Основная часть налоговых поступлений государственного бюджета. Государственный бюджет. Налоги: сущность, функции и виды. Кривая Лаффера

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

14.4. Налогообложение в формировании государственного бюджета

Государство для обеспечения функционирования собственного аппарата и структуры должно иметь материальные и финансовые средства. Это осуществляется на основе налогов.

Истоки появления налогов и налогообложения связаны с возникновением частной собственности и государства. Первые научные трактаты о налогах и налогообложении появились в Англии 17–19 веках. Определение налога в экономической литературе трактуется различными авторами. Они отличаются отдельными характеристиками в деталях, но общее содержание налога, предложенные этими учеными представляются тождественными. Так, например, А.Смит отмечал, что «налог-это бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен его размер и порядок уплаты». Далее Ж.Сисмонди писал следующее «налог-жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят пользу». А в современной российской экономической литературе дают определение налога в следующей формулировке: «Налог - это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства».

Здесь нужно отметить, если подходить с позиции фундаментальной экономической науки, то необходимо дать определение налога как экономической категории, рассматривая в содержании отношения между противостоящими субъектами и условиями объединяющих их в целостное явление. Во-первых, налоги выражают экономические отношения между государством и субъектами национальной экономики; во-вторых, объектом этих отношений является часть дохода и результата деятельности, которая должна будет в законодательном порядке изъято от вышеприведенных субъектов в пользу государства. Это позволит государству как главному субъекту реализовывать свои функции в создании условий развития национальной экономики и общества. Тем самым здесь существуют добровольно-принудительные отношения между государством и субъектами хозяйствования для сохранения целостности и развития страны. Из вышесказанного вытекает следующее определение: сущность налога выражают экономические отношения между государством и субъектами общественного хозяйствования по поводу отчисления обязательных платежей из полученных доходов и результатов деятельности последними первому на основе законодательства (публичного договора) для обеспечения условий развития национальной экономики и общества.

Налогообложение представляет механизм изъятия платежей из дохода субъектов национальной экономики в бюджет государства. К основным составным частям его содержания относятся принципы налогообложения.

В экономической литературе отмечают следующие принципы налогообложения, сформулированные еще А.Смитом и А.Г.Вагнером, и принятые современными учеными:

Справедливости, который выражает, что каждый обязан, исходя соразмерно из своих возможностей и дохода, быть участником в финансировании государственных расходов, предназначенных для развития страны;

Учета интересов налогоплательщиков предполагает определенность суммы, простоты способов и времени платежа;

Правильного выбора источников налогообложения;

Достаточности в обеспечении покрытия расходов государства налоговыми поступлениями;

Экономичности выражает превышение суммы сбора по отдельному виду налогов по сравнению на расходы его изъятия или получения;

Освобождения от уплаты налогов части населения с минимальными доходами.

К элементам механизма изъятия из доходов субъектов как платежей в государственный бюджет относятся ставки налогов, которые можно представить в следующих видах:

Твердые ставки. Такие ставки определяют в абсолютной сумме, которая независима от размера дохода и изымается с каждой единицы объема производства или услуг;

Пропорциональные ставки. Они предопределяют одинаковое процентное отношение к объекту налога;

Прогрессивные ставки. Этот вид предполагает повышение ставки налога в зависимости от роста доходов;

Регрессивные ставки представляются противоположностью прогрессивного вида, поскольку по мере увеличения дохода предполагается снижение налога.

В социально ориентированной рыночной экономике налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.

Фискальная функция позволяет государству на основе налогов формировать денежные фонды и финансировать бюджетные расходы.

Экономическая функция налогов выражается в стимулировании и заинтересованности субъектов хозяйствования в производстве различных товаров и услуг, оптимизации соотношений между накоплением и потреблением, перераспределении совокупного дохода между отраслями, территориями.

Социальная функция предполагает учет и стимулирование роста дохода населения, перераспределение части национального дохода в социальную сферу, сдерживание и ограничение до полного снятия с производства отдельных видов товаров вредных для здоровья граждан.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные, общие, специальные, которые проявляются в специфических формах.

Общие налоги характеризуются безадресным поступлением в государственный бюджет. Специальные налоги же поступают с указанием их применения.

К прямым налогам относятся те, которые взимаются государством непосредственно с доходов (прибыли, заработной платы, процентов и т.п.) и имущества налогоплательщиков. В зависимости от ставок прямые налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налоги, взимаемые государством с продавцов и покупателей в виде надбавок к ценам товаров и тарифам услуг, называются косвенным. К данным налогам относят налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы.

Платежи в государственный бюджет проявляются в различных формах.

Распространенной формой является налог на добавленную стоимость (НДС). Данный налог популярен во многих странах, в том числе в России и Казахстане. В странах СНГ размер НДС колеблется от 10 до 25 процентов от объема продаваемых товаров.

НДС эффективно действует на развитие национальной экономики в развитых, цивилизованных странах. Данный процесс основывается на высоком уровне развития производительных сил, техники, технологии, в целом национальной экономики и общества. Однако этот вид налога для стран, перестраивающихся и становящихся на рельсы рыночной экономики, при неумелом использовании может послужить негативным фактором в ценообразовании. Слабая, не сформировавшаяся национальная экономика в масштабе, как внутреннего рынка, так и внешнего ещё не способна выдержать «накрутку» на товарооборот. Тем более, если товар оборачивается несколько раз, пока окажется у конечного потребителя, то такой процесс искусственно увеличивает цены на товары, услуги и отрицательно влияет не только на отдельного потребителя, но и на всю экономику. Но в данном случае, на первый взгляд, выигрывает вроде государство, четко фиксируя товарооборот на каждой сделке и «отстегивая» положительное НДС в бюджет. Этот «выигрыш» является иллюзорным, ибо огромный пресс подавляет развитие мелкого и среднего предпринимательства, наталкивая последних на противозаконные действия и сворачивания своей деятельности.

Налог на добавленную стоимость эффективно действует на крупные фирмы производственного характера, но не на мелкие и средние, а также не на мелкие торговые организации. В государственном регулировании нужно полагаться не на один вид сборов, а на эффективную систему налогов и платежей, которые стимулировали и активизировали бы все звенья в экономической деятельности и все субъекты в макроэкономике.

Большими ставками налогов нужно облагать доход финансовых и кредитных организаций. Особенность финансовых операций заключается в риске, а не в производстве и материальных затратах и большом объеме трудовой деятельности. Поэтому в финансовой сфере должны быть высокие налоги на доходы, приносящие пользу и всему обществу.

Развитие общества и рыночной экономики невозможно без культуры, образования, здравоохранения, научно-технического прогресса. Стимулирование прогресса в культуре, образовании, здравоохранении окупятся многократно. Оно может проявиться в льготных кредитованиях, небольшими платежами в государственный бюджет. Для юридических лиц, организаций названных сфер желательно установить налоги не более 10 % с доходов, а для физических лиц, занимающихся частной практикой в сфере здравоохранения, образования, культуры, - до 5 %.

Особое внимание нужно обратить к научно-исследовательским организациям, социально-экономическим аналитическим центрам, консультативным фирмам. Всемерно содействовать в их функционировании на хозрасчетной основе. При этом ограничить платежи в государственный бюджет не более 5 процентов от дохода вышеназванных организаций.

Для активизации предпринимательской деятельности нужно ввести до минимума налоговый пресс, ограничить количество проверок в плановом порядке до 2 раз в год, а отчетность не должна превышать одного раза в квартал. Необходимо создать условия прозрачности в отношении проверяющих органов государства и предпринимателей.

Государственный бюджет пополняется также и за счет отчисления от заработной платы. Данное отчисление должно стимулировать производство, работу, фирм, организаций, самих наемных работников и государство. Исходя из практики высокоразвитых стран, можно предположить следующую систему налогообложения наемных работников. Представляется целесообразным изымать налоги из заработной платы после вычета суммы за коммунальные услуги, затрат на питание и одежду по нормативу, содержания иждивенцев, налогов за собственность, местных налогов, расходов на медицинское обслуживание, страхование, оплату в пенсионный фонд. После вышеприведенной операции с оставшегося минимального размера, если срок годности строения или дома, квартиры иссяк, то также прекращается оплата налога на данную собственность. Далее, если данный гражданин будет использовать лишнюю недвижимость, дом, квартиру в бизнесе в качестве офиса, производственного цеха или другое, то налог снижается до 0,1 процента от стоимости. Другой пример, если гражданин имеет второй автомобиль, любой автотранспорт, не используемый в бизнесе, производственном процессе, то он выплачивает налог размером 10 процентов от стоимости за год, а за первое авто - 0,1 процента. После 100 процентной выплаты налогов за автотранспорт прекращается отчисление в государственный бюджет.

Далее налогами нужно облагать средства производства, предметы труда, технику, технологию, оборотные средства. В данном виде налогообложения нужно следовать следующему принципу: чем больше средств производства и современной, новейшей высокоэффективной техники и технологии, тем ниже налоги. А на устаревшую технику, технологию вводить повышенную налоговую ставку. Такой подход будет стимулировать фирмы в направлении приобретения современной, высокоэффективной техники и технологии средств производства.

Оптимизация налогообложения и платежей должна происходить по научно обоснованной методике, в противном случае неизбежны перекосы и «перетягивания одеяла» в пользу государства, что негативно скажется непосредственно на субъектах и опосредовано на национальной экономике.

В теорию оптимизации налогообложения была предложена в начале 80-х годов XX века американским экономистом А.Лаффером графическая модель зависимости ставки и поступления налогов, которая в дальнейшем была названа именем автора «Кривая Лаффера». Её можно продемонстрировать на следующем рисунке 27.

Рис. 27. Кривая Лаффера: модель зависимости между изменениями налоговых ставок (R ) и доходами государственного бюджета (Y )

На рисунке 27 по оси абсцисс (горизонтальной линии) отложены налоговые ставки (R ), а ординат (вертикальной линии) - поступления в государственный бюджет (Y ). Увеличение налоговых ставок до пересечения двух прямых координат R 1 и Y 1 позволяет расти доходу в государственный бюджет, затем дальнейший рост R будет снижать бюджетные поступления. Здесь оптимальным вариантом является ставка налога R 1 , позволяющая обеспечить максимальные поступления доходов в государственный бюджет.

Однако к данной модели «Кривой Лаффера» имеются возражения и претензии. Так, например, шведский экономист К.Эклунд пишет: «В определенном смысле кривая Лаффера достаточно тривиальна. Очевидно, что слишком высокие налоги оказывают негативное воздействие на желание людей работать и платить налоги. Но важный вопрос - на который эта упрощенная диаграмма не дает ответа - заключается в том, при каком значении ставки налога это происходит. Ответ будет, несомненно, разным для разных стран - в зависимости от налоговой политики, размеров и структуры государственного сектора и от того, считают ли люди, что они «что-то получают» в обмен на выплату налогов. Что касается США, то оказалось, что Лаффер был чересчур оптимистичен. Рейгановское снижение налогов в 1981 г. привело не к сокращению, а к увеличению бюджетного дефицита». Здесь уместно будет привести и другие точки зрения. Американцы Дж.Сломан и М.Сатклиффпишут: «Кривая может быть несимметричной. Она может достигать максимального значения при ставке в 40, 50, 60 или даже 90 %. Тем не менее Лаффер и другие представители правых утверждали, что налоговые ставки были выше R 1 . На самом деле многочисленные факты свидетельствуют о том, что в большинстве стран они были ниже R 1 в 1980-х гг. и точно являются таковыми сейчас, с учетом снижения ставок подоходного налога, которые были проведены по всему миру за последнее десятилетие». Далее к дополнению можно привести высказывание российского автора А.С.Богданова, который отмечал, что «без сомнения, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Однако в целом в условиях рыночной экономики на инвестиции влияет множество факторов, помимо налоговых ставок. Важное место среди этих факторов занимают особенности цикла, соотношение спроса и предложения на продукцию тех или иных компаний, динамика их прибылей».

Для иллюстрации взаимосвязи налога с доходами, спросом и предложением предлагается следующая модель на рисунке 28.

По данному рисунку 28 видно, что при увеличении величины налога от 0 до точки (a ) снижаются совокупный спрос от 0 до точки (b ) и предложение (0–с ), и национальный доход (0–d ). Эта модель демонстрирует налог как инструмент, воздействующий на всю экономику, что требует поиска оптимизации соотношений в повышении его эффективности.

Рис. 28. Модель взаимосвязи изменений величин налога (R ), совокупного спроса (D ), предложения (S ) и национального дохода (Y ).

Большие налоги и платежи свойственны странам СНГ как следствие диктата государства, что служит почвой для развития коррупции и ухода субъектов в теневую экономику. «По некоторым оценкам скрытая деятельность предприятий составила в 1997 г. 20 % ВВП» . Однако она может быть и больше, доходить и до 40–50 %.

Налоговая система в период переходной экономики нестабильна и постоянно изменяется , что говорит об отсутствии научной основы её формирования. Однако этим страдают и высокоразвитые страны. По данному поводу американцы К.Макконнелл и С.Брю пишут: «Проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Так, на практике ответ строится на предположениях и догадках, в зависимости от взглядов на проблему налогообложения правящей политической партии, от требований момента и потребности правительства в доходах… Налоговая структура американской экономики в большей степени соответствует концепции платежеспособности, нежели принципу налогообложения получаемых благ».

В данном случае американские экономисты правы в том, что обложение налогами получаемых благ является подходом, позволяющим решать возникающие проблемы. Для научно обоснованного решения проблем налогообложения нужно определять и знать величины издержек воспроизводства, сверхприбыли субъектов рыночной экономики. Как мы знаем, издержки воспроизводства включают издержки (производства или обращения) фирмы (в зависимости от сферы деятельности), амортизацию и инвестиционные отчисления, нормальную прибыль. Здесь необходимо отметить, что амортизация и инвестиционные отчисления от всей суммы прибыли не должны облагаться налогами, поскольку они пойдут на расширение процесса воспроизводства.

Издержки (производства или обращения) фирмы состоят из амортизации основных средств, промежуточного продукта и заработной платы. Далее надо различать минимальные цены (Р 1), нормальные цены (Р 2), максимальные цены (Р 3). Цены товаров или услуг можно определять по следующей формуле:

Р = С + V + m , (152)

где С - амортизация основных средств и промежуточный продукт; V - заработная плата; m - прибыль.

Здесь нужно дифференцировать часть С на составные С 1 + С 2 ; С 1 - амортизация основных средств, С 2 - промежуточный продукт т.е.

С = С 1 + С 2 . (153)

Также прибыль следует разложить на составные части: m 1 - инвестиционные отчисления, m 2 - нормальная прибыль, m 3 - сверхприбыль, т.е.

m = m 1 + m 2 + m 3 . (154)

Такой подход необходим для создания научной системы налогообложения, поскольку он вытекает из механизма действия экономических законов, в частности, закона стоимости. Выделение каждой части в структуре цены и дифференциация составных элементов внутри отдельной части позволяет выявить реальные объекты налогообложения. Обложение налогами данных объектов направлено на реальное стимулирование наращивания эффективности, как отдельных составных частей, так и в целом расходов на производство или услуги.

Объектами налогообложения являются С 1 , С 2 , V , m 2 , m 3 , то есть составные части стоимости товара. Каждая часть [(С 1 + С 2), V , m 2 , m 3 ], облагается налогом в размере 10 % за счет фирмы. При этом нужно отметить, что с С 1 отчисление составит 7 %, С 2 - 3 %. Такое соотношение вытекает из объективного процесса увеличения производства товаров за счет превышения промежуточного продукта. Это достигается путем стимулирования и снижения налогов с оборотных средств по отношению к основным. Налог с физических лиц взимается до 10 %. Таким образом с части (С 1 + С 2) изымается 10 %, с (V ) каждого физического лица - до 10 % и фирмы - 10 %, с нормально прибыли (m 2) и сверхприбыли (m 3), физического лица - 10 %, фирмы - 10 %.

Данное налогообложение осуществимо при реализации товаров и услуг по минимальной цене, образующейся из суммы составных частей:

(С 1 + С 2) + V + m 2 = P 1 , (155)

где Р 1 - минимальная цена.

Значит, общая сумма налогов с минимальной цены (P 1) составит половину. Это худший вариант для фирм.

Однако есть и другой вариант, стимулирующий фирмы и физические лица на перенос и взимания данных сумм налогообложения из сверхприбыли. Для этого фирмам необходимо повысить качество товаров и услуг, производительность труда, чтобы цены включали и сверхприбыль (m 3).

Нормальная цена:

Р 2 = (С 1 + С 2) + V + m 1 + m 2 = С в, (156)

где Р 2 - нормальная цена; С в - издержки воспроизводства.

Максимальная цена:

Р 3 = С в + m 3 , (157)

где Р 3 - максимальная цена.

В случае, когда фирма получает сверхприбыль, нужно изменить источник, с которого взимается налог. Вся сумма налога из частей С 1 , С 2 , V , m 2 будет взиматься из сверхприбыли m 3 , тем самым оставляя в прежних пределах величины вышеназванных составных налогооблагаемых частей. При этом фирма будет нацелена на то, чтобы прибыль была равна сумме

m 1 + m 2 + m 3 = m , (158)

где m 3 ³ r ; r - сумма налогов с частей С 1 + С 2 + V + m 2 .

Такой подход к налогообложению с чистой сверхприбыли (m ч) по отношению монопольным, средним, малым фирмам представляется справедливым и рациональным. Во-первых, крупные фирмы, имея привилегированное положение и власть над ценами, устанавливают монопольно высокие цены, поэтому большая часть чистой сверхприбыли должна быть отчислена в пользу государства и общества. Средним и малым фирмам дают возможность развиваться, оставляя им от 50 до 80 % чистой сверхприбыли. Поскольку их можно отнести к аутсайдерам, и у них более жестко протекает конкурентная борьба, в которой им намного сложнее выжить, чем монополиям.

Здесь нужно отметить, что в случае недостаточности величины сверхприбыли остатки налога изымаются в первую очередь с m 3 , затем V , C 1 , C 2 . Важно знать методы определения m 1 . Величину m 1 надо рассчитывать на основе прироста С 2 и темпов роста производимой продукции или услуг (товарооборота) на планируемый период (год). Ориентировочным темпом предельного роста для определения С 2 должна быть величина не более 15 %, поскольку 15 % - предельная величина роста общественного производства на макроэкономическом уровне, т.е. она может служить средней величиной для каждого субъекта. Могут быть и другие ориентиры: 3 %, 5 % или 7 %, в зависимости от индивидуальных темпов роста производства или услуг субъектов.

Как было отмечено ранее, что с физических лиц части V будут изыматься налоги до 10 %. Здесь нужно дифференцировать налогообложение с физических лиц от 0,5 до 20 или 30 %, в зависимости от величины получаемой заработной платы, но в то же время вся сумма налога с физических лиц не должна превышать 10 % от совокупности V . Также важно определять m 2 , нормальную прибыль. Основой для определения m 2 должна служить величина расходов на жизнь семьи предпринимателя или группы собственников или до 5 % от функционирующего капитала. Такая предельная величина для m 3 выбрана неслучайно, поскольку личное потребление предпринимателей не может превышать 1/3 прироста капитала, или 15 %. Вообще, ограничение взимания налога и платежей с V и m 2 способствует увеличению доходов населения и спроса на товары и услуги, тем самым стимулируются предложение, рост производства и товарного обращения. Справедливое изъятие налога и платежей со сверхприбыли идет в пользу общества, уравновешивая условия функционирования субъектов рыночной экономики.

Предлагаемая выше налоговая система предполагает уровень налогов, не превышающих половины суммы получаемой выручки с минимальной или нормальной цены товаров или услуг, что позволяет субъектам рыночной экономики вести хозяйственную и коммерческую деятельность. В то же время данная налоговая система подстегивает субъекты к повышению показателей хозяйственной деятельности. Этому также служит метод переноса суммы налога с физических лиц, частей С 1 , С 2 , V , m 2 на m 3 если фирмы добиваются получения сверхприбыли, поскольку перенос налогового бремени на m 3 стимулирует повышение эффективности производства или услуг и дополнительно расширяет покупательскую возможность наемных работников и предпринимателей.

В предлагаемой системе налогообложения отсутствует налог на добавленную стоимость (НДС) как повторное изъятие, снижающее стимул к хозяйственной деятельности. Существующая практика налога НДС в странах СНГ показывает, что он отрицательно влияет на ценообразование, искажая, как в кривом зеркале, экономические показатели микро- и макроэкономики, провоцируя повышение «результатов» без реального увеличения затрат, объема продукции и услуг. От этого страдают, в первую очередь, потребители, которым приходится оплачивать. Снижается рента потребителя, следовательно, сокращаются спрос и предложение, что служит тормозящим фактором развития рыночной экономики.

В высокоразвитых странах НДС составляет от 3 до 21 %. Этот налог позволяет снять часть сверхприбыли с субъектов рыночной экономики, поскольку в цивилизованных странах к налогообложению подходят очень гибко и дифференцированно. Так, например, в Японии, чтобы не ущемить интересы субъектов малого бизнеса, продажи до 30 млн. иен вообще не облагают потребительским налогом. Этот пример был бы полезен и для стран СНГ в период становления рыночной экономики. Поэтому предлагается не изымать налоги с предпринимателей, работающих без организации юридического лица, доходы которых не превышают величины средств на полноценную жизнь семьи и расходов, потраченных на воспроизводство его деятельности. Такой подход позволил бы пополнить ряды субъектов малого бизнеса, сократить количество безработных, увеличить доходы населения и товарооборот по горизонтали, тем самым повысить эффективность издержек трансакции и обращения.

В формировании научной системы налогообложения нужно исходить из определения органически взаимосвязанных частей предмета налогообложения, и систему методов налогообложения направить на повышение эффективности издержек субъектов и достижение высоких результатов в рамках как микро-, так и макроуровнях.

Для реального введения в практику хозяйствования предлагаемой налоговой системы необходимо создать правовую систему, адекватно отражающую механизм функционирования этой системы. По этому поводу американские критики писали, что «многие законы социального регулирования плохо составлены, задачи, и стандарты регулирования формулируются часто на юридическом, политическом и техническом языках. В результате преследуются цели, предельные издержки которых превышают предельные выгоды» .

Понятия и термины

Налог; налогообложение; ставки налогов; прямые налоги; косвенные налоги; общие налоги; специальные налоги; налог на добавленную стоимость.

Рассматриваемые вопросы

1. Социально-экономическая сущность налогообложения.

2. Налогообложение в социализации рыночной экономики.

3. Субъекты функционирования налоговой системы.

Вопросы к семинарским занятиям

1. Принципы налогообложения.

2. Функции налогов.

3. Структура и виды налогов.

Упражнения

Ответьте на поставленные вопросы и определите вид проблемы (научная или учебная), обоснуйте свою точку зрения, выявите систему проблем по теме.

1. Какие проблемы существуют в системе налогообложения?

2. В чем различие между прямыми и косвенными налогами?

3. Чем можно объяснить необходимость налогообложения?

Темы для рефератов

1. Налоги в формировании государственного бюджета.

2. Налоги в развитии малого и среднего бизнеса.

3. Совершенствование налогообложения в повышении эффективности национальной экономики.

Литература

1. В. Петти. Трактат о налогах и сборах. 1662г.; А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. 1776г.; Д. Риккардо Начало политической экономии и налогообложения. 1817г.

2. Экономическая теория/Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой.- М., 2005.

3. Экономическая теория. Учебник/Под ред. А.И Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб, 1999: ил.

4. Общая экономическая теория./Под ред. У.К.Шеденова. Учебник.-Актобе, 2004; П.Г.Ермишин. Основы экономической теории. - Таври, 1994. ().

5. США: условия для бизнеса /Отв. ред. М. Иванов. - М, 1991.

6. Эклунд К. Эффективная экономика - шведская модель/Пер. со швед.-М.,1991.

7. Сломан Дж. Экономикс. Экспресс-курс. 5-е изд.-СПб.,2007: ил.

8. Курс экономической теории. Учебник/Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, 1998.

9. Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления.-М., 1991.

10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.2. - М., 1992.

11. Япония/Отв. ред. Г.К. Войтоловский и С.А. Дийков. - М., 1990.

Предыдущая

Вернуться назад на

Бюджет – это совокупность расходов и доходов отдельного субъекта устанавливаемая на определенный период времени. Государственный бюджет – это важнейший финансовый документ страны в котором указываются источники и размеры поступлений в государственную казну, а также потребности, погашаемые за счет государства.

Государственный бюджет влияет на многие экономические факторы страны и принимается на законодательном уровне. Существует даже специальный бюджетный процесс, который включает в себя составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, контроль за исполнением и проведение внешних проверок. Осуществляется бюджетный процесс уполномоченными государственными органами.

Основные функции государственного бюджета:

Контролирует и ограничивает действия правительства;
Осуществляет регулирование денежных потоков внутри государства и укрепляет финансовые связи между центром и регионами;
Определяет экономическую политику государства;
Предоставляет информацию о намерениях правительства всем участникам экономической деятельности.

Государственный бюджет служит финансовой базой государства и является необходимой составляющей для нормального функционирования государственной системы. С помощью бюджетных средств, правительство осуществляет выплаты по взятым на себя обязательствам, осуществляет финансирование различных государственных программ, создает государственные резервы.

Экономическое значение бюджета состоит в том, что он во многом определяет конечный потребительский спрос. Это связано с тем, что от величины бюджета во многом зависят доходы населения, за бюджетные средства выполняются различные государственные заказы и закупаются большие объемы продукции.

Величина финансовых потоков, которые проходят через государственный бюджет оказывает влияние на такие важные экономические показатели как:

Объем производства;
Государственные инвестиции;
Уровень безработицы;
Величина денежной массы;
Валютный курс;
Учетная ставка Национального банка;
Размер внутреннего и внешнего государственного долга;
Инфляция.

Все эти экономические показатели взаимосвязаны и негативная динамика одного, незамедлительно повлечет за собой ухудшение значений других показателей. Например, бюджет сокращается за счет уменьшения финансирования какой-либо государственной структуры. В этом случае проблема невыплаты заработной платы решается за счет сокращения части сотрудников данной государственной структуры, что неизбежно приводит к росту безработицы и повышению суммы выплат социальных пособий для безработных граждан.

Другой пример. Правительство решило уменьшить внутренний долг не за счет бюджетных средств, а за счет выпуска дополнительной денежной массы. В этом случае неизбежен рост инфляции, так как денежные средства не подкреплены государственным золотовалютным резервом.

Для эффективной работы с государственным бюджетом выделяют следующие показатели:

Доходы;
Официальные трансферты;
Расходы;
Дефицит и профицит.

Доходы государственного бюджета

Государственные доходы выражают экономические отношения, возникающие между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и частными лицами с другой стороны. Выражаются эти отношения в осуществлении денежных платежей предприятиями, организациями и частными лицами, которые направляются для формирования государственного бюджета. Доходы государственного бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно действующего законодательства.

Доходы разделяются на текущие и капитальные. Капитальные доходы – это официальные трансферты, доходы от продажи и сдачи в аренду земли, доходы от реализации государственных запасов. Официальные трансферты – это нерегулярные, необязательные и часто единоразовые платежи, поступающие в государственный бюджет из различных источников. Как правило, эти поступления носят характер пожертвований. Например, трансфертом считается сумма, добровольно выделенная частным лицом в государственный бюджет для строительства больницы или школы.

Текущие доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируются из предусмотренных законодательством налогов и сборов. Налоговые доходы составляют основную часть доходов государственного бюджета. На их долю приходится около 85% всех поступлений, на долю неналоговых и капитальных доходов приходится 8% и 7% соответственно.

Разновидности налоговых доходов:

Налог на прибыль;
Подоходный налог;
Налог на совокупный доход;
Лицензионные и регистрационные сборы;
Отчисления в государственные социальные фонды;
Налоги на имущество;
Платежи, отчисляемые за пользование природными ресурсами;
Налоги взимаемые с внешнеэкономической деятельности;
Прочие налоги и сборы.

Налоги являются важным инструментом фискальной политики государства. Размер налогов определяется законодательными органами страны, а за их неуплату предусмотрена уголовная ответственность. Совокупность налогов образует налоговую систему государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются от непосредственной деятельности определенного субъекта. К их числу относят: налог на прибыль, подоходный налог, налог на совокупный доход.

Косвенные налоги составляют около 70% всех поступлений в государственный бюджет. Они оказывают существенное влияния на ценообразование и структуру потребления. К ним относятся: налог на добавочную стоимость (НДС), акцизы, таможенные сборы и пошлины.

К неналоговым доходам государственного бюджета относят:

Административные платежи и сборы;
Доходы от имущества находящегося в государственной собственности;
Платежи по штрафам;
Прочие неналоговые поступления.

К источникам доходов государственного бюджета можно отнести государственные займы и средства, полученные за реализацию государственных ценных бумаг.

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги . Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним - «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы », «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.д.) или иногда просто - «финансы».

Государственный бюджет

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности , между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов.

Теоретические подходы к бюджету

Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики , оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Статьи госбюджета

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции , практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость , ценные бумаги , участие в капитале , права . Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности .

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам - региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета . К таким кредитам в 90-х гг. часто обращаются постсоциалистические страны, в том числе Россия (см. 37.3).

Эти и другие мероприятия называют регулированием внешнего долга. В истории ХХ в. встречались и другие примеры регулирования внешней задолженности. Так, и после Первой, и после Второй мировой войны Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами. Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляли им право пользования своей морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций слежения за спутниками.

Налоги

Как уже отмечалось, главной статьей бюджетных доходов являются налоги .

Сущность налога и налоговой системы

5. Налоги на товары и услуги , прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавленной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.

Налог на добавленную стоимость взимается в России (по стандартной ставке 20%) и почти во всех развитых странах по основной (стандартной) ставке, которая колеблется, например, в ЕС , вокруг 15%. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве регионов России взимается и налог с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога.

Федеральные, региональные и местные налоги

Налоговые платежи, как мы уже знаем, поступают в центральный, региональные и местные бюджеты . Существует определенный порядок распределения поступающих средств. В России в местные бюджеты целиком поступают налоги на имущество физических лиц и земельный налог, налог на наследство или дарение и некоторые незначительные налоги. К региональным налогам в России относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость , налог с продаж, дорожный и транспортный налоги и ряд менее значительных налогов. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий , взносы во внебюджетные фонды, таможенные пошлины и сборы, различные налоги на пользователей природными ресурсами. Поступления от ряда налогов (в России это НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы) делятся между центральным и территориальными бюджетами.

В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории , местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы , решение глобальных экономических и социальных задач.

Налоговое бремя

Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит прежде всего от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база - это та величина, с которой взимается налог , а налоговая ставка - это размер, в котором взимается налог.

Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала .

Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы , получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей , рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошедший год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности , прибыль корпораций и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции (в России она называется налоговой полицией).

Международные аспекты налогообложения

Выбор и изменение налоговой системы, установление налоговых ставок, предоставление льгот относится исключительно к компетенции национальных государственных законодательных и исполнительных органов.

Национальная конкурентоспособность экспортируемых товаров и услуг, возможности той или иной страны вывозить капитал за рубеж зависят не только от эффективности национального хозяйства, но и от степени обремененности его налогами . Отчасти это смягчается стимулированием внешнеэкономической деятельности национальных фирм, осуществляемым, в частности, при помощи налоговых льгот.

Примером воздействия налогов на международные экономические отношения может служить НДС. Обычно этот налог не распространяется на экспорт, но им облагаются все реализуемые в стране товары и услуги вне зависимости от страны происхождения. В результате НДС стимулирует экспорт и препятствует импорту, а так как этот налог косвенный, а не прямой, то он не подпадает под ограничения Всемирной торговой организации (ВТО) на прямые экспортные субсидии. В России экспорт в дальнее зарубежье также не облагается НДС.

Классическим примером защиты внутреннего рынка от чрезмерной иностранной конкуренции являются таможенные пошлины на импорт. Так, в России в 1998 г. размер средневзвешенной пошлины составлял около 13% от таможенной стоимости ввозимых товаров. Кроме того, эти товары облагаются НДС и акцизами (если это подакцизные товары).

Международное регулирование двойного налогообложения

Все развитые страны обычно облагают налогом доходы , заработанные на их территории . Многие страны (США , Канада, Япония, Великобритания, а также Россия) облагают налогом также доходы своих физических и юридических лиц , полученные ими за рубежом. В результате возникает так называемое двойное налогообложение.

В России налоговые органы засчитывают уплаченные за рубежом российскими физическими и юридическими лицами налоги. Тем не менее Россия имеет с рядом стран соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества.

Гармонизация налоговых систем

В интеграционных группировках действует тенденция к сближению (гармонизации) налоговых систем входящих в них стран. Наиболее активна она в ЕС , где намечается создание в перспективе общих ставок налогообложения корпораций, устранено двойное налогообложение прибыли компаний стран - членов ЕС, получающих доходы в других странах Союза. Теперь прибыли, переводимые дочерней компанией материнской, либо не облагаются налогом в стране пребывания первой, либо засчитываются при налогообложении второй. Достигнуто соглашение о единстве основной ставки НДС (15%) и введении единых минимальных размеров акцизных сборов. Здесь уже гармонизированы национальные налоги на выпуск займов (1-2%) и отменены сборы с выпуска ценных бумаг . Гармонизация налоговых систем предполагается и в СНГ.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства . Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества .

Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.

Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией , фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы

Госбюджет, сбережения и инвестиции. Эффект вытеснения

Рис. 27.1 демонстрирует, что при росте ВВП (Y) рост государственных доходов (Т) приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы (G). В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВП, превращается в профицит. Заметим, что размеры и дефицита, и профицита зависят от наклона линии Т, который обусловлен тем, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы (эластичны) к изменениям ВВП.

Рис. 27.1. Изменение государственных доходов в зависимости от динамики ВВП

В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.

Налоги и совокупное предложение

Рис. 27.1 показывает, что в ходе экономического цикла автоматически может возникать дефицит бюджета (в фазе спада) и профицит (в фазе подъема). Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной жизни сторонники экономики предложения предлагают снижать налоги . Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений (как полагают кейнсианцы), а подъему производства (предложения) и спроса помогут обязательно. В качестве доказательства того, о снижение налоговых ставок оборачивается ростом налоговых вступлений в бюджет, приводится кривая Лаффера (см. рис. 7.3). Однако проблема состоит в том, что если это и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления догов в бюджет могут и снизиться.

Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс -дефлятор ВВП.

Выводы

1. Главным средством перераспределения ВВП служат бюджет и налога.

2. Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств , предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления . Он состоит из центрального и территориальных бюджетов; их проекты и отчеты об исполнении ежегодно принимаются парламентом .

3. Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные цели, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов , субсидий и поручительств.

4. В случае превышения расходов над доходами возникает государственная внутренняя и внешняя задолженность. Некоторые страны-должники прибегают к консолидации международной задолженности и к конверсии долгов в иностранную собственность на своей территории .

5. Под налогом, пошлиной, сбором понимается осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами, обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд. Налоги бывают прямые и косвенные: они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

6. Основные функции налогов: фискальная, социальная и регулирующая.

7. Большое воздействие налогообложение (НДС, таможенные пошлины, двойное налогообложение) оказывает и на внешнеэкономические связи.

8. В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь, это относится к таможенным пошлинам, согласуемым в рамках ВТО, а также к внутренним налогам в странах - участницах интеграционных объединений.

9. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или на ее ограничение. Она осуществляется через государственные расходы и сбор налогов.

Термины и понятия

Финансы
Финансово-кредитная система
Финансово-кредитная политика
Государственный бюджет
Бюджетный процесс
Государственные внебюджетные фонды
Целевые бюджетные фонды
Бюджетный дефицит
Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения)
Реструктуризация (консолидация) внешнего долга
Конверсия внешнего долга
Регулирование внешнего долга
Обслуживание долга
Налоги
Налоговая система
Прямые налоги
Косвенные налоги
Подоходный налог с физических лиц
Налог на прибыль предприятий (фирм, корпораций)
Социальные взносы (социальные налоги)
Поимущественные налоги
Акцизы
Налоговая база
Налоговая ставка
Налог на вмененный доход
Двойное налогообложение
Эффект вытеснения

Вопросы для самопроверки

1. Что такое государственный бюджет?

2. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюджета?

3. Почему существуют центральные и территориальные бюджеты, как они финансируются?

4. Почему государство вынуждено прибегать к займам?

5. Перечислите основные налоги в России.

6. Какое воздействие оказывают налоги на экономику страны?

7. В чем заключаются фискальная и регулирующая функции налогов?

8. Что такое налоговые льготы; кому и в каких целях они предоставляются?

9. На какие цели расходуются бюджетные средства?

10. Как избегают двойного налогообложения?

11. Что такое гармонизация налогов?

12. Что такое фискальная рестрикция?

13. Какие последствия от снижения ставок налогов предрекают Кейнсианцы и сторонники экономики предложения?

Совокупность доходов и расходов государства в строго определенный временной период, оформленная в виде финансового документа с обязательным указанием источников и предполагаемых размеров денежных поступлений, направлений и объемов их расходования.

Для формирования государственного бюджета, отражающего потребности страны, подлежащие финансированию для их удовлетворения из казны государства, правительственные органы, участвующие в его составлении, исследуют и утверждают расходную и доходную части, каждая из которых является обязательной структурной формой госбюджета. Государственный бюджет складывается из следующих уровней:

  • федерального;
  • регионального;
  • муниципального;
  • местного;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Структура расходной части бюджета

Государственные расходы, закладываемые в бюджет страны, формируются из совокупности всех потребностей государства в определенный временной период. Денежные средства из госказны направляются на удовлетворение таких национальных целей и интересов, как:

  • Военные. Обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
  • Экономические. Формирование госсобственности, погашение внешнего долга, поддержка предпринимательства, пополнение государственного резерва, участие в инвестиционных проектах, прочие расходы экономического характера.
  • Внешнеполитические. Расходы для осуществления международной деятельности, участия в интернациональных объединениях, организациях, ассамблеях, обеспечения международных соглашений и прочее.
  • Социальные. Обеспечение страховых, пенсионных, целевых и прочих выплат, бюджетные ассигнования на содержание медицинских, образовательных, культурных и других социальных объектов. Расходы на формирование и функционирование социальной политики государства.
  • Расходы на государственное управление. Предусматривают обеспечение деятельности президента страны, органов власти и другие потребности общегосударственного управления.

Таким образом, государственный бюджет имеет три структуры расходов, включая ведомственную, экономическую и функциональную. Главный финансовый документ страны также включает в себя закрытые статьи расходов, как правило, используемые Министерством обороны, но часто распределяющиеся и на социально-экономическую сферу.

Структура доходной части бюджета

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства. Формируется доходная часть из:

  • Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
  • Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
  • Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.

Государственные доходы, превысившие расходы, образуют профицит бюджета, фактически избыток денежных средств. В случае, когда расходная часть оказывается больше доходной, формируется дефицит.

Принципы построения государственного бюджета

В абсолютном большинстве демократических стран составление государственного бюджета возложено на правительство, принятие и утверждение его поручено высшим законодательным органам.