Микропредприятие льготы по плановым проверкамг. Малый бизнес освободят от плановых проверок (Егорова Е.). Когда компания относится к малому бизнесу

В г. Салехард, 26.10.2015 года состоялся круглый стол «Антикоррупционн ая защита бизнеса». Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу Харькова Э.А. представила информацию о введении «надзорных каникул» для малого бизнеса в 2016-2018 гг.

Порядок прохождения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Закон №294-ФЗ).

Так, п.1 ст.9 Закона №294-ФЗ установлено, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям и при осуществлении отдельных видов предпринимательс кой деятельности, обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательс кой деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся с периодичностью не чаще одного раза в три года на основании ежегодно разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля планов (п.2 и п.3 ст.9 Закона №294-ФЗ).

Генеральной прокуратурой в рамках исполнения требования п.7 ст.9 Закона №294-ФЗ создается в срок до 31 декабря текущего года реестр плановых проверок, который размещается в Интернете.

Для того, чтобы узнать интересующую информацию, организации либо предпринимателю достаточно зайти на сайт Генпрокуратуры по адресу: http://plan.genp roc.gov.ru/ либо на официальный сайт прокуратуры ЯНАО.

Законом установлены условия для применения «надзорных каникул».

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года субъекты малого бизнеса могут быть освобождены от плановых проверок.

Так, одним из условий, ограничивающих право на мораторий проведения проверок, является наличие у субъектов малого бизнеса за предшествующие три года, вступивших в законную силу:

Постановлений о назначении административног о наказания за совершение грубого нарушения законодательства РФ или административног о наказания в виде дисквалификации или административног о приостановления деятельности (в соответствии с положениями КоАП РФ);

Решений о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.2 ст.26 законопроекта).

Действие «надзорных каникул» также не будет распространяться на виды деятельности, указанные в п.9 ст.9 Закона №294-ФЗ.

Так, от проверок не будут освобождены субъекты бизнеса занятые, например, в социальной сфере (медицинские, образовательные, санаторно-курорт ные услуги), работающие в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности.

Положениями ст.13 Закона №294-ФЗ ограничены сроки проведения плановой и неплановой проверок. Так, плановая выездная проверка субъектов малого предпринимательс тва должна занимать не более 50 часов в год, а в отношении микропредприятий - не более 15 часов в год (п.2 ст.13 Закона №294-ФЗ). И лишь в исключительных случаях сроки проведения плановой выездной проверки могут быть продлены, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов (п.3 ст.13 Закона №294-ФЗ).

«Надзорные каникулы», как и выведенное на законодательный уровень понятие «риск-ориентиров анного подхода», закрепление сроков начала его применения - это элементы большой работы по совершенствовани ю регулирования в сфере контрольно-надзо рной деятельности.

На надзоре Управления Роспотребнадзора по ЯНАО (далее Управление) состоит 5073 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории автономного округа и подлежащих государственному надзору. Более 65% от общего числа субъектов надзора составляют субъекты малого и среднего предпринимательс тва (далее ССМП). На отдельных территориях удельный вес ССМП достигает 80%.

В структуре объектов более 30% составляют предприятия пищевой промышленности, торговли и общепита.

В соответствии с установленным уведомительным порядком начала осуществления предпринимательс кой деятельности в Управлении с 2009 года зарегистрировано 1235 уведомлений.

До 2015 года ежегодно проверками было охвачено 24-30% субъектов надзора. Так, в 2014 году плановому контролю подлежало 1 217 субъектов или 24% от общего числа, на 2015 год число запланированных субъектов надзора составляет 278 субъектов или 5%.

В план 2016 года включено 5% субъектов надзора (259), что объясняется исключением из плана ССМП. В план включены субъекты малого предпринимательс тва, которыми были допущены грубые нарушения требований санитарного законодательства и применена мера административног о наказания в виде административног о приостановления деятельности.

Согласно статьи 26.6 ФЗ № 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Данное правило не действует при наличии информации о том, что в отношении указанных лиц:

  • ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП,
  • или административного наказания в виде дисквалификации,
  • или административного приостановления деятельности,
  • либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
  • и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.
В таких случаях орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц.

При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 9 ФЗ N 294-ФЗ, приводится информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

Юридическое лицо вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи.

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489» заявление и прилагаемые к нему документы направляются в утвердивший ежегодный план орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Заявление подписывается руководителем юридического лица (далее - заявитель) или иным лицом, имеющим право действовать от имени заявителя.

Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть направлены на бумажном носителе либо в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Заявитель подтверждает свое соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и прилагает к заявлению следующие документы:

  • выписка из реестра акционеров общества (для акционерных обществ);
  • заверенная заявителем копия отчета о финансовых результатах за один календарный год из 3 предшествующих календарных лет (для юридических лиц, осуществляющих деятельность менее одного календарного года, - за период, прошедший со дня их государственной регистрации).
  • заверенная заявителем копия сведений о среднесписочной численности работников, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ за календарный год или период, сведения за который подавались в соответствии с требованиями законодательства. Юридические лица, не привлекавшие в указанный период наемных работников, представляют соответствующие сведения в заявлении.
  • к заявлению, подписанному лицом, действующим от имени заявителя, прилагается документ, подтверждающий полномочия подписавшего заявление лица на подачу такого заявления.
Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, указанные в п. 3 Правил, в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения заявления и прилагаемых к нему документов, принимают одно из следующих решений:
  • об удовлетворении заявления и исключении соответствующей проверки из ежегодного плана;
  • об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана с указанием причин отказа в соответствии со ст. 26.1 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов в связи с отсутствием проверки в ежегодном плане или в связи с отсутствием в заявлении сведений, которые должны быть в нем указаны в соответствии с прилагаемой к настоящим Правилам формой, а также прилагаемых документов.
При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства.

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, содержание положений статьи 26.1. ФЗ N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015).

В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, в отношении которых проводится плановая проверка, к субъектам малого предпринимательства, проведение плановой проверки прекращается , о чем составляется соответствующий акт.

Положения статьи 26.6 ФЗ N 294-ФЗ применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением:

  • федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
  • федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
  • государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;
  • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  • лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
  • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
Проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1. ФЗ N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона

Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона

1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

ст. 20, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Добрый день, уважаемые предприниматели!

Отличные новости из Кремля. 4-го июня Правительство РФ утвердило законопроект о надзорных каникулах для малого бизнеса.

Эта новость появилась на официальном сайте в четверг и вызвала неподдельный интерес с моей стороны:) Причем этот законопроект был одобрен еще в понедельник, 1-го июня.

Вот текст, который доступен на сайте

http://government.ru/news/18398/

Когда будет действовать запрет на проведение плановых проверок для ИП?

Если он будет окончательно принят, то вступит в силу с 01-го января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Зачем вводится запрет на плановые проверки?

Позволю себе процитировать:

Предлагается установить запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Это позволит сократить количество плановых проверок и будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России.

Ну что же? Посыл хороший:)

Если учесть, что во многих регионах России уже действуют налоговые каникулы, то картина в целом становится все лучше и лучше:)

Какие ИП НЕ попадут под надзорные каникулы?

На самом деле, далеко не любое ИП попадет под действие этого закона.

Главные требования, чтобы получить иммунитет от навязчивых визитов выглядят следующим образом:

Малому предприятию (в том числе ИП) за последние три года не было предъявлено серьезных претензий (административных нарушений), которые привели к приостановлении его деятельности или отзыву лицензии. То есть, нужно, чтобы за последние три года у вас не отбирали лицензию (если она нужна) и не приостанавливали Вашу деятельность.

Естественно, под этот закон НЕ попадут компании, которые работают в потенциально опасной сфере

Из текста законопроекта следует, что к таким видам деятельности относятся:

  1. здравоохранения
  2. образования
  3. В социальной сфере
  4. в сфере теплоснабжения
  5. электроэнергетики
  6. энергосбережения и повышения энергетической эффективностив случае если они включены в соответствующий перечень, утверждённый Правительством (постановление от 23 ноября 2009 года №944).

Еще предлагается исключить из списка счастливчиков компании, которые работают:

  1. в области промышленной безопасности и федеральный государственный пожарный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в отношении объектов I или II класса опасности;
  2. в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, в отношении объектов I или II класса опасности;
  3. в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории;
  4. в области обеспечения радиационной безопасности;
  5. в области обеспечения защиты государственной тайны.

Так ввели эти каникулы или нет?

На данном этапе он одобрен Правительство РФ. Но это не значит, что он уже точно будет подписан Президентом РФ именно в таком виде.

Наверняка будут некоторые правки и.т.д.

Но то, что он будет принят – в этом нет никаких сомнений. Дело в том, сам Путин его инициировал еще в декабре 2014 года (вот здесь подробнее)

Но все-же, если не хотите пропустить окончательный вариант, то не забудьте подписаться на новости сайта в специальной форме после статьи. Я обязательно оповещаю всех читателей о важных изменениях для ИП.

Малый бизнес освободят от плановых проверок (Егорова Е.)

Дата размещения статьи: 26.10.2015

С 2016 г. для малого бизнеса начнет действовать трехлетний мораторий на плановые проверки. Освобождение не распространяется на проверки при осуществлении, в частности, контроля за исполнением валютного, налогового, таможенного, банковского законодательства, а также страхового надзора.

Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 246-ФЗ с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не будет проводиться ряд плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Соответствующие изменения предусмотрены в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Кто освобождается от проверок

Плановая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки. От плановых проверок освободят субъекты малого предпринимательства, к которым относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, предусмотренные положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 увеличены вдвое предельные значения выручки от реализации для отнесения экономических субъектов к категории малого и среднего предпринимательства. Таким образом, с 25 июля 2015 г. (дата вступления в силу Постановления N 702) порог выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для микропредприятий составляет 120 млн руб., для малых предприятий - 800 млн руб., для средних предприятий - 2 млрд руб.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется, если будут превышены пороговые значения выручки от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий год в течение трех календарных лет. Ранее срок для исчисления выручки с целью определить категорию предпринимательства составлял два года. Продлили этот срок до трех лет поправки, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ.
Мораторий на плановые проверки не будет распространяться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, а также сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении этих лиц плановые проверки могут проводиться два и более раз в течение трех лет.
Мораторий будет действовать на действующие и на вновь созданные фирмы и впервые зарегистрированных предпринимателей. При этом первая плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня создания фирмы (регистрации ИП).
Вместе с тем если у субъекта малого предпринимательства будет в истории привлечение к административной ответственности за совершение грубого нарушения или административное приостановление деятельности, аннулирование лицензии, то контролирующие органы могут включить его в ежегодный план проверок. При этом есть условие - с даты окончания проверки, по результатам которой было вынесено решение о привлечении к ответственности, прошло менее трех лет.

На какие проверки действует мораторий

Освобождение от плановых проверок не действует в отношении налогового контроля, а также ревизий ПФР и ФСС РФ.
Кроме того, мораторий не распространяется на проверки при осуществлении, в частности, контроля за исполнением валютного, таможенного, банковского законодательства, страхового надзора. Помимо этого плановые проверки будут проводиться в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, а также за деятельностью организаторов распространения информации в сети Интернет (п. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, в 2016 - 2018 гг. будет осуществляться Росфиннадзором в обычном порядке, в том числе посредством проведения плановых проверок (Информационное сообщение Минфина России от 15.07.2015 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии"). Кроме того, Закон N 294-ФЗ не приостанавливает проверки, которые проводятся Росприроднадзором, а также в порядке промышленной безопасности и пожарного надзора в отношении производственных объектов I и II классов опасности.
Отметим, что мораторий будет действовать в отношении плановых проверок в сфере рекламы. Субъект малого бизнеса, включенный в план проведения проверок в сфере рекламы, должен быть исключен из него по своему соответствующему заявлению. Если плановая проверка в сфере рекламы начата в отношении фирмы или ИП, такая проверка подлежит прекращению при подтверждении проверяемым лицом статуса субъекта малого предпринимательства (Письмо ФАС России от 12.08.2015 N АК/41908/15).

Когда ждать плановую проверку

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуального предпринимателя органы государственного или муниципального контроля должны уведомить не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) государственного или муниципального органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением или другим доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Отметим, что Генеральная прокуратура РФ ведет Единый реестр проверок, доступный для просмотра в сети Интернет (http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/). В данном разделе сайта Генпрокуратуры размещен сервис поиска по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок.
Кроме того, с планами проверок можно ознакомиться на сайтах Роспотребнадзора, а также Федеральной службы по труду и занятости.

Риск-ориентированный подход при государственном надзоре

Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ определено применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля. Такой подход представляет собой метод осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности проверочных мероприятий определяется отнесением деятельности юрлица, ИП, используемых ими объектов к категории риска либо классу опасности. При этом у юрлиц или ИП будет обеспечена возможность подать заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.
Законом N 246-ФЗ предусмотрено, что критерии для такого отнесения к категории риска определяются Правительством РФ, если они не установлены федеральным законом.
Соответствующие постановления Правительства РФ об определении критериев для применения риск-ориентированного подхода пока не разработаны. В частности, Распоряжением Правительства России от 05.06.2015 N 1028-р утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на период 2015 - 2020 годы. Этим Распоряжением предусмотрено, что внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда потребует разработки классификации рисков причинения вреда и выработки новых методов проведения проверочных мероприятий.
Внедрение риск-ориентированных подходов будет означать переход к системе планирования контрольно-надзорной деятельности, основанной на анализе структуры нарушений законодательства по ряду различных факторов.
Новые положения в части применения риск-ориентированного подхода вступят в силу с 1 января 2018 г. (с оговоркой, что может быть и до этой даты). Предполагается, что применение риск-ориентированного подхода позволит оптимально использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы государственного контроля.

13.10.2016 «Генеральный Директор» №10, 2016

Деятельность бизнеса контролируют 37 госорганов. О том, какие проверки запланированы в Вашей компании, узнайте на сайте proverki.gov.ru. Однако стоит помнить, что внеплановая проверка может произойти когда угодно, тем более что с 2017 года для этого появятся новые основания.

Восемь основных изменений

Уведомление о плановой проверке с 1 января 2017 года контролеры направят компании по электронной почте (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ). Но только если компания предоставит электронный адрес или укажет его в ЕГРЮЛ. Рассмотрим другие поправки.

1. Ввели мораторий на проверки.

Малый бизнес освободили от неналоговых проверок до 31 декабря 2018 года. Льгота не действует, если за последние три года:

  • компании выписывали административные штрафы за грубое нарушение законодательства;
  • приостанавливали ее деятельность или дисквалифицировали руководителя;
  • аннулировали или приостанавливали действие лицензии.

Еще мораторий не распространяется на компании из сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, экологической, радиационной и атомной безопасности, социальной сферы (ст. 8.1 и 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

2. Потребуют меньше документов.

С 1 июля 2016 года на проверках не вправе требовать разрешения, выписки из ЕГРГ1 и другие документы, которые есть в распоряжении надзорного органа. С 1 января 2017 года у компаний не вправе запрашивать документы до начала проверки (пп. 8,9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

3. Будут меньше штрафовать.

С 4 июля 2016 года малый и средний бизнес не будут штрафовать за нарушение, выявленное в ходе проверки впервые. Вместо штрафа вынесут предупреждение. Льгота не действует для ряда нарушений (Федеральный закон от 03.07.2016 № 31б-ФЗ):

  • непредставление сведений в ФАС России;
  • подделка документов и печатей;
  • недобросовестная конкуренция;
  • неповиновение сотрудникам полиции.

4. Начнут предупреждать компании.

С 1 января 2017 года надзорные органы начнут агитировать компании соблюдать обязательные требования. Например, ФАС России — по размещению рекламы, Росалкогольрегулирование — по лицензиям. Госорганы разместят на сайтах методички по соблюдению правил, проведут семинары и конференции, напечатают разъяснения в СМИ. Будут собирать информацию и обращения граждан о нарушениях со стороны бизнеса. Если обнаружат, что компания допускает нарушения, ее руководителю вынесут предупреждение. Правда, это касается компаний, которых ранее не привлекали к ответственности за нарушения (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

5. Появятся новые основания для проверки.

Законодатели утвердят «индикаторы риска нарушений обязательных требований». Если индикаторы будут отклоняться от нормативов, то это повод для внеплановой проверки. Таким индикатором, например, может быть частота поступления жалоб на действия компании. Если по данному параметру бизнес превысит определенный процент, его проверят. Еще законодатели прояснили ситуацию, когда в назначенную дату проверка срывается: директор отсутствовал, офис заперт и т. п. В этих случаях контролеры составят акт о невозможности проведения проверки. В течение трех месяцев надзорный орган вправе назначить новую плановую или внеплановую проверку (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

6. Появятся новые виды проверок — без взаимодействия с компанией.

С 1 января 2017 года появятся проверки, при которых контролеры вправе не общаться с директором и представителями компании. К таким проверкам относятся:

  • рейдовые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств;
  • обследование земельных объектов;
  • измерение параметров воздуха, вод, почвы;
  • измерение параметров функционирования сетей, средств связи, объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • контроль за распространением рекламы;
  • другие мероприятия по контролю.

По итогам проверки компании вправе выдать предупреждение о недопустимости нарушений. Вместе с тем ничто не мешает контролерам впоследствии назначить внеплановую выездную проверку (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

7. Появятся проверочные листы.

При проверке контролеры будут использовать проверочные листы, которые сами и разработают. Проверочный лист включает контрольные вопросы, ответы на которые показывают, соблюдает ли компания законы. Если контролеры будут применять проверочные листы, они обязаны приложить их к акту проверки. Добавлю, что пока проверочные листы не утверждены.

8. Начнут применять риск-ориентированный подход на проверках.

Нововведение действует С 3 сентября 2016 года (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). Компанию отнесут к определенной категории риска, и это повлияет на количество плановых проверок. Компании с низким риском освободят от плановых проверок. Каждый надзорный орган сам определяет категорию риска и класс опасности компании, исходя из того, насколько вероятны нарушения со стороны компании и насколько негативными будут последствия. При этом будут учитывать информацию о ранее проведенных проверках, назначенных штрафах. Если предприятию не присвоена категория риска, то его отнесут к самому низкому, 6-му классу опасности. Компания может узнать, какую категорию риска ей присвоили, направив запрос в надзорный орган. Информацию предоставят в течение 15 рабочих дней. Предприятие может попросить изменить категорию. Надо написать заявление и представить необходимые документы.

С 1 января 2018 года риск-ориентированный подход будут применять ко всем видам надзора. Пока его применяют:

  • Государственная противопожарная служба МЧС России;
  • Роспотребнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора;
  • Роскомнадзор.

Изменения в проверках отдельных органов

Законодатели приняли поправки, которые следует учесть, чтобы пройти проверку. Напомню, что любой контрольно-надзорный орган вправе назначить внеплановую проверку при следующих нарушениях:

  • неисполнение ранее выданного предписания;
  • жалоба физлица или компании (работника, конкурента, недовольного клиента);
  • угроза жизни и здоровью людей и окружающей среде;
  • грубое нарушение законодательства.

1. Государственная противопожарная служба МЧС России

Служба проверяет соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и строениях, принадлежащих компании на праве собственности или аренды. Периодичность проверок:

  • через три года с даты ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства;

Изменения-2016. С 16 апреля 2016 года на эвакуационных путях и аварийных выходах запрещается устанавливать устройства, препятствующие эвакуации людей. Это раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Кроме того, это вращающиеся двери и турникеты (постановление Правительства РФ от 06.04.2016 № 275).

За нарушение требования директора оштрафуют на 15-20 тыс. руб., а компанию — на 150- 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ). С 3 сентября 2016 года пожарный надзор начал применять риск-ориентированный подход (за основу они возьмут классы пожарной опасности). Компании с высоким риском проверят раз в 3 года, со значительным риском — раз в 4 года, со средним риском — раз в 7 лет, с умеренным риском — раз в 10 лет. Компании с низким риском проверке не подлежат (п. 21 постановления Правительства РФ от 12.04.2012 № 290).

Как подготовиться. Проверьте главные и запасные выходы из офисов, торговых залов, производственных помещений, складов. Эвакуационными являются выходы на улицу, выходы из кабинетов в коридор, на лестницу, переходы в смежную секцию здания и т. п. Если в помещении находится 50 и более человек, должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

2. Федеральная служба по труду и занятости

Роструд проверяет оформление трудовых отношений, выплату зарплаты, соблюдение гарантий работников. Периодичность проверок:

  • через три года с даты государственной регистрации компании;
  • через три года с даты последней проверки.

Изменения-2016. Налоговики организовали горячую линию для жалоб работников на «серую» зарплату. Осенью начнут вести пропаганду среди сотрудников российских компаний. Еще контролеры проводят комиссии с участием инспекторов Роструда. А поводов для проверок стало больше. Так, с 3 октября задержка и неполная выплата зарплаты обойдется директору в 10-20 тыс. руб. вместо 1-5 тыс. руб. За повторное нарушение директора дисквалифицируют на 1-3 года (п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). Пени за просрочку выплат посчитают исходя из 1/150 ключевой ставки вместо 1/300 (ст. 236 ТК РФ). Еще стоит помнить, что 1 июля 2016 года МРОТ повысили с 6204 до 7500 руб.

Как подготовиться. Проверьте, не ниже ли новых лимитов зарплата Ваших сотрудников. Оклады должны быть увеличены с 1 июля 2016 года. Уточните у директора по персоналу, в какие даты Ваша компания платит зарплату. С 3 октября 2016 года платить нужно в течение 15 дней после окончания месяца. Поручите отделу кадров привести трудовые договоры в со-ответствие с новыми нормами.

3. Лицензирующие органы

Проверку проводит орган, который выдал лицензию. Так, это могут быть Росалкогольрегулирование, Роскомнадзор, Ростехнадзор, Минстрой и т. д. Периодичность проверок:

  • через год после получения или переоформления лицензии;
  • через три года с даты предыдущей проверки.

Изменения-2016. С 3 августа 2016 года появился новый вид лицензии на алкоголь. Производство вина и шампанского в России обойдется в 65 тыс. руб., лицензия на остальной алкоголь по-прежнему стоит 800 тыс. руб. В Госдуму внесен законопроект об увеличении штрафа за деятельность без лицензии. Для директора он вырастет в 10 раз: с 4-5 тыс. до 40-50 тыс. руб.

С 31 января 2017 года появится новый вид проверок. Это контроль за использованием технологического оборудования для производства этилового спирта.

Как подготовиться. Проверьте срок действия лицензии. Убедитесь, что на момент оплаты госпошлины налоги были уплачены. Если у компании есть долги по налогам, то в продлении лицензии откажут, госпошлину не вернут. Если было предписание — исполните его.

4. Роспотребнадзор

Служба контролирует, соблюдает ли компания санитарно-эпидемиологические требования, правила торговли и права потребителей. Периодичность проверок:

  • два и более раза в год — для компаний сферы здравоохранения и социальных услуг;
  • раз в три года — для остальных организаций.

Изменения-2016. С 1 января 2017 года Роспотребнадзор будет проводить контрольные закупки. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц...» дополнили статьей 16.1 «Контрольная закупка». Контролеры организуют искусственную сделку по приобретению товаров, работ или услуг. Предупреждать о проверке компанию не будут. Сделку зафиксируют на фото- и видеокамеру или привлекут двух свидетелей. По окончании мероприятия составят акт, один экземпляр отдадут директору. Информацию о закупке занесут в единый реестр проверки. За выявленные нарушения компанию и директора оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ст. 14.4-14.8 КоАП РФ).

Второе нововведение касается жалоб потребителей. Внеплановая проверка компании по жалобе потребителя будет возможна, если выполнены два условия. Клиент, чьи права нарушили:

  • обратился с жалобой к самой компании, но там его требования проигнорировали;
  • в жалобе Роспотребнадзору указал все свои данные (анонимную жалобу госорган рассматривать не будет).

Как подготовиться. Проверьте, соответствует ли Ваша продукция санитарным нормам, в порядке ли разрешительные документы. Удостоверьтесь, что в описании товара есть сведения об изготовителе: фирменное наименование, адрес, режим работы. В договоре с покупателем не должно быть «навязывающих» условий. Например, когда при покупке услуги нужно за что-то доплатить или приобрести дополнительный товар. Проведите работу со службой, которая отвечает на жалобы клиентов. Поручите им реагировать на все письма покупателей. Объясните, что в противном случае в компанию могут прийти проверяющие, что, вероятно, обернется штрафами. Введите для сервисных сотрудников соответствующий KPI.

5. Ростехнадзор

Надзорный орган проверяет строительные и промышленные объекты на соблюдение требований экологической, технологической и атомной безопасности. Периодичность проверок:

  • раз в год — для владельцев объектов I и II классов опасности;
  • раз в три года — для владельцев объектов III класса опасности;
  • по окончании строительства — для застройщиков.

Изменения-2016. С 1 января 2016 года на производственных объектах I и II классов опасности не могут работать сотрудники по договору заемного труда (приказ Минтруда России № 858н и Ростехнадзора № 455 от 11.11.2015). С 1 сентября 2016 года к опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства, а также сети газораспределения и газопотребления, которые работают под сниженным давлением (Федеральный закон от 02.Об.2016 № 170-ФЗ). С 6 сентября 2016 года перечень опасных объектов дополнили пассажирскими конвейерами (движущиеся пешеходные дорожки). Владельцы опасных объектов, оборудованных системами видеонаблюдения, обязаны хранить видео- и фотоматериалы. А в случае аварии — пе-редать их комиссии по техрасследованию.

Как подготовиться. Проверьте проектную, разрешительную документацию. Ростехнадзор регулярно обновляет требования к промышленным и строительным объектам. Поручите сотрудникам отслеживать изменения. Обеспечьте хранение фото- и видеоматериалов.

Как оттянуть время, если к Вам внезапно нагрянули с проверкой

  1. Попросите проверяющих предъявить служебные удостоверения.
  2. Перепишите все данные из удостоверений.
  3. Поручите охране задержать проверяющих и попросить их собственноручно зафиксировать дату, время, цель и основание своего визита.
  4. Поинтересуйтесь, не устали ли контролеры с дороги, предложите им чай, кофе.
  5. Потребуйте копию приказа руководителя надзорного органа о назначении проверки.
  6. Попросите контролеров ознакомить Вас с административным регламентом проведения проверок, внимательно изучите его.
  7. Попросите номер телефона начальника надзорного органа. Позвоните ему, чтобы выяснить, действительно ли этих инспекторов направили в Вашу организацию.