Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность. Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если орг

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.

Бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение госзадания (оказание дополнительных образовательных услуг). Приносящую доход деятельность организация не ведет. Как правильно относить расходы на счет 109 00 и какие? В целях выполнения госзадания в учреждении осуществляются расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, заработной платы, содержания имущества, прочих услуг, расходов,стоимости материальных запасов (ГСМ, канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря), основных средств.

Бухгалтер школы, Пензенская обл.

В соответствии с требованиями п. 134 Инструкции № 157н счет 109 00 “Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг” обязательно должен использоваться бюджетными учреждениями в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в т. ч. и в рамках выполнения государственного задания.

Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяется соответствующим соглашением, которое бюджетное учреждение заключает с учредителем. При этом размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат:

На оказание государственных услуг в рамках государственного задания;

На уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное в предыдущем пункте имущество, в т. ч. земельные участки.

Перечень государственных услуг, оказываемых учреждением ( каждой должна формироваться в учете обособленно);

Перечни расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг;

Перечни затрат, которые сразу могут учитываться в составе расходов текущего финансового года.

К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта”, прежде всего будут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества. Исходя из содержания абз. 4 п. 153 Инструкции № 174н, такие расходы могут отражаться, в частности, по кодам 223 “Коммунальные услуги”, 225 “Работы, услуги по содержанию имущества”, 226 “Прочие работы, услуги”, 290 “Прочие расходы” КОСГУ. То есть применительно к затратам, перечисленным в вопросе, непосредственно на расходы текущего финансового года можно списывать:

Стоимость коммунальных услуг;

Суммы расходов по содержанию имущества;

Часть прочих расходов и стоимости прочих услуг, если они связаны с содержанием соответствующих видов имущества (в т. ч. расходы по уплате налога на имущество и земельного налога).

Могут ли еще какие либо расходы, осуществляемые за счет средств субсидии на выполнение госзадания, списываться непосредственно в дебет счета 4 401 20 200? Да, могут, если порядок формирования государственного задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость госуслуг.

Исходя из положений абз. 3 п. 153 Инструкции № 174н такие расходы,как правило, отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ. Кроме того, непосредственно в дебет счета 4 401 20 271 “Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов” могут списываться суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым при оказании госуслуг, ведь суммы амортизации и расходы по приобретению основных средств (кроме малоценных), как правило, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение госзадания.

Следующий этап работы – распределение расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг, на:

Накладные;

Общехозяйственные;

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида госуслуг.

Накладные расходы также непосредственно связаны с оказанием госуслуг. Однако такие расходы не могут быть соотнесены с конкретным видом госуслуг и подлежат распределению по каждой услуге.

К общехозяйственным расходам относятся затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания госуслуг.

К издержкам обращения относятся затраты, произведенные в результате реализации услуг, в т. ч. в процессе их продвижения.

Как видим, определить перечни затрат в целях их распределения по конкретным видам расходов можно только исходя из специфики деятельности конкретного учреждения.

Применительно к рассматриваемой ситуации с большой долей вероятности можно сказать, что издержек обращения в учреждении не будет.

А вот иные расходы полностью или частично могут учитываться как в составе прямых, так и в составе накладных, общехозяйственных расходов. Допустим, учреждением оказывается несколько госуслуг.

В состав прямых расходов (относящихся только к какой-то одной услуге)могут войти, например, расходы по выплате заработной платы соответствующим сотрудникам, уплате страховых взносов. Начисление прямых расходов необходимо будет отражать следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 4 109 60 211, 4 109 60 213

Кредит 4 302 00 730, 4 303 00 730.

В состав накладных расходов могут быть, например, включены стоимость использованных при оказании услуг расходных материалов, а также некоторые прочие расходы. Начисление накладных расходов необходимо будет отражать такими записями:

Дебет 4 109 70 272, 4 109 70 290

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 208 00 660.

Часть материальных запасов (например, канцелярские принадлежности, используемые бухгалтерией) может учитываться при выдаче в составе общехозяйственных расходов. К таким расходам могут относиться связанные исключительно с нуждами управления расходы по оплате услуг связи, а также расходы по оплате прочих услуг (например, консультационных), расходы по оплате труда управленческого персонала.

Начисление общехозяйственных расходов необходимо будет отражать следующими записями:

Дебет 4 109 80 211, 4 109 80 213, 4 109 80 221, 4 109 80 226,4 109 80 272

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 303 00 730.

Следующий важный этап учетной работы – распределение накладных и общехозяйственных расходов на основании Справки (ф. 0504833) и соответствующих расчетов. В соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения такое распределение может осуществляться, например, ежемесячно. При этом способ распределения также необходимо определить в учетной политике.

При распределении накладных и общехозяйственных расходов делаются записи по соответствующим аналитическим счетам:

Дебет 4 109 60 000

Кредит 4 109 70 000, 4 109 80 000.

Общехозяйственные расходы, которые в соответствии с положениями учетной политики не подлежат распределению, списываются бухгалтерской записью (например, могут не распределяться расходы по оплате консультационных услуг):

Дебет 4 401 20 200

Кредит 4 109 80 000.

Допустим, в учреждении в отношении накладных и общехозяйственных расходов выбран одинаковый способ распределения – пропорционально прямым затратам по оплате труда, ежемесячно. Прямые расходы по оплате труда на услугу № 1 равны 500 000 руб., а на услугу № 2 – 300 000 руб. В данном случае расходы, накопленные на счетах 4 109 70 000, 4 109 80 000, ежемесячно должны распределяться в следующих размерах по каждому коду КОСГУ:

на услугу № 1 – 62,5% (500 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.));

на услугу № 2 – 37,5% (300 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.)).

И наконец, накопленные на счете 4 109 60 000 суммы должны быть учтены при формировании финансового результата. В рамках деятельности по выполнению госзадания суммы, учтенные на данном счете, списываются в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта” на основании Справки (ф. 0504833) (абз. 7 п. 153 Инструкции № 174н).

Очевидно, что периодичность отражения в учете подобных операций зависит от специфики оказываемых учреждениями госуслуг. При этом Инструкция № 174н по данному вопросу содержит только одно требование – в дебет счета 4 401 20 200 должны списываться только суммы, относящиеся к уже оказанным услугам.

Если содержание государственного задания, соглашения о предоставлении субсидии и иных документов, имеющихся в распоряжении учреждения, не позволяет должным образом обосновать периодичность отражения в учете описанной выше операции, то решение о периодичности полного или частичного списания расходов, накопленных на счете 4 109 60 000, желательно согласовать с учредителем. Такая операция может осуществляться ежемесячно.

На вопросы отвечала Ю.А. Кошелева , эксперт Международного центра финансово-экономического развития

Согласно пункту 134 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н), для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг применяется счет 10900 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Согласно п. 138 Инструкции № 157н, группировка затрат по счетам осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат:

1. прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;

2. накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;

3. общехозяйственные расходы;

4. издержки обращения.

Согласно п. 58 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), далее – Инструкция № 174н, для формирования в денежном выражении информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются следующие группы счетов:

010960000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

010970000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

010980000 «Общехозяйственные расходы»;

010990000 «Издержки обращения».

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг, относятся к прямым затратам.

Если производится несколько видов продукции, работ, услуг, то тогда возникает необходимость использования счета 109.70 – накладные расходы. Т.е. это затраты, которые имеют отношение к нескольким видам выпускаемой продукции, работ, услуг, а поэтому не могут быть отнесены на конкретную продукцию. Примеры накладных расходов:

1) заработная плата начальника подразделения, выпускающего несколько видов продукции или оказывающего несколько видов услуг;

2) амортизация основного средства, которое используется для производства нескольких видов продукции и т.п.

Подробнее о накладных расходах можно прочитать в Порядке определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденному приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 №200.

В конце месяца эти затраты должны войти в себестоимость выпущенных продукции, работ, услуг (на счет 109.60) путем их распределения одним из выбранных методов, описанных ниже, которые учреждение должно закрепить в учетной политике.

Обратите внимание, что в учетной политике учреждения должно быть закреплено, какие расходы отнести на прямые, а какие на общехозяйственные.

Распределение накладных и общехозяйственных расходов

Распределение накладных расходов производится одним из способов:

  • пропорционально прямым затратам по оплате труда,
  • материальным затратам,
  • иным прямым затратам,
  • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг),
  • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур (п. 134 Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н).

Общехозяйственные расходы не связаны с производственным процессом - изготовлением продукции, выполнением работ или оказанием услуг, а имеют отношение к управлению учреждением в целом. Примерный перечень общехозяйственных затрат приведен в пункте 13 Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 № 200.

К общехозяйственным можно отнести, например, следующие затраты:

1) основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды;

2) амортизация;

3) расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения;

4) расходы, связанные со служебными командировками;

5) расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами;

6) расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения.

Согласно п. 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике, распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части не распределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в плане счетов для учета затрат предусмотрены счета 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы».

В соответствии с требованиями Инструкции № 157н на счете 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» ведется аналитический учет по объектам калькулирования себестоимости продукции, работ услуг (Субконто2 «Номенклатура» типа справочник «Номенклатура») и видам затрат (Субконто3 – «Виды затрат» типа справочник).

В соответствии с пунктом 60 Инструкции № 174н, на счете 109.61 накапливаются затраты, которые можно отнести к себестоимости конкретной услуги, работы или готовой продукции, т.е. такие затраты являются в бухгалтерском учете прямыми затратами, напрямую относимыми на себестоимость готовой продукции, работ, услуг.

Объектами расчета на счете 109.61 являются элементы справочника «Номенклатура».

Если учреждение оказывает только один вид услуг, например, образовательные услуги, то в справочник «Номенклатура» следует ввести соответствующий элемент и относить все расходы на него.

Если учреждение ведет несколько видов деятельности, то в справочник «Номенклатура» следует ввести соответствующие позиции.

На счет 109.61 на соответствующие элементы справочника «Номенклатура» следует относить только прямые затраты (заработная плата работников, которые оказывают только данную услугу, материалы и другие расходы, которые связаны только с данной услугой).

Согласно Инструкции № 157н и пунктам 60-62 Инструкции № 174н, на счета 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы» относятся затраты учреждения, которые нельзя напрямую отнести к определенной услуге, работе, готовой продукции. Поэтому в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» на счетах 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы» ведется аналитический учет только по видам затрат (Субконто2 «Виды затрат» типа справочник «Виды затрат»). Порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат на себестоимость готовой продукции, работ, услуг устанавливается в учетной политике учреждения.

Для распределения общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных затрат (109.81) на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (109.61) в учетной политике учреждения на закладке Производство следует установить флаги «Распределять общепроизводственные затраты», «Распределять общехозяйственные затраты».

Если указанные флаги установлены, т.е. учетной политикой учреждения предусмотрено распределение общепроизводственных и общехозяйственных затрат, необходимо также задать базу распределения:

  • материальные затраты;
  • оплата труда;
  • выручка;
  • прямые затраты.

Какие расходы следует относить к прямым, какие к накладным, а какие к общехозяйственным, а также метод их распределения должны быть закреплены в Учетной политике учреждения.

Какие документы создают движения по счетам группы 10900?

1. Оприходование готовой продукции на склад оформляется документом «Выпуск продукции».

2. Поступление готовой продукции на склад в течение месяца отражается по плановой стоимости по факту готовности продукции, без учета фактических затрат. Документ формирует проводки:

3. Распределение общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных затрат (109.81) на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (109.61) производится регламентным документом «Закрытие производственных счетов» (меню «Материальные запасы – Учет производства – Закрытие производственных счетов»):

В результате распределения накладных и общехозяйственных затрат на себестоимость продукции, работ, услуг на счет 109.61 документом «Закрытие производственных счетов» счета 109.71 и 109.81 закрываются.

После проведения документа «Закрытие производственных счетов» на счете 109.61 может остаться остаток – это себестоимость услуг и работ и/или незавершенное производство.

4. Согласно пунктам 150, 152 Инструкции № 174н, начисление доходов от реализации работ, услуг, осуществляемых учреждением в рамках разрешенных согласно Уставу бюджетного учреждения видов деятельности, отражается на основании Актов приема-сдачи выполненных работ (Актов оказания услуг, Заказ-нарядов, иных первичных учетных документов, предусмотренных условиями договоров в рамках обычая делового оборота, подтверждающих фактическое исполнение бюджетным учреждением работ (услуг), Счета (Счета-фактуры); отнесение себестоимости выполненных бюджетным учреждением работ, оказанных услуг, на уменьшение финансового результата бюджетного учреждения от оказания платных услуг (работ) отражается на основании Справки (ф. 0504833) по дебету счета 240110130 «Доходы от оказания платных услуг» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 210960200 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (210960211 - 210960213, 210960221 - 210960226, 210960271, 210960272, 210960290).

Следовательно, себестоимость услуг и работ должна быть полностью списана на уменьшение финансового результата текущего периода, на счет 2.401.10.130. В программе для этого предусмотрен документ «Списание затрат по услугам».

Остатки накладных (109.71) и общехозяйственных (109.81) затрат должны быть списаны на счета 401.10 «Доходы текущего финансового года», 401.20 «Расходы текущего финансового года» документом «Списание затрат по услугам».

Какую часть накладных и общехозяйственных затрат списать на счет 401.10, а какую - на счет 401.20, определяет бухгалтер. Более правильно утвердить в Учетной политике, какие виды затрат относятся на расходы текущего периода (401.20). Остальные расходы должны быть списаны на счет 401.10.

Золотухина Анастасия,

Консультант Компании «АНТ-ХИЛЛ»

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере:

Бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение госзадания (оказание дополнительных образовательных услуг). Приносящую доход деятельность организация не ведет. Как правильно относить расходы на счет 109 00 и какие? В целях выполнения госзадания в учреждении осуществляются расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, заработной платы, содержания имущества, прочих услуг, расходов,стоимости материальных запасов (ГСМ, канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря), основных средств.

Бухгалтер школы, Пензенская обл.

В соответствии с требованиями п. 134 Инструкции № 157н счет 109 00 “Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг” обязательно должен использоваться бюджетными учреждениями в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в т. ч. и в рамках выполнения государственного задания.

Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяется соответствующим соглашением, которое бюджетное учреждение заключает с учредителем. При этом размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат:

  • на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
  • на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду);
  • на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное в предыдущем пункте имущество, в т. ч. земельные участки.
Из содержания упоминаемого выше соглашения, а также правового акта, на основании которого определялись соответствующие нормативные затраты для бюджетного учреждения, необходимо выделить:
  • перечень государственных услуг, оказываемых учреждением (себестоимость каждой должна формироваться в учете обособленно);
  • перечни расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг;
  • перечни затрат, которые сразу могут учитываться в составе расходов текущего финансового года.
К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта”, прежде всего будут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества. Исходя из содержания абз. 4 п. 153 Инструкции № 174н, такие расходы могут отражаться, в частности, по кодам 223 “Коммунальные услуги”, 225 “Работы, услуги по содержанию имущества”, 226 “Прочие работы, услуги”, 290 “Прочие расходы” КОСГУ. То есть применительно к затратам, перечисленным в вопросе, непосредственно на расходы текущего финансового года можно списывать:
  • стоимость коммунальных услуг;
  • суммы расходов по содержанию имущества;
  • часть прочих расходов и стоимости прочих услуг, если они связаны с содержанием соответствующих видов имущества (в т. ч. расходы по уплате налога на имущество и земельного налога).
Могут ли еще какие либо расходы, осуществляемые за счет средств субсидии на выполнение госзадания, списываться непосредственно в дебет счета 4 401 20 200? Да, могут, если порядок формирования государственного задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость госуслуг.

Исходя из положений абз. 3 п. 153 Инструкции № 174н такие расходы,как правило, отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ. Кроме того, непосредственно в дебет счета 4 401 20 271 “Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов” могут списываться суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым при оказании госуслуг, ведь суммы амортизации и расходы по приобретению основных средств (кроме малоценных), как правило, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение госзадания.

Следующий этап работы - распределение расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг, на:

  • прямые;
  • накладные;
  • общехозяйственные;
  • издержки обращения.
К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида госуслуг.

Накладные расходы также непосредственно связаны с оказанием госуслуг. Однако такие расходы не могут быть соотнесены с конкретным видом госуслуг и подлежат распределению по каждой услуге.

К общехозяйственным расходам относятся затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания госуслуг.

К издержкам обращения относятся затраты, произведенные в результате реализации услуг, в т. ч. в процессе их продвижения.

Как видим, определить перечни затрат в целях их распределения по конкретным видам расходов можно только исходя из специфики деятельности конкретного учреждения.

Применительно к рассматриваемой ситуации с большой долей вероятности можно сказать, что издержек обращения в учреждении не будет.

А вот иные расходы полностью или частично могут учитываться как в составе прямых, так и в составе накладных, общехозяйственных расходов. Допустим, учреждением оказывается несколько госуслуг.

В состав прямых расходов (относящихся только к какой-то одной услуге)могут войти, например, расходы по выплате заработной платы соответствующим сотрудникам, уплате страховых взносов. Начисление прямых расходов необходимо будет отражать следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 4 109 60 211, 4 109 60 213

Кредит 4 302 00 730, 4 303 00 730.

В состав накладных расходов могут быть, например, включены стоимость использованных при оказании услуг расходных материалов, а также некоторые прочие расходы. Начисление накладных расходов необходимо будет отражать такими записями:

Дебет 4 109 70 272, 4 109 70 290

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 208 00 660.

Часть материальных запасов (например, канцелярские принадлежности, используемые бухгалтерией) может учитываться при выдаче в составе общехозяйственных расходов. К таким расходам могут относиться связанные исключительно с нуждами управления расходы по оплате услуг связи, а также расходы по оплате прочих услуг (например, консультационных), расходы по оплате труда управленческого персонала.

Начисление общехозяйственных расходов необходимо будет отражать следующими записями:

Дебет 4 109 80 211, 4 109 80 213, 4 109 80 221, 4 109 80 226,4 109 80 272

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 303 00 730.

Следующий важный этап учетной работы - распределение накладных и общехозяйственных расходов на основании Справки (ф. 0504833) и соответствующих расчетов. В соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения такое распределение может осуществляться, например, ежемесячно. При этом способ распределения также необходимо определить в учетной политике.

При распределении накладных и общехозяйственных расходов делаются записи по соответствующим аналитическим счетам:

Дебет 4 109 60 000

Кредит 4 109 70 000, 4 109 80 000.

Общехозяйственные расходы, которые в соответствии с положениями учетной политики не подлежат распределению, списываются бухгалтерской записью (например, могут не распределяться расходы по оплате консультационных услуг):

Дебет 4 401 20 200

Кредит 4 109 80 000.

Допустим, в учреждении в отношении накладных и общехозяйственных расходов выбран одинаковый способ распределения - пропорционально прямым затратам по оплате труда, ежемесячно. Прямые расходы по оплате труда на услугу № 1 равны 500 000 руб., а на услугу № 2 - 300 000 руб. В данном случае расходы, накопленные на счетах 4 109 70 000, 4 109 80 000, ежемесячно должны распределяться в следующих размерах по каждому коду КОСГУ:

  • на услугу № 1 - 62,5% (500 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.));
  • на услугу № 2 - 37,5% (300 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.)).
И наконец, накопленные на счете 4 109 60 000 суммы должны быть учтены при формировании финансового результата. В рамках деятельности по выполнению госзадания суммы, учтенные на данном счете, списываются в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта” на основании Справки (ф. 0504833) (абз. 7 п. 153 Инструкции № 174н).

Очевидно, что периодичность отражения в учете подобных операций зависит от специфики оказываемых учреждениями госуслуг. При этом Инструкция № 174н по данному вопросу содержит только одно требование - в дебет счета 4 401 20 200 должны списываться только суммы, относящиеся к уже оказанным услугам.

Если содержание государственного задания, соглашения о предоставлении субсидии и иных документов, имеющихся в распоряжении учреждения, не позволяет должным образом обосновать периодичность отражения в учете описанной выше операции, то решение о периодичности полного или частичного списания расходов, накопленных на счете 4 109 60 000, желательно согласовать с учредителем. Такая операция может осуществляться ежемесячно.

На вопросы отвечала Ю.А. Кошелева , эксперт Международного центра финансово-экономического развития

В конце года необходимо будет подвести итоги. Когда закрыть 109-е счета? Есть ли особенности? Ответы - в статье.

Чтобы в полной мере отразить факты хозяйственной жизни, сверьте показатели главной книги и убедитесь в тождественности данных аналитического и синтетического учета.

Затем закройте на финансовый результат прошлых отчетных периодов (счет 0 401 30 000) счета рабочего плана счетов, остатки по которым не переходят на следующий год.

109-е счета: закрыть ли счет 0 109 00 000 в конце года

Закрывайте счета по затратам на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в зависимости от особенностей процесса, то есть «производственного цикла», который по времени не всегда совпадает с началом и окончанием финансового года. То есть когда учреждение реализовало товары или оказало услуги.

Вывод: на конец года на счете 0 109 00 000 может быть остаток.

На аналитических счетах счета 0 109 00 000 бухгалтер группирует расходы:

  • прямые затраты, которые напрямую относят на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (счет 0 109 60 000);
  • накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг (счет 0 109 70 000);
  • общехозяйственные расходы (счет 0 109 80 000);
  • издержки обращения (счет 0 109 90 000).

Накладные и общехозяйственные затраты в конце отчетного периода списывайте в дебет счета 0 109 60 000. Отчетный период для распределения накладных и общехозяйственных расходов - месяц. Косвенно это подтверждает пункт 135Инструкции № 157н.

Себестоимость, собранную на счете 0 109 60 000, списывайте в дебет счета 0 401 10 100. Так как «производственный цикл» по времени часто не совпадает с началом и окончанием финансового года, периодичность списания определите самостоятельно. И пропишите ее в учетной политике учреждения.

В учете оформляйте проводки:

ДЕБЕТ 0 109 60 200
КРЕДИТ 0 109 70 200

- распределены накладные расходы на себестоимость услуг или продукции.

ДЕБЕТ 0 109 60 200
КРЕДИТ 0 109 80 200

- распределены общехозяйственные расходы на себестоимость услуг или продукции.

Основание - бухгалтерская справка (ф. 0504833) с приложением расчета их распределения;

ДЕБЕТ 0 401 20 000
КРЕДИТ 0 109 80 200

- отнесены нераспределяемые общехозяйственные расходы на уменьшение финансового результата учреждения.

Основание - бухгалтерская справка (ф. 0504833);

ДЕБЕТ 0 401 10 000
КРЕДИТ 0 109 60 200

- отнесена себестоимость оказанных услуг или изготовленной продукции на уменьшение финансового результата учреждения.

109-е счета: как закрывать счета 0 109 00 000 в течение года

Учреждение может оказывать один вид услуги или несколько. Рассмотрим варианты.

Вариант 1. Учреждение реализует одну услугу в течение одного года (то есть все затраты прямые). Тогда начисляйте затраты и списывайте их в течение одного финансового года.

В учете делайте такие записи:

ДЕБЕТ 0 109 60 200

- начислены затраты на реализацию образовательных услуг;

ДЕБЕТ 0 401 10 130
КРЕДИТ 0 109 60 200

- списаны затраты в сумме фактической себестоимости услуг на финансовый результат;

ДЕБЕТ 0 401 10 130
КРЕДИТ 0 303 03 730

ДЕБЕТ 0 401 10 130
КРЕДИТ 0 401 30 000

Вариант 2. Учреждение реализует несколько видов готовой продукции или услуг в течение одного года. То есть как прямые, так и накладные затраты. В учетной политике закрепите:

  • единицу калькуляции;
  • порядок отнесения накладных и общехозяйственных расходов;
  • периодичность закрытия затрат;
  • детализацию счетов рабочего плана счетов.

В учете делайте проводки:

ДЕБЕТ 0 109 60 200
КРЕДИТ 0 302 00 000 (0 104 00 000, 0 208 00 000, 0 105 00 000, 0 101 000 00)

- начислены прямые затраты на реализацию образовательных услуг;

ДЕБЕТ 0 109 70 200
КРЕДИТ 0 302 00 000 (0 104 00 000, 0 208 00 000, 0 105 00 000, 0 101 000 00)

- начислены накладные расходы на реализацию образовательных услуг;

ДЕБЕТ 0 109 70 200
КРЕДИТ 0 302 00 000 (0 104 00 000, 0 208 00 000, 0 105 00 000, 0 101 000 00)

- начислены общехозяйственные расходы на реализацию образовательных услуг на основании произведенных расчетов (в течение года);

ДЕБЕТ 0 109 60 200

- списаны накладные и общехозяйственные расходы на фактическую себестоимость услуг;

ДЕБЕТ 0 401 10 130
КРЕДИТ 0 109 60 200

- списаны затраты по фактической себестоимости на финансовый результат;

ДЕБЕТ 0 401 10 130
КРЕДИТ 0 303 03 730

- начислен налог на прибыль;

ДЕБЕТ 0 401 10 130
КРЕДИТ 0 401 30 000

- списаны доходы на финансовый результат прошлых отчетных периодов.

Вариант 3. Учреждение реализует несколько видов готовой продукции (работ, услуг). Так же как во втором варианте, есть и прямые, и накладные затраты. Однако при этом есть услуги, реализовывать которые учреждение начало в одном финансовом году, а завершит их в другом. Пример таких услуг - консультации, курсы повышения квалификации.

Закрывайте затраты на соответствующий источник финансирования.

В этих экономических условиях учреждение объективно не имеет возможности списать понесенные затраты на финансовый результат до 1 января следующего финансового года.

В учете сделайте записи:

ДЕБЕТ 0 109 60 200
КРЕДИТ 0 302 00 000 (0 104 00 000, 0 208 00 000, 0 105 00 000, 0 101 000 00)

- начислены прямые затраты на реализацию образовательных услуг в единицах калькуляции (в течение года);

ДЕБЕТ 0 109 70 200
КРЕДИТ 0 302 00 000 (0 104 00 000, 0 208 00 000, 0 105 00 000, 0 101 000 00)

- начислены накладные расходы на реализацию образовательных услуг в единицах калькуляции на основании произведенных расчетов (в течение года);

ДЕБЕТ 0 109 70 200
КРЕДИТ 0 302 00 000 (0 104 00 000, 0 208 00 000, 0 105 00 000, 0 101 000 00)

- начислены общехозяйственные расходы на реализацию образовательных услуг на основании произведенных расчетов;

ДЕБЕТ 0 109 60 200
КРЕДИТ 109 70 200 (0 109 80 200)

- списаны накладные и общехозяйственные расходы на фактическую себестоимость услуг.

Согласно приказа 157н в единый План счетов введен счет 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг с детализацией его по следующим субсчетам:

  • 109 60 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг";

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

К прямым затратам могут относятся заработная плата сотрудников, участвующих в создании единственного вида продукции, страховые взносы на заработную плату, стоимость материальных запасов, необходимых для производства.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.

Принятие к учету прямых затрат отражается проводками

Дб 109.61.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

  • 109 70 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг"

Накладные расходы (общепроизводственные)- это затраты, которые не могут быт непосредственно отнесены к затратам на производство конкретного вида продукции и поэтому распределяются между видами продукции.

Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения. Способ распределения накладных расходов задается в учетной политике учреждения.

К накладным расходам относятся затраты на обслуживание всего производства, обучение работников, занятых в производстве, амортизация основных средств, используемых при производстве и т.д.

Принятие к учету накладных расходов отражается проводками

Дб 109.71.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат), 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410

Накладные расходы распределяются на себестоимость (Дб 109.61 Кр 109.71), а в части не распределяемых расходов на увеличение расходов текущего периода (Дб 401.20 Кр 109.71)

  • 109 80 "Общехозяйственные расходы"

Общехозяйственные расходы - это затраты на общее обслуживание и организацию производства и управление учреждением.

Общехозяйственные расходы распределяются аналогично накладным расходам, способ распределения также указывается в учетной политике.

К общехозяйственным расходам относятся заработная плата руководителя или иного управленческого персонала, страховые взносы на зарплату и т.д.

Принятие к учету общехозяйственных расходов отражается проводками

Дб 109.81.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат), 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410

Общехозяйственные расходы распределяются на себестоимость (Дб 109.61 Кр 109.81), а в части не распределяемых расходов на увеличение расходов текущего периода (Дб 401.20 Кр 109.71). Способ распределения общехозяйственных расходов, а также перечень не распределяемых расходов задается в учетной политике учреждения.

  • 109 90 "Издержки обращения"

Издержки обращения - это затраты в результате реализации и (или) продвижения товаров. Издержки обращения не участвуют в формировании себестоимости готовой продукции.

Принятие к учету издержек обращения отражается проводками

Дб 109.91.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат)

Издержки обращения списываются на увеличение расходов текущего года

(Дб 401.20 Кр 109.71).

В соответствии с выше сказанным, затраты собираются на счете 109.61. Принятие к учету готовой продукции по себестоимости отражается учреждением корреспонденцией:

Дб 105 37 340 "Увеличение стоимости готовой продукции - иного движимого имущества учреждения", Кр 109 61 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг". Инструкция № 157н предусматривает возможность принятия на учет готовой продукции на дату ее выпуска, когда неизвестна ее фактическая себестоимость, которая определяется по окончании месяца. В этом случае готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) стоимости (Документ «Выпуск продукции»).

Проводки формируются по выбранным номенклатурным позициям с пустыми значениями КЭК и субконто "Виды затрат" у счета 109.61. Это позволяет не привязываться к собранным затратам, т.к. к моменту поступления готовой продукции на склад они могут быть собраны не полностью.

Обороты, сформированные в течение месяца документами "Выпуск продукции" по плановой стоимости будут скорректированы в конце месяца с учетом фактических затрат на производство ТМЦ регламентным документом «Закрытие производственных счетов».

По окончании месяца определяется разница между фактической себестоимостью и плановой (нормативно-плановой) стоимостью готовой продукции, выпущенной за данный месяц. Затем определяется разница, приходящаяся на нереализованную и реализованную продукцию. В учете указанная разница отражается на основании первичных учетных документов (Справка (ф. 0504833)) с приложением расчета.

В части нереализованной продукции разница относится на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной продукции. Если образовалась положительная разница, в учете делается та же проводка, что и при принятии на учет готовой продукции (указана выше). Отрицательная разница принимается на учет обратной проводкой. В части реализованной продукции, а также продукции, списанной в результате естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п., разница относится на финансовый результат текущей деятельности учреждения:

в части превышения фактической себестоимости над плановой стоимостью: Дб 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" , Кр 109.61.000 - как списание затрат по соответствующим статьям расходов по формированию себестоимости готовой продукции

в части превышения плановой стоимости над фактической себестоимостью:

Дб 109.61.000 - как формирование затрат по себестоимости готовой продукции по соответствующим статьям расходов, Кр соответствующих аналитических счетов счета 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года"

После проведения регламентного документа "Закрытие производственных счетов", можно распечатать следующие справки-расчеты:

  • Калькуляция себестоимости продукции,
  • Себестоимости выпущенной продукции,
  • Распределение общепроизводственных затрат на расходы производства.