Что входит в анамнез жизни. Анамнез жизни больного, его основное предназначение и план составления. Заполнение медицинской документации

Что такое анамнез в медицине, знают все, кто сталкивался с различными видами аллергических реакций. Сбор анамнеза пациента необходим для диагностики заболевания. Это один из самых важных этапов при назначении лечения в медицине. От того, настолько полные сведения удастся собрать врачу, будет зависеть успех терапии. Вся аллергодиагностика строится в первую очередь на получении полного объема информации о жизни и наследственности больного.

Что это такое анамнез в медицине: определение, значение слова

Понятие анамнез означает совокупность сведений, которые получаются через опрос пациента во время медицинского обследования. Сведения о жизни и заболевании собираются не только у больного, но и у его родственников.

В анамнез входят все сведения о перенесенных операциях, хронических заболеваниях, наследственности, а также возможных аллергических реакциях.

Сбор анамнеза относится к основному методу диагностики, который применяется во всех отраслях медицины. При определенных заболеваниях после сбора анамнеза дополнительное обследование не требуется.

Виды сбора информации у взрослых и детей

Сведения о пациенте врач начинает собирать при первом же обращении. Вся информация фиксируется в карточке пациента или истории болезни. Сбор информации, используемый для постановки диагноза, разделяются на несколько видов.

Анамнез болезни (Морби)

Сбор информации всегда начинается с истории болезни. Врач получает сведения при поступлении в стационар или обращении больного в поликлинику. Анамнез Морби проводится по определенной схеме. Для того чтобы поставить предварительный диагноз, врачу необходимо получить следующие данные:

  1. Личные данные пациента, его ФИО, адрес проживания, телефон.
  2. Время появления первых симптомов патологии. Это может быть длиться от нескольких часов, до нескольких лет при хронической стадии заболевания.
  3. Как начали проявляться симптомы: постепенно или остро.
  4. С какими факторами или событиями в жизни человека связаны первые проявления болезни.
  5. Что предпринимал пациент, обращался ли ранее к врачу, принимал ли медикаменты.

Если пациент поступил в стационар, в заключении указывается каким образом он был доставлен, и в какое время.

Акушерский (гинекологический)

Акушерский анамнез играет большую роль для беременных женщин, а также в случаях с заболеваниями детей. Врач собирает информацию о том, как протекала беременность, с какими осложнениями сталкивалась женщина в процессе вынашивания ребенка. Часто в течение беременности могут быть диагностированы скрытые хронические заболевания.

Аллергологический

Аллергологический анамнез – важный момент диагностики, который позволяет получить информацию о причине развития аллергического заболевания. Врачом определяется наличие аллергических реакций у самого больного и у его родственников.

В процессе сбора информации аллерголог выявляет аллерген, а также реакцию, которая возникает у пациента при столкновении с ним. Кроме того, врачу необходимо уточнить информацию о наличии аллергической реакции на медикаментозные препараты.

Анамнез характера питания больного

Выявить нарушение в питании пациента важно не только диетологам, но и врачам других специализаций. При сборе пищевого анамнеза уточняются следующие факторы:

  1. Особенности питания больного до момента начала развития патологии.
  2. Колебания в весе, резкое снижение или надбавка.
  3. Переносимость отдельных категорий продуктов.

В случаях с аллергическими заболеваниями чаще всего больной ведет дневник питания. На его основе подводятся результаты.

Эпидемиологический

Эпидемиологический анамнез – это сбор данных о пациенте и коллективе, в котором он находился до момента возникновения заболевания. А также выясняется информация о возможной зоне нахождения человека, где может быть эпидемия.

Получение таких сведений позволяет точно установить источник инфицирования, поможет предотвратить дальнейшее распространение болезни.

Получать эпидемиологический анамнез необходимо с установления даты заражения. Если ее определить невозможно, врач пытается восстановить ход событий, чтобы узнать время приблизительно.

Часто возникает необходимость в установлении с какими животными, насекомыми контактировал больной, были ли укусы.

Генеалогический

Генеалогический анамнез еще носит название семейный. При сборе информации врач выясняет наследственную предрасположенность, хронические заболевания близких родственников, причины смерти уже умерших.

Уточняются сведения, есть ли признаки предполагаемого заболевания у родителей или братьев с сестрами.

Анамнез жизни (вита)

Анамнез вита – это сбор сведений о жизни больного, которые имеют значение для диагностирования заболевания. В первую очередь устанавливается место рождения. Это необходимо, так как многие заболевания связаны с местностью. Кроме того, для получения диагноза необходимо уточнить:

  1. Возраст родителей пациента на момент его рождения.
  2. Как протекала беременность.
  3. Процесс родов, были ли осложнения. Какое вскармливание получал пациент в грудном возрасте.
  4. Общие условия жизни ребенка.
  5. Перенесенные заболевания в детстве, как инфекционные, так и частые простудные.
  6. Сведения о месте работы, связана ли она с вредным производством.

Собирая семейный анамнез и анамнез жизни, очень важно определить не только наличие заболевания, но и возможную предрасположенность.

Социальный

Под таким видом сбора информации понимается получение сведений об условиях и месте проживания больного. Важным моментом является наличие вредных привычек, какой образ жизни ведет пациент, активный или пассивный.

Отягощенный анамнез: что это значит?

В первую очередь на осмотре врач уточняет, есть ли подобные аллергические реакции у родственников пациента. Если такие проявления в семье отсутствуют, это означает, что анамнез не отягощен.

Если генетическая предрасположенность отсутствует, это говорит о том, что аллергическая реакция может возникнуть из-за:

  1. Смены условий работы и проживания.
  2. В определенные времена года, например, летом на цветение.

Очень часто семейный анамнез отягощен аллергическими реакциями. В таком случае врачам легче поставить диагноз и назначить лечение.

Алгоритм сбора краткого и общего сообщения: что в себя включает?

Сбор анамнеза является неотъемлемой частью диагностирования заболевания. Информация может собираться как общая, так и краткая. Чаще всего краткий анамнез получают врачи скорой помощи, чтобы оказать неотложную помощь пациенту.

При поступлении больного в стационар или обращении в поликлинику у него собирается общий анамнез. Существует определенный алгоритм, по которому пациенту или его родственникам задаются вопросы:

  1. Данные о больном.
  2. Симптомы проявления патологии.
  3. Ощущения пациента, жалобы.
  4. Особенности жизни пациента, они необходимы для выяснения причины возникновения заболевания.
  5. Семейные отягощенности, есть ли признаки заболевания у близких родственников.
  6. Сбор данных по анамнезу вите, условия, в которых рос больной, его образование, место работы.
  7. Социальное положение и условия жизни проживания больного в настоящий период времени.
  8. Перенесенные ранее медицинские операции, тяжелые заболевания.
  9. Наличие психических патологий.
  10. Характеристика личности самого пациента, особенность его образа жизни, вредные привычки.

Сбор общего анамнеза позволяет более точно поставить диагноз с учетом возможных осложнений.

Сбор анамнез имеет значение не только в медицинском плане. Для успешного хода лечения очень важен психологический настрой пациента и его расположенность к лечащему врачу. Грамотно установленные доверительные отношения между пациентом и врачом сыграют решающую роль в лечении.

Для диагностирования заболевания важно не только наличие анализов и первичный осмотр. Важную роль в этом процессе играют психоэмоциональные факторы, наличие сопутствующих заболеваний, которые могут привести к осложнениям.

В ходе подробного опроса пациента специалист сможет создать общую картину проблемы. Некоторые заболевания на ранних стадиях имеют маловыраженные симптомы. Поэтому при беседе важны даже самые небольшие нюансы.

Особенности сбора сообщения у ребенка

Аллергоанамнез имеет особое значение при составлении истории болезни ребенка. В раннем возрасте дети очень подвержены влиянию окружающей среды. Особе внимание врача уделяется характеру течения беременности матери пациента. Уточняется информация о том, какие было вскармливание у ребенка. Были ли проявления реакций аллергии ранее.

Также специалиста интересует, отягощенный анамнез или нет. Есть ли в семье случаи проявления заболевания.

Как рассчитать индекс отягощенности генеалогического анамнеза?

Медицина разрабатывает целые комплексы диагностики. Анамнез, как раздел такого комплекса, включает в себя анализ полученных результатов опроса. Генеалогический анамнез, его индекс рассчитывается следующим образом: число заболеваний у всех известных родственников делится на общее количество родственников.

При группе риска результат будет от 0,7 и выше.

Сбор информации у психически больных пациентов

Особая сложность возникает при сборе анамнеза у больных с психическим расстройством. Задачей врача является определение адекватной способности пациента отвечать на вопросы. Если получить необходимую информацию от самого больного не удается, необходимо собрать ее у родственников.

При постановке диагноза необходимо принимать во внимание данные о предыдущем лечении, психиатрические оценки больного. Важно определить способно ли ухудшение состояния здоровья повлиять на психическое состояние человека.

Сообщение в судебно-медицинской практике

Анамнез в судебной медицине имеет ряд особенностей. Такой метод использует следующие источники:

  1. Все имеющиеся медицинские документы – сюда входят истории болезни, заключения специалистов, результаты лабораторных анализов.
  2. Материалы по предварительному следствия, такие как протоколы, результаты осмотров.
  3. Свидетельские показания потерпевших и свидетелей.

В документах данные будут обозначены как предварительные сведения. Вся информация в документах должна регистрироваться дословно.

Примеры анамнеза взрослого и ребенка

Как пример можно рассмотреть анамнез больной женщины 1980 года рождения. Она поступила в стационар с тяжелой аллергической реакцией. Диагностика будет строиться на анамнезе генеалогического характера. Пациентка родилась в Республике Коми, городе Воркута. В 18 лет она переехала в Новгородскую область.

В детском возрасте часто болела простудными заболеваниями. Поставлена на учет с пиелонефритом. Операции больная отрицает. Вирусными патологиями не страдала.

При сборе семейного анамнеза было установлено, что в семье аллергическими реакциями не страдают. У матери пациентки гипертония.

В настоящее время условия проживания удовлетворительные. Характер работы не связан с вредными факторами.

Аллергологический анамнез в случаях с ребенком собирается со слов родителей или представителей пациента. Пример получения сведений:

  1. Богданов Станислав Борисович – 21.09.2017 года рождения. Ребенок от первой беременности, роды проходили без осложнений, в срок.
  2. Семейный анамнез не отягощен. В семье аллергические реакции не наблюдаются.
  3. Ранее аллергические проявления у ребенка не проявлялись.
  4. После употребления клубники у ребенка появилась сыпь красного цвета по всему телу.
  5. Реакции на медицинские препараты отрицаются.

Сбор подробных данных о жизни пациента играет большую роль для поставки диагноза и подбора правильного лечения. Это важно знать не только врачам, но и пациентам, которые должны максимально точно и правильно отвечать на вопросы специалистов.

У больного М., 46 лет, находящегося на лечении в стационаре в течение 4-х дней с пневмонией

Пример оформления истории болезни

Anamnesis morbi

Считает себя больным с 21 декабря, когда после длительного переохлаждения к вечеру поднялась t° до 39,2 °С, знобило, появилась боль в правой половине грудной клетки придыхании. Самостоятельно принимал парацетамол, что снижало температуру тела до 37.8 °С 22 декабря вызвал терапевта на дом. После осмотра в связи с выявлением изменений в легких был направлен на госпитализацию. В тот же день поступил в терапевтическое отделение 7-й городской клинической больницы. При поступлении предъявлял жалобы на сухой кашель, боли в правой половине грудной клетки при кашле, при дыхании, на повышение t° тела до 39 °С. В стационаре 6ы*«и проведены обследования: общий анализ крови, общий анализ мочи. ЭКГ рентгенография легких. Была выявлена пневмония Проводится лечение: цефазолин в/м 2 р/д, в/в инъекции и таблетки (названия лекарственных препаратов не знает). На фоне лечения отмечает снижение температуру до 37,2 "С, уменьшение болей в правой поле вине грудной клетки, изменение характера кашля (выделяется небольшое количество слизисто- гнойной мокроты).

ЗАДАНИЕ 182. Сделайте сообщение на утренней врачебной конференции о больной, поступившей в больницу во время Вашего дежурства. (Используйте материал задания 181).

ЗАДАНИЕ 183. Прочитайте вопросы, ответы на которые необходимо получить при расспросе.

(история жизни)

Содержание раздела Возможные вопросы для пациента
Перенесённые заболевания - в хронологическом порядке, начиная с детского возраста, особо указать на перенесение туберкулёза, гепатита, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции (социально-опасных болезней). Травмы и операции Аллергологический анамнез - аллергические реакции (крапивница, отек Квинке, анафилактический шок, сенная лихорадка) на медикаменты, пищевые продукты, бытовую химию, бытовую и библиотечную пыль Профилактические прививки (в том числе отводы по медицинским показаниям) Гемотрансфузии Лечение гормональными препаратами Чем Вы болели в детстве? Какие ещё заболевания у Вас были? Болели ли Вы туберкулёзом, гепатитом, венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией? Были ли у Вас операции (какие и когда)? Были ли у Вас травмы? Были ли у Вас сыпь на коже, отёк лица, потеря сознания на приём лекарственных препаратов, на шоколад, цитрусовые, клубнику? Есть ли у Вас аллергия на что-либо? На что именно? Проводились ли Вам в детстве прививки (если нет, то почему не проводились)? Переливали ли Вам кровь (плазму)? Как Вы перенесли? Принимаете ли Вы постоянно гормональные препараты? Лечитесь ли Вы гормональными препаратами?
Общебиографические сведения - детство, пубертатный период. Служба в армии В какой семье Вы родились? Каким по счету ребёнком Вы родились? Когда Вы начали говорить и ходить? Как Вы учились в школе? Часто ли Вы болели в детском возрасте? Где Вы учились после школы? Служили ли Вы в армии? В каких войсках и где Вы служили? Почему Вы не служили в армии?
Производственный анамнез - начало трудовой деятельности, характер работы на всем протяжении жизни, выход на пенсию. Производственные вредности. Условия труда в период, непосредственно предшествующий заболеванию В каком возрасте началась Ваша трудовая деятельность? Где и кем Вы работали на протяжении жизни? В каком возрасте Вы вышли на пенсию? С какими производственными вредностями Вы сталкивались? Где и кем Вы работали перед началом заболевания?
Бытовой анамнез - материальные условия, жилищные условия, питание, особенности отдыха, занятия физкультурой и спортом Как Вы оцениваете среднемесячный доход на одного члена семьи? Где Вы живёте? На каком этаже? Как Вы оцениваете коммунальные условия? Как Вы питаетесь? Употребляете (едите) ли мясо, рыбу, фрукты и овощи? Есть ли у Вас какие-нибудь любимые продукты питания? Как Вы отдыхаете после работы и во время отпуска? Занимаетесь ли Вы физкультурой и спортом?
Привычные интоксикации - курение, приём алкоголя и наркотиков Вы курите? Как много Вы курите? Вы принимаете алкоголь? Какие виды спиртных напитков Вы предпочитаете? В каком количестве? Употребляете ли Вы наркотики?


Гинекологический анамнез (у женщин) - менструации, беременности, роды, аборты, выкидыши, время наступления климакса и его характеристика В каком возрасте наступили менструации? Они регулярные? Какова их продолжительность и обильность? Бывают ли болезненные менструации? Сколько было у Вас беременностей? Сколько из них закончилось родами? Когда у Вас наступил климакс? Как он протекал?
Брачно-семейные отношения (у мужчин и женщин), состояние здоровья супруга Есть ли у Вас муж (жена)? Какие отношения у Вас в семье? Сколько у Вас детей? Какое здоровье у мужа (жены)?
Семейный анамнез - состояние здоровья ближайших родственников, в случае их смерти - возраст и причина смерти Какие болезни у Ваших матери и отца, братьев и сестёр? В каком возрасте умер Ваш отец (мать)? Какова причина смерти?

ЗАДАНИЕ 184. Прочитайте вопросы врача пациенту о младенческом периоде жизни при соборе анамнеза.

1. В срок или преждевременно Вы родились?

2. Каким ребёнком Вы родились, первым или нет?

3. Сколько лет было родителям в момент Вашего рождения?

4. Каким было вскармливание: молоком матери или искусственное?

5. Когда прекратилось вскармливание молоком матери?

6. Когда Вы начали говорить?

7. Когда Вы начали ходить?

8. Какие инфекционные заболевания Вы перенесли в младенческом возрасте: желтуха, коклюш, скарлатина, дифтерия?

9. Где Вы жили в этот период: в городе или деревне?

10.Какими были жилищные условия?

11.Какими были материальные условия в тот период?

ЗАДАНИЕ 185. Разыграйте ролевую игру. Один из вас врач, другой пациент. Составьте диалоги врача и пациента, если собирается анамнез:

I 1) о детском периоде жизни больного; 2) о юношеском периоде жизни больного.

Врача интересует состояние здоровья в этот период, место жительства, жилищные условия, характер питания, физическое и психическое развитие, перенесённые заболевания.

ЗАДАНИЕ 186. Разыграйте ролевую игру. Один из вас врач, другой пациент. Врач задаёт вопросы на тему «Anamnesis vitae» и записывает ответы. Пациент отвечает на вопросы. Используйте информацию данной выше таблицы.

ЗАДАНИЕ 187. Прочитайте пример написания Anamnesis vitae.

Краткие биографические данные: родился в 1970 году в Москве, 1-м и единственным ребенком в семье. Рос и развивался соответственно возрасту. На военной службе не числился, в боевых действиях не участвовал.

Семейно-половой анамнез: Начало половой жизни – 17 лет. Женат с 23-х лет. Детей нет.

Трудовой анамнез: Работает с 21 года в школе учителем физкультуры. В дальнейшем место и специальность не менял. В условиях труда были сквозняки, длительное физическое и психоэмоциональное напряжение. Профессиональные вредности(воздействие токсических химических веществ, ионизирующей радиации, пыли и других вредностей) отрицает.

Бытовой анамнез: Проживает в однокомнатной квартире со всеми удобствами вместе с женой. Климатические условия умеренного климата. Пребывание в зонах экологических бедствий отрицает.

Питание: 3-х разовое, полноценное, разнообразное, калорийное.

Вредные привычки: Курил с 16 до 19лет.Злоупотребляет приемом пива – до нескольких литров в день. Употребление наркотиков, токсикоманию отрицает.

Перенесенные заболевания: детские инфекции, ОРВИ, острый тонзилит в 5 лет. Атопическая бронхиальная астма, в течении 11 лет никак не проявляется. ВИЧ-инфекцию, венерические заболевания, туберкулез отрицает.

Операции: отрицает, ранения, контузии отрицает

Эпидемиологический анамнез: Контакты с инфекционными, лихорадящими больными, животными, пребывание в эндемическом или эпизоотическом очаге отрицает. Укусы насекомых – комары, многочисленные без последствий. Укусы животных отрицает. Переливание крови и ее компонентов ранее не проводилось. Травмы, медицинские и косметологические манипуляции, сопровождающиеся повреждением кожных покровов – отрицает. Инвазивные методы диагностики, эзофагогастродуоденоскопия, бронхоскопия не проводились. Санация и экстракция зубов была по поводу кариеса.

Аллергологический анамнез: аллергические реакции на шерсть(собак, кошек, лошадей). Проявляется в виде чихания, слезотечения.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

Родители здоровы, живы. Заболеваний наследственных не отмечает.

Отягощенная наследственность: наличие у ближайших родственников злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых, эндокринных и психических заболеваний, геморрагических диастезов, алкоголизма, туберкулеза и сифилиса нет. Дядя страдает хроническим алкоголизмом и артериальной гипертензией.

Еще по теме ИСТОРИЯ ЖИЗНИ. ANAMNESIS VITAE.:

  1. у Женщин не БЫло ни ренеССанСа, ни «ЗолоТоГо ВеКа» ЧаСТной ЖиЗни: ЖенСКаЯ иСТориЯ оТ анТиЧнЫх БоГинь до XVIII СТолеТиЯ

В этом разделе подробно, в хронологической последовательности описывается возникновение, течение и развитие настоящего заболевания от первых его проявлений до момента обследования куратором.

Предлагаемая схема вопросов:

    Сколько времени считает себя больным?

    Где и при каких обстоятельствах заболел впервые?

    Факторы, способствовавшие началу заболевания?

    С каких признаков началось заболевание?

    Первое обращение к врачу, результаты проводившихся исследований, имеющих диагностическое значение, диагноз заболевания, медицинская и врачебная помощь в тот период, ее эффективность.

    Последующее течение заболевания:

а) динамика начальных симптомов, появление новых симптомов и дальнейшее развитие всех признаков заболевания;

б) частота обострений, длительность ремиссий, осложнения заболевания;

в) применявшиеся лечебные и диагностические мероприятия (стационарное или амбулаторное обследование и лечение, медикаментозные средства, физиотерапия, санаторно-курортное лечение и другие методы), эффективность проводившейся терапии;

г) трудоспособность за период заболевания.

    Подробное описание настоящего обострения заболевания, заставившего больного обратиться к врачу.

Изучить имеющиеся у больного документы, характеризующие течение болезни до поступления в клинику (амбулаторную карту, справки, выписки, и т.п.) и записать их данные в историю болезни.

Анамнез жизни (anamnesis vitae).

Краткие биографические данные : год и место рождения, в какой семье родился, каким ребенком по счету, как рос и развивался. Образование.

Период детства и юношества : как рос и развивался, здоровье.

Работа, профессия : с какого возраста началась трудовая дея­тельность. Не было ли изменения работы в связи с каким-либо заболеванием, указать стаж работы, условия работы (выяснитьналичие вредных моментов в работе: вынужденное, ненормальное положение тела, пыль и шум в цехе, высокая тем­пература, промышленные интоксикации).

Военная служба : длительность пребывания в армии, участие в боевых операциях, уволен в срок или по болезни.

Жилище: общежитие, квартира, занимает угол, санитарно-гигиенические условия.

Одежда: как одевается, тепло или легко, одежда в зимнее время, обувь, переохлаждение.

Питание: питание в столовой или дома. Соблюдает ли диету. Гигиена тела: моет ли руки перед приемом пищи, чистит ли зубы, как часто моется в бане.

Семейное положение: женат, холост. Живет в семье или отдельно.

Семейный анамнез: состояние здоровья родителей, обращая вни­мание на туберкулез, венерические болезни, новообразования, болезни обмена, душевные, алкоголизм и прочие. Если родные умерли, то в каком возрасте, причина смерти

Перенесенные заболевания: в хронологической последовательности излагаются все перенесенные заболевания, операции, ранения, травмы, контузии с указанием даты, длительность и тяжесть этих заболеваний, травм и их осложнений и проводившегося лечения. Особо указать на перенесенные инфекционные заболевания, венерические болезни, туберкулез, желтуху. Отметить переливались ли раньше кровь или кровезаменители и были ли реакции на переливание. Указать, проводилось ли парентеральное введение лекарств в течение последних 6 месяцев. У женщин собирается гинекологический анамнез: наличие, регулярность менструаций, количество беременностей, родов, детей.

Привычные интоксикации: злоупотребление алкоголем как часто употребляет (ежедневно, периодически, случайно, за обедом, в компании), какое количество, с какого времени. Курит - сколь­ко папирос или сигарет в день выкуривает, употребляет ли наркотики, как часто.

Аллергический анамнез: непереносимость пищевых продуктов, различных медикаментов, вакцин и сывороток. Наличие аллергических реакций: причины, сезонность, чем проявляется.

Инвалидность (с какого возраста, причина, группа инвалидности).

Анамнез жизни – anamnesis vitae. Сведения о жизни больного имеют большое значение для выяснения характера настоящего заболевания и установления причин и условий его возникновения.

Сведения об истории жизни пациента собирают по определенному плану:

I. Общебиографические сведения:

  • место рождения (некоторые болезни больше распространены в определенных местностях, например эндемический зоб);
  • возраст родителей больного при его рождении;
  • о характере протекания самой беременности (угроза выкидыша, инфекционные болезни, применение лекарственных веществ и т. д.);
  • о родах (в срок, степени доношенности, каким ребенком и от каких родов);
  • о вскармливании (грудное или искусственное);
  • о преморбидных состояниях (гипо- или гипертрофия, рахит или другие "фоновые" заболевания);
  • об общих условиях жизни в детстве и юности (местность, семейные обстоятельства, жилищные условия, питание);
  • об особенностях физического и умственного развития;
  • о половой зрелости;
  • причинные факторы возникновения заболевания и условия, отличающие течение и исход заболевания (недостаточное физическое воспитание и закаливание, плохой уход, нерациональный режим дня, неполноценное питание, несоблюдение эпидемиологического режима и т. д.).

II. Сведения о перенесенных инфекциях:

  • детские инфекционные болезни (корь, скарлатина, дифтерия, эпидпаротит, ветряная оспа, краснуха и др.), тяжесть их проявлений, наличие осложнений;
  • частые простудные инфекции (ОРЗ, грипп и др.), характер их проявлений, наличие осложнений. Например, частые ангины с длительными лихорадочными состояниями, опуханием и болезненностью суставов (развитие ревматоидного процесса) могут вызывать развитие осложнений со стороны дыхательной и выделительной систем;
  • врожденные инфекционные заболевания (сифилис, листериоз и др.) Выясняются выезды в страны Африки, Азии, Южной Америки и т. д. (для выявления малярии, лейшманиоза, трипаносомоза и многих других инфекций); контакты с окружающей природой и домашними животными, скотом. Так, в случае развития инфекционной патологии, например, при ГЛПС (геморрагической лихорадке с почечным синдромом) источником является вирус, передающийся мышевидными грызунами; при бруцеллезе (в основном болезни работников сельского хозяйства) происходит заражение бруцеллами от крупного и мелкого рогатого скота. Выясняются хронические очаги инфекции у больного: гаймориты, кариес зубов и т. д.

III. Сведения о вредности производства: химическое (ядохимикаты, пестициды и др.), радиоактивное и т. д.

IV. Сведение о социальных вредных привычках: склонность к алкоголизму, наркомании, табакокурению, токсикомании и т. д.

V. Семейно-наследственный анамнез позволяет выяснить состояние здоровья родственников и тем самым помогает распознаванию заболеваний у данного больного.

При наличии в семье больного туберкулезом имеется опасность инфицирования всех членов семьи.

Собирая семейно-наследственный анамнез, важно выявить не только возможные источники инфекции в окружении больного, но также предрасположенность к развитию определенной патологии - такой, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, желчно-каменная болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и др. Эти заболевания не являются наследственными, а являются фенотипическими, то есть такими, при которых передается по наследству не сама болезнь, а лишь предрасположенность к ней, способная проявиться в болезнь под влиянием определенных внешних условий (стресс, инфекции и др.).

В основе этой предрасположенности могут быть иммунные и неиммунные механизмы. Так, иммуногенетикой установлена связь некоторых аллелей главного комплекса гистосовместимости (система HLA) с определенными заболеваниями, установлен процент относительного риска их возникновения. Так, у человека, имеющего аллель молекулы HLA DR5, есть 3,2% риска развития аутоиммунного тиреоидита (Хашимото), а у обладающего аллелью HLA DR3 - 56,4% риска возникновения герпетиформного дерматита, 13,9% риска развития хронически активного гепатита и др. При этом само заболевание по наследству не передается.