Нормативный акт для работы банков. Банк России (Полный список нормативных документов). Недостатки правовой системы России в сфере банковской деятельности

В соответствии со ст. 7 Закона Центральный банк РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции в законах, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (в той мере, естественно, в какой они имеют дело с кредитными организациями).

При этом правила подготовки таких актов Банк России вправе устанавливать самостоятельно.

Нормотворческая деятельность Банка России огромна как по объемам, так и по значению для коммерческих банков и НКО. Результатом ее, по классификации самого Центробанка, являются следующие виды нормативных правовых актов ЦБ (см. Положение ЦБ «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»от 15 сентября 1997 г. № 519).

Указание - нормативный акт, в котором устанавливается отдельное правило по вопросу, отнесенному к компетенции ЦБ. Указания также могут быть: об изменении и дополнении действующего нормативного акта ЦБ; об отмене действующего нормативного акта ЦБ.

Положение - нормативный акт, в котором устанавливаются системно св зан- ные между собой правила по вопросу, отнесенному к компетенции ЦБ.

Инструкция - нормативный акт, в котором определяется порядок применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции ЦБ (в том числе указаний и положений ЦБ).

Нормативные правовые акты Банка России (за некоторыми исключениями, указанными в самом Законе) в установленном порядке должны пройти регистрацию в Министерстве юстиции РФ. В противном случае они не вступают в силу и не могут применяться.

Следует отметить, что ЦБ РФ очень часто меняет содержание своих нормативных актов, внося в них многочисленные изменения и дополнения, чем создает немалые трудности как для банков, так и для их клиентов.

Результатом деятельности сотрудников ЦБ являются и другие, подчас не менее интересные документы - рекомендации и разъяснения. Самостоятельный интерес представляют договоры, которые Банк России использует в своей работе.

Рекомендации (советы) Банка России условно можно разделить на две большие группы: рекомендации методические ц рекомендации «поведенческие». В первом случае могут рекомендоваться те или иные методики, необходимые их адресатам в практической работе (к примеру, методики разработки внутрибанковских документов, расчетов разных показателей, оценки тех или иных процессов либо документов). Главное в данных рекомендациях - предложение соответствующих технологий работы. Такие рекомендации Центральный банк адресует как собственным территориальным учреждениям или их подразделениям, так и коммерческим банкам.

Во втором случае рекомендации исходят из действующей нормативно-правовой базы и принятых в банковском деле технологий, включая технологии управления, и обычно касаются вопросов лучшей (с точки зрения ЦБ) организации работы банков в указанных нормативных и технологических рамках. Такие рекомендации могут относиться как к Частным моментам функционирования банков, так и к целым направлениям в их деятельности. В отдельных случаях рекомендации данного рода даются как бы в неявной форме, поскольку вытекают из разъяснений или просто информации, которую ЦБ доводит до своих «подопечных» организаций.

Что касается собственно разъяснений, то они выполняют в основном «просветительскую» роль (хотя и в них иногда встречаются элементы и «приказа», и рекомендаций), имея в виду доведение до «широких банковских масс» объяснений того, что на самом деле хотел сказать Центробанк в тех или иных своих нормативных актах и что по разным причинам не удалось ясно, просто и однозначно выразить в самих этих актах.

Нет сомнений в том, что эта их роль на практике может быть весьма важной. В то же время следует, видимо, признать, что количество необходимых или неизбежных разъяснений обратно пропорционально качеству подготовки нормативных актов, нуждающихся в таких вспомогательных документах. Чем выше указанное качество, т.е. чем тщательнее отшлифованы содержание, структура и форма (юридическая и литературная) нормативного акта, тем меньше нужно разъяснений. В этом смысле значительное количество вспомогательных документов ЦБ данного вида следует рассматривать как тревожный сигнал.

Разъяснения Банка России бывают обычные и официальные. Последнее понятие впервые появилось в ныне отмененном Законе «О реструктуризации кредитных организаций» от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ. Пункт 3 ст. 46 Закона гласил: «Поручить Банку России давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего... Закона, имеющие обязательную силу на всей территории РФ». Что значит «официальные разъяснения», в Законе не объяснялось, но определенно было сказано, что такие разъяснения могут касаться вопросов применения только норм данного Закона.

На деле получилось несколько иначе, свидетельством чего является Положение ЦБ «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России» от 18 июля 2000 г. № 115-П, в котором Центробанк собственным решением распространил право давать такие разъяснения по вопросам применения неограниченно широкого круга законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных актов самого ЦБ.

Территориальные учреждения ЦБ

Коммерческие банки и иные кредитные организации на местах непосредственно имеют дело с территориальными учреждениями (территориальными управлениями или национальными банками) Банка России. Эти внешние подразделения ЦБ РФ, предусмотренные в ст. 83-85 Закона, не являются юридическими лицами и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер. Их полномочия определены в Положении ЦБ «О территориальных учреждениях Банка России» от 29 июля 1998 г. № 46-П.

О совершенствовании организации деятельности Банка России и его территориальных учреждений

Необходимость повышения эффективности организационной деятельности Банка России и его ТУ в настоящее время очевидна и обусловлена целым рядом обстоятельств. Целью такого совершенствования должно быть обеспечение максимально эффективного выполнения Центральным банком его законодательно установленных целей и задач.

Вертикальная структура Банка России и ее оптимизация. Сложившаяся вертикальная структура Банка России в целом соответствует характеру выполняемых им задач, связанных с реализацией государственной денежно-кредитной политики, эмиссией наличных денег и организацией налично-денежного обращения, предоставлением расчетно-платежных услуг и др. В то же время очевидна необходимость существования развитой территориальной сети учреждений Банка России для эффективной организации эмиссии денег, предоставления расчетно-платежных услуг, обеспечения равного доступа всех кредитных организаций к инструментам рефинансирования. Единая централизованная организационная структура ЦБ соответствует современному государственному устройству РФ и имеющемуся распределению полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а потому нуждается не в перестройке (пересмотре порядка исполнения функций и структуры Банка России), а в эволюционной оптимизации на собственной основе. Представляется, что этот вывод не противоречит и таким относительно новым обстоятельствам, как формирование федеральных округов, переход к казначейскому исполнению бюджетов и формирование сети органов казначейства.

Указанную оптимизацию организационной структуры Банка России (реинжиниринг) целесообразно вести в основном за счет модификации способов выполнения его задач на базе сложившихся крупных звеньев Центробанка - центрального аппарата, ТУ, РКЦ. В результате должны стать возможными, в частности: четкая (желательно количественная) оценка результативности выполнения основных задач каждым звеном системы Банка России; эффективное определение потребности в ресурсах и их распределение между звеньями системы ЦБ с целью максимизации отдачи при их использовании; постоянное приведение в соответствие организационной структуры и используемых ресурсов объему выполняемых функций.

Для этого необходимо ввести в практику организации деятельности Центрального банка два принципа: переход к функционально-целевому подходу при выполнении задач Банка России; пересмотр принципов распределения полномочий ЦБ между его звеньями.

Первый из названных принципов предполагает формирование единых методологических подходов к функциям Банка России и их классификацию по степени участия в реализации целей его деятельности. По этому критерию функции могут быть подразделены, например, следующим образом: основные (технологические) - сюда могут быть отнесены все функции, закрепленные в Законе «О Центральном банке РФ»; обеспечивающие - функции, связанные с созданием внутренней инфраструктуры, а также ресурсным обеспечением деятельности подразделений ЦБ; обслуживающие - функции поддержания жизнедеятельности и материально-технического обеспечения подразделений ЦБ.

При этом основные функции Банка России можно разделить на два типа: 1)

функции, которые Центробанк осуществляет как орган власти, а именно: регулятивные (например, выработка денежно-кредитной политики, регулирование налично-денежного обращения), исполнительно-распорядительные (например, лицензирование и надзор за деятельностью банков), контрольные (например, инспектирование деятельности банков). 2)

функции, связанные с оказанием услуг банкам и другим экономическим субъектам на основе гражданско-правовых отношений и финансируемые в основном за счет оплаты соответствующих услуг потребителями (например, обеспечение потребителей наличными деньгами и расчетно-платежными услугами).

Суть проблемы в том, что в настоящее время полномочия исполнения указанных функций возложены в различных пропорциях и на центральный аппарат, и на ТУ, и на РКЦ, что, конечно, нельзя признать нормальным.

В связи с этим необходим второй принцип, предполагающий распределение указанных полномочий в части основных функций Банка России между его основными организационно-управленческими звеньями на основе предоставления каждому из них полномочий для исполнения (и соответственно возложения на них ответственности за требуемые результаты) законченной части того или иного вида функции. Организация деятельности по такому принципу наконец-то позволит оценить эффективность каждого звена системы Банка России на основе показателей, характеризующих результативность выполнения каждой функции.

С учетом изложенного целесообразно было бы все перечисленные выше функции распределить следующим образом: центральный аппарат ЦБ мог бы выполнять в основном регулятивные функции правоустанавливающего характера; исполнение функций, связанных с оказанием государственного воздействия, можно закрепить за центральным аппаратом и ТУ; на ТУ можно возложить исполнительно-распорядительные и контрольные функции правоприменительного характера; оказание услуг (расчетно-кассовое обслуживание) следует поручить РКЦ.

Изменение системы планирования в Банке России. Повышение эффективности деятельности Банка России требует внесения изменений в систему общего, ресурсного и финансового планирования и обеспечения деятельности подразделений Банка России. Здесь были бы уместны следующие меры. 1.

В соответствии с изложенным выше подходом к распределению полномочий и функций предусмотреть дифференцированные подходы к определению организационной структуры, численности персонала и объемов затрат на содержание подразделений ЦБ на основе функционально-стоимостного анализа и нормативного планирования затрат на реализацию различных функций. 2.

На этой основе организовать эффективную систему общего, ресурсного и финансового планирования. Система общего планирования деятельности, включающая цели и задачи подразделений Банка России на плановый период в разрезе выполняемых функций, критерии оценки эффективности выполнения функций, количественные ориентиры, определяющие объемы выполняемых функций, может быть построена путем модификации годового отчета ТУ, паспорта ТУ и паспорта РКЦ.

Так, примерная структура паспорта ТУ может включать следующие разделы. I.

Показатели экономического развития региона, определяющие объемы спроса на показатели деятельности (в том числе услуги) ТУ. II.

Расчетные и фактические показатели, характеризующие объемы необходимой региону деятельности ТУ, в том числе укрупненные показатели по подведомственным РКЦ. III.

Расчетные потребности ТУ в сметных ассигнованиях и фактические затраты, расчетные нормативы и фактическая численность персонала, необходимые для полноценной деятельности ТУ, в разрезе видов выполняемых функций, групп затрат, типов подразделений (основных, обеспечивающих и обслуживающих). IV.

Сфера финансовой деятельности неразрывно связана с другими экономическими процессами, и требует тщательного и четкого регулирования со стороны государства. Банковские организации занимают важнейшее место в общем направлении развития экономики, и их деятельность играет серьезную роль в этом.

Кредитование - одно из главных направлений работы финансовых учреждений. Грамотное и профессиональное регулирование этой области обеспечивает стабильность и перспективу развития в целом. К сожалению, в России нормативно-правовые документы, которые касаются работы банков и устанавливают основы их деятельности, еще неполные и несовершенные.

Роль нормативно-правовых документов в работе банковских организаций

Соблюдение законов и нормативов жизненно необходимо в любой сфере и направлении деятельности. Что касается кредитования и его аспектов, развитие этой области в нашей стране происходило обратным путем. Сначала устанавливались внутренние правила и основы работы, на примере успешно развивающихся западных финансовых учреждений, а потом к этой деятельности разрабатывались законы.

Такой подход был достаточно рискованным, но в итоге он сработал хорошо. Сейчас в России действуют разные нормативно-правовые акты и документы, регулирующие деятельность финансовых организаций, и постоянно разрабатываются и создаются новые, поскольку рынок финансовых услуг все время расширяется и меняется.

Перечень главных законов и нормативных актов, которые регулируют деятельность финансовых организаций

Законодательные акты страны имеют определенный уровень. Главным документом, который регулирует правоотношения между гражданами, является Конституция . К сфере финансов и кредитования имеет прямое отношение ее ст. 71, в которой установлены базовые правила финансовой политики России.

На следующем уровне по значению стоят Федеральные Законы страны. Основным документом среди них является Гражданский кодекс . Определение общих принципов работы финансовых учреждений, установления отношений между ними и их клиентами, конкретизация и перечень видов договорных обязательств (таких, как кредитные договора , заемные отношения при покупке ценных бумаг или облигаций, договора займа и т.д.) прописано во второй части ГК, глава 42, ст.819, ст.820, ст. 821.

Другие Федеральные законы регулируют отдельные аспекты деятельности кредитных организаций. Главными из них на сегодня являются ФЗ «О банках и банковской деятельности» , а также «О Центральном банке Российской Федерации» . Второй закон имеет особенное значение, поскольку именно ЦБ является главным регулирующим органом финансового рынка страны, и его позиция и полномочия очень существенно влияют на развитие коммерческой банковской деятельности в целом.

Другие Федеральные законы также частично регулируют кредитные отношения, некоторые их пункты включают такие правила и нормы:

  • Закон «О бухгалтерском учете»;
  • Закон «Об исполнительном производстве»;
  • Закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

К важным нормативно-правовым документам в сфере кредитования относятся также Положения Центрального Банка России. Они более детально регулируют все области деятельности финансовых организаций: порядок предоставления ссуд клиентам финансовых организаций и их оформление, порядок самой регистрации и лицензирования банковских учреждений, порядок ведения бухучета и т.д.

К документам, которые устанавливают правила и нормы кредитной деятельности, относятся также Указы президента и правительства, министерств и ведомств, а также международные акты и соглашения в сфере финансовых услуг.

Недостатки правовой системы России в сфере банковской деятельности

Реальная разработка и усовершенствование Законов России о финансовой деятельности началась относительно недавно. В ФЗ вносились изменения и поправки, а также создаются проекты новых Законов. Главный Закон «О банках и банковской деятельности» получил в основном позитивные оценки экспертов. Тем не менее, некоторые области работы пока не имеют никаких четких регулирующих норм. К примеру, работа с электронными деньгами, а также основы деятельности кредитных бюро, защита личных данных клиентов и другие.

  1. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»;
  2. Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков»;
  3. Положение ЦБ РФ от 05.12.2002 № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»;
  4. Положение ЦБ РФ от 28.03.2004 № 255-П «Об обязательных нормативах кредитных организаций»;
  5. Положение ЦБ РФ от 09.10.2002 № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;
  6. Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»;
  7. Положение ЦБ РФ от 16.01.2004 № 248-П «О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов»;
  8. Положение ЦБ РФ от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций»;
  9. Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»;
  10. Инструкция ЦБ РФ от 28.04.2004 № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»;
  11. Инструкция ЦБ РФ от 01.06.2004 № 114-И «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций»;
  12. Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;
  13. Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»;
  14. Инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»;
  15. Инструкция ЦБ РФ от 07.06.2004 № 115-И «О специальных счетах для учета денежных средств нерезидентов»;
  16. Положение ЦБ РФ от 28.04.2004 № 256-П «О временном порядке выдачи Банком России юридическим лицам – резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации»;
  17. Указание ЦБ РФ от 24.04.2003 № 1274-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России»;
  18. Инструкция ЦБ РФ от 31.03.1997 № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия»;
  19. Указание ЦБ РФ от 28.11.2001 № 137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  20. Информационное письмо ЦБ РФ от 21.08.2002 № 1 «По вопросам применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;
  21. Письмо ЦБ РФ от 15.05.2003 № 12-1-4/1997 «О порядке осуществления резидентами расчетов в валюте Российской Федерации»;
  22. Указание ЦБ РФ от 28.04.2004 № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками»;
  23. Инструкция ЦБ РФ от 07.06.2004 № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов»;
  24. Положение ЦБ РФ от 24.09.1999 № 89-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков»;
  25. Положение ЦБ РФ от 14.05.2003 № 227-П «О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций»;
  26. Указание ЦБ РФ от 31.03.2000 № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций»;
  27. Положение ЦБ РФ от 09.07.2003 № 232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»;
  28. Положение ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной у ней задолженности»;
  29. Письмо ЦБ РФ от 27.07.2000 № 139-Т «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций»;
  30. Положение ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
  31. Положение ЦБ РФ 26.06.1998 № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета»;
  32. Положение ЦБ РФ от 30.12.1999 № 103-П «О порядке ведения бухгалтерского учета операций, связанных выпуском и погашением кредитными организациями сберегательных и депозитных сертификатов»;
  33. Инструкция ЦБ РФ от 25.08.2003 № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».

Учебная литература, монографии, статьи

  1. Авраменко С. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики.//Экономист. – 1999. – № 3. – С. 92-96.
  2. Афонина С.В. Электронные деньги. – СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2001. 118с.
  3. Альпимов У.А. Рынок межбанковских кредитов как регулятор ликвидности банковской системы. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  4. Анализ экономической деятельности клиентов банка: Учебное пособие / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Инфра-М, 1996.
  5. Антипова О.Н. Международные стандарты банковского надзора. / Под ред. И.К.Кокошкина. – М.: Центр подготовки персонала ЦБ РФ, 1997.
  6. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник – М.: Финстатинформ, 1995.
  7. Арустамов Э.А. Леваков В.А. Митрофанова Т.П. Банковское, таможенное и офисное оборудование. – М.: 1999.
  8. Аудит банков: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.Н.Белоглазовой, проф. Л.П.Кроливецкой, проф. Е.А.Лебедева. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  9. Антикризисный менеджмент: превентивные методы управления: Учебник – СПб.: Изд-во Питер, 2001.
  10. Банковская сектор России: от стабилизации к эффективности. – Сборник научных трудов под ред. докт. экон. наук, проф. Н.А.Савинской, докт. экон. наук, проф. Г.Н.Белоглазовой.. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
  11. Балабанов И.Т. и др. Деньги и финансовые институты. – СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2000.
  12. Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3-х т. / Ред. А.Г.Грязнова, О.И.Лаврушин, Г.С.Панова и др. – М.: ДеКа, 1995.
  13. Банковское дело: Учебник / Под ред. проф. В.И.Колесникова, проф. Л.П.Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 464с.
  14. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 576с.
  15. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е.Ф.Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  16. Бард В.С. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 304с.
  17. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков: как избежать банкротства. – М.: Банки. ЮНИТИ, 1996.
  18. Бобраков Ю.И. США: Центральный банк и экономика. – М.: Наука, 1988. – 157с.
  19. Бор М.З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. – М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
  20. Валютный рынок и валютное регулирование: Учебное пособие / Под ред. И.Н.Платоновой. – М.: БЕК, 1996.
  21. Вишняков И.В. Экономико-математические модели оценки деятельности коммерческих банков. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999.
  22. Гвоздев Б.З. Факторинг. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 2000, 159с.
  23. Дилинг для начинающих: Учебное пособие / Под ред. Ю. Жваколюка. – СПб.: Изд-во Питер, 2001.
  24. Долгосрочные инвестиции банков: анализ, структура, практика: Учебное пособие / Под ред. К. Садвакасова, А.Сагдиева. – М.: Ось-89, 1998.
  25. Денежное обращение и банки: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.Н.Белоглазовой, проф. Г.В.Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  26. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 1998. 448с.
  27. Диченко М.Б. Ликвидность коммерческого банка. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996, 1996. – 177с.
  28. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с анкгл. / Под общ. Ред. В.Лукашевича, М.Ярцева. – СПб, 1994. – 496с.
  29. Лизелот Сурен. Валютные операции: основы теории и практики: Пер. с нем. / Под общ ред. С.С.Любининой. – Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. – М.: Дело, 2001.
  30. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: Учеб. Пособие. – М.: «ФОРУМ» ИНФРА-М, 1998. – 264с.
  31. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник / Под ред. А.А.Козырева. – СПб,: Изд-во Михайлова, 2001.
  32. Инвестиции и инновации: словарь-справочник / Под ред. проф. М.З.Бора, А.Ю.Денисова. – М.: ДИС, 1998.
  33. Карлик А.Е., Береговой В.А. Финансовая составляющая инновационного менеджмента.//Сборник научных трудов/Под ред. докт. экон. наук, проф. А.И.Михайлушкина, канд. экон. наук, доц. Савинской Н.А. – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ. – 1999, с.237-239.
  34. Копейкина Е.Н., Байдукова Н.В. Различия в учете основных средств кредитной организации исходя из требований бухгалтерского, налогового законодательства и МСФО // Сборник научных трудов / Под ред. докт. экон. наук проф. А.И.Михайлушкина, докт. экон. наук, проф. Н.А.Савинской. – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ. 2004, с.80 – 83.
  35. Кравцов М.В., Родионова Л.Н. Оценка инвестиционной привлекательности отраслей в кредитной политике коммерческого банка.//Сборник научных трудов/ Под ред. докт. экон. наук, проф. А.Е.Карлика. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ. – 1996. – 128 с.
  36. Крылов Э.И., Власова В.М., Галий Е.А. Характеристика и анализ методик по оценке надежности и инвестиционной привлекательности коммерческого банка. СПб.: Изд-во СПбГУАП, 2003, 53с.
  37. Лелецкий Д. "Банковское финансирование лизинга" // журнал "Лизинг-ревю" № 9/10, 1998 г., с.20-23.
  38. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции развития и инструменты. – М.: ЭКЗАМЕН, 2000, 767с.
  39. Наговицин А.Г. Валютная политика. – М.: Экзамен, 2000.
  40. Основы международных валютно-финансовых отношений: Учебник / Под ред. проф. В.В.Круглова. – М.: ИНФРА-М, 2000, 431с.
  41. Пискулов Д.Ю. Теория и практика валютного дилинга. – М.: ИНФРА-М, 1996, 214с.
  42. Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки, пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993.
  43. Савинская Н.А. Отдельные направления развития банковского сектора региона. // Сборник научных трудов / Под ред. докт. экон. наук проф. А.И.Михайлушкина, докт. экон. наук, проф. Н.А.Савинской. – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ. 2004, с.3 – 8.
  44. Савинская Н.А., Карасев С.Б., Поздеева И.А. О путях активизации инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики. // Сборник научных трудов / Под ред. докт. экон. наук проф. А.И.Михайлушкина, докт. экон. наук, проф. Н.А.Савинской. – СПб.: Изд-во СПбГИЭУ. 2002, с.384 - 389.
  45. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 272с.
  46. Словарь банковских терминов / Под ред. Э.А.Уткина и др. – М.: АКАЛИС, 1997.
  47. Смит В. Происхождение центральных банков: Пер. с англ. – М.: Институт национальной модели экономики, 1996.
  48. Фетисов Г.Г. Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки. – М.: Финансы и статистика, 1999, 168с.
  49. Черкасов В.Е. Валютные расчеты: задачи и решения. – М.: Финансы и статистика, 1998.
  50. Шенаев В.А., Ирниязов Б.С. Проектное кредитование: зарубежный опыт и возможности его использования в России. – М.: Консалтбанкир, 1996.
  51. Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке. – М.: Финансы и статистика, 2000.

Основные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность:

395-1 – главный федеральный закон о банках и банковской деятельности, дает понятия «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа», «банковский холдинг», «банковские операции», «вклад», «вкладчик», устанавливает величину минимального уставного капитала банка, квалификационные требования к руководителям банка, содержит нормы о регистрации кредитных организаций и их лицензировании, а также основания для отзыва лицензии у банка, особенности реорганизации и ликвидации банков. Этот закон, безусловно, должен знать каждый банковский работник.

Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности»

86-ФЗ – закон о Центральном банке РФ, устанавливает функции ЦБ РФ, описывает органы управления Банка России, требования к отчетности Банка России, определяет денежную единицу России, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, права ЦБ РФ на осуществление отдельных операций, а также касается норм банковского регулирования и банковского надзора. Этот закон должен знать каждый банковский работник.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

385-П – План счетов бухгалтерского учета в банке и полные правила отражения операций в бухгалтерском учете банка. Положение ЦБ РФ 385-П вступило в силу с 01 января 2013 года, отменив действие Положения № 302-П .

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»

54-П – один из важнейших документов по способам кредитования и порядку возврата банку денежных средств.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 31.08.1998 № 54-П «Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»

39-П – положение о порядке начисления процентов по вкладам и кредитам.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 26.06.1998 № 39-П «Положение о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками»

28-И – важнейший документ о правилах открытия и закрытия всех видов банковских счетов, открываемых банками физическим и юридическим лицам: текущих, расчетных, депозитных, корреспондентских счетов. Инструкция содержит список документов, необходимых для открытия каждого счета, требования к ведению юридического дела клиента, оформлению карточки с образцами подписей и оттиска печати.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»

161-ФЗ – закон о национальной платежной системе. Этот закон – новый виток в развитии системы расчетов в Российской Федерации. Он устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе»

383-П – Положение ЦБ РФ, устанавливающее правила перевода денежных средств кредитными организациями в рублях РФ по банковским счетам и без открытия банковских счетов. Положение № 383-П разработано на основании закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и устанавливает следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; прямое дебетование; в форме перевода электронных денежных средств.

Переводы денежных средств могут быть оформлены распоряжениями в виде: платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера. Формы указанных документов приводятся в приложениях к Положению 383-П.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012 «О правилах осуществления перевода денежных средств»

139-И – одна из важнейших Инструкций ЦБ РФ, устанавливающая методику расчета обязательных нормативов банков. Инструкция № 139-И вступила в силу с 01 января 2013 года. Инструкция устанавливает девять обязательных нормативов, каждый их которых должен соблюдаться банком ежедневно.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ № 139-И от 03.12.2012 «Об обязательных нормативах банков»

303-П – документ о системе банковских электронных срочных платежей (БЭСП), формах участия в системе (ОУР, ПУР, АУР), проведении платежей, регламенте функционирования системы БЭСП.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 25.04.2007 № 303-П «Положение о системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России»

1822-У – документ описывает этапы проведения платежа в системе БЭСП, порядок управления ликвидностью для расчетов ПУР, расписание работы системы БЭСП.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Указание ЦБ РФ от 25.04.2007 № 1822-У «О порядке проведения платежей и осуществления расчетов в системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России»

342-П – положение о ФОРе (ФОР – фонд обязательных резервов): как рассчитать сумму обязательных резервов, порядок регулирования ФОРа, порядок составления и представления в Банк России расчета по обязательным резервам.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 07.08.2009 № 342-П «Положение об обязательных резервах кредитных организаций»

254-П – один из самых известных и самых сложных нормативных актов Банка России устанавливает порядок классификации ссуд по категориям качества с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания им долга, определяет границы размера расчетного резерва в процентах от суммы основного долга,особенности формирования резерва по ссудами по портфелям однородных ссуд, порядок списания банком безнадежной задолженности по ссудам. Необходимый документ для работы с кредитами, учтенными векселями, ценными бумагами по сделкам с отсрочкой платежа или поставки, факторинговыми требованиями.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 26.03.2004 № 254-П «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»

283-П – документ о классификации прочих (не относящихся к ссудам по 254-П) элементов расчетной базы в целях формирования резерва на возможные потери:вложений в ценные бумаги,остатков на корреспондентских счетах, условным обязательствам кредитного характера, срочным сделкам,требованиям по получению процентов.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 20.03.2006 № 283-П «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»

2332-У – знаете ли Вы, что каждый коммерческий банк предоставляет в Банк России несколько десятков различных отчетов о своей деятельности ежеквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно? Этот документ устанавливает формы отчетности для кредитных организаций. Это основополагающий документ для отдела отчетности и главного бухгалтера банка. Очень объемный нормативный акт. Содержит не только формы отчетов, но и порядок составления и представления каждого отчета.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Указание ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»

215-П – это методика определения собственных средств (капитала) банка – важнейшего показателя деятельности кредитной организации, в соотношении с которым определяются значения ОВП и целого ряда обязательных нормативов банка.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 10.02.2003 № 215-П «Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций»

124-И – устанавливает размеры (лимиты) открытых валютных позиций (ОВП), методику их расчета и особенности осуществления надзора за их соблюдением.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ от 15.07.2005 № 124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями»

128-И – нормативный акт, касающийся вопросов выпуска акций и облигаций коммерческими банками, подготовки проспекта ценных бумаг, регистрации выпуска ценных бумаг банками.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ от 10.03.2006 № 128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации»

135-И – большой и сложный нормативный акт, касающийся вопросов государственной регистрации банков и выдачи им лицензий. Этот документ хорошо знаком юридической службе банка и руководству банка. Описывает все виды банковских лицензий, общие требования к учредителям банка, к перечню подаваемых в ЦБ РФ документов для получения лицензий, к открытию и закрытию банками филиалов, к реорганизации банка.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

242-П – документ о внутреннем контроле в банке, для чего нужна система внутреннего контроля в банке, как её организовать.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 16.12.2003 № 242-П «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»

115-ФЗ – федеральный закон, направленный на создание механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К имеющимся у банков несвойственным функциям, этот закон прибавил еще одну – функцию обязательного контроля за сомнительными операциями с обязанностью представлять информацию о них в Росфинмониторинг. С момента принятия закона в 2001 году в работе банков изменилось очень многое: появились полноценные внутренние службы, занимающиеся только вопросами противодействия легализации, написаны объемные внутренние документы банка по вопросам противодействия легализации, разработаны анкеты для клиентов, для выгодоприобретателей, внедрены специальные программные комплексы и каналы связи.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

262-П – это порядок идентификации клиентов в целях исполнения норм закона 115-ФЗ.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 19.08.2004 № 262-П «Положение об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

321-П – документ о том как, когда, куда и в какой форме банк должен отправлять сообщения о подозрительных операциях по закону № 115-ФЗ.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 29.08.2008 № 321-П «Положение о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

39-ФЗ – главный нормативный акт по рынку ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; закон закрепляет понятия «эмиссионная ценная бумага», «акция», «облигация», «опцион эмитента», «эмитент», «именные эмиссионные ценные бумаги», «документарная форма», «бездокументарная форма», «государственный регистрационный номер выпуска», «публичное размещение ценных бумаг», «листинг ценных бумаг», «брокерская деятельность», «дилерская деятельность», «деятельность по управлению ценными бумагами», «клиринговая деятельность», «депозитарная деятельность», «фондовая биржа» и другие.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Женевская конвенцияили (Вексельная конвенция) – международный нормативный акт, заключенный в Женеве в 1930 году, который вступил в силу для СССР в 1937 году и по правопреемству распространяется на Россию. Относится к специальному вексельному законодательству и устанавливает единые нормы и требования к оформлению векселей и вексельному обращению для государств, присоединившихся к Конвенции. Несмотря на то, что вексельные отношения в России регулируются не столько Женевской конвенций, сколько Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных комиссаров СССР от 07 августа 1937 г. № 104/1341 «О введении в действие положения о переводном и простом векселе», практически повторяющим нормы Женевской конвенции, для работы с векселями необходимо очень хорошо знать оба документа.

Официальные реквизиты нормативного акта:

«Конвенция о Единообразном Законе о переводном и простом векселе», заключена в Женеве 07.06.1930

14-3-20 – правила выпуска и оформления банками депозитных и сберегательных сертификатов, включает также требование по обязательной регистрации условий выпуска и обращения сертификатов в территориальном учреждении Банка России.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Письмо ЦБ РФ от 10.02.1992 № 14-3-20 «Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций»

173-ФЗ – закон о валютной политике России, вводит понятия «внутренние ценные бумаги», «внешние ценные бумаги», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции» и закрепляет основной принцип валютного законодательства: «всё запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Очень важный для банков закон, так как на банки возложена функция агентов валютного контроля.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

177-ФЗ – закон о страховании вкладов в банках, определяет основные принципы страхования вкладов, участников системы страхования, какие вклады застрахованы, страховой случай, размер возмещения по вкладам в банке, компетенцию Агентства по страхованию вкладов, требования к банкам, участвующим в системе страхования вкладов, порядок исчисления и уплаты банками страховых взносов на счет Агентства в Банке России.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

1379-У – очень важный документ для банков, входящих в Систему страхования вкладов. Устанавливает состав показателей и методику их расчета в целях признания финансовой устойчивости банка достаточной для участия в системе страхования вкладов. По сути, определяет дополнительные обязательные нормативы для банков, участвующих в ССВ.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»

318-П – определяет порядок ведения кассовых операций банками с наличными рублями при осуществлении банковских операций и других сделок, порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России, неплатежеспособными, денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации, а также устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории РФ.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ 24.04.2008 № 318-П «Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»

2054-У – устанавливает порядок ведения кассовых операций в уполномоченных банках с денежными знаками иностранных государств.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Указание ЦБ РФ от 14.08.2008 № 2054-У «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации»

266-П – устанавливает порядок выдачи на территории РФ банковских карт кредитными организациями и особенности осуществления операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация, иностранный банк или юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, иностранным банком.

которые банковские специалисты часто употребляют в своей речи

дата публикации: 26.04.2013

дата актуализации: 02.01.2020

Банкиры очень хорошо знают нормативные акты, которые регулируют их деятельность. Эти документы перечитываются в банке помногу раз в зависимости от сложности проводимых операций и появления новых. Более того, в России законы, инструкции и положения постоянно претерпевают изменения, часто очень значительные, и приходится заново перечитывать документы. А номера этих документов быстро запоминаются. За этими номерами стоит целая эпоха развития банковского дела в России и огромный объем знаний, регулирующий весь спектр банковских операций.

В этой связи для сокращения в своей речи упоминания о каком-либо нормативном акте банковские работники называют только номер документа, не употребляя ни его названия, ни о чем он . Посвященным специалистам абсолютно понятно и про что это, и о чём, и почему упомянуто.

Чтобы ввести в курс банковского дела непосвященных, ПрофБанкинг размещает перечень основных документов, регулирующих банковскую деятельность, и даёт краткую аннотацию к каждому нормативному акту.

Если вы хотите посмотреть все документы по банковской деятельности и их тексты, перейдите в банковскую библиотеку .

Основные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность:

395-1 – главный федеральный закон о банках и банковской деятельности, дает понятия «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа», «банковский холдинг», «банковские операции», «вклад», «вкладчик», устанавливает величину минимального уставного капитала банка, квалификационные требования к руководителям банка, содержит нормы о регистрации кредитных организаций и их лицензировании, а также основания для отзыва лицензии у банка, особенности реорганизации и ликвидации банков. Этот закон, безусловно, должен знать каждый банковский работник.

Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности »

86-ФЗ – закон о Центральном банке Российской Федерации, устанавливает функции ЦБ РФ, описывает органы управления Банка России, требования к отчетности Банка России, определяет денежную единицу России, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, права ЦБ РФ на осуществление отдельных операций, а также касается норм банковского регулирования и банковского надзора. Этот закон должен знать каждый банковский работник.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) »

579-П – План счетов бухгалтерского учета в банке и правила отражения операций в бухгалтерском учете банка (до 03 апреля 2017 года применялось Положение № 385-П, но оно отменено).

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 579-П от 27.02.2017 «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения »

Пройдите обучение на видеокурсе «Основы бухгалтерского учета в банке »,

чтобы раз и навсегда понять банковский учет и все бухгалтерские термины

153-И – важнейший документ о правилах открытия и закрытия всех видов банковских счетов, открываемых физическим, юридическим лицам, предпринимателям: текущих, расчетных, корреспондентских и прочих счетов. Инструкция также касается счетов по учету вкладов (депозитов) и депозитных счетов судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов и нотариусов. Инструкция содержит список документов, необходимых для открытия каждого счета, требования к ведению юридического дела клиента, оформлению карточки с образцами подписей и оттиска печати.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ № 153-И от 30 мая 2014 года «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов »

161-ФЗ – закон о национальной платежной системе. Этот закон – новый виток в развитии системы расчетов в Российской Федерации. Он устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе »

383-П – Положение ЦБ РФ, устанавливающее правила перевода денежных средств кредитными организациями в рублях РФ по банковским счетам и без открытия банковских счетов. Положение № 383-П разработано на основании закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и устанавливает следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; прямое дебетование; в форме перевода электронных денежных средств.

Переводы денежных средств могут быть оформлены распоряжениями в виде: платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера. Формы указанных документов приводятся в приложениях к Положению 383-П.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012 «О правилах осуществления перевода денежных средств »

199-И – одна из важнейших Инструкций ЦБ РФ, устанавливающая методику расчета обязательных нормативов банков. Инструкция устанавливает 12 обязательных нормативов, каждый их которых должен соблюдаться банком ежедневно (до 1 января 2020 года применялась Инструкция № 180-И , но она отменена).

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ № 199-И от 28.06.2017 «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией »

595-П – Положение, которое регулирует правила для участников платежной системы Банка России (ПС БР). Помимо этого, Положение 595-П ввело новую структуру БИК и порядок его присвоения, но для действующих банков БИК остается прежним.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 595-П от 06.07.2017 «О платежной системе Банка России »

507-П – положение о ФОРе (ФОР - фонд обязательных резервов): как рассчитать сумму обязательных резервов, порядок регулирования ФОРа, порядок составления и представления в Банк России расчета по обязательным резервам.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 507-П от 01.12.2015 «Об обязательных резервах кредитных организаций »

590-П – один из самых важных и сложных нормативных актов Банка России; устанавливает порядок классификации ссуд по категориям качества с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания им долга, определяет границы размера расчетного резерва в процентах от суммы основного долга, особенности формирования резерва по ссудами по портфелям однородных ссуд, порядок списания банком безнадежной задолженности по ссудам. Необходимый документ для работы с кредитами, учтенными векселями, ценными бумагами по сделкам с отсрочкой платежа или поставки, факторинговыми требованиями (до 14 июля 2017 года применялось Положение № 254-П, но оно отменено)

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 590-П от 28.06.2017 «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности »

611-П – документ о классификации прочих (не относящихся к ссудам по 590-П) элементов расчетной базы в целях формирования резерва на возможные потери.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 611-П от 23.10.2017 «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери »

4927-У – знаете ли Вы, что каждый коммерческий банк предоставляет в Банк России несколько десятков различных отчетов о своей деятельности ежеквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно? Этот документ устанавливает формы отчетности для кредитных организаций. Очень объемный нормативный акт. Содержит не только формы отчетов, но и порядок составления и представления каждого отчета.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Указание Банка России № 4927-У от 08.10.2018 «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации »

646-П – устанавливает методику определения величины капитала банка с учетом международных подходов к повышению устойчивости банковского сектора («Базель III»). Величина собственных средств (капитала), определяемая в соответствии с Положением 646-П, используется в целях определения значений обязательных нормативов, а также в других случаях, когда в целях определения значения пруденциальных норм деятельности используется показатель собственных средств кредитной организации.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 646-П от 04.07.2018 «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций («БАЗЕЛЬ III») »

178-И – устанавливает размеры (лимиты) открытых валютных позиций, методику их расчета и особенности осуществления надзора за их соблюдением..

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция Банка России № 178-И от 28.12.2016 «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями »

148-И – нормативный акт, касающийся вопросов выпуска акций и облигаций коммерческими банками, подготовки проспекта ценных бумаг, регистрации выпуска ценных бумаг банками.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ № 148-И от 27.12.2013 «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации »

135-И – большой и сложный нормативный акт, касающийся вопросов государственной регистрации банков и выдачи им лицензий. Этот документ хорошо знаком юридической службе банка и руководству банка. Описывает все виды банковских лицензий, общие требования к учредителям банка, к перечню подаваемых в ЦБ РФ документов для получения лицензий, к открытию и закрытию банками филиалов, к реорганизации банка.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Инструкция ЦБ РФ № 135-И от 02.04.2010 «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций »

242-П – документ о внутреннем контроле в банке, для чего нужна система внутреннего контроля в банке, как её организовать.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 242-П от 16.12.2003 «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах »

115-ФЗ – федеральный закон, направленный на создание механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. К имеющимся у банков несвойственным функциям, этот закон прибавил еще одну – функцию обязательного контроля за сомнительными операциями с обязанностью представлять информацию о них в Росфинмониторинг. С момента принятия закона в 2001 году в работе банков изменилось очень многое: появились полноценные внутренние службы, занимающиеся только вопросами противодействия легализации, написаны объемные внутренние документы банка по вопросам противодействия легализации, разработаны анкеты для клиентов, для выгодоприобретателей, внедрены специальные программные комплексы и каналы связи.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма »

499-П – это порядок идентификации клиентов в целях исполнения норм закона 115-ФЗ.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 499-П 15.10.2015 «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма »

39-ФЗ – главный нормативный акт по рынку ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; закон закрепляет понятия «эмиссионная ценная бумага», «акция», «облигация», «опцион эмитента», «эмитент», «регистрационный номер выпуска», «публичное размещение ценных бумаг», «листинг ценных бумаг», «брокерская деятельность», «дилерская деятельность», «деятельность по управлению ценными бумагами», «депозитарная деятельность» и другие.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг »

Женевская конвенция или (Вексельная конвенция) – международный нормативный акт, заключенный в Женеве в 1930 году, который вступил в силу для СССР в 1937 году и по правопреемству распространяется на Россию. Относится к специальному вексельному законодательству и устанавливает единые нормы и требования к оформлению векселей и вексельному обращению для государств, присоединившихся к Конвенции. Несмотря на то, что вексельные отношения в России регулируются не столько Женевской конвенций, сколько Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных комиссаров СССР от 07 августа 1937 г. № 104/1341 «О введении в действие положения о переводном и простом векселе», практически повторяющим нормы Женевской конвенции, для работы с векселями необходимо очень хорошо знать оба документа.

Официальные реквизиты нормативного акта:

645-П – правила выпуска и оформления банками депозитных и сберегательных сертификатов, включает также требование по обязательной регистрации условий выдачи сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций в Банке России.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение Банка России от 03.07.2018 № 645-П «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций »

Специально для Вас ПрофБанкинг подготовил бесплатные мини-тесты:

173-ФЗ – закон о валютной политике России, вводит понятия «внутренние ценные бумаги», «внешние ценные бумаги», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции» и закрепляет основной принцип валютного законодательства: «всё запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Очень важный для банков закон, так как на банки возложена функция агентов валютного контроля.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле »

177-ФЗ – закон о страховании вкладов в банках, определяет основные принципы страхования вкладов, участников системы страхования, какие вклады застрахованы, страховой случай, размер возмещения по вкладам в банке, компетенцию Агентства по страхованию вкладов, требования к банкам, участвующим в системе страхования вкладов, порядок исчисления и уплаты банками страховых взносов на счет Агентства в Банке России.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Федеральный закон № 177-ФЗ от 23.12.2003 «О страховании вкладов в банках Российской Федерации »

630-П – определяет порядок ведения кассовых операций банками с наличными рублями при осуществлении банковских операций и других сделок, порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России, неплатежеспособными, денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации, а также устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории РФ.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение Банка России № 630-П от 29.01.2018 «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации »

Посмотри тексты актуальных нормативных актов

по банковскому делу в нашей

2054-У – устанавливает порядок ведения кассовых операций в уполномоченных банках с денежными знаками иностранных государств.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Указание ЦБ РФ № 2054-У от 14.08.2008 «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации »

266-П – устанавливает порядок выдачи на территории РФ банковских карт кредитными организациями и особенности осуществления операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация, иностранный банк или иностранная организация.

Официальные реквизиты нормативного акта:

Положение ЦБ РФ № 266-П от 24.12.2004 «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием »

Доступным языком о работе современного коммерческого банка:

главный дистанционный курс ПрофБанкинг

НАСТОЯЩАЯ ЖЕМЧУЖИНА В МОРЕ БАНКОВСКИХ КУРСОВ