руб., уже в следующем году. Для этого потребуется в 2019 году увеличить фонд оплаты труда на 255,2 млрд руб., в 2020-м — на 273,1 млрд руб., указывает Минобрнауки. Фонд оплаты труда учителей в таком случае вырастет с 475,9 млрд руб. в 2018 году до 819,1 млрд в 2020-м.

Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 14 августа 2018. Время чтения 6 мин.

Средняя зарплата учителей за 2018 год повысилась на 16% и достигла уровня 42 226 руб. Повышение выплат к началу учебного года запланировано на региональном уровне, что позволит удержать показатели не ниже 100% среднего дохода в субъектах.

Сколько будет средняя з/п учителей с 1 сентября

По данным Росстата, по итогам первого полугодия средняя заработная плата учителей составила 42 226 руб., в том числе в федеральных учебных заведениях – 73 900 руб., в региональных – 60 466 руб., а в муниципальных – 37 876 руб.

При этом минимальный уровень дохода наблюдался в:

  • Республике Дагестан – 22 474 руб.;
  • Чеченской Республике – 22 564 руб.;
  • Республике Мордовия – 23 306 руб.

Самые высокие зарплаты получали педагоги:

  • Ямало-Ненецкого АО –113 826 руб.;
  • Ненецкого АО – 101 681 руб.;
  • Чукотского АО – 92 797 руб.;
  • Магаданской обл. – 85 795 руб.;
  • г. Москвы – 83 679 руб.

Несмотря на рост показателей и практически 100% выполнение «майских» Указов 2012 года, более 60% российских преподавателей, по данным исследования РАНХиГС, недовольны своей зарплатой, а 24% считают, что профессия не является перспективной для молодежи. Практически 50% сотрудников школ вынуждены подрабатывать.

Справка! Согласно Указам, подписанным в мае 2012 г., зарплаты воспитателей и школьных учителей должны были вырасти до 100% среднего дохода по региону до 2013 г., а преподавателей ВУЗов – до 200% к 2018 г.

Для сохранения установленного законодательно отношения средней зарплаты педагогических работников к среднемесячному региональному доходу в размере более 100% власти будут вынуждены ее корректировать.

По предварительной оценке Росстата, во втором полугодии 2018 года рост зарплат заметно снизится и в общей картине не будет превышать 5–9%. То есть, в сентябре общие показатели составят ориентировочно 44 330–46 000 руб.

Будет ли повышение на федеральном уровне

Задачи, поставленные президентом в мае 2012 года, которые обязывали обеспечить рост зарплат бюджетников, прежде всего, учителей, воспитателей дошкольного образования, преподавателей ВУЗов, до 100 или 200% среднего дохода, была в своем большинстве выполнена.

Примечание! На начало 2018 г. свои надбавки так и не получили педагогические работники дошкольного, дополнительного и высшего профессионального образования.

2 марта Ольга Голодец, Вице-премьер, сообщила, что «практически везде» показатель по росту зарплат бюджетников выполнен.

Новой целью стала задача сохранения достигнутого результата на протяжении 2018-2020 гг. То есть, «майские Указы» 2012 г. были продлены до конца десятилетия.

В новом майском Указе о развитии России до 2024 года, как сообщает РБК , ни слова не говорится о повышении оплаты труда педагогов. Но здесь же президент страны заостряет внимание на необходимости обеспечения стабильного роста доходов граждан выше уровня инфляции так же, как и .

Основные направления развития на ближайшие 6 лет Правительство должно утвердить до 1 октября 2018 года, по информации ТАСС . Поэтому существенных изменений и решений в части повышения выплат учителям к 1 сентября на федеральном уровне не предвидится.

Министерство образования и науки с целью «дальнейшего повышения социального статуса российского учителя» планирует вынести на рассмотрение два варианта повышения выплат:

  1. Ежегодно с 2018 по 2024 гг. на 10%, что позволит достичь регионального уровня в 160%, то есть оплата педагогическим работникам повысится с 37 800 руб. до 76 500 руб. к 2024 г.
  2. Изменения зарплаты коснутся исключительно учителей – рост составит почти до 59 000 руб. в 2019 г.

Кроме этого, лучшие педагоги за достижения в профессиональной деятельности уже в конце 2018 г. смогут получить по 200 000 руб. премии, которая будет распределяться по итогам открытого конкурса.

Распространяемые же в сети последние новости о росте зарплаты учителей с 1 сентября 2018 г. на 10% – начальному звену и 24% – старшему к началу нового учебного года не подтверждены ни одним официальным источником.

Рост выплат на региональном уровне

Выравнивание зарплат по регионам – один из самых актуальных вопросов. К сожалению, Минобрнауки не имеет права влиять на зарплатную политику на местах.

Но именно на регионы ложатся основные расходы по выплате окладов учителям, а привязка оплаты к среднему уровню доходов определяет и средние показатели.

Поэтому если и будет повышение выплат к 1 сентября, то только в связи с ростом доходов в регионе или по инициативе местных властей.

Так, власти Московской области планируют повышение зарплаты учителям с сентября 2018 года почти на 15%, благодаря устойчивому развитию региона. Такую информацию сообщил ТАСС Андрей Воробьев – губернатор области. Кроме этого, прибавку в 5 000 руб. получат молодые специалисты и классные руководители.

Руководство Кировской области 29 июня озвучило, что размер базового оклада будет поднят с начала года до 11 163 руб. – уровня МРОТ по региону.

В Санкт-Петербурге планируют увеличить оплату сначала года с 23 537 руб. до 27 387 руб. или в среднем на 4 000 руб.

Кроме этого, региональные власти предоставляют педагогам льготы в виде компенсации 50% проезда, ежемесячные выплаты для покупки литературы и пр.

Поэтому размер надбавки и перечень льгот, другие социальные меры поддержки, которые получат педагоги, будут зависеть от решения руководства конкретного региона.

Было ли повышение учителям в 2018 году

Согласно данных Росстата, на протяжении 2018 года рост выплат педагогическим работникам наблюдался не во всех регионах. А в некоторых субъектах произошло уменьшение зарплат.

Таблица 1. Начисления по регионам в 2018 г.

Вопрос о повышении заработной платы в 2018 году волнует многих, а особенно учителей, доход которых не так уж велик. Давайте подробнее изучим этот вопрос и узнаем, повысится ли зарплата учителям в 2018 году.

Специальности, которые относятся к сфере образования в 2018 году

К специалистам сферы образования относятся работники дошкольных образовательных организаций, учреждений среднего, профессионального образования, трудящиеся разного вида коррекционных, медицинских, закрытых, и иных компаний.

Что касается должностей, то принято выделять следующих работников:

  • директор;
  • заведующий учебной частью;
  • работник средней или высшей школы, преподающий какой-либо предмет;
  • воспитатель;
  • учитель;
  • педагогический работник в учреждениях начального и среднего профессионального образования России;
  • инструктор;
  • лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой;
  • специалист по психологии;
  • врач, который занимается изучением науки о нарушениях речи;
  • музыкальный руководитель;
  • руководитель физвоспитания;
  • медсестра;
  • тренер.

На данный момент в интернете есть программы, которые помогают рассчитать зарплату учителей в 2018. Однако можно рассчитать самостоятельно.

Первым делом берем данные о базовой ставке, которая равна 3000-3500 рублей. К этой сумме будет добавлен коэффициент, если педагог:

  • учит в селе (0.25);
  • в специальном образовательном учреждении (0.2);
  • в интернате для сирот (0.2);
  • в интернате (0.15);
  • способен преподавать местные наречия, например, чеченский язык (0.15).

Кроме того, учитывается высшее образование, уровень квалификации, наличие признанных государством или обществом заслуг отличившихся людей, стаж работы, ступень квалификационной системы в науке, статус учреждения. Начальство также может ввести коэффициент за сложность той дисциплины, которую он ведет.

На зарплату влияют следующие показатели:

  • стаж – чем он выше, тем больше сумма выплат;
  • область – суровый климат оказывает влияние на повышение оклада;
  • руководство;
  • повышение квалификации.

Индексация

Зарплата может повыситься, если в стране стали расти цены в соотношении 1:1. К примеру, если равна 10%, то и сумма выплат должна увеличится на 10%. Что касается 2018 года, то зарплата будет увеличена на 6% — 1200 рублей.

Коэффициент разброса и новые звания

В 2018 году во внимание также будут брать коэффициент разброса при повышении зарплаты работникам. Таким образом, доходы востребованных учителей и начальства будут устанавливаться в соотношении 1:4. То есть если зарплата учителей в 2018 году – 15 тысяч рублей, тогда директор получит 60.

Как изменилась зарплата учителя с 1 января 2018 года

С 1 января появились нововведения по должности работника сферы образования. Основную роль теперь играет должность или звание работника:

  1. Учитель, который только приступает к освоению должности и собирается заниматься только по этой профессии.
  2. Старший учитель – человек, который дополнительно составляет учебные и дисциплинные программы.
  3. Ведущий учитель должен будет следить за расписание других учителей и фиксировать образовательный процесс.

Молодые специалисты благодаря такой системе смогут составить карьерную лестницу. Задачей в этом случае является повышение востребованности профессии.

На 2018 год также стоит план по введению платных экзаменов для педагогов, на основе которых будет подтвержден профессионализм работника и возможность повышения зарплаты. Однако на данный момент проект не вступил в силу.

Свежие новости о зарплате учителей в России в 2018 году

Зарплаты учителей в 2018 году будут увеличены, но давайте все-таки посмотрим, какие на сегодняшний день есть свежие новости, касаемые этой ситуации.

Правительство РФ в этом году выделит 14,5 млрд рублей на повышение оплаты труда определенным бюджетникам. Половина из этих финансов уйдет на повышение зарплаты учителям в 2018 году.

Александр Бурков отметил, что необходимо повышать трудовые ресурсы, поскольку таким образом можно добиться повышения зарплаты. Он указал, что во внимание надо брать рабочее время трудящегося.

  • Средняя зарплата учителя в месяц составляет 31477 рублей, а в Мексике – 375830 рублей.
  • В Японии начальство платит дополнительно тем, кто работает дома. Происходит это потому, что работодатель не тратит деньги на аренду офиса.
  • В Британии установлен закон, что руководитель не может скрывать сведения о доходах работников. Это значит, что любой сотрудник может узнать, какую сумму получает его коллеги.
  • Статистика показывает, что средний доход женщин в РФ на 26% ниже, чем у мужчин той же профессии.
  • Заработная плата учителя в школьном учреждении в Германии в 7-8 раз превышает сумму выплат работников из России.
  • Как мы видим, учителям поднимут зарплату в 2018 году, но, скорее всего, произойдет это только в связи с индексацией.

Современную экономическую обстановку нельзя назвать процветающей и способной оказать существенные финансовые вливания в образовательную систему, ввиду чего каждый 2-й учитель жалуется на уровень своего дохода, который не всегда позволяет приобрести самые необходимые товары и услуги.

В государстве в целом, а также в отдельных ведомствах, очень обеспокоены поиском возможных вариантов исправления ситуации.

Ситуация сегодня по зарплатам

Школьный учитель никогда не мог похвастаться высоким уровнем официального дохода, во все времена спасала только частная практика – платное репетиторство. При определении статуса и престижности профессии, материальная часть занимает далеко не последнюю роль, следовательно, все меньше людей стремятся стать учителями .

Статистические данные непоколебимы и говорят о том, что гражданин, практикующий преподавание в школьном учреждении общеобразовательного уровня, ежемесячно зарабатывает примерно 20 тыс. руб . В связи со столь плачевными значениями, правительство страны приняло решение о том, что увеличение научной нагрузки должно положительно отразиться на уровне стабильного дохода.

В 2012 году случилось подписание указа, в котором Президент утвердил так называемую «дорожную карту», в соответствии с которой к 2019 году уровень ежемесячного официального дохода граждан, обучающих подрастающее поколение в стенах школы, должен повыситься минимум в 1,5 раза.

На основании только что подписанного документа и поручения руководства страны, было решено провести индексацию заработных плат учителей , на что федеральный бюджет выделил достаточно крупную денежную сумму. Правда, следом наступили кризисные времена, и скорость реализации вышеуказанных мероприятий существенно снизилась, а в некоторых регионах и вовсе остановилась.

Процент индексации, заложенный на текущий год, равняется 4% , что само по себе не плохо, так как уровень инфляции не должен превысить 6% , соответственно, подобный пересмотр ежемесячного дохода позволит практически полностью перекрыть повышение цен на необходимые товары и услуги.

В попытках найти способ повышения заработной платы учителям, государственная верхушка правления пришла к тому, что нужно начать применение «эффективных контрактов» . Существенная разница с обыкновенным договором, регулирующим взаимоотношения руководителя и подчиненного, таится во внедрении критериев, оценивающих качество и эффективность трудовой деятельности.

То есть, на высокий уровень официального дохода может рассчитывать только тот гражданин, который очень серьезно и скрупулезно подходит к выполнению своих обязанностей , закрепленных в должностной инструкции, и делает все возможное для регулярного самосовершенствования.

По сути принимаемые на государственном уровне изменения сводятся к тому, что для увеличения суммы ежемесячного дохода педагог должен постоянно повышать свою квалификацию: работать над диссертациями, активно участвовать в научной работе и т.д. Подобная деятельность может значительно повысить статус школы и положительно отразиться на качестве предоставляемых образовательных услуг.

Власти заботятся о том, чтобы преподавательский состав был высококвалифицированным, то есть учитель должен уметь:

  • грамотно передавать имеющиеся знания;
  • справедливо выставлять оценки;
  • способствовать формированию правильных интересов у школьников;
  • и т.д.

Вышеперечисленные обязанности подвластны далеко не всем специалистам, ведь не зря говорят, что педагогом нужно именно родиться. При этом следует помнить о том, что учитель, как и любой другой гражданин, заинтересован в достойном уровне оплаты. Качество предоставляемых образовательных услуг напрямую зависит от получаемого заработка: преподавание будет в радость только в том случае, если у учителя не будет болеть голова о том, где найти дополнительный источник дохода.

Законопроекты направлены на достижение следующих целей:

  1. Повышение ежемесячного дохода посредством увеличения профессиональной нагрузки.
  2. Снижение коррупционной составляющей при помощи внедрения новой системы окладов.
  3. Уменьшение объема частной практики. В освободившееся время специалист сможет более тщательно подготовиться к уроку.

В настоящее время заработная плата учителя напрямую зависит от средних показателей, действующих в области. Перед каждым субъектом власти поставлена задача: увеличить официальный уровень дохода учителя доступными и законными способами.

Индексация заработных плат

Предвыборная кампания В.В. Путина в 2012 года базировалась на гарантировании повышения доходов специалистов, посвятивших трудовой отрезок своей жизни, работе в бюджетной сфере. Сразу после вступления в должность Президент заверил своей подписью 11 указов, касающихся повышения заработной платы граждан, трудящихся в государственном или бюджетном секторе. Повысить ежемесячный доход педагогического и медицинского персонала планировалось поэтапно в 2018 году, причем в следующем порядке:

  • на 200% по сравнению со средней заработной платой, зафиксированной в регионе, если речь идет о преподавателях ВУЗов и врачах;
  • на 150% по сравнению с имеющимся в 2012 году значением в отношении педагогов, трудящихся в стенах общеобразовательных школ;
  • на уровне средних значений, если в расчет берутся средние и младшие медицинские работники, а также специалисты социальной сферы.

В соответствии с официальными статистическими данными, в настоящее время в стране действуют следующие средние значения:

  • преподаватель в ВУЗе получает примерно 35 000 руб.;
  • учитель, старающийся на благо общеобразовательного учреждения, может рассчитывать в среднем на 27 000 руб.;
  • мастер, практикующий производственное преподавание, получает не более 23 000 руб.

Пересмотр заработных плат работников бюджетной сферы, в том числе и учителей, производится регулярно . Размер плановой прибавки обычно зависит от величины базовой инфляции. Ждать существенного роста в регионах не приходится, так как в последнее время наблюдается отрицательная динамика – финансирование сферы образования регулярно сокращается.

Практически все граждане заметили тяжелое экономическое положение страны, поэтому многих интересует не столько увеличение дохода, сколько сохранение настоящего положения. Причина проста: рост заработной платы педагогов напрямую связан со средними значениями дохода в регионе .

В 2017 году руководящий состав страны изменил подход к определению данного показателя: в расчете теперь участвуют не только сотрудники учреждений, но и граждане, трудящиеся по найму. Внедрение вышеописанных изменений привело к тому, что при наличии планового увеличения бюджетных средств на оплату труда, реальная заработная плата учителя снижается .

Ждет ли педагогов повышение окладов?

Труд учителей является очень важным, ведь именно эти люди делятся с подрастающим поколением имеющимися знаниями и опытом. Их влияние существенно отражается не только на интеллектуальном, но и на духовном развитии школьников.

Всегда считалось, что педагог – это представитель интеллигенции. Эту профессию стремились освоить, так как она являлась очень престижной. Лишь на протяжении последних десятилетий образовательные учреждения испытывают дефицит в квалифицированных кадрах, а педагогические факультеты страдают от недостатка абитуриентов .

Упрямые статистические цифры говорят о том, что средний уровень дохода российского учителя составляет 30 000 руб. Вроде бы неплохое значение подумают многие. Но, все становится гораздо печальнее после пристального рассмотрения отдельных регионов:

  • Дальний Восток гарантирует примерно 75 000 руб. учителю;
  • столица России может порадовать 65 000 руб.;
  • а в Северо-Кавказский округ и Калмыкия не могут предложить более 20000 руб.

Как уже упоминалось выше, Президент в 2012 году подписал Указ, в соответствии с которым заработные платы школьных педагогов должны были вырасти к 2018 году в 1,5 раза. Но, кризисная обстановка 2014 года значительно замедлила процесс и вынудила руководящий состав страны приступить к поиску дополнительных источников финансирования программы.

При расчете среднего показателя стали использовать итоговые цифры заработных плат не только учителей, трудящихся в государственном секторе, но и тех, которые занимаются преподаванием в частных школах. Ежемесячный доход, конечно, увеличился, но только формально.

В следующем году Правительство планирует внедрить новый профессиональный стандарт педагогов , в соответствии с которым учитель должен обладать умениями работы с детьми-инвалидами, с одаренными школьниками или с теми, кто не владеет русским языком.

Будет ли проводиться индексация окладов специалистов образовательной сферы в 2017 году? Последние новости говорят о том, что повысить ежемесячный доход учитель можно посредством следующих способов:

  • закрытие малокомплектных школ;
  • сокращение штатного расписания.

Будут ли сокращения учителей?

Повышение заработной платы педагогического состава является частью президентской дорожной карты, утвержденной в 2012 году, на основании которой Правительство разработало специальную программу, гласящую о том, что оклад учителя нужно ежегодно увеличивать на значение коэффициента инфляции.

Будет ли проводиться сокращение штатов в общеобразовательных учреждениях? Подобные сведения регулярно озвучиваются в СМИ, но официальное подтверждение отсутствует. Даже если подобные мероприятия планируются, грядущие выборы Президента, вероятнее всего отсрочат неприятные события.

Данное видео содержит подробную информацию о новой системе начисления зарплат учителям с 1 января 2017 года.

В Государственной Думе придумали, как вернуть в российские школы педагогов. По мнению народных избранников, ситуацию, при которой учебные заведения испытывают острую нехватку кадров, поможет изменить повышение зарплаты учителям. Законопроект об этом парламентарии планируют рассмотреть уже на своей осенней сессии.

Сейчас всё чаще учителя берут 2 ставки сразу

Авторство проекта принадлежит депутату от КПРФ Олегу Смолину, который является заместителем председателя думского комитета по образованию и науке. Олег Николаевич предлагает установить для учителей базовую ставку, которая бы равнялась не менее чем двум минимальным заработным платам, существующим в каждом конкретном регионе.

Депутат Олег Смолин считает, что повышение зарплат позволит привлечь в школы молодых педагогов

Депутат полагает, что только так удастся привлечь в школы молодых выпускников педагогических вузов. Кроме того, это должно повысить и качество образования. Ведь на сегодняшний день многие преподаватели ради получения более-менее достойной зарплаты берут не одну, а сразу две ставки. И это тут же сказывается на уровне подготовки к занятиям, на самочувствии учителей; лишает педагогов личного времени, которое необходимо для повышения эрудиции и самообразования.

Кстати, с каждым годом число педагогов, которые «тянут на себе» сразу две ставки, традиционно увеличивается. Например, в нынешний учебный год показатель вновь подрос - ещё на 4,7 процента к прошлогоднему уровню.

При этом с нехваткой учителей в наступившем новом учебном году столкнулась половина школ России. В них не хватает как минимум одного (а чаще - больше, чем одного) педагога-предметника. Особенно остро проблема обстоит с учителями иностранного языка, математики и русского. Хуже всего положение дел на селе, где проблему решают по-разному:

  • за счёт ускоренного преподавания курса;
  • с помощью привлечения к ведению предмета других учителей;
  • благодаря использованию возможностей дистанционного образования и обучения по интернету (которое, впрочем, сдерживается в глубинке невысоким уровнем скорости доступа в сеть).

Увы, результатом такого подхода становится низкий уровень знаний, который получает школьник.

Чтобы получать более-менее достуйную заработную плату, преподаватели вынуждены брать дополнительные часы

Повышение заработной платы учителей до двух уровней МРОТ может решить сразу несколько проблем. Она из них - обеспечение достойного уровня жизни педагогов. Работа в школе - ответственный, напряжённый и эмоционально тяжёлый труд, который должен оплачиваться на должном уровне. Увы, пока этого нет. Как, впрочем, не было и десять, и двадцать и даже тридцать лет назад - во времена Советского Союза. Теперь ситуация с учительскими зарплатами может наконец измениться. Законопроект уже передан в Госдуму РФ.