Налоги уплачиваемые малым бизнесом. Налогообложение малого бизнеса. Системы налогообложения в России

Искушенные бизнесмены прекрасно знают, что оптимизация налогообложения - это залог успеха собственного дела. Прежде чем с головой окунуться в раскрутку проекта, необходимо провести тщательный анализ требований законодательства и выбрать вид налогов малого бизнеса, который позволит продержаться на плаву.

Что гласит Налоговый кодекс

Основной правовой документ про налоги на малый бизнес законодательно устанавливает 5 режимов для «малышей»:

  1. Единый налог на вмененный доход.
  2. Патентная система налогообложения.
  3. Упрощенная система налогообложения.
  4. Единый сельскохозяйственный налог.
  5. Общая система налогообложения.

Принадлежность к числу субъектов малого предпринимательства определяется численностью официальных работников и суммой годового дохода. Некоммерческие организации не могут принадлежать к данной категории.

Доступные преференции

Снижение налогов малому бизнесу - одно из преимуществ, которые государство предоставляет небольшим бизнес-проектам.

  1. Налоговые льготы . Индивидуальные предприниматели, прошедшие впервые государственную регистрацию, вправе воспользоваться налоговыми каникулами. На протяжении двух лет новоиспеченные бизнесмены исчисляют налоги по нулевой ставке. Привилегии на ведение малого бизнеса без налогов имеют ИП на налоговом режиме ПСН или УСН, избравшие регламентированные законодательством виды деятельности.
  2. Финансовые льготы . Согласно Федеральной программе, которая действует до 2020 года, предприниматели получают поддержку от государства в виде грантов или субсидий. Частичный возврат средств предусмотрен за участие в выставках и конгрессах, а также по кредитным и лизинговым договорам.
  3. Административные льготы . Законодательство предусматривает упрощенное ведение бухгалтерского учета, послабление кассовой дисциплины, право не использовать кассовые аппараты. На период с 2016 по 2018 год установлено ограничение на проведение проверок. Местные и региональные власти вводят льготные условия сроком на 5 лет по договорам аренды помещений. В дальнейшем субъект получает приоритет при выкупе данного имущества.

В 2016 году законодательство предоставило право региональным властям снизить налоговые ставки:

  • УСН: с 15% до 7,5%;
  • ЕНВД: с 6% до 1%.

Единственными условиями для такого налогового послабления являются регистрация бизнеса на территории региона, официальное трудоустройство граждан.

Государственным предприятиям установлена 15% квота на проведение госзакупок у малого предпринимательства. Государство также предоставляет «малышам» дополнительные гарантии при получении банковского займа.

Увеличение отчислений

Начинающим бизнесменам следует помнить, что налоги - непостоянная величина. Администрирование и сумма отчислений в казну может периодически меняться.

Так, с начала 2018 года приказом Минэкономразвития закреплено повышение на 3,9% ставки ЕНВД, которую обычно выбирают сервисы в сфере быта, а также рестораны, кафе, магазины. Увеличение налогов малого бизнеса произошло за счет роста коэффициента-дефлятора, который не пересматривался с 2015 года.

Предпринимателям стоит помнить, что выбор любой системы налогообложения не снимает с них функций налогового агента по отношению к работникам. Налоги и страховые взносы должны перечисляться в бюджет в полном объеме.

Государство старается облегчить открытие бизнеса начинающим предпринимателям. Но, если перипетии закона касательно налогов малого бизнеса пугают, то желательно обратиться за помощью к опытному бухгалтеру или финансовому консультанту.

1 . Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

В промышленности - 100 человек;

В строительстве - 100 человек;

На транспорте - 100 человек;

В сельском хозяйстве - 60 человек;

В научно-технической сфере - 60 человек;

В оптовой торговле - 50 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица» .

В зарубежных странах критерии определения малого предприятия различны:

1) Великобритания - малое предприятие должно соответствовать двум из трех следующих критериев:

Оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

Активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

Средняя численность занятых до 50 чел. (применяются также более конкретные отраслевые показатели, оборота (а в грузоперевозках - количество автомобилей) .

Германия - официальное определение малого предприятия отсутствует,

Обычно малое и среднее предприятие:

Не более 500 занятых;

Не свыше 50 млн. ЭКЮ годового оборота.

Европейское Сообщество (ЕС)

Количество занятых до 50 чел.;

Годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

Сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

Количество занятых менее 300 чел.;

Капитал не более 9,5 млн. ЭКЮ;

Предприятие не является дочерним и не входит в группу. (Для ремесленных предприятий - частная фирма с числом занятости не более 20 чел.)

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала .

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов). Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

Некомпетентность;

Несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

Нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта.

Другими причинами банкротств малых фирм являются:

Запущенность бизнеса;

Плохое здоровье или вредные привычки;

Катастрофы, пожары, воровство;

Мошенничество.

По данным, приведенным фирмой «Дан энд Брэдст-рит», коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23 - конкуренция, в 16 - слишком большие эксплуатационные расходы .

Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудности в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны с их неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время, не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Малое предпринимательство можно рассматривать как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

Таким образом, малый бизнес имеет определенную специфику, а его эффективное функционирование требует поддержки, в первую очередь, со стороны государства.

2. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

На современном этапе экономического развития многие малые предприятия сталкиваются с множеством проблем, именно в области налогообложения, в частности одной из таких актуальнейших проблем для малого предприятия является проблема исчисления и уплаты НДС.

Многие малые предприятия и индивидуальные предприниматели в течение семи последних лет работали в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

В 2002 г. Федеральным законом от 24.07.02 г. № 104-ФЗ Закон № 222-ФЗ признан утратившим силу, а Налоговый Кодекс Российской Федерации дополнен главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения», которая вступила в силу с 1 января 2003 года.

Положения главы 26.2 НК РФ, без сомнения, содержат ряд привлекательных для налогоплательщиков норм, однако не снимают многих проблем, в частности проблему исчисления и уплаты НДС.

Обязанность налогоплательщика по уплате НДС возникает в момент перехода права собственности на товары, работы, услуги. Если говорить о двух применяемых методах исчисления НДС, то по правилам ст. 167 НК РФ они относятся к моменту определения налоговой базы, то есть когда надо платить налог по уже возникшим обязательствам. В данном случае в отношении НДС не имеет значения, применяла организация по исчислению налога на прибыль кассовый метод или метод начисления. Отгрузив товары (работы, услуги), организация по правилам бухгалтерского учета отразила данную операцию в отчетности, определив в учетных регистрах свои доходы, расходы и НДС, подлежащий уплате в бюджет, выписала товаросопроводительные документы (акты, накладные) и выставила покупателю счет-фактуру .

Выбирая для малого бизнеса наилучшее налогообложения нелегко запутаться в имеющихся системах. В зависимости от вида деятельности, его размаха и распространенности в других регионах России предпринимателю может подойти та или система налогообложения:
- налогообложение единого налога на вмененный доход (ЕНВД );
- налогообложение с упрощенной системой с 15% обложением прибыли (УСН15);
- налогообложение с упрощенной системой с 6% обложением дохода (УСН6).
Все эти системы предусмотрены законодательством России для облегчения ведения малой предпринимательской деятельности для граждан РФ. При составлении предпринимателем бизнес-плана желательно рассмотреть нюансы всех этих систем самостоятельно или при содействии специалиста для выбора наиболее оптимальной. Некоторые их особенности рассмотрены в данной статье.

При несоответствии каких-либо требований упрощенных систем к предприятию они облагаются одной из стандартных систем по сбору налогов:
- налогообложение без необходимости регистрации плательщика НДС (ТСН-НДС);
- налогообложение с обязательной регистрацией плательщика НДС (ТСН +НДС).
Уплата налогов по системе ТСН не предусматривает щадящее отношение к малому бизнесу, заставляя его конкурировать со всеми игроками рынка. Подробнее о традиционной системе налогообложения можно почитать в конце статьи.

УСН.
Применив УСН индивидуальный предприниматель, при соблюдении некоторых условий, освобождается от уплаты НДС, налогов, облагающих имущество физ. лиц, а также от уплаты НДФЛ . Организации, применившие УСН , более не облагаются налогом на прибыль, имущество и НДС. Такая форма налогообложения позволяет малому бизнесу освободиться от ОСН (общая система налогообложения), ставки которой выше упрощенной системы.

В связи с изменениями, внесенными законодательством в 2013 году, система налогообложения на упрощенной основе может стать более лучшей системой налогообложения для малого бизнеса. Взнос налогов по УСН6 ограничивается уплатой стоимости самого патента и составляет 6% от предполагаемого годового дохода работы предприятия. Удобно УСН тем, что срок его действия может быть как коротким (1 месяц), так и длительным (1 год), позволяя предпринимателю выбрать оптимальный период его использования для своего бизнеса.

Система сбора налогов УСН6 будет выгодна тем бизнес учреждениям, область которых распространяется, к примеру, на предоставление услуг. Расходы таких предприятий в большей степени будут зависеть от величины зарплат сотрудников и отчислений по зарплатным налогам.

УСН15 может оказаться оптимальной, если прибыль от деятельности предприятия планируется не высокой или вовсе стоит под вопросом. Оплачивая лишь налог на прибыль, предприниматель может не беспокоиться о том, что загонит свою компанию в еще больший минус при отрицательных показателях прибыльности за отчетный период при использовании УСН6. Тем не менее, использование УСН15 влечет за собой тщательное ведение бухгалтерской документации в области расходов предприятия, выступающие в качестве доказательной базы для налоговых инспекторов.

Использовать упрощенную систему может далеко не каждое малое предприятие. Список организаций, которым запрещено применение УСН исчисляется несколькими десятками, среди них:
- инвестиционные фонды, банки, ломбарды;
- нотариусы, адвокаты;
- предприятия по добыче полезных ископаемых;
- негосударственные пенсионные фонды;
- иностранные организации;
- бюджетные учреждения.

Применить УСН можно на основе имеющегося у предпринимателя патента, выданного налоговым органом. В списке допустимых к упрощенному налогообложения видов деятельности присутствует более 50 производственных работ и услуг, тесно связанных с жизнеобеспечением и жизнедеятельностью граждан.

ЕНВД .
В 2013 году малого предпринимательства коснулись некоторые изменения системы налогообложенияЕНВД . Теперь она не обязательна даже в тех регионах, в которых режим ЕНВД введен, то есть переход на нее стал добровольным. Порядок расчета вмененного налога также претерпел изменений - расчет налога будет проводится не за полный календарный месяц, а только с даты постановки предприятия на учет. Также, среди важных изменений в 2013 году относительно ЕНВД можно отметить использование не среднесписочной, а средней численности рабочих для расчета их предельного количества (общее число рабочих в рамках действия этой системы не должно превышать сотни человек).

Список предприятий, которые могут применять ЕНВД , ограничен Федеральным законодательством. Среди них наличествуют фирмы, предоставляющие различные услуги (автотранспортные, временного проживания, общественного питания, ремонта и техобслуживания автотранспорта и др.), а также ведущие торговую деятельность. Налоговая ставка по ЕНВД задается налоговым кодексом, которая на 2010 год составила 15%. Периодом отчетности для ЕНВД принят квартал, а сама налоговая база определяется как базовой доходностью и значением физического показателя, так и специальным коэффициентом-дефлятором, который может разниться от значения 0,005 до 1 и задается федеральным законодательством.

ТСН +-НДС.
Традиционная система налогообложения предусматривает уплаты следующих налогов и пошлин:
- единый социальный налог;
- НДС;
- таможенная пошлина;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- налог на прибыль;
- платежи за пользование в деятельности предприятия объектами биологических ресурсов, а также объектами животного мира;
- налог, взымаемый за добычу полезных ископаемых;
- акцизы;
- транспортный налог;
- налог на имущество организации;
- другие пошлины и налоги.
Все эти налоги обязаны выплачивать предприятия, применяющие ТСН . Вместе с тем они должны вести соответствующую документацию и проводить соответствующие бухгалтерские расчеты.

Таким образом, лучшего налогообложения для своего малого бизнеса можно достичь путем анализа деятельности собственного предприятия. При этом следует учитывать налогообложения по различным системам не только на текущий момент, но и в расчете на будущие подотчетные периоды деятельности предприятия.




Налогообложение Гусарова Юлия Интернет-бухгалтерия «Моё дело» - налогообложение предприятий малого бизнеса в 2018 году.

Льготное налогообложение малого бизнеса является приоритетным направлением государственной поддержки. В настоящее время в России основными налоговыми режимами для субъектов малого бизнеса являются: единый налог на вменённый доход (ЕНВД), упрощённая система налогообложения (УСН), (ПСН).

Патентная система налогообложения

Плательщиками ПСН могут быть только индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям, предусмотренным гл. 26.5 Налогового кодекса РФ, и добровольно перешли на данный спецрежим. В частности, плательщик ПСН должен соответствовать следующим требованиям:

  • вести деятельность на территории субъекта РФ, где региональным законом введена ПСН по соответствующему виду деятельности;
  • заниматься (планировать заниматься) одним из видов деятельности, облагаемых ПСН (с учетом особенностей по ним). При этом субъекты РФ вправе расширить перечень этих видов деятельности, дополнив его иными бытовыми услугами;
  • получить соответствующий патент в субъекте РФ, в котором намерен вести деятельность в рамках данного спецрежима, а при ведении деятельности в нескольких субъектах РФ - получить патент в каждом из них;
  • вести деятельность самостоятельно или с привлечением наемных работников, средняя численность которых за налоговый период (период действия патента) не превышает 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности;
  • вести деятельность за рамками договора простого товарищества и (или) договора доверительного управления имуществом.

Применение ПСН освобождает ИП от уплаты следующих налогов:

  • НДФЛ;
  • налога на имущество физических лиц. Исключение - объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости;
  • торгового сбора.

Все остальные налоги (сборы) при возникновении соответствующих объектов налогообложения плательщики на ПСН рассчитывают и уплачивают в бюджет в общем порядке (например, транспортный налог, земельный налог.)

Кроме того, применение ПСН не освобождает индивидуального предпринимателя от обязанностей налогового агента (например, по НДФЛ) и обязанности по уплате страховых взносов.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям, предъявляемым гл. 26.3 Налогового кодекса РФ, и добровольно перешли на уплату ЕНВД.

Действуют следующие общие требования для организаций и индивидуальных предпринимателей, решивших применять ЕНВД:

  • на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором организация (индивидуальный предприниматель) находится или ведет свою деятельность, введен спецрежим в виде ЕНВД;
  • организация (индивидуальный предприниматель) занимается деятельностью, в отношении которой может уплачиваться ЕНВД (перечень таких видов деятельности приведен в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ);
  • деятельность, подпадающая под ЕНВД, ведется за рамками договора простого товарищества (договора доверительного управления имуществом);
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превысила 100 человек;
  • организация не является крупнейшим налогоплательщиком;
  • доля участия в организации других организаций на конец налогового периода не превышает 25 процентов;
  • в отношении вида деятельности, подпадающего под ЕНВД, на территории соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) не установлен торговый сбор.

Применение ЕНВД освобождает от уплаты следующих налогов:

  • налога на прибыль, НДФЛ с деятельности;
  • НДС, за исключением импорта товаров и выставление контрагенту счета-фактуры с выделенной суммой налога;
  • торгового сбора.

Все остальные налоги (сборы) при возникновении соответствующих объектов налогообложения плательщики ЕНВД рассчитывают и уплачивают в бюджет в общем порядке (например, транспортный налог, земельный налог.)

Кроме того, применение ЕНВД не освобождает от обязанностей налогового агента (например, по НДФЛ) и обязанности по уплате страховых взносов.

Упрощённая система налогообложения (УСН)

Плательщиками УСН являются организации и индивидуальные предприниматели, которые перешли на этот спецрежим и соответствуют определенным ограничениям.

Так, для организаций при переходе на УСН существуют следующие ограничения:

  • размер полученных доходов за девять месяцев текущего года (года, в котором организация подает в налоговую инспекцию уведомление о переходе на УСН) не должен превышать предельного размера доходов. Например, для подачи в 2018 году уведомления о переходе на УСН с 2019 года предельная величина дохода составляет 112,5 млн. руб. за девять месяцев 2018 года;
  • остаточная стоимость основных средств по состоянию на 1 октября текущего года (года, в котором организация подает в налоговую инспекцию уведомление о переходе на УСН), определяемая по данным бухучета, не должна превышать 150 млн руб.

Исключения: ограничение по доходам не распространяется:

  • на организации, применяющие только спецрежим в виде ЕНВД;
  • перечисленные выше ограничения не касаются вновь созданных организаций.

Кроме того, не вправе перейти на УСН организации, перечисленные в п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. В частности, это:

  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности (банки, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д.) или имеющие определенный статус (казенные и бюджетные учреждения, иностранные организации);
  • организации с долей участия других организаций более 25 процентов;
  • организации, перешедшие на уплату ЕСХН;
  • организации, имеющие филиалы.

В отличие от организаций индивидуальные предприниматели могут переходить на УСН независимо от размера полученных доходов и остаточной стоимости основных средств.

Не вправе перейти на УСН следующие индивидуальные предприниматели:

  • занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);
  • перешедшие на уплату ЕСХН.

Однако после перехода на УСН индивидуальные предприниматели, как и организации, если они не хотят потерять право на применение УСН, наряду с соблюдением вышеуказанных требований должны соблюдать другие ограничения.

Применение УСН освобождает от уплаты следующих налогов:

  • налога на прибыль, НДФЛ с деятельности (за рядом исключений);
  • налога на имущество. Исключение - объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости;
  • НДС, за исключением, в частности, импорта товаров и выставление контрагенту счета-фактуры с выделенной суммой налога.

Все остальные налоги (сборы) при возникновении соответствующих объектов налогообложения плательщики на УСН рассчитывают и уплачивают в бюджет в общем порядке (например, транспортный налог, земельный налог.)

Кроме того, применение УСН не освобождает от обязанностей налогового агента (например, по НДФЛ) и обязанности по уплате страховых взносов.

С 2018 года власти планируют повысить единый налог на вмененный доход, который зачастую применяется малым бизнесом. Налог, рост которого заморожен уже два года, решили проиндексировать по инфляции

Фото: Владимир Горовых / РИА Новости

Единый налог на вмененный доход в 2018 году увеличится на 3,9%, следует из проекта Минэкономразвития, опубликованного на портале проектов нормативно-правовых актов. Это произойдет за счет повышения соответствующего коэффициента-дефлятора с 1,798 до 1,868. Инфляция по итогам 2017 года составит 3,2%, в 2018-м — 4%, прогнозирует Минэкономразвития.

Повышение в соответствии с инфляцией выглядит справедливым, рассуждает эксперт сервиса для предпринимателей компании «СКБ Контур» Павел Орловский. Рост всего на 4% «не может не радовать», добавляет он.

Режим ЕНВД, который для малых предприятий является альтернативой почти всем налогам, разрешается использовать в нескольких отраслях, в частности в розничной торговле, общественном питании, оказании бытовых услуг и т.д. За налоговую базу берут вмененный доход, который рассчитывается как базовая доходность конкретного вида деятельности, умноженная на число работников или площадь помещения и еще на два коэффициента (этот доход государство «вменяет», то есть он не зависит от фактической доходности конкретного бизнеса). Первый коэффициент — повышающий коэффициент-дефлятор, который и устанавливает Минэкономразвития. Второй — понижающий, его утверждает руководство муниципалитетов. Ставка налога по этому вмененному доходу составляет 15%.

Налог на вмененный доход — один из самых популярных и удачных налоговых режимов для малого бизнеса, отмечает зампред комитета «Опоры России» по налогам Сергей Зеленов. Любое повышение по нему чувствительно, потому что покупательная способность достаточно сильно упала по сравнению с той, что была несколько лет назад, говорит он. Но рост на 4% вполне приемлем как альтернатива отмене режима ЕНВД или сокращению видов деятельности, по отношению к которым он применяется, добавляет эксперт. «Я не думаю, что такое увеличение всерьез повлияет на способность предпринимателей выплачивать этот налог», — констатирует он. Пополнения от ЕНВД будут ощутимы для местных бюджетов, полагает Зеленов.

ЕНВД зачисляется в бюджеты муниципалитетов. В январе—сентябре 2017 года, по данным Федерального казначейства, доходы от этого налога составили 51,2 млрд руб. На режиме ЕНВД работают 2,03 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (отчет ФНС на начало 2017 года). Их число при этом сокращается — еще годом ранее ЕНВД предпочитали 2,09 млн малых предприятий и ИП.

Коэффициент-дефлятор для ЕНВД, который ранее стабильно рос каждый год, был впервые заморожен при подготовке бюджета на 2016 год. Тогда его изначально на 16%, но решение пересмотрели: глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров внес законопроект о заморозке, отметив, что запланированный рост значительно превышает прогноз по инфляции. Затем с ним согласился и Минфин с Минэкономразвития — коэффициент на прежнем уровне, что позволило сократить нагрузку на бизнес по ЕНВД на 14 млрд руб.

Похожим образом развивались события и в прошлом году. Тогда Минфин предложение по росту дефлятора на 5,2%: это означало бы, что в 2017 году малый бизнес заплатит в бюджет на 4 млрд руб. больше, говорил в интервью Reuters Алексей Улюкаев, в то время занимавший пост министра экономического развития: «И никаких обоснований. То есть предлагается, чтобы заплатили больше, при этом непонятно, останутся ли плательщики этого налога в белом секторе или уйдут в тень?» Но у премьер-министра Дмитрия Медведева все-таки договорились о том, чтобы оставить ЕНВД на прежнем уровне, объяснял Улюкаев. Таким образом, заморозка продлилась еще на один год.

В какой-то мере рост ЕНВД скажется на микробизнесе, но не стоит ждать волны массовых протестов предпринимателей, рассуждает директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. Такое медленное повышение связано в том числе и с грядущими выборами президента, добавляет он: «Никто не будет создавать точки социального напряжения, в том числе в бизнес-среде». Но после выборов налоги вырастут сильнее, считает Миронов.

Минфин не ответил на запрос РБК. Представитель Минэкономразвития сообщил, что дефлятор рассчитан в соответствии с Налоговым кодексом (он предусматривает индексацию коэффициента по инфляции в предшествующем году). РБК направил вопросы главе бюджетного комитета Макарову, но не получил ответа.

Другие налоги

Минэкономразвития предлагает изменить коэффициенты-дефляторы не только применительно к ЕНВД, но и в отношении других налоговых режимов малого бизнеса — торгового сбора, упрощенной и патентной систем налогообложения. Все они увеличиваются примерно на 4%, отмечает Орловский. Что касается упрощенной системы, нынешнее повышение не повлияет на предельную величину дохода, при которой допускается использование упрощенки, поясняет он. Этот показатель заморожен до 2020 года, напоминает эксперт (112,5 млн руб. за девять месяцев года, предшествующего переходу на УСН, для перехода на этот режим и 150 млн руб. по итогам года для действующих плательщиков УСН).

Рост по патентной системе влияет на максимальный размер потенциального дохода по патенту, который могут установить региональные власти, говорит Орловский. То есть повышение коэффициента «не равно увеличению стоимости патента», у регионов пока лишь появляется такая возможность, решение остается за властями субъектов, добавляет он. Похожая ситуация и с торговым сбором, который действует в городах федерального значения: Москве, например, придется менять соответствующий закон, чтобы дефлятор повлиял на конечный размер сбора. Впрочем, это маловероятно, полагает Орловский. Совершенствование механизма обложения торговым сбором — одно из главных направлений налоговой политики Москвы в следующую трехлетку, сказано в пояснительной записке к проекту столичного бюджета.