Как измерить эффективность SEO-канала для вашего бизнеса: подробная инструкция по оценке KPI. Как оценить эффективность SEO-продвижения Сео оптимизация и продвижение — зачем нужно

Аббревиатура KPI расшифровывается как «Key Performance Indicators», что в переводе с английского значит «ключевые показатели эффективности». Собственно, уже с самого названия становится понятно, что речь идет о метриках, на основе которых производится оценка проделанной работы.

KPI очень важны для бизнеса, так как позволяют быстро оценить эффект, полученный от выполненных задач. Это дает понимание успешности работы в определенном направлении, деятельности специалистов в штате или сторонних подрядчиков.

Использование подобных метрик при взаимодействии SEO-компании или специалиста, с заказчиком, в итоге, приносит пользу обеим сторонам. Клиент может видеть, как выполнение утвержденных ранее работ влияет на показатели по проекту и динамику его роста в целом. А оптимизатор может продемонстрировать положительную тенденцию развития, которая достигается благодаря его усилиям.

Это особенно актуально в современных условиях, когда первые заметные результаты по проекту появляются только после нескольких месяцев упорного развития, и далеко не все клиенты понимают, ведется ли работа над сайтом вообще.

Например, при помощи такого показателя как рост видимости по семантическому ядру, можно с легкостью продемонстрировать положительную динамику, хотя на посещаемости это пока почти не сказывается. И никаких тебе 90% слов в Топе, 300 уников в сутки на второй месяц работы и прочих сказочных «гарантий» от старика Хоттабыча.

Собственно, с тем, зачем нужны KPI в SEO и какая от них польза, мы разобрались. Так что давайте перейдем к рассмотрению основных метрик эффективности, которые можно использовать при работе с клиентами.

Хотите получить бесплатный аудит вашего сайта?

Видимость по семантическому ядру


Хорошая метрика для оценки динамики и потенциала роста проекта, его перспектив в будущем. Этот показатель измеряется в процентах, показывая долю аудитории, которая видит ваш сайт в результатах поиска.

Также, можно отслеживать изменение количества показов по поисковым запросам в Google Search Console, сравнивая отчетный период с предыдущим. Таким образом, легко понять, что работа движется в правильном направлении:

Качественная оптимизация существующих страниц сайта, и регулярное добавление новых, будут увеличивать его видимость в поиске. А при наличии полного семантического ядра и данных по существующей видимости, можно примерно оценить, насколько еще можно увеличить процент аудитории, которая видит страницы сайта в поисковой выдаче.

Позиции по ключевым словам


Спорная метрика, которая считается устаревшей из-за появления и развития персонализированной выдачи. Привязываться к ней точно не стоит, но, можно использовать чисто для мониторинга, чтобы своевременно отслеживать изменения, которые требуют внимания.

Например, если отслеживается изменение позиций в выдаче сразу по нескольким сотням запросом, можно получать хорошую выборку по общему движению к Топу.

Проверять позиции можно при помощи различных сервисов, и если вы уже используете Seo-reports в своей работе или планируете создать аккаунт, обратите внимание, что в нем реализована интеграция с Topvisor.ru, Allpositions.ru, Seolib.ru и Top-inspector.ru.

Каждый из этих сервисов имеет функционал проверки позиций по проекту, и на сегодняшний день, они являются самыми популярными в Рунете инструментами, для таких задач.

Посещаемость сайта


Чем больше целевых посетителей переходит на сайт с поиска, тем больше вероятность, что часть из них сделает покупку, что и нужно клиенту. Но, необходимо понимать, что конверсия по коммерческим и информационным запросам будет существенно отличаться, не в пользу последних.

Здесь все прозрачно, и чем больше трафика, тем лучше. При условии грамотной работы специалиста, особенно хорошей динамика роста будет у молодых сайтов и проектов с большим потенциалом посещаемости в нише в целом. В отчетах Seo-reports это отображается симпатично и наглядно:

Правда, стоит учитывать тот факт, что в регионах и узких тематиках, потолок трафика может быть довольно небольшим. В таком случае, нужно думать над расширением семантического ядра и увеличением количества посадочных страниц за счет смежных тем. Они могут не конвертироваться в продажи/лиды напрямую, но, в результате, положительный эффект все равно будет ощутим.

Рост брендового трафика


Для проектов, которые приходят на продвижение уже имея определенный уровень посещаемости, можно формировать отчет без его учета. Но, бывает и так, что для клиента важен и рост количества переходов по запросам, связанным с названием бренда.

Объем брендового трафика можно увеличивать путем активной работы с внешними факторами – размещая статьи на популярных тематических сайтах, в социальных сетях, СМИ и т. д. Все это будет работать на повышение узнаваемости компании заказчика.

Трафик вычитается только из расчета KPI и общего трафика (в сервисе, при нажатии на знак вопроса, указано какие блоки) и скоро планируем внедрить вычитание трафика из блока “поисковые фразы”, то есть брендовые запросы не будут отображаться.

Достижение целей (конверсия)


Показатель, который важен для любого коммерческого проекта, как для интернет-магазина, так и для бизнеса, который работает в сфере предложения услуг. Конверсия рассчитывается на основе достижения определенных целей – продажа товара, отправка заявки на услуги, регистрация пользователя и т.д.

Формула проста: показатель конверсии равен количеству пользователей, которые совершили нужное действие, по отношению к общему числу посетителей сайта, в процентном соотношении.

Тип конверсионного действия, и количество таких целей утверждается с заказчиком, и при условии грамотной работы с юзабилити, качеством входящего трафика и улучшением посадочных страниц в целом – отчет по этой метрике будет положительным.

Вот как достижение целей выводиться в отчете, который генерирует наш сервис:

Стоимость целевого действия (лида)


Абсолютное число конверсий, безусловно, штука важная. Но, для того чтобы бизнес оставался прибыльным, важно не только знать, сколько целевых действий совершили потенциальные клиенты, но и сколько ресурсов было потрачено на получение данных результатов. Это позволяет понять отдачу от работы с определенным каналом.

SEO-reports позволяет выводить стоимость по каждому из отслеживаемых действий, что видно на примере ниже:

Лучше всего на рост количества целевых действий, и снижение их стоимости, можно повлиять путем смещения акцентов именно на работу с конверсионными запросами, и улучшение посадочных страниц.

Стоимость привлечения посетителя


Одно из преимуществ SEO – в процессе работы над продвижением сайта, стоимость привлечения посетителя (CPC) со временем будет снижаться. В итоге, процесс привлечения клиентов для бизнеса по этому каналу, будет становиться все более выгодным. Конечно, это при условии качественной работы. Но, мы-то с вами знаем свое дело!

Рассчитывается этот KPI по следующей формуле:

А в сайт это делается довольно просто – указываем в конструкторе отчета бюджет на продвижение, и система сама поделит его на общее количество посетителей, а затем выведет нужные цифры в отчете:

Показатель ROI


ROI (Return On Investment) – это коэффициент возврата инвестиций, который позволяет оценить рентабельность вложений для бизнеса, при работе с тем или иным каналом. Считать его на стороне агентства сложно, так как необходимо знать конкретные финансовые показатели бизнеса клиента. Кроме того, существенное влияние на него оказывают факторы, которые независимы от подрядчиков.

Указываем эти данные в соответствующие поля в конструкторе отчетов:

И получаем цифры, которые довольно близки к реальности:

Напоминаю, что работать над этим показателем нужно вместе с заказчиком, только плотное взаимодействие может дать наилучшие результаты.

Ресурс имеет хорошие позиции, и трафик растет, но кажется, что чего-то не хватает… Возможно, сайт не продает? Давайте разберемся, как оценить эффективность и понять, не потрачены ли деньги впустую.

Не стоит оценивать эффективность продвижения только по числу запросов, продвигаемых в топ-10, потому что для бизнеса это не самое главное. Основная цель – продажа услуг и товаров, и анализ результативности должен основываться на этом. Если SEO привлекает клиентов, то инвестиции в раскрутку имеют смысл, а если заказов нет – то польза от него равна нулю, даже если веб-ресурс занял высокие строчки по продвигаемым запросам.

Часто вопросы об анализе эффективности возникают из-за того, что сложно проследить связь между SEO-оптимизацией и увеличением числа клиентов. Есть несколько основных способов оценки этой связи и результативности, которые удобнее рассматривать с помощью примеров.

Вопросы об эффективности SEO

Большой и сложный вопрос «Какую прибыль приносит SEO?» следует разбить на подвопросы:

  • Какой бюджет необходим для достижения максимальной эффективности?
  • Во что инвестировать – в SЕО или контекстную рекламу?
  • Какой процент от общей конверсии составляет органический трафик?
  • Надо ли увеличивать вложения в оптимизацию?
  • На что затрачиваются денежные средства?
  • Как узнать, в результате чего выросли трафик и конверсия? Из-за SEO-раскрутки, PR-продвижения или роста узнаваемости?

Анализируя данные, следует учитывать, что основное внимание нужно уделять тенденции, а не абсолютным значениям. Для сравнения показателей надо выбирать схожие периоды, оценивая различные направления по отдельности. На цифры могут влиять динамика рынка и сезонность. Существуют разные типы конверсии: просмотр контактных данных, звонок, заказ звонка через форму на сайте, заказ товара или услуги. При анализе следует учитывать ассоциированные конверсии, так как трафик может быть элементом цепочки продаж. Для более точной оценки требуется использовать сразу несколько инструментов аналитики: Google Analytics, «Яндекс.Метрику», call-tracking, системы CRM.

Алгоритм для анализа эффективности SEO

Метод № 1. Оценка бюджета на SEO относительно прогнозируемого дохода

Благодаря этому способу можно однозначно ответить на вопрос «Стоит ли инвестировать в SЕО?». Если вы еще не раскручивали недавно созданный веб-ресурс, то можно попросить SEO-оптимизаторов дать оценку потенциала этого сайта и прогноз показателей. Такой анализ должен учитывать возраст ресурса, объем рынка и возможности увеличения видимости в поисковиках.

Чтобы узнать, есть ли смысл вкладывать определенную сумму, необходимо посчитать предположительную доходность. Для этого в сервисе Wordstat «Яндекса» нужно выбрать запросы, по которым будет продвигаться сайт, и перейти на вкладку «История запросов». Предположительный уровень доходности вычисляется по формуле:

среднее число запросов * кликабельность сайтов из топ-3 * конверсия * средний чек.

Метод № 2. Оценка вклада SEO в продажи по сравнению с контекстом

С помощью этого метода можно получить ответ на вопрос, во что выгоднее инвестировать: в контекст или SEO. Для сравнения нужно сосчитать конверсии, полученные с помощью органического трафика. Сюда относятся:

  • звонки и заявки на обратный звонок;
  • заказ услуги или товара;
  • ассоциированные конверсии (если конверсионное действие выполняется не после первого захода на сайт).

Стоимость одного клиента вычисляется как отношение расходов на SEO к числу всех конверсий. Для оценки общего вклада органического трафика в количество заказов можно применять анализ каналов трафика и конверсий.

Например, если SEO-трафик приносит 45 % посетителей, и они совершают 69 % конверсионных действий, то затратив на продвижение сайта 20 тысяч рублей, можно получить 450 конверсий по цене 44 руб. за каждую. При использовании контекстной рекламы стоимость достижения цели будет в 20 раз выше, а общие затраты на контекст составят 393 800 руб.

Вложения в SEO-продвижение обходятся дешевле, при этом результат оптимизации сохраняется после прекращения работ. Контекст работает до тех пор, пока вы за него платите.

Метод № 3. Структура затрат на SEO

В структуру работы по раскрутке веб-сайта входят:

  • время оптимизатора;
  • время программиста, реализующего доработки;
  • покупка ссылок на качественных сайтах-донорах;
  • заказ текстов под ссылки;
  • заказ контента на продвигаемый сайт.

Примерный бюджет составляет от 33 тысяч рублей.

Для эффективной раскрутки надо устранить все технические недочеты, мешающие индексации и правильному отображению ресурса в поисковиках. Перечень необходимых доработок зависит от текущего состояния веб-сайта и может включать в себя:

  • программирование;
  • разработку адаптивного дизайна;
  • редактирование структуры веб-ресурса;
  • уникализацию контента;
  • услуги контент-менеджера и дизайнера.

Прежде чем приступить к SEO-раскрутке, следует определить предстоящие расходы, рассчитывая свои силы на полгода работы. Хороший специалист поможет вам определить, на каких пунктах можно сэкономить, а на каких не стоит. Например, контент для сайта могут написать ваши сотрудники, что снизит расходы на SЕО.

Метод № 4. Сравнение вклада SEO и PR-каналов

Этот способ оценки эффективности отвечает на вопрос «По какой причине вырос трафик: в результате роста узнаваемости бренда или из-за SEO-оптимизации?». Вопрос актуален для компаний, использующих PR-активность: публикации в журналах, участие в выставках, выступления на телевидении.

В этом случае для оценки нужно сравнивать три типа показателей:

  • брендированный трафик;
  • небрендированный трафик;
  • прямые заходы.

В результате естественного прироста органического трафика наблюдается схожая динамика роста брендированного и небрендированного трафика, но есть отставание по времени. Аналогичная ситуация и с количеством прямых заходов.

Резкие скачки в брендированном трафике говорят о росте узнаваемости. Для более точной оценки данных следует учесть сезонность, общее состояние рынка и выяснить, на какие страницы приходят посетители. Страницами входа могут оказаться посадочные, продвигаемые с помощью SEO, или главная веб-страница сайта. Если трафик приходит на главную, то он связан с ростом узнаваемости.

Если прирост трафика равномерный и стабильный, это говорит о том, что SEO-продвижение эффективно. Постоянный рост и падение трафика может быть следствием неэффективной работы оптимизаторов.

Метод № 5. Связь SEO-продвижения и динамики трафика

Сколько будет продаж, если вообще не инвестировать в SEO? Выгодно ли менять подрядчика? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть две ситуации:

  • для веб-ресурса, который еще не раскручивали;
  • для сайта, показатели которого изменились после замены подрядчика.

В первом случае можно применить формулу:

доход от SEO-продвижения = (трафик после полугода раскрутки – трафик до начала оптимизации) * процент конверсии * средний чек.

Без SEO-оптимизации не используется дополнительный канал трафика, поэтому компания не получает такой доход, какой она могла бы иметь при большем числе клиентов.

Когда требуется рассчитать эффективность работы нового SEO-оптимизатора, необходимо принимать во внимание ежемесячный прирост трафика в процентах. Для оценки берут средний прирост после 6 месяцев раскрутки и сравнивают со средним ростом трафика за 6 месяцев до оптимизации. Значительное изменение динамики подтверждает, что новый специалист проводит более эффективную работу. Подобные замеры и сравнения помогают оценить дополнительный объем заказов, сделанных благодаря раскрутке.

Метод № 6. Продвижение в контексте рынка

Трафик может существенно вырасти по сравнению с предыдущим отчетным периодом, но не в результате SEO-продвижения, а из-за динамики рынка. Для анализа нужно взять несколько запросов, характерных для вашего бизнеса, и выяснить динамику и долю.

Например, если средний прирост по рынку составляет 36 %, а у продвигаемого сайта – 87 %, то рост быстрее рынка. Это хороший показатель, учитывая присутствие на рынке большого количества конкурентов.

Как выбрать лучшего SEO-оптимизатора

Если вы еще не определились с выбором SEO-специалиста, то обратите внимание на следующие признаки хорошего оптимизатора:

  • он постоянно просит что-либо согласовать или проверить отчеты. Согласованию подлежат тексты, разработанная структура, правки в дизайне сайта, семантическое ядро;
  • оптимизатор готов ответить на любые вопросы, касающиеся продвижения сайта и его эффективности. Он может подтвердить результаты фактами и цифрами, а не обещаниями, что все будет сделано;
  • хороший специалист не предложит наполнять сайт бессмысленным контентом, настаивая лишь на уникальности и оптимизированности. Качественные полезные тексты так же важны, как и техническая составляющая;
  • SEO-оптимизатор может объяснить все действия, которые он выполняет в рамках раскрутки веб-ресурса.

Правильный выбор специалиста для SЕО-продвижения позволит эффективнее использовать все каналы привлечения трафика. Необходимо всегда быть в курсе дела и постоянно контролировать результативность SEO-оптимизации, чтобы спустя полгода не выяснилось, что выбор подрядчика оказался неправильным.

Наверняка, вы уже знакомы с понятием KPI – Key Perfomance Indicators. Эта аббревиатура переводится как «Ключевые показатели эффективности». Понятие довольно часто употребляется при бизнес-планировании.

Про ключевые показатели эффективности сайта и интернет-рекламы мы уже говорили в мастер-классе «KPI – по каким показателям понять, что сайт эффективен» . В этой статье речь пойдет о KPI в SEO: постановка целей сайта, определение основных метрик эффективности, оценка результатов работ по поисковой оптимизации.

Но прежде чем переходить к основным метрикам оценки поискового трафика, определите цели своего сайта. Для чего вашей компании необходим сайт? Как он позволяет увеличить прибыль компании? Какие действия вы ждете от посетителей сайта?

Цели должны быть конкретными и достижимыми. Приведем несколько типичных примеров целей для сайта:

  • информирование текущих клиентов о новостях и акциях компании;
  • увеличение доходов оффлайн-магазина за счет продажи товаров на сайте;
  • получение прибыли от размещения рекламы на сайте;
  • разгрузить отдел по работе с клиентами от однотипных вопросов.

На следующем этапе определяем целевые действия. Это последовательность событий, которую должны совершить пользователи, необходимая для достижения целей сайта. Это могут быть регистрация на сайте, оформление заказа в интернет-магазине, клик по рекламе, загрузка прайс-листа и т.д. Выполнение указанных действий принимают за конверсию.

Теперь рассмотрим основные метрики, по которым принято оценивать результаты продвижения ресурса.

KPI 1. Посещаемость сайта

Первое, на что необходимо обратить внимание, оценивая результаты продвижения, – это рост поискового трафика сайта. Причем неважно, какую модель оплаты вы согласовали с исполнителем – продвижение по трафику, по позициям или оплата объема работ – этот показатель должен расти.

Прирост трафика можно оценить с помощью сервиса Яндекс.Метрика. Строим следующие отчеты: «Отчеты → Стандартные отчеты → Посещаемость». Этот отчет покажет количество визитов за указанный период времени по всем источникам трафика.

Далее смотрим отчет Источники трафика: «Отчеты → Стандартные отчеты → Источники → Сводка». Строим отчет по двум сегментам, до начала работ по оптимизации сайта и после. На этом отчете должен прослеживаться рост трафика из поисковых систем. Если этого не происходит, возможно, оптимизаторы используют недобросовестные методы продвижения.

При оценке роста трафика обязательно учитывайте сезонность вашего бизнеса. Одной из причин роста или снижения трафика могут быть естественные изменения, связанные с повышением и падением интереса пользователей Интернета к вашей тематике. Оценить сезонность можно с помощью сервиса Google Trends . На изображении ниже приведен пример товаров с явно выраженной сезонностью – горнолыжная одежда и горные велосипеды.

Плюсы подхода. Легкость оценки. Не требуются специальные сервисы, достаточно воспользоваться бесплатными сервисами веб-аналитики.

Минусы подхода. Трафик может оказаться нецелевым. Существует немало сервисов накрутки трафика. Вместо реальных пользователей недобросовестные вебмастера могут нагнать ботов на ваш сайт.

KPI 2. Позиции по ключевым словам

Изменение позиций сайта по продвигаемым ключевым запросам – это самый популярный вид отчета, который предоставляют почти все seo-компании. Проверить позиции своего сайта можно и самостоятельно с помощью специальных сервисов. Для этого потребуется загрузить ваше семантическое ядро в сервис и дождаться результатов. Ниже пример среза позиций сайта с помощью сервиса EnergoSlon .

Плюсы подхода. Срезы по позициям можно запросить у агентства, которое занимается продвижением и не собирать их самостоятельно. Удобный вид отчета.

Минусы подхода. Позиции сайта в выдаче могут существенно колебаться. В последнее время этот способ считается неэффективным из-за внедрения таких технологий как «Спектр» и персонализированной выдачи.

KPI 3. Видимость по семантическому ядру

Более широкая и достоверная метрика, чем оценка роста позиций сайта по запросам. Если продвижение ресурса ведется грамотно, то на нем должны существенно увеличиться заходы из поиска по продвигаемым ключевым словам. Для просмотра списка ключевых слов воспользуемся отчетом из Яндекс.Метрики: «Отчеты → Стандартные отчеты → Источники → Поисковые фразы».

На скриншоте показаны ключевые слова, по которым пользователи пришли из органического поиска Яндекса и Google.

Также ключевые слова, которые есть в выдаче Яндекса, CTR запросов и клики можно посмотреть с помощью сервиса Яндекс.Вебмастер. Этот сервис показывает все запросы, которые отображались в выдаче, не важно, был переход на сайт или нет. В Вебмастере можно посмотреть количество показов и позиции сайта по всем продвигаемым ключам.

Плюсы подхода. Данная метрика позволяет быстро и без использования платных сервисов оценить эффективность работ по продвижению сайта.

KPI 4. Поведенческие факторы

Этот показатель отражает поведение пользователей на сайте. Поведенческие метрики напрямую влияют на конверсию и, соответственно, на прибыль компании. К тому же они учитываются при ранжировании сайтов в поисковой выдаче.

Метрики, из которых складываются поведенческие факторы:

  • среднее время пребывания на сайте;
  • глубина просмотра страниц;
  • показатель отказов по сайту;
  • CTR сайта в поисковой выдаче.

Если процент отказов на сайте возрос, стоит обратить внимание на дизайн сайта и юзабилити. Также этот показатель может сигнализировать о некачественном трафике. Изменение отказов можно отследить с помощью Яндекс.Метрики.

Плюсы подхода. С помощью данной метрики можно сделать выводы, что трафик действительно целевой и работы над юзабилити идут в верном направлении.

Минусы подхода. Не отражает реальной картины продвижения. Поведенческие факторы могут подрасти, но это не гарантирует увеличения трафика сайта. Поведенческие факторы могут искусственно накрутить.

KPI 5. Достижение целей – коэффициент конверсии

За конверсию в веб-аналитике принимается выполнение посетителем сайта целевого действия: подписка на рассылку, звонок в компанию с сайта, посещение определенных страниц и т.д. Коэффициент конверсии или Сonversion Rate рассчитывается как отношение числа посетителей сайта, которые совершили целевое действие, к общему числу визитов, измеряется в процентах.

Конверсия считается по следующей формуле:
CR = Сумма_Конверсий / Число_Визитов * 100%

Конверсия – это важный показатель эффективности, который необходимо учитывать для всех сайтов, независимо от тематики и посещаемости. Безусловно, с ростом трафика количество конверсий должно расти.

Плюсы подхода. Коэффициент конверсии наиболее точно характеризует достижение целей сайта и целевой трафик.

Минусы подхода. Конверсия сайта зависит не только от работ по SEO. На конверсию может влиять сам сайт, дизайн, юзабилити или ценность бизнес-предложения.

KPI 6. Стоимость привлечения посетителя

Очень спорная метрика из-за неточности ее подсчета, но ей часто оперируют компании, предлагающие продвижение по трафику.

Рассчитывается стоимость посетителя по следующей формуле:
CPC_Канала = Бюджет_Канала / Объем_Трафика_С_Канала

Разберем пример:

Общее количество переходов из поисковых систем – 410 000 визитов. Бюджет, затраченный на продвижение сайта, – 50 000 рублей.
CPC_SEO = 50000/410000 = 0,12 руб.

Плюсы: Точно отображает затраты на одного посетителя. Понятно, за что платим.

Минусы: Проблемой данного метода является то, что проблематично посчитать расходы на поисковую оптимизацию и продвижение. Все просто, если вы точно знаете сумму, которую вы заплатили агентству. Но многие занимаются продвижением самостоятельно. Как посчитать стоимость написанных текстов, временные затраты на крауд-маркетинг и т.д.?

KPI 7. Стоимость целевого действия

В качестве стоимости целевого действия можно взять стоимость лида (CPL) или стоимость заказа (CPO). Эта метрика дает владельцам сайта понимание, во сколько им обходится потенциальный клиент. Зная этот показатель, можно корректировать бюджеты на различные каналы привлечения клиентов.

Формулы расчета стоимости целевого действия:
Цена_Одного_Лида = Бюджет_Канала / Количество_Лидов

Пример:

20000 руб./128 чел. = 156,25 руб/лид.

Цена_Одной_Продажи = Бюджет_Канала / Количество_Оплаченных_Заказов

Пример:

20000 руб./96 заказов = 208 руб/заказ.

Плюсы: Оценивая эту метрику, можно спланировать бюджет на новые активности.

Минусы: Минусы такие же, как с моделью стоимость посетителя. Сложно подсчитать затраты по раскрутке.

KPI 8. Показатель ROI

ROI или Return On Investment – это показатель рентабельности инвестиций, который позволяет оценить выгодность вложений для бизнеса при работе с тем или иным каналом. Эту метрику часто применяют для расчета возврата инвестиций в рекламных кампаниях.

Формула расчета ROI:
ROI = Полученная прибыль с канала / Бюджет на канал * 100%
Если ROI<100%, компания несет убытки, ROI>100% – получает прибыль.

Пример:

Бюджет, выделенный на SEO, – 50 000 рублей. Чистая прибыль с одного заказа: 450 рублей. Количество заказов – 225 штук.
ROI = 450*225/50000*100% = 202%. Это означает, что прибыль кампании с канала почти в два раза превышает расходы на этот канал.

Другие метрики эффективности продвижения сайта

Некоторые клиенты и SEO-компании до сих пор оценивают раскрутку сайта, используя условные пузомерки, такие как количество обратных ссылок, тИЦ и PR. К слову, последний показатель уже как год не обновляется. Мы рекомендуем не придавать серьезного значения этим показателям – они прямым образом не влияют на прибыль вашей компании.

В качестве вывода:

К оценкам работ по продвижению сайта нужно подходить основательно, если, конечно, вам не безразлично, куда идут ваши бюджеты. В идеале нужно оценивать все приведенные выше параметры. Чтобы их сбор не стал для вас рутиной, заранее подготовьте таблицу для сбора этих данных и собирайте их хотя бы раз в месяц. Не доверяете своему оптимизатору? Воспользуйтесь услугой нашего Сервиса – SEO-аудит . По результатам проверки сайта вы получите на 19 страницах.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня я хочу поговорить про то, что такое Seo , показать на конкретном примере своего блога, как Сео оптимизация (внешняя и внутренняя) способна буквально творить чудеса в продвижении сайта и ответить на вопрос, почему не стоит ни в коем случае пренебрегать Search Engine Optimization.

На самом деле, хоть эта статья и адресована в первую очередь начинающим вебмастерам, но по своему опыту могу судить, что многие состоявшиеся вебмастера Seo продвижением просто пренебрегают и даже не стараются понять его суть, как бы стесняясь выглядеть предвзятыми в глазах своих читателей. Глупости. Я сам первый год не занимался Сео вообще и думал, что так и надо.

Есть очень избитая фраза, которая почему-то стала для многих догмой — пишите статьи для людей и успех не заставит себя ждать. Да, безусловно является основополагающим столпом успешного развития интернет проекта, но далеко не единственным и уж никак не достаточным. Когда позапрошлым летом я начал заниматься внутренней оптимизацией, то посещаемость моего блога за пол года выросла в двое (примерно до 5000). Впечатляет, да?

Seo — что это такое, как влияет на продвижение

Но когда в начале этого лета я всерьез занялся наращиванием ссылочной массы, то посещаемость сайт опять же за полгода выросла вдвое (примерно до 10000). Тут даже и я сам впечатлился. Ну да, мне пришлось запятнать себя SEO оптимизацией текстов, покупкой ссылок и т.п. вещами, но зато есть результат. Вы думаете, что все это дуто и за уши притянуто? А вот и нет.

Решение есть и его предложили разработчики поисковых систем (читайте о том, ). Они создали площадки (нечто похожее на биржи), где пользователь мог найти ресурсы отвечающие на заданный им вопрос. Но это решение имеет некоторое ограничение. Реальные шансы на переходы из поисковой выдачи имеют только те ресурсы, которые смогли попасть на ее первую страницу (так называемый Топ 10 ). А это означает, что рано или поздно за место в Топ 10 начнется грызня и эта грызня началась.

Основным же оружием в борьбе за место под солнцем стало это самое пресловутое Seo ( от английского Search Engine Optimization). По большому счету, это искусство попадания на первую страницу выдачи Яндекса или Гугла по интересующему вас . Поисковики до сих пор не могут предложить какое-нибудь решение, позволяющее сайтам, находящимся в выдаче существенно ниже 10 позиции, получать хотя бы капелюшечку от числа тех посетителей, которые вводят в поисковике интересующий их вопрос.

Фактически получается, что жизни за Топ 10 нет. Поэтому драка идет не шуточная и любые методы Сео оптимизации, способные перетянуть чащу весов в свою сторону, используются обязательно. Вообще ситуация очень похожа на то, как это было изображено на заглавной картинке в статье про :

Теперь о том, почему Seo не по душе поисковикам . Знаете? Причин, наверное, несколько. Если вы прочитали статью про релевантность и ранжирование, то, наверное, понимаете, что оптимизаторы своей искусственной накруткой существенно искажают и ухудшают качество выдачи поисковиков. Но с этой проблемой поисковики худо-бедно научились бороться с помощью уже упомянутых мною в начале статьи поведенческих факторов (проектам с плохим контентом в Топ 10 уже не удержаться, во всяком случае, надолго).

Но ведь Сео это не только технология, но еще и огромный бизнес. Знаете сколько заработают ведущие компании из этой отрасли? В сумме, думаю, сотни миллионов долларов, что вполне сравнимо с доходами Яндекса. Как, вы не знали, что поисковики это сверхдоходные и сверхприбыльные предприятия? Ну, вот теперь знайте. Зарабатывают и Яндекс на показе контекстной рекламы ( и Адвордс).

А кто заказывает у поисковиков рекламу? В большинстве своем владельцы коммерческих ресурсов для привлечения к себе посетителей. И вся фишка в том, что оба эти бизнеса (контекстная реклама и оказание услуг Сео продвижения) являются по отношению друг к другу конкурентными. Судите сами. Если вы владелец коммерческого сайта, то сможете попасть на первую страницу выдачи поисковика целыми двумя способами:

  1. Заказать услугу Seo оптимизации и продвижения , после чего оказаться в числе десяти самых релевантных запросу ресурсов в поисковой выдачи (попасть в Топ 10 или, другими словами, в органическую выдачу)
  2. Заплатить деньги Яндексу или Гуглу для того, чтобы ваше объявление показывалось по тому же самому запросу на все той же первой странице выдачи

Если бы Сео технологий не существовало или они бы не были столь эффективным, то всю прибыль получали бы одни лишь поисковики, а так они теряют на тех клиентах, которые предпочли контекстной рекламе продвижение в Топ 10 органической выдачи. Собственно, про это я довольно подробно писал в статье про , и приводил там довольно-таки наглядный скриншот:

Т.е. вы должны понимать, что Seo реально работает и не использовать его было бы большой оплошностью. Ваши потенциальные читатели, которые не смогут найти ваш замечательный сайт через Яндекс или Гугл, вам этого не простят. Мало создать хороший проект с уникальным и нужным контентом, его обязательно нужно продвинуть в Топ 10 хотя бы по ряду не очень частотных запросов, чтобы начать привлекать к себе внимание читателей.

Сео оптимизация и продвижение — зачем нужно

Вы думаете, что сможете обойтись в вопросе привлечения посетителей без оптимизации ? Возможно, что по каким-то запросам вы и вылезете в Топ без усилий, но по огромной массе запросов так и останетесь в невидимой зоне для своих потенциальных читателей (в статье про я говорил о том, как оценить видимость своего ресурса в интернете), даже несмотря на то, что ваш контент будет хорош. Пока поисковики не станут идеальными, вы будете терять потенциальную аудиторию пренебрегая Сео технологиями.

Вы можете сказать, что не только этим живут сайты. Ведь есть еще и социальные сети Facebook, вКонтакте, сервис микроблогинга Twitter и т.п. вещи (тематические социалки, например, или же все те же ). Спешу вас разочаровать, ибо продвижение в этих социалках не так просто, как кажется на первый взгляд, и к тому же очень дорого.

Нет, конечно же, есть способы получения трафика окромя поискового и я об этом уже довольно подробно писал в статье . Но все это работает в очень ограниченных пределах. Вы один не сможете создавать столько анонсов и проявлять такую немыслимую активность, чтобы привлекать таким способом тысячи посетителей. Вам просто не останется времени на написание качественных статей.

Смотрите сами. Когда я по максимуму использовал все не связанные с Seo способы привлечения посетителей, то получал лишь прибавку в несколько сотен человек в день. Ну кто-то скажет, что это уже много, но учтите, что времени это у меня отнимало изрядно и очень быстро надоедало. Да вы всё проклянете через пару месяцев такой жизни.

А что я могу сказать в пользу Сео оптимизации и продвижения ? А чего говорить? Посмотрите на касаемо источников, с которых приходят на мой блог посетители. Давайте сначала посмотрим переходы за сутки с поисковых систем:

Довольно много, даже больше заявленных в начале статьи 10000. Как и следовало ожидать, основная часть посетителей приходит с двух гигантов — Яндекса и Гугла. Большая часть этих посетителей нашла мой блог в поисковых выдачах только благодаря внутренней и внешней оптимизации.

В то время как общее число посетителей моего блога за эти же сутки составило немногим большую цифру:

Таким образом, если бы я пренебрегал Seo продвижением в целом, то составляла бы только пять процентов от текущей. Это ли не аргумент в пользу поискового продвижения и не доказательство его эффективности? Мне так кажется, что с убеждениями по поводу необходимости учиться нравиться поисковым системам можно заканчивать и переходить к конкретике.

Нет, еще немного пофлудить надо по поводу того, а каким же образом так вышло, что какие-то манипуляции с сайтом (внутренняя Seo оптимизация) или же простановка входящих с других ресурсов ссылок (внешняя) способны оказывать влияние на ранжирование. Ну, тут все довольно просто.

Поисковики в день обрабатывают сотни миллионов запросов пользователей и по каждому из них должны выдавать релевантный список сайтов из интернета. Делать это вручную нет никакой возможности, поэтому эту почетную обязанность выполняют роботы (программы). Ну, а робота всегда можно ввести в заблуждение. Помните, как Яндекс объяснял работу своего Матрикснета на примере яблок?

Робот яблоки попробовать не может, но зато может оценивать их по сотням других параметров. Яблоки же пробуют специально обученные люди — асессоры. Они выносят свой вердикт, попробовав небольшое количество яблок, а робот всесторонне изучает их и уже на основе накопленных данных дальше будет сам способен отличать зерна от плевел. А причем же тут Сео?

А оптимизаторы как раз и пытаются найти те самые точки воздействия, надавив на которые можно будет улучшить ранжирование своего проекта (подняться в Топ 10). Если робот при ранжировании опирается на несколько сотен параметров, то повлияв хотя бы на часть из них, вы сможете существенно улучшить продвижение вашего сайта. Это означает движение в сторону первого места поисковой выдачи по нужному запросу.

Еще раз обращаю ваше внимание, что сейчас в Топ 10 уже практически не бывает шлака или же он там надолго не задерживается. Но хороших сайтов гораздо больше 10 и поэтому идет борьба за Топ, главным оружием в которой выступает Seo во всей своей красе. Если вы в этой борьбе не участвуете, то и места под солнцем вам не достанется. Думаю, что эта мысль должна быть вам понятна, по крайней мере сейчас.

Какие факторы учитывают современные SEO оптимизаторы

Теперь все же давайте перейдем к конкретике. Обычно методы продвижения разделяют на три группы :

  1. Внутренняя оптимизация текста, заголовков, мета тегов, удаление дублирования контента и т.п.
  2. Внешнее Seo — получение бесплатными и платными способами входящих ссылок на свой сайт
  3. Юзабилити и качество контента — для получения адекватного поведения пользователей на вашем ресурсе и в выдаче поисковиков, которое будет типично для вашей тематики

Первые две группы факторов направлены на привлечение максимального количества посетителей с поисковых систем (за счет продвижения в Топ 10 по нужным запросам), а вот третья группа Сео факторов направлена на удержание завоеванных позиций.

На самом деле, именно третья является самой трудоемкой по ее обеспечению. Нужно иметь действительно нужные и интересные пользователю материалы, на создание которых придется тратить огромное количество своего личного времени. Помните, что сейчас важен только уникальный контент, но никак не . За это поисковики могут наложить санкции в виде фильтра или бана.

Я уже очень много и подробно писал на тему Seo и поэтому сейчас постараюсь систематизировать все это и дать ссылки на подробные материалы, где эти вопросы раскрыты со всеми нюансами и подробностями:

  1. В одной из статей мною были описаны . Обязательно с ними ознакомьтесь, ибо это основа в понимании Search Engine Optimization. Тут нужно еще учитывать, что слова «продвижение» и «ранжирование» имеют примерно равный смысл. Для поисковиков — это ранжирование, а для Сео оптимизаторов — это продвижение.
  2. В другой публикации я приводил примеры тех перегибов в оптимизации , за которые возможно наложение санкций со стороны Яндекса и Google — . Я уже упоминал, что Сео не всегда бывает белым и пушистым, и тут главное четко видеть грань, за которую переходить нельзя. Поэтому обязательно ознакомьтесь с этими предостережениями.
  3. Так же очень важно понимать, что ваш сайт оценивает робот, а не человек (если он нравится вашим родственникам, то это не значит, что он понравится Яндексу). Робот видит его в несколько ином свете (Html код, текст, директивы robots.txt, карта сайта в формате xml и т.п.), а о юзабилити и красивости он может судить лишь по поведению пользователей на вашем интернет проекте.

    Ваш ресурс, кроме хорошей Seo оптимизации, должен отвечать определенным ( дублей страниц, правильные и т.п.). Задумывались ли вы про правильность формирования адресов на вашем сайте? А с WWW на без WWW (или наоборот) настроили? мониторите? Периодическая недоступность может свести на нет все ваши усилия.

    Обязательно добавьте свой сайт в панели для вебмастеров от и не только для того, чтобы следить за успешностью вашей оптимизации, но и для того, чтобы сразу же узнавать о всех возникших технических проблемах на вашем сайте. не забываете проверять? А со у вас все в порядке? Ведь это сейчас один из многочисленных факторов Сео, который учитывается при ранжировании.

    Внутреннее Seo . Вы составляете перед написанием статьи ее приблизительное ? «Зачем?» — спросите вы меня. Наверное, для того, чтобы не работать в слепую и не писать на тему, которая никому в рунете не интересна. А как узнать, что интересно пользователям рунета? Элементарно! И поможет вам в этом .

    Еще одним очень важным фактором внутренней Сео оптимизации является осуществление перелинковки, причем не плагинами и расширениями, а именно контекстными ссылками из тела статей (как, например, в этой публикации). Знаете, зачем она нужна? Да просто таким образом вы сможете существенно сэкономить на покупке ссылок.

  4. Еще есть ряд мероприятий, которые тоже можно отнести к Seo продвижению. может понадобиться на начальном этапе развития проекта, для ускорения его обнаружения этими самыми поисковиками. Когда же ваш проект наберет некоторый вес и авторитет, то можно попробовать и другие трастовые каталоги, которые могут дать некоторый дополнительный импульс к вхождению вашего проекта в Топ ().
  5. Есть , которые еще не были спалены в паблике, но они уже стоят денег и существует высокая вероятность того, что вас обманут и подсунут туфту. По приведенной ссылке вы найдете мое предложение, где все без обмана и бесплатно.
  6. Обмен ссылками с другими ресурсами тоже может принести вам какую-то пользу в Seo продвижении, но тут нужно быть осторожным, ибо поисковики обмены не одобряют. Я менялся только бэклинками из статей и только с ограниченным числом сайтов (пару десятков). Сейчас мой лимит на обмен уже исчерпан.
  7. Дальше следуют платные способы улучшения внешней оптимизации , а попросту — покупка ссылок. В Сапе и Блогуне я вам закупаться не советую, ибо там сплошной шлак с редким вкраплением алмазов. Лучше, по-моему, для своего проекта закупаться вечными ссылками, за которые вы будете платить один раз. В долгосрочной перспективе они окажутся более выгодными:
    • Miralinks — вы предлагаете вебмастерам уже готовую статью, в которую добавили обратные ссылки на страницы своего ресурса. Самый лучший, но довольно дорогой способ внешней Seo оптимизации, ибо вам придется кроме размещения статьи оплачивать еще и ее написание (либо тратить время на это). Чуть выше я приводил ссылку на свою статью, где делился хитростями в работе с этой биржей.
    • Gogetlinks — наверное, оптимальный способ проведения внешней Сео оптимизации. В настройках этой биржи вы сможете задать размещение только в новых статьях, тем самым сделав такие бэклинки максимально естественными.
    • GetGoodLinks — практически тоже самое, что и в предыдущем пункте, но площадки там отбираются исходя из пузомерок, которые важны для продвижения в Google ( и ).
    • RotaPost — тут я закупаюсь не только ссылками из блогов, но и из . Подробнее читайте про это в статье о .
  8. Есть еще способы внешней Seo оптимизации — прогон по каталогам, сеткам сайтов и т.п. у меня был небольшой опыт в этом, но, по большому счету, в это лучше не ввязываться.

Вроде бы про все рассказал. Удачного вам продвижения и раскрутки. Главное не переборщить.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

СЕО терминология, сокращения и жаргон
Как ключевые слова влияют на продвижение сайта в поисковых системах
Ключевые слова в тексте и заголовках
Какие факторы поисковой оптимизации влияют на продвижение сайта и в какой степени
Способы оптимизации контента и учет тематики сайта при ссылочном продвижении для сведения затрат к минимуму
Учет морфология языка и другие проблемы решаемые поисковыми системами, а так же отличие ВЧ, СЧ и НЧ запросов Особенности продвижения интернет-магазинов
Внутренняя оптимизация - подбор ключевых слов, проверка тошноты, оптимальный Title, дублирование контента и перелинковка под НЧ

Вы понимаете, что без SEO ваш сайт не продвинуть на конкурентном рынке. Но как работать с оптимизаторами? Как оценивать эффективность, а не принимать слова на веру? Как проконтролировать результаты работы в сложном техническом направлении, полном каких-то таблиц и графиков?

Во время переговоров наши клиенты из отельного бизнеса спрашивают об оценке эффективности. Чаще всего эти вопросы связаны с неочевидной для них связью между поисковым продвижением и увеличением бронирований номеров. Как оценить эту связь, а значит и эффективность работы SEO-специалистов, расскажем на примерах из нашей практики.

Когда мы говорим об эффективности SEO-активностей, то разбиваем сложный вопрос «сколько денег приносит SEO» на пункты, ответы на которые можно найти, уделив внимание показателям сайта.

Вот эти вопросы:

  • какой бюджет выделить, чтобы продвижение было эффективным,
  • во что вкладывать деньги – в SEO или контекст,
  • каков вклад органического трафика в общую конверсию сайта,
  • нужно ли увеличивать инвестиции в SEO,
  • на что уходят деньги,
  • как понять, рост трафика и конверсий – это результат PR-активностей и роста узнаваемости или SEO-продвижения.

О чем важно помнить во время анализа данных SEO-продвижения

  • Обращайте внимание не на абсолютные цифры, а на тенденции.
  • Не смешивайте «мух и котлеты»: разные регионы и направления анализируйте отдельно, выбирайте похожие периоды для сравнения.
  • Учитывайте сезонность и динамику рынка.
  • Помните о разных видах конверсий: бронирования, звонки, заказы звонков, просмотр контактов.
  • Органический трафик может быть частью цепочки продаж, поэтому учитывайте ассоциированные конверсии.
  • Чтобы у вас была аналитика, данные нужно собирать, используя все возможные инструменты – специальные настройки Google Analytics, сервисы Вебмастер Google и Яндекс, CRM-системы и call-tracking.

Алгоритм действий для оценки эффективности SEO

Важная ремарка вначале: вы можете оценивать эффективность SEO для вашего сайта, как одним из этих способов, так и всеми сразу. Они не исключают, а дополняют друг друга.

Способ 1. Оцените бюджет на SEO в зависимости от прогноза дохода

Этот способ помогает найти ответ на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в SEO? Если у вас новый сайт или вы раньше не занимались продвижением, можно попросить подрядчиков оценить потенциал и дать прогнозные показатели. Такая оценка разрабатывается с учетом объёма рынка, возраста сайта и потенциала увеличения видимости в поисковых системах.

Вот пример аудита нового сайта с планом-прогнозом:

По опыту можем сказать, если ваш объект находится в городе с населением более 300 тыс. человек и конкурирует с другими гостиницами, SEO-продвижение улучшит ваши позиции в выдаче.

Также оценка потенциала SEO нужна, если сайт уже продвигается, но вы хотите добавить направление. Например, вы добавили 3 номера хостельного типа, и подрядчик дополнительно запрашивает 8 000 руб. на продвижение. Как оценить, есть ли смысл?

Зайдите на wordstat.yandex.ru и выберите запросы, максимально близкие к сути услуги: «недорогой хостел в центре Питера» и перейдите на вкладку «история запросов».

Учитывая примерное соотношение видимости и кликабельности (CTR) для сайтов из ТОП-3 (12-16%) и среднюю конверсию вашего сайта, рассчитайте предположительную доходность.

Предположительная доходность = среднее количество запросов * CTR ТОП-3 * конверсию * средний чек.

Например, если вывести сайт по этому запросу в ТОП-3, то потенциально на сайт с CTR 14% придёт в среднем 280 человек. При конверсии в 1,5% и среднем чеке 2300 руб. они дополнительно принесут доход в 9660 руб. При ежемесячном бюджет на SEO – 8000 руб. смысл есть.

Способ 2: Оцените вклад SEO в продажи и сравните со стоимостью контекстной рекламы

Этот подход помогает ответить на вопрос: а не выгоднее ли вложить деньги в контекст? Для того, чтобы провести сравнение, посчитайте все конверсии, которые дает органический трафик:

  • бронирования либо переходы в бронирования,
  • звонки и заявки на звонки, зафиксированные call-tracking с учетом понижающего индекса их конверсии в бронирования,
  • ассоциированные конверсии (функционал, настраиваемый в Google Analytics и позволяющий отследить конверсии, если бронирование происходит не после первого захода на сайт).

Соотношение расходов на SEO к количеству всех конверсий позволит определить стоимость одного бронирования. Также анализ каналов трафика и конверсий покажет общий вклад органики в количество бронирований.



На графике вы видите один из наших кейсов, на котором собраны данные конверсий за 3 месяца. SEO-трафик (органика) принес 45% посетителей сайта, которые совершили 69% основных конверсий (переход к бронированию, просмотр контактов). На основании этих показателей считаем стоимость конверсии: расход на SEO 20 000 руб./450 переходов к бронированию = 44,44 руб. за одно бронирование. В этом кейсе средняя стоимость достижения цели составила 875, 13 рублей за одно бронирование, а это почти в 20 раз дороже. Соответственно чтобы достичь таких же результатов при помощи контекстной рекламы нужно потратить 450 переходов * 875,13 руб. = 393 800 руб.

Как видите, стоимость конверсии, полученной при помощи SEO-продвижения, оказалась намного ниже, чем у контекстной рекламы. Кроме того, контекстная реклама работает только когда вы платите, а эффект оптимизации сохраняется.

Способ 3: Узнайте на что уходят деньги, выделенные на SEO-продвижение

Понимание структуры затрат на SEO позволит вам планировать работу с подрядчиком и понимать, за счет чего можно уменьшить расходы. Например, в структуру нашей работы при продвижении сайта отеля на 50 номеров в Санкт-Петербурге войдут:

  • время SEO-специалиста – 6-8 часов в месяц х 2000 рублей\час работы,
  • время программиста на внесение изменений на сайте – 2-4 часа х 2300 рублей,
  • покупка трастовых ссылок на хороших ресурсах – 3-5 ссылок в месяц х 1000 рублей,
  • заказ статей под ссылки – 3-5 статей х 2 тыс. зн. х 200 рублей за 1000 знаков,
  • заказ статей на сайт – 2-3 статьи х 3-4 тыс. зн. х 400 рублей за 1000 знаков,
  • социальные сигналы – 3000 - 4000 рублей.

Ориентировочный бюджет составит 33 000 рублей. Для успешного продвижения важно устранить возможные технические барьеры, которые мешают индексации и отображению в поисковых системах. Поэтому в зависимости от состояния сайта могут понадобиться такие работы:

  • программирование – адаптивный дизайн сайта, ускорение загрузки, изменение структуры – 30 - 50 часов – 100 000 руб.,
  • переписывание неуникального контента 30 000 - 50 000 руб.,
  • услуги дизайнера и контент-менеджера.

До начала SEO-продвижения, вы должны вместе с подрядчиком просчитать все будущие расходы и принять взвешенное решение, рассчитывая свои силы минимум на 6 месяцев работы. Хороший подрядчик подскажет вам, какие из них можно минимизировать, например, тексты могут писать ваши сотрудники, а на чем экономить не стоит.

Способ 4: Сравните вклад в увеличение трафика SEO и PR-каналов

Иногда наших клиентов терзает вопрос: как понять органический трафик вырос в результате усилий SEO-специалистов или в силу роста узнаваемости бренда? Если вы проводите пиар-активности – публикуетесь в журналах, выступаете на телевидении, участвуете в выставочных мероприятиях, вас тоже это волнует. Мы предлагаем такой подход к оценке.

Сравните такие показатели:

  • брендированный трафик,
  • небрендированный трафик,
  • прямые заходы.

При естественном росте органики брендированный трафик растет с той же динамикой, что и небрендированный, но немного отстаёт по времени. То же самое происходит с прямыми заходами.

Если в брендированном трафике появляются резкие скачки, скорей всего, это вклад роста узнаваемости. Чтобы убедиться в этой гипотезе, важно проверить показатели по сезонности, состоянию на рынке и посмотреть страницы входа во время скачка. Это посадочные по SEO или в основном главная страница, куда попадает трафик, связанный с ростом узнаваемости?


Такой анализ помогает отследить вклад SEO в общее продвижение вашего бренда. Постоянные рост и падении трафика на фоне медленного стабильного прироста органики, скорей всего, укажут на недостаточно эффективную работу SEO-специалистов.

Способ 5. Разберитесь со связью продвижения и динамикой трафика

А если бы мы не вкладывались в SEO, сколько бы мы сейчас получали продаж? Что мы получили от смены подрядчика? При поиске ответов на эти вопросы рассмотрим два варианта: для сайта, который еще не продвигался, и изменения показателей в связи с изменением подрядчика.

В первом варианте применяем такую систему расчета:

Доход от SEO = (ежемесячный трафик после 6 месяцев продвижения – изначальный трафик) * процент конверсии * средний чек.
Например: (5300-0)*3%*4300 рублей = 683 700 рублей.
Затраты за 6 месяцев: 50 000 рублей * 6 = 300 000 рублей.

В этом примере, полученный доход выше затрат более чем в 2 раза. Кроме того, без SEO-продвижения этого канала трафика и дополнительных бронирований просто бы не было, а значит отель не получил бы доход 383,7 тысяч рублей.

При расчете эффективности работы нового подрядчика учитывайте дополнительный ежемесячный прирост в %, который равен разнице среднего роста трафика после 6 месяцев продвижения и среднего прироста трафика за 6 месяцев до продвижения. Если динамика изменилась и рост значительный, значит новый подрядчик более эффективен.

Главное, что позволяют сделать эти замеры, – понять, какой дополнительный объем бронирований сделан благодаря продвижению и насколько это перекрывает расходы на SEO.

Способ 6. Учитывайте продвижение в контексте рынка

Бывает так, что трафик вырастает вдвое с прошлого года, но не благодаря усилиям SEO-специалиста, а в связи с динамикой рынка. Чтобы разобраться, берем несколько запросов, наиболее качественно отражающих специфику бизнеса, смотрим нашу динамику и долю.

Например, вы продвигаетесь в Москве по запросу «спа-отель». Сравните годовой прирост по рынку – 36%, и у нас – 87%. Рост быстрее рынка – отличный показатель, учитывая давление конкурентов.


Дальше смотрим, данные Wordstat (выборка за месяц по Москве): 35 531 запрос за месяц, вас показали 168 раз, видимость по этому запросу – 0,5%, среднее место – 11,4. Такие результаты показывают потенциал как минимум по одному запросу. Абсолютный лидер в конкурентной тематике может получить видимость 40%, но не по 1 запросу, а по категории.

Задайте вопрос SEO-специалисту, как можно улучшить показатели видимости:

  • увеличить количество посадочных страниц,
  • увеличить привлекательность информации,
  • выделить больше денег на ссылки,
  • стоят ли эти затраты потенциально возможных результатов.

Обязательно отслеживайте изменение рынка и корректируйте свое продвижение в зависимости от сезонных и других колебаний. Контролируйте, чтобы эти изменения учитывал ваш подрядчик в отчетах.

Главные показатели качественного SEO-продвижения

Эти способы помогут вам проанализировать эффективность SEO-продвижения вашего сайта и проконтролировать работу подрядчиков. Не стоит пускать все на самотек и просто ждать результатов, когда в ваших руках есть реальные инструменты оценки. После проработки всех этих пунктов вы получите картину SEO-продвижения вашего бизнеса. О том, что работы выполняются качественно, вам расскажут такие результаты:

    Динамика трафика соответствует сезонным показателям рынка, а прирост обгоняет. При этом качество трафика – показатель конверсий – колеблется не сильно.

    При росте трафика конверсия в % может падать, но в абсолютных величинах расти. Или трафик может прирастать незначительно, зато увеличивается процент конверсии – значит, специалист работает над качеством трафика.

    Брендированный, небрендированный трафик и прямые заходы растут параллельно.


    Стоимость бронирования и других конверсионных действий постепенно снижается.

Как выбрать хорошего SEO-специалиста

Если вы уже работаете с подрядчиком по SEO, самое время пройтись по нашему списку вопросов. А еще советуем обратить внимание на такие признаки хорошего SEO-специалиста:

    Вас постоянно «дергают» – просят согласовать тексты, поправить дизайн, доработать структуру, посмотреть отчеты о проработке семантического ядра. Если сеошник ничего от вас не хочет, значит он умер.

    У вашего специалиста есть конкретные ответы на любой из вопросов из этой статьи. Он не только туманно обещает «все будет», но и подтверждает это фактами.

    Хороший контент также важен, как техническая сторона сайта. Вам не предлагают наполнять свой сайт бессмысленным, но зато уникальным и оптимизированным контентом.


    Специалист способен объяснить каждое свое действие.

В первую очередь, это ваш бизнес и именно вам важно эффективное использование всех каналов продвижения. Отслеживайте сейчас, чтобы спустя 6 месяцев не разводить руками и не говорить: «Нам опять не повезло с подрядчиком».