Национальный центр вертолетостроения "вертолеты россии". Ключевые компании Разработки и инновации

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЯ»

2 "СОГЛАСОВАНО" Губернатор Московской области "СОГЛАСОВАНО" Глава Люберецкого муниципального района и города Люберцы Б.В. Громов В.П. Ружицкий " " 2012 г. м.п. " " 2012 г. м.п. Глава городского поселения Томилино Люберецкого муниципального района И.Н. Дворников " " 2012 г. м.п. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЯ» "УТВЕРЖДАЮ" Генеральный директор «Вертолеты России» Д.Е. Петров " " 2012 г. м.п.

3 КЛАСТЕР «НАЦИОАНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЯ» 1 Кластер «Национальный центр вертолетостроения» является территориально локализованной группой взаимосвязанных технологическими, производственными, научными и социальными циклами компаний, предприятий, институтов и других организаций, использующих общую инфраструктуру, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных структурных частей кластера (компаний, предприятий, институтов и других организаций), так и кластера в целом Сфера деятельности Кластера составляет весь комплекс работ по: созданию и испытаниям вертолетной техники; обучению экипажей, в том числе российских и зарубежных компанийэксплуатантов и повышению их квалификации; созданию научно-технического задела по вертолетной технике; разработке и производству средств и систем обучения летного и инженерно-технического персонала, а также спасания экипажей и систем их жизнеобеспечения; подготовке научных, конструкторских, инженерных кадров высшей квалификации; подготовке специалистов со средним специальным образованием и производственных рабочих.

4 КЛЮЧЕВЫЕ УЧАСТНИКИ КЛАСТЕРА 2 «МВЗ им. М.Л. Миля» Летно-исследовательский (испытательный) Центр (ЛИЦ) «НПП «Звезда» им. академика Г.И. Северина» «Вертолеты России» ЗАО «Хеливерт» Инновационный территориальный кластер «Камов» Вертолетная академия Предприятия профессиональнотехнического образования г. Люберцы Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) Московский авиационный институт (МАИ)

5 Производство новых конкурентоспособных на мировом рынках вертолетов: Ми-38, Ка-62, Ка-226Т, Ми-171А2, Ми- 4С1, «Ансат», ЛМЦВ-4,5, ЛВ-2,5, Ми-26Т2 и др. Инновационный малый бизнес: инновационный бизнес-инкубатор; общественноделовой центр Строительство нового жилья Современные лаборатории, открытие нового филиала Московского авиационного института Развитие транспортной инфраструктуры ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАСТЕРА Создание современных систем жизнеобеспечения Изготовление современных агрегатов заправки Строительство новых объектов образования, спорта, здравоохранения Модернизация и реконструкция инженерной инфраструктуры 3

6 ИНФРАСТРУТУРА КЛАСТЕРА 4 КАМОВ Техникум отраслевых технологий Жилье Инновационный бизнес-инкубатор Общественноделовой центр Объекты образования НПП «Звезда» Вертолеты России

7 ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 5 На 01 января 2012 года ~10 тысяч работают на предприятиях кластера из них более 80% проживают в Люберецком районе Задачи: - строительство жилья: мкр.7, 8, Красная горка-2, мкр.6, жилой комплекс "Самоцветы" и др. - строительство новых и реконструкция действующих детских садов на 1340 мест привлечение молодых кадров повышения социальной защищенности укрепление здоровья обеспечение жильем - строительство новых и реконструкция действующих школ на 2350 мест - строительство физкультурнооздоровительного комплекса общей площадью 2 882м 2, детским и взрослым бассейнами с площадью каток зеркал 335 м 2, с искусственным льдом - хирургический корпус на 340 коек - поликлиника и здание скорой помощи на 2 машины (5700 м2)

8 ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ 6 Устранение инфраструктурных ограничений развития кластера - расширение дорог «Лыткарино-Томилино-Красково- Железнолорожный», «Москва-Егорьевск-Тума-Касимов» - 0,89 млрд.руб. (из федерального бюджета); - капитальный ремонт дорог в зоне базирования кластера 0,45 млрд.руб., в том числе из федерального бюджета - 0,1 млрд.руб. - строительство, реконструкция и модернизация систем энергоснабжения 0,27 млрд.руб., в т.ч. из федерального бюджета 0,02 млрд.руб. - строительство, реконструкция и модернизация систем теплоснабжения 0,51 млрд.руб., в т.ч. из федерального бюджета 0,1 млрд.руб. - модернизация и реконструкция систем водоснабжения - 0,72 млрд.руб., в т.ч. из федерального бюджета 0,1 млрд.руб. - строительство, реконструкция и модернизация системы ливневой канализации - 0,05 млрд.руб.

9 7 50 Целевой набор абитуриентов в МАИ по направлениям от предприятий, управляемы х компанией «Вертолеты России» Число студентов МАИ, проходивших практику, курсовое и дипломное проектирование на предприятиях Кластера в период гг "МВЗ им. М.Л.Миля" "КАМОВ" г г г. (план) Ф инансирование НИОКР, вы полняемы х МАИ по заказам предприятий Кластера в период гг, млн.руб "МВЗ им. М.Л.Миля" "КАМОВ" ФГУП "ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского"

10 8 ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ ЧЕЛОВЕК «ОПК «Оборонпром» «Вертолеты России» (98,5%) Ростов-на-Дону (7,9 тыс. человек) Москва и область (9,1 тыс.человек) Казань (6,8 тыс.человек) Пермь (1,8 тыс. человек) «МВЗ им. М.Л. Миля» (72,38%) «КАМОВ» (99,79%) Кумертау (4,3 тыс.человек) Новосибирск (0,5 тыс. человек) «Казанский вертолетный завод» (80,22%) «Роствертол» (92,01%) «У-УАЗ» (84,82%) ААК «Прогресс» (93,14%) «КумАПП» (100,0%) «СМПП» (59,99%) «Редуктор-ПМ» (80,84%) «Вертолетная сервисная компания» (100,0%) «НАРЗ» (95,1%) «ММЗ Вперед» (50,5%) Арсеньев (6.1 тыс.человек) Улан-Удэ (6,3 тыс.человек)

11 «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» - УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ 9 «Вертолёты России» - управляющая компания Холдинга, включающего конструкторские бюро, серийные заводы, предприятия, производящие агрегаты и комплектующие, а также предприятия, обеспечивающие послепродажное обслуживание. «Вертолёты России» консолидировало предприятия вертолётостроительной отрасли России. Компания обеспечивает поддержку эксплуатанта на протяжении всего жизненного цикла вертолёта от разработки до утилизации. «Вертолёты России» создано в 2007 году как дочерняя структура «ОПК «Оборонпром».

12 10 ДОЛЯ РОССИЙСКИХ ВЕРТОЛЁТОВ В МИРОВОМ ПАРКЕ Гражданских вертолётов Всего шт. Военных вертолётов Всего шт. 91% 78% Гражданские Военные Парк гражданских вертолётов Российские вертолёты Парк военных вертолётов Российские вертолёты Вертолёты российского производства составляют около 14% мирового парка и эксплуатируются в более чем 100 странах Ключевые регионы для «Вертолёты России» Россия, СНГ, Индия, Китай, страны Латинской Америки, Ближний и Средний Восток

13 11 С 2012 ГОДА НОВЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ВЕРТОЛЁТЫ РОССИИ» ОБЪЕДИНИТ: конструкторские бюро; опытно-производственный центр; экспериментально-исследовательский центр; летно-испытательный центр; научно-исследовательский центр НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ЦЕНТР Опытно-производственный центр «Филиалы» гг. Казань, Пермь ОКБ им. Н.И. Камова ОКБ им. М.Л. Миля Экспериментально - исследовательский центр «Филиалы» гг. Казань, Пермь Филиал ПКЦ (г. Казань) ОБЪЕДИНЕННЫЙ РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР Филиал ПКЦ (г. Пермь) Летно-испытательный центр «Чкаловский» ОКБ ОКБ Научно-исследовательский центр «Филиал» г. Казань

14 12 ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ВЕРТОЛЕТНОЙ ТЕХНИКИ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: КОНСОЛИДАЦИЯ И ФОРСИРОВАННОЕ НАРАЩИВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИСПЫТАТЕЛЬСКОГО И ИНЖЕНЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОЙ ИННОВАЦИОННОСТИ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАЗРАБОТОК СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ И СНИЖЕНИЕ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДЕЛА В КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТКАХ И ПРОИЗВОДСТВЕ СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ВЕРТОЛЕТНОЙ ТЕХНИКИ

15 13 СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НТК) СОЗДАНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДЕЛА вертолетный инженерный центр (ВИЦ); опытно-производственный центр (экспериментальное производство); экспериментальноисследовательский центр; летно-испытательный центр; РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВЕРТОЛЕТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «ВЕРТИКАЛЬ» (технологическая платформа корпоративного уровня) ФОРМИРОВАНИЕ «БЕЛОЙ КНИГИ» ХОЛДИНГА (ПРИКАЗ от 10 мая 2011г. 41-УК) «О подготовке предложений по направлениям развития систем вертолетов модельного ряда» РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» И ПРЕДПРИЯТИЙ ХОЛДИНГА Развитие кооперации с интегрированными структурами (ОАК, ОДК, ТРВ, Авиаприборостроение, Авиационное оборудование и др.). Развитие кооперации с научными организациями (ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ и др.). Развитие кооперации с ВУЗами (МАИ, МГТУ, КГТУ-КАИ, МФТИ). Участие в формировании и деятельности технологических платформ. Участие в формировании и реализации Национального плана развития науки и технологий в авиастроении.

16 14 ПСВ Тяжелый многоцелевой вертолёт Ми-26Т2 Средний многоцелевой вертолёт Ка-62 Средний многоцелевой вертолёт Ми-171А2 Средний многоцелевой вертолёт Ми-38 Легкий многоцелевой вертолёт Ка-226Т Легкий многоцелевой вертолёт Ми-34С1 Легкий многоцелевой вертолёт АНСАТ-М Комплексы с беспилотными вертолетами Легкий многоцелевой вертолёт ЛМЦВ-4,5 Легкий вертолёт ЛВ-2,5 «Прорывной» проект Транспортная эффективность, эксплуатационная экономичность, экологичность, безаэродромность базирования, безопасность Улучшающие проекты Транспортная эффективность, улучшенные ЛТХ, экономичность, надежность, безопасность Транспортная и экономическая эффективность, повышенные высотные характеристики Многофункциональность применения, транспортная и экономическая эффективность, модернизация вертолетных систем, улучшенные ЛТХ Транспортная и экономическая эффективность, высокие ЛТХ, надежность, безопасность Модульность конструкции, транспортная и экономическая эффективность, надежность, безопасность, простота управления Улучшенная управляемость, надежность, маневренность Улучшенные ЛТХ, экономическая эффективность, надежность, безопасность Перспективные проекты Создание многофункционального комплекса с БВ малой, средней и большой дальности Транспортная и экономическая эффективность, безопасность, экологичность, комфортность Экономическая эффективность, безопасность, экологичность, комфортность

17 1 Экспериментально-исследовательский центр Музей вертолетной техники Логистический центр Вертолетный инженерный центр Опытно-производственный центр Летно-испытательный центр Территория га. Строений 65 ед. Численность персонала чел. Сдача в эксплуатацию гг.

18 16 ИТ-инфраструктура для 3D проектирования КСПД-корпоративная система передачи данных 3D визуализация ВКС-инфраструктура для видеоконференций ON-line связь с ЭИК и ВСК Строительство Вертолетного инженерного центра Проект реализован в 2011 г. Здание ВИЦ 13 этажей Общая площадь м 2 Размещение «Вертолёты России», ОКБ «Миль», ОКБ «Камов», НИЦ Количество рабочих мест 2500* Связь с заводами Режим «Он-Лайн» Современные технологии Цифровое проектирование, моделирование, методики, программы, расчеты

19 17 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ: реконструкция существующих производств (механообработка; гальваника...) создание участков и специализированных лабораторий для отработки конструктивнотехнологических решений в области: агрегатов НС; силовых конструкций из композиционных и «умных» материалов; создание участков по изготовлению агрегатов для апробации результатов расчетов, мониторинга состояния конструкции и др.; создание участка стендового оборудования. Техническое перевооружение опытного завода Инициация проекта Разработана проектная документация. Начало реализации проекта Утверждение проектной документации в Главгосэкспертизе Окончание строительства и оснащения Ввод в эксплуатацию 2008 год 2011 год II кв года 2014 год

20 18 Строительство и оборудование экспериментально-исследовательского центра НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ: модульность размещения и многофункциональность стендов; лаборатории для обеспечение сертификации конструктивно-технологических решений по стандартам EASA; цифровая система контроля и управления процессами испытаний; ON-line связь с инженерным центром Инициация проекта Разработка проектной документации Утверждение проектной документации в Главгосэкспертизе Строительство и оснащение Ввод в эксплуатацию Выход на проектную мощность 2009 год 2012 год Июль 2013 года 2014 год 2020 год

21 19 Лётно-испытательный комплекс Учебно-тренажёрный комплекс Вертолётная академия Демонстрационная площадка Филиал школы лётчиков-испытателей Административное здание и гостиница Территория,7 га Строений (построено 29) Численность персонала * человек Производственная мощность.. 15 тем

22 20 ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЦ: лётно-испытательная и доводочная база; демонстрация техники заказчикам Реконструкция лётно-испытательного центра Планируется в 2012 году: завершение всех работ по строительству (реконструкции) 1-ой очереди ЛИЦ и строительномонтажных работ 2-ой очереди; проведение ведомственных экспертиз г. Москвы и Московской области. ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЕРТОЛЕТНОЙ АКАДЕМИИ: учебный центр (особые условия и специальная техника), филиал школы лётчиков-испытателей; тренажёрный центр; методологическое обеспечение Инициация проекта Разработка проектной документации Утверждение проектной документации в Главгосэкспертизе Окончание строительства Ввод в эксплуатацию 2009 год 2012 год Август 2013 года 2015 год

23 21 CТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ: Центр обучения экипажей эксплуатантов; Филиал Школы лётчиков-испытателей; Тренажёрный комплекс. ИНФРАСТРУКТУРА Учебный аэродром (в составе ЛИЦ) Учебно-тренажёрный комплекс Комплекс аварийно-спасательной подготовки Оценка рынка ТСО, проведение конкурсов на разработку и поставку Концепция ТЭО и ПСД Формирование нормативной и методологической базы Функционирование и развитие Развитие средств ТСО Инициация проекта Формирование УМБ Развитие сети май

24 22 Градостроительное регулирование развитием кластера должно предусматривать учет и планирование целевых мероприятий по развитию предприятий участников кластера и занимаемых ими территорий. Это предполагает учет программ развития НЦВ в следующих документах: Генеральный план городского поселения Томилино Люберецкого муниципального района Схема территориального планирования Люберецкого муниципального района Проекты застройки и/или планировки территорий участников кластера Транспортная схема Московской области Документы и целевые программы Московской области по вопросам территориального планирования территорий, включающих предприятия кластера


РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ 2020 АО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» Результаты, проблемы решения? Заместитель генерального директора по производству и инновациям А.Б. Шибитов 2016 АО «Вертолеты России», все права

ВЕРТОЛЕТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ Головин Владислав Иванович Руководитель дирекции по работе в России ОАО «Вертолеты России» Москва, 17.10.2013 г. 2 ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ 42 000

ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОАО «ВЕРТОЛЁТЫ РОССИИ» Открытое Акционерное Общество «Вертолёты России». 2010 Все права защищены. ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ХОЛДИНГА

Управление вертолётными программами ОАО «Вертолёты России» ноябрь 2013 V.STRAT.PR. 1.0 R.21.10.09 2013 ОАО «Вертолёты России». Все права защищены Серт ТЕКУЩИЕ РАЗРАБОТКИ ХОЛДИНГА Дирекция Класс ВС Типы

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОПАРКОВ Андрей Шпиленко Директор Ассоциации кластеров и технопарков Федеральная практика руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, курирующих

Приоритеты развития отечественного вертолетостроения в современных условиях развития экономики и рынка выступление генерального директора АО «Вертолеты России» на Втором съезде авиапроизводителей России

Рабочая группа по поддержке лучших практик развития квалификаций и перспективных профессий Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Практика сертификации специалистов и

Приложение 3 137 Наименование раздела Содержание раздела 1 ЦЕЛИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 1.1 Цели и задачи инновационного развития. Целями, задачами и направлениями инновационного

Организация и нормативно-правовое обеспечение применения математического и полунатурного моделирования на всех стадиях жизненного цикла больших технических систем как основы цифровой экономики прикладной

ПАСПОРТ Программы инновационного развития Общества с ограниченной ответственностью «Ботлихский радиозавод» на период 2018-2024 годов Республика Дагестан г. Буйнакск 2018 год Наименование Программы Основания

II. Факторы, влияющие на достижение целей 6. Дефицит кадров в отраслях авиационной деятельности, прежде всего дефицит квалифицированного авиационного персонала средней возрастной категории в летно-испытательных

МОНИТОРИНГ ПРЕССЫ Июнь 2011 ИА «1-Прайм». 17.06.2011 В ходе XV Петербургского международного экономического форума Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности /Внешэкономбанк/"

П Р О Г Р А М М А стратегического развития (основные положения) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технологический университет

М.Л. Миль: «Наша страна специально сконструирована для вертолетов!» «Вертолеты России» для Крайнего Севера и Арктики Международный форум «Арктические проекты - сегодня и завтра» г. Архангельск, 23-24 октября

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 апреля 2012 г. N 187-п ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В соответствии со статьей 3 Закона Новосибирской области

Разработка, внедрение в серийное производство и продвижение самолѐта Ил-76МД-90А Ульяновск 2013г. Общая информация о проекте Разработчик самолета - «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ОАО «ОАК»)

Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года I. Общие положения УТВЕРЖДАЮ Президент Российской Федерации Д.Медведев от 1 апреля 2012 года

Четвертая технологическая революция новый формат взаимодействия фундаментальной науки и авиационной промышленности Каргопольцев Владимир Андреевич Директор Департамента перспективных исследований Научно-технического

Комплексное развитие городского поселения Большие Вяземы Московская область, Одинцовский муниципальный район, городское поселение Большие Вяземы 2013 Ситуационный план городского поселения Большие Вяземы

2016 АО Вертолеты России, все права защищены Риски использования зарубежных решений в области информационных технологий Информационные технологии в высокотехнологичных отраслях АО «Вертолеты России» Директор

Программа инновационного развития ОАО «ОАК» Гречин Илья 4 июля 2013 Эксперт по мониторингу и контролю проектов ЦК Технологический центр ОАО «ОАК» Стратегические ориентиры ОАО «ОАК» 2012 г. 2025 г. I. Гражданский

ТЕХНОПАРКИ. ПРАКТИКИ СОЗДАНИЯ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Андрей Шпиленко Директор Ассоциации кластеров и технопарков 2 ТЕХНОПАРКИ Технопарк Управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной,

ЦЕЛЕВОЙ НАБОР Публичное акционерное общество «Туполев» «Гордимся прошлым, вместе строим будущее!» ПАО «Туполев» сегодня крупнейший разработчик авиационной техники, занимающийся проектированием, производством

Технологическая платформа «Строительство и архитектура» МГСУ МАРХИ РААСН НИЦ "Строительство" А.Л.Живайкин, проректор по инновациям МАРХИ коодинатор техплатформы Роль Техплатформы Экспертный партнер Правительства

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Организация, планирование и управление в строительстве» направление подготовки бакалавров 08.03.01 «Строительство» (профиль «Промышленное и гражданское строительство»)

Проект МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по разработке ежегодного отчета о выполнении проекта реализации технологической платформы на 2011 год, плана действий технологической платформы на 2012 год 1. Общие положения

УТВЕРЖДЕНЫ решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол 4 РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным

Управления персоналом ФГУП «ЦАГИ» Жуковский, 2015 - Образован 01.03.10г. Приказ 72. Является структурным подразделением ФГУП «ЦАГИ» - Обучение осуществляется на базе научно-исследователь- ской организации

// ИСТОРИЯ УСПЕХА «ВЕРТОЛЕТНАЯ СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ» К ЦИВИЛИЗОВАННОМУ ПОСЛЕПРОДАЖНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ О заказчике 100+ пользователей системы «Вертолетная сервисная компания» компания, оказывающая сервисное

Презентация Текущие объекты ПС 188 «Одинцово» 110/35/6 кв ОАО «Газпромнефть-МНПЗ». (Сервисное обслуживание 0,4 220кВ) ПС 318 «Тураево» 110/6 кв ПС 305 «Ново-Братцево» 220/110/20/10/6 кв ПС 576 «Снегири»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цели дисциплины Целью дисциплины «Вторая производственная практика» является закрепление, углубление и расширение знаний по специальным дисциплинам, приобретение производственного

Интегрированная логистическая поддержка вертолетной техники Текущее состояние, полученный опыт и направления развития на МВЗ им.м.л.миля IV Авиафорум «ИЛП новой АТ российского производства» 19 апреля 2011г.

Концепция СУБП Концептуальные рамки для внедрения и поддержания функционирования СУБП в стандартах ИКАО устанавливают, что СУБП является административной системой управления безопасностью полетов, осуществляемого

КОМСОМОЛЬСК НА АМУРЕ: ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ АЭРОПОЛИС ФГУП «ГОЛОВНОЙ ПРОЕКТНЫЙ И НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА «ИНФОРМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ» РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК» (ГИПРОНИИ

Отставание России от развитых зарубежных стран в рассматриваемой области, в значительной степени определяющей прогресс в космонавтике, авиации, судостроении, транспортном, энергетическом машиностроении

«Опыт технологического аудита и возможность использования его в химико-технологическом комплексе» Руководитель ОС СМК ООО «НИИТ» Б.Н. Пугачёв ЗАО «Предприятие Остек» Межгосударственный авиационный комитет

Разработка Стратегия развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года Июль 2019 Основные параметры Стратегии Цель Основание для разработки Период реализации Формирование экономически эффективной,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О сохранении статуса наукограда Российской Федерации за городским округом Жуковский (Московская область)» Проект постановления

ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» Крайчинская Светлана Брониславовна, директор по управлению человеческими ресурсами Воротеляк Татьяна Михайловна, заместитель руководителя корпоративного университета Что такое холдинг

ПЕРЕЗАГРУЗКА МЕР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА upgrade-лаборатория Т Р Е К: М О Й Б И З Н ЕС П А Р К Проблематика Количество МСП в обрабатывающей промышленности в 2017 году сократилось

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ОПОП) Код и наименование направления 08.03.01 «Строительство» Квалификация, присваиваемая Бакалавр выпускникам магистерская программа

Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск 75 УДК 546.1 www.mai.ru/science/trudy/ Методический подход к формированию нормативов рентабельности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГА ОАО «ВЕРТОЛЕТЫ РОССИИ» В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА 15-я Международная конференция «Обеспечение качества и надежности авиационной техники» Департамент качества и сертификации

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» Задачи ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского»

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУГАЧЕВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ ОРЕНБУРГСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 11.02.2014 11п Об утверждении программы «Комплексное развитие систем коммунальной

ПРОЕКТ МАИ «ИНЖЕНЕРНЫЙ КЛАСС В МОСКОВСКОЙ ШКОЛЕ» ДЛЯ ШКОЛ ЗАО ПОГОСЯН М.А. РЕКТОР МАИ, АКАДЕМИК РАН РОЛЬ МАИ 2 МАИ СЕГОДНЯ 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ Корпоративные Рынки НТИ Международные НОВЫЕ РЫНКИ НИОКР СТАРТАПЫ

Совместная работа ПНИПУ и предприятий группы «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае по кадровому импортозамещению Докладчик: Белоусова В.В. Директор Института нефти и газа ПНИПУ, к.п.н. Москва, ноябрь 2016 г. 1 Пермский

Код и наименование направления Квалификация, присваиваемая выпускникам Направленность (профиль) ОПОП ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ОПОП) 08.03.01 Строительство

Предложения по решению задач подготовки специалистов экспериментальной авиации Минпромторга России ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ В соответствии со статьей 26 Воздушного кодекса РФ Минпромторгом России осуществляется

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА «Моделирование и технологии эксплуатации высокотехнологичных систем» Основные технологические направления 2 Атомная промышленность Аэрокосмическая промышленность Машиностроение

Авиационно-космическая и оборонная промышленность использует цифровые технологии Siemens PLM Software для проектирования и производства вертолетной техники Продукты NX, Задачи Выпуск высококонкурентной

Разработка и изготовление беспилотного комплекса конвертопланного типа взлетной массой 30 кг (RHV-30) ПРОЕКТ «КОНВЕРТОПЛАН» РАЗДЕЛ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ «ДЗЗ И МОНИТОРИНГ» ДОРОЖНАЯ КАРТА «AERONET» ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА

НАПРАВЛЕНИЕ ДК «АЭРОНЭТ»: «ПЕРЕВОЗКИ» ПРОЕКТ 1.9. «РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЙ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫХ БВС ВНЕАЭРОДРОМНОГО БАЗИРОВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ» Полное наименование проекта МЕСТО ПРОЕКТА В ДОРОЖНОЙ КАРТЕ Стратегические

УТВЕРЖДЕН Решением Совета НП «Дубна» Протокол 11 от 11 ноября 2015г. Председатель Совета НП «Дубна» В.В.Зосимов УТВЕРЖДЕН Решением Совета директоров ООО «Инжиниринговый инкубатор» Протокол 1 от 20 октября

Постановление Правительства Москвы от 7 августа 2007 г. N 670-ПП О создании Департамента городского заказа капитального строительства города Москвы (с изменениями от 27 ноября, 18 декабря 2007 г., 27 мая,

Основные тенденции развития авиационной промышленности России в мировом контексте Пономарев А.К. Генеральный директор ОАО «Межведомственный аналитический центр» Доклад в Московской школе управления «Сколково»

ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ Центра прототипирования и развития аддитивных технологий г. Жуковский) НИК инициатор создания Центра прототипирования и развития аддитивных технологий г. Жуковский Основные виды деятельности

Российская авиационная промышленность на рынке гражданских самолетов Колпаков С.К. Межведомственный 16 мая 2011 г. Современная структура и объем продаж авиационной промышленности Авиастроение ОАО «Объединенная

Предложения Южного федерального университета по участию в программе инновационного развития ОАО «Концерн «Автоматика» 1. Общее описание Приложение Южный федеральный университет является крупнейшим научнообразовательным

Мировой рынок вертолетов и перспективы российских производителей Мировой парк гражданских вертолетов, по данным 2008 г., достиг 24,086 тыс. машин. Такие оценки озвучены в рамках вертолетной выставки HeliRussia

Судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области Территориальная расположенность кластера Северодвинск Валовой региональный продукт 250 374,2 млн руб. Инвестиции в основной

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5 сентября 2016 г. 334 Об утверждении Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016 2020 годы 1. Утвердить прилагаемые

Дорожная карта опорного университета 1. Модернизация образовательной деятельности 1.1. Совершенствование системы работы с абитуриентами Количество образовательных учреждений общего и дополнительного образования

АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРЕПОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ХИСЛАВИЧСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ от 24 октября 2017 года 40 Об утверждении программы «Комплексное развитие социальной инфраструктуры Череповского сельского

Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» Организации-инициаторы образования ТП «Авиационная мобильность и авиационные технологии» Организации, подписавшие Меморандум

ФЦП «РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ» НА 2009-2016 ГОДЫ утверждена постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. 103 Рабочие органы: - Научно-координационный экспертный совет (Состав утвержден

Современное динамично развивающееся предприятие. Один из лидеров машиностроительной отрасли Республики Татарстан. Является самым крупным в России специализированным заводом, обеспечивающим полный жизненный

Паспорт Тепличный комплекс «Вег-АС» (ООО «Агро-АС») (наименование) Заявитель (полное наименование) Раздел 1. Учетные данные Предполагаемое место размещения (реализации) проекта (город, иное поселение,

Кафедра готовит инженеров по специальности «Вертолетостроение » для профессиональной деятельности в областях проектирования, производства, испытаний и научных исследований вертолетов, винтокрылов, автожиров, преобразуемых летательных аппаратов вертикального взлета и посадки с винтовыми несуще-тянущими системами, а также воздушных винтов, используемых в различных областях техники.

В настоящее время кафедра является единственной в мире, ведущей комплексную подготовку специалистов в области вертолетостроения. Выпускники кафедры могут работать в НИИ, ОКБ и на предприятиях, занятых созданием опытных и серийных вертолетов и других типов летательных аппаратов.

На основе фундаментальной физико-математической и общетехнической подготовки студенты получают знания в области конструкции, прочности, аэродинамики, динамики, проектирования и технологии изготовления винтокрылых летательных аппаратов.

В учебной лаборатории кафедры студенты получают знания по конструкции современных отечественных и зарубежных вертолетов.

На летной практике студенты, пилотируя самолет или вертолет, знакомятся с основами летной и наземной эксплуатации авиационной техники.

Учебные практики, курсовое и дипломное проектирование проходят на филиалах кафедры при Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля и фирме «Камов», где в последние годы были созданы известные вертолеты Ми-17, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ми-34, Ка-32, Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», Ка-60 «Касатка», Ка-226 и др. К учебному процессу привлекаются ведущие специалисты вертолетостроительных фирм, в том числе академик РАН М. Н. Тищенко и член-корреспондент РАН С. В. Михеев.

Особое внимание уделяется приобретению студентами практических навыков в области проектирования и расчета авиационных конструкций с использованием современных компьютерных технологий. Для этого на кафедре созданы специальные компьютерные классы, оснащенные современной вычислительной техникой и пакетами прикладных программ, позволяющих студенту с первого курса использовать ЭВМ во всех изучаемых дисциплинах, а также получать дополнительную компьютерную подготовку с учетом специфики будущей работы после окончания института.

Навыки научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы студенты приобретают, участвуя в проектировании легкого многоцелевого вертолета Ми-60 МАИ или работая в студенческом конструкторском бюро, где разрабатываются малоразмерные дистанционно-пилотируемые вертолеты.

На кафедре организована дополнительная индивидуальная подготовка студентов по договорам с предприятиями, на которые выпускники планируют пойти работать после окончания института.

«Вертолеты России» – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России, а также одна из немногих компаний в мире, обладающих возможностями проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов. Холдинг «Вертолеты России» входит в структуру Госкорпорации Ростех.
География «Вертолетов России» охватывает всю страну. В состав холдинга входят конструкторские бюро, вертолетные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, авиаремонтные заводы, а также сервисные компании, обеспечивающие послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределами. Головной офис «Вертолетов России» расположен в Москве.
Холдинг «Вертолеты России» образован в 2007 году, но ключевые предприятия имеют более чем 70-летнюю историю.
По данным холдинга, в 2016 году более 8000 вертолетов российского производства эксплуатируется в более чем 100 странах мира. «Вертолеты России» занимают 90% российского рынка вертолетов, в мировых продажах на долю компании приходится 10%.
По состоянию на 2016 год предприятия «Вертолетов России» выпустили 22% мирового парка вертолетов военного назначения, при этом продукция холдинга занимает 32% мирового парка боевых и 42% средних военно-транспортных вертолетов. В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга «Вертолеты России» составляет 49% среди тяжелых вертолетов (максимальной взлетной массой более 20 тонн) и 65% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 тонн).
В 2016 году выручка холдинга составила 214,3 млрд руб., показатель EBITDA - 40,9 млрд руб., прибыль составила 16,2 млрд руб. В 2016 году холдинг «Вертолеты России» поставил на рынок 189 вертолетов. Твердый портфель заказов компании на январь 2017 года составил 396 вертолетов.
«Вертолеты России» лидируют в самых перспективных сегментах мирового рынка:
Производитель номер один в России и СНГ.
Производитель номер один в мире в сегментах среднетяжелых и сверхтяжелых вертолетов.
Производитель номер один в мире в сегменте ударных вертолетов.
Предприятия холдинга являются разработчиками уникальных технологий, которые воплотились в мировых бестселлерах и рекордсменах:
Ми-8/17 - самый популярный в мире вертолет за всю историю отрасли, выпускается на двух заводах в различных современных модификациях;
Ми-26(Т) - самый грузоподъемный в мире вертолет, способен перевозить груз весом до 20 тонн;
Ка-32A11BC - многоцелевой вертолет соосной схемы несущих винтов, эффективно применяющийся в пожаротушении и спасательных операциях.
Конструкторские бюро холдинга «Вертолеты России» разрабатывают новые модели вертолетов, которые призваны сохранить и укрепить положение холдинга на мировом рынке.
Ми-38 - средне-тяжелый транспортно-пассажирский вертолет, отвечающий самым последним требованиям рынка. Ми-38 создается для решения задач транспортного обеспечения промышленных и промысловых предприятий, а также для решения проблем транспортной доступности населения удаленных районов со слабо развитой инфраструктурой;
Ка-62 - средний многоцелевой вертолет, в котором использованы новейшие композиционные материалы, технологии и разработки. Ка-62 отвечает российским и международным нормам летной годности, эксплуатационным правилам выполнения офшорных операций, международным стандартам по надежности, ресурсу, безопасности полетов.
ПСКВ (RACHEL) - перспективный коммерческий вертолет в среднем весовом сегменте. Реализация программы ПСКВ призвана устранить дефицит в продуктовой линейке холдинга и обеспечить требуемый уровень продаж гражданских средних вертолетов на мировом рынке, как в среднесрочной, так и в дальней перспективе.
Серийные модели холдинга «Вертолеты России» планомерно модернизируются, на основе опыта их применения в различных регионах мира создаются новые модификации. Эта работа способствует формированию высококонкурентоспособной вертолетостроительной отрасли мирового уровня и обеспечивает «Вертолетам России» устойчивую позицию среди мировых лидеров вертолетостроения.
Ка-226Т – легкий многоцелевой вертолет, разработанный на основе Ка-226. Отличается превосходной маневренностью как в городе, так и в горной местности, способен садиться на небольшие площадки:
Ми-171А2 – одна из самых ожидаемых новинок холдинга. Вертолет представляет собой дальнейшее развитие семейства Ми-8/17 со значительными изменениями в конструкции и составе бортового оборудования, позволяющими повысить летно-технические характеристики машины и снизить затраты на ее эксплуатацию;
Ми-26Т2 – модернизированная версия вертолета-рекордсмена Ми-26Т. Ми-26Т2 обеспечивает работу вертолета в любой точке мира и позволит выполнять полеты по приборам в соответствии с международными правилами. Применение современной авионики также позволило уменьшить количество экипажа вертолета с 5 до 2 человек, к которым при работе с внешней подвеской присоединяется бортоператор.

«Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля» (МВЗ им. Миля) – знаменитое конструкторское бюро (КБ) и разработчик многих известных в мире вертолетов, в том числе Ми-8, Ми-24 и Ми-26.

В 1947 году выдающийся конструктор Михаил Леонтьевич Миль возглавил опытное конструкторское бюро, ставшее впоследствии одной из лучших в мире школ вертолётостроения. Сегодня традиции этой школы в составе холдинга «Вертолёты России» успешно продолжает и развивает МВЗ им. М.Л. Миля.

Вертолёты марки «Ми», созданные конструкторами как под руководством самого Миля, так и его последователями, можно назвать уникальными. Это легендарные вертолёты типа Ми-8/17, которые стали примером самого массового серийного вертолёта за всю историю мировой авиации (за полвека изготовлено свыше 12 тыс. единиц). Это современный боевой Ми-35М – единственный в своем роде военно-транспортный вертолёт, а также самый грузоподъёмный в мире вертолёт Ми-26(Т) (грузоподъемность – 20 т), новейший ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник», обладающий уникальными маневренными возможностями и способный выполнять боевые задачи в сложных метеоусловиях и в любое время суток.

История МВЗ им. М.Л. Миля богата примерами смелых конструктивных решений, которые находили применение и служили основой для будущих уникальных разработок. Во многом знакомый облик современного вертолёта сформировался благодаря работе специалистов именно этого КБ. Оригинальные конструкторские находки нередко служили поводом для разработки других вертолётных технологий, которые сегодня реализуются как в России, так и в других странах, обладающих собственными мощностями для разработки и производства вертолётов.

Сейчас конструкторское бюро имени М.Л. Миля – это один из важнейших интеллектуальных активов российского вертолётостроительного холдинга «Вертолёты России». МВЗ им. М.Л. Миля стал основой инновационного вертолётного кластера, который создается в Национальном центре вертолётостроения (НЦВ) холдинга «Вертолёты России», расположенном в пос. Томилино Люберецкого района Московской области. В НЦВ сконцентрированы научные, конструкторские и инженерные ресурсы КБ Миля; здесь также будут расположены активы КБ Камова, специалисты которого завершают перемещение в новое современное здание.

Создание НЦВ на основе двух именитых российских КБ – это строительство современной интеллектуальной инфраструктуры в вертолётостроении как часть процесса, направленного на инновационное развитие российской экономики. Наличие единого центра компетенций позволит отрасли сосредоточить интеллектуальные ресурсы, направив их на создание новых прорывных технологий и разработку вертолётов, востребованных как государственными заказчиками, так и мировым коммерческим рынком.

Среди приоритетных направлений деятельности МВЗ им. М.Л. Миля сегодня – работы над проектами вертолётов Ми-38, Ми-171А2, «ПСВ» и др. В частности «ПСВ» в среднем классе – проект RACHEL, представленный мировому коммерческому рынку в 2012 году на международном авиасалоне Farnborough – относится к прорывным инновациям, он может оказать системное влияние на будущее мирового вертолётостроения.

Большое внимание также уделяется изучению и использованию композиционных материалов, которые сегодня активно внедряются на всех моделях, как перспективных, так и уже выпускающихся. Российские инженеры вместе с ведущими мировыми специалистами участвуют в международных проектах по изучению перспективных материалов, в том числе по изучению композитов в рамках CFK Valle Stade в Германии. Планируется, что российские вертолёты получат новые качества: они должны стать быстрее и мощнее, увеличив грузоподъемность и снизив стоимость эксплуатации.

МИ-1

Легкий многоцелевой вертолет. Первый полет – 20 сентября 1948 года. Первый серийный отечественный вертолет.

МИ-2

Легкий многоцелевой вертолет. Первый полет – 22 сентября 1961 года. На протяжении многих лет являлся основным учебно-тренировочным и спортивным вертолетом в СССР.

МИ-4

Транспортный и многоцелевой вертолет. Первый полет - 30 апреля 1952 года. Положил начало серийной отечественной вертолетной авиации.

МИ-6

Тяжелый транспортный вертолет. Первый полет – 5 июня 1957 года. Созданием Ми-6 заложены основы советского, а затем и российского приоритета в области мирового тяжелого вертолетостроения.

МИ-8

Средний многоцелевой вертолет. Первый полет – 24 июня 1961 года. Самый массовый серийно производимый вертолет в мире. Выпущено свыше 12 тысяч машин.

МИ-14

Вертолет-амфибия. Первый полет – 1 августа 1961 года. Самый большой в мире вертолет-амфибия. Способен осуществлять взлет/посадку и базирование на водной поверхности.

МИ-10К

«Летающий кран». Первый полет – 14 января 1965 года. Высокотехнологичное средство для ведения монтажно-строительных и погрузочно-разгрузочных работ.

В-12

Сверхтяжелый транспортный вертолет. Первый вылет – 27 июня 1967 года. Самый тяжелый вертолет в мире.

МИ-24

Транспортно-боевой вертолет. Первый полет – 19 сентября 1969 года. Самый «воюющий» вертолет в мире. Стоит на вооружении более чем в 50 государствах мира.

МИ-26

Тяжелый транспортно-десантный вертолет. Первый полет – 14 декабря 1977 года. Ми-26 является самым грузоподъемным вертолетом в мире.

МИ-28Н «НОЧНОЙ ОХОТНИК»

Круглосуточный ударный боевой вертолет. Первый полет – 14 ноября 1996 года. Выбран в качестве основного ударного боевого вертолета Минобороны РФ.

МИ-34С

Учебно-тренировочный и многоцелевой вертоле. Первый полет – 17 ноября 1986 года. Единственный в мире легкий вертолет, выполняющий все фигуры вертолетного высшего пилотажа.

МИ-38

Новый многоцелевой вертолет повышенной грузоподъемности. Первый полет - 22 декабря 2003 года.