Золото эдинбурга подводная эпопея. В поиске утерянных кладов. Золото «Эдинбурга». Договор с мистером Джессопом

Более 30 лет тому назад золотой груз, имеющий прямое отношение к нашей стране, был поднят с борта затонувшего военного корабля.
Легкий крейсер «Эдинбург» был современным кораблем, принятым в состав британского флота лишь в июне 1939 года

Секретный груз в счет оплаты по ленд-лизу

Между тем более 30 лет тому назад золотой груз, имеющий прямое отношение к нашей стране, действительно был поднят с борта затонувшего военного корабля.
В начале Великой Отечественной войны северные морские конвои в рамках поставок по ленд-лизу везли в Мурманск из Великобритании военную технику, оружие и другие грузы, необходимые СССР. Не все знают, что был и «обратный ленд-лиз»: из Советского Союза везли ценное сырье и золото в счет оплаты военных поставок.
28 апреля 1942 года вместе с конвоем QP-11 из Мурманска в Англию вышел британский лёгкий крейсер «Эдинбург». Только старшие офицеры крейсера знали о специальном грузе, принятом на борт в Мурманске: 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота общим весом в 5536 кг.
30 апреля 1942 года «Эдинбург», несколько оторвавшийся от судов каравана, был атакован немецкой подводной лодкой U-456. Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву.

Командир «Эдинбурга» кэптен Хью Фолкнер и командующий 18-й эскадры крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер на мостике крейсера, апрель 1942 года

Снимок сделан со стороны кормы «Эдинбурга», поврежденной торпедой. Виден масштаб повреждений.

Палуба «Эдинбурга» после попадания торпеды с U 456 в буквальном смысле встала на дыбы.

Затопить, чтобы не достался врагу



Корабль находился в 187 милях от Мурманска. После того как подошли два британских эсминца, было принято решение попытаться вернуться в советский порт. Однако вскоре появились немецкие эсминцы, намеревавшиеся добить «Эдинбург».
В завязавшемся бою был потоплен немецкий эсминец «Герман Шеман». Но «Эдинбург», получивший новые повреждения, окончательно потерял ход. По приказу британского командования экипаж судна перешел на другие корабли, а сам крейсер был расстрелян английскими эсминцами и пошел на дно. Такое решение было принято для того, чтобы ценный груз не достался гитлеровцам.
Золото на борту «Эдинбурга» было застраховано: на 2/3 - в Госстрахе СССР, на 1/3 - в английском Комитете по страхованию военных рисков.
В годы войны и первые послевоенные десятилетия технологий для подъема золота с борта «Эдинбурга» не существовало. Но о золотом грузе стало широко известно, и крейсер оставался в числе потенциальных целей кладоискателей.

Тральщик «Харриер» снимает команду с крейсера. Заметен крен «Эдинбурга» на левый борт.

Британский эсминец «Форсайт» - «убийца поневоле». Именно его торпеда отправила на дно «Эдинбург», положение которого было сочтено безнадежным.

Командующий 18-й эскадры крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер на мостике «Эдинбурга».
После потопления крейсера Бонэм-Картер перенес свой флаг на крейсер «Тринидад», и вскоре тот тоже был потоплен. Этот момент был сразу подмечен суеверными моряками, которые с черным юмором стали называть спасательные жилеты «бонэмами».

Договор с мистером Джессопом

Сложность заключалась в том, что желающим поднять груз необходимо было договариваться и с правительством СССР, и с правительством Великобритании, ведь, помимо всего прочего, место гибели «Эдинбурга» было объявлено воинским захоронением: на его борту остались 57 погибших британских моряков.
В 1979 году британский дайвер и искатель приключений Кейт Джессоп провел экспедицию с целью более точного определения места гибели судна. Джессоп до этого не занимался подводным кладоискательством, но собрал почти всю доступную информацию по «Эдинбургу» и был убежден, что сумеет поднять ценный груз.
Кейт Джессоп был человеком коммуникабельным, открытым и добродушным. Ему удалось расположить к себе членов советской делегации, прибывшей в Великобританию на переговоры. Москва получила доклад: Джессоп не авантюрист и не шпион, с ним можно работать.
В апреле 1981 года представители СССР и Великобритании заключили договор с частной фирмой «Джессоп Марин Рикавериз». Все расходы на операцию ложились на Кейта Джессопа и его компаньонов. В случае успеха команда кладоискателя получала 45 процентов поднятого золота. Остальные 55 процентов делились между СССР и Великобританией: 2/3 - Москве, 1/3 - Лондону. Такая пропорция основывалась на размере страховых выплат сторон.

«Я нашел его! Я нашел золото!»



Работы начались 9 мая 1981 года. Спустя пять дней спасательное судно «Дамматор» обнаружило крейсер на глубине 250 м. Он лежал на дне на левом борту. После установления точного местонахождения «Эдинбурга» началась подготовка к операции по подъему золота.
В августе 1981 года в район работ отправилось судно «Стефанитурм», оснащенное оборудованием, позволяющим водолазам работать на глубинах до 400 метров.

Опытнейшие водолазы, привлеченные к операции, жили в специальных барокамерах в трюме и опускались к крейсеру попарно в особом водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить много времени, исключая его затраты на ежедневную процедуру декомпрессии.
Операция шла трудно. Сначала выяснилось, что попасть внутрь судна через пробоины в борту не получится: это оказалось слишком опасно для водолазов. Пришлось вырезать специальное отверстие в корпусе. Затем еще десять дней ушло на расчистку завалов на пути к артиллерийскому погребу, где должны были находиться ящики с золотом.
Время шло, люди все больше уставали, а результата не было. Но однажды двадцатисемилетний водолаз из Зимбабве Джон Россье прокричал в микрофон: «Я нашел его! Я нашел золото!» На поверхность был поднят первый драгоценный слиток.

Кейт Джессоп с найденным золотом.

Большой куш



Члены экспедиции по подъему сокровищ «Эдинбурга» позируют с золотыми слитками после успешного завершения работ.
Из слоев ила и мазута на ощупь стали доставать один слиток за другим. За последующие 19 дней с борта «Эдинбурга» был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг.
5 октября 1981 года работы были приостановлены. Окончательно испортилась погода, а водолазы, несмотря на энтузиазм, смертельно устали. Кейт Джессоп рассудил, что рисковать дальше нет смысла. Через четыре дня судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.
Это была мировая сенсация. Команде Джессопа удалось осуществить самую успешную операцию в истории подводного кладоискательства. Золото, поднятое со дна Баренцева моря, «потянуло» на 81 миллион долларов. 35 миллионов долларов было выплачено фирме Кейта Джессопа.

Уникальный экспонат



Так выглядело золото «Эдинбурга», поднятое на поверхность через 40 лет после гибели корабля.
Кладоискатель намеревался вернуться за оставшимися слитками через год. Однако вскоре британец решил переключиться на поиск затонувших испанских галеонов в Карибском море.
Контракт на дальнейшие работы был передан английской компании «Уорлтон-Уильямс». Существовала информация о том, что на «Эдинбурге» могли везти не 5, а 10 тонн золота. Впрочем, и 34 слитка золота, которые не подняли водолазы Кейта Джессопа, тоже стоили того, чтобы организовывать новую операцию.
В конечном счете экспедиция к «Эдинбургу» была проведена осенью 1986 года. Слухи о еще пяти тоннах золота не подтвердились. Добычей водолазов стали 29 слитков общим весом 345,3 кг. Найти еще пять слитков оказалось невозможным. Они так и остались где-то на дне Баренцева моря.
Один из слитков, доставшихся Советскому Союзу, сейчас находится в экспозиции Алмазного фонда России, напоминая об этой уникальной истории.

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер типа «Таун» (подтип «Белфаст» ), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны .

Назван (31 марта 1938 года) в честь Эдинбурга - столицы Шотландии .

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкьявик). Имел на борту около 5,5 тонн золота - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны ), частично - «обратный ленд-лиз »: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота. [ ] 2 мая 1942 года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ HMS Edinburgh Fire demonstration

Субтитры

История постройки

В первой половине XX века крейсер стал важным инструментом проведения колониальной политики, служащим как для охраны собственных торговых путей, так и для атаки вражеских коммуникаций, а также для поддержки действий кораблей других классов. Британская империя , будучи колониальной империей, особенно нуждалась в кораблях такого класса.

Лондонское соглашение об ограничении и сокращении морских вооружений, подписанное 22 апреля 1930 года по итогам конференции, проводимой в столице Великобритании, установило чёткие параметры крейсеров. Согласно Части III, Статье 15, «Крейсера - это надводные корабли, кроме линейных кораблей и авианосцев, стандартное водоизмещение которых превышает 1850 брутто-регистровых тонн, и вооружённые артиллерией калибром свыше 5,1 дюйма (130 мм). Крейсера делятся на два подкласса:

  • a) с артиллерией калибром свыше 6,1 дюйма (155 мм)
  • b) с артиллерией калибром менее 6,1 дюйма (155 мм)»

Статья 16 налагала ограничение как на суммарный тоннаж (146 800 брутто-регистровых тонн) и количество (15) тяжёлых крейсеров Британской империи, так и на суммарный тоннаж (192 200 брутто-регистровых тонн) лёгких крейсеров.

Конструкция и характеристики

Последний поход «Эдинбурга»

В конце апреля 1942 года «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борт крейсера в Мурманске было погружено, согласно сохранившимся документам, 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота весом 5534603,9 граммов (195548 унций). 30 апреля (по другим сведениям 1 мая) в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-456 (командир - Тейхерт). Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву. На помощь подошли два британских эсминца и под их охранением крейсер попытался вернуться в Мурманск, однако, вскоре подошли три немецких эсминца под командованием фрегаттен-капитана Шульце-Гинрикса. Они открыли по «Эдинбургу» артиллерийский огонь и выпустили торпеды. Одна из торпед попала в корму крейсера, после чего он еще больше накренился на левый борт. В ходе боя был потоплен немецкий эсминец «Герман Шёман ». Остальные два немецких эсминца сняли с него экипаж и отошли. Контр-­адмирал Картер, руководивший операцией, отдал приказ английским эсминцам снять с «Эдинбурга» экипаж и добить крейсер торпедами. Британский эсминец торпедировал крейсер «Эдинбург» двумя торпедами в левый борт. Корабль затонул вместе с золотом на глубине примерно 900 футов (около 260 м). Все члены экипажа - 750 человек, были доставлены в Мурманск. Второй мировой войны в Баренцевом море . Переговоры с этой фирмой завершились безрезультатно, несмотря на то, что она потратила около миллиона долларов на подготовку операции по подъёму золота.

Работы начались 9 мая 1981 года. Спасательное судно «Дамматор» 14 мая 1981 года обнаружило судно на глубине 250 м, лежащим на дне на левом борту. Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием второго, более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм».

Работы по подъёму золота осуществлялись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута . Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой поднималось золото на борт судна. На борту судна постоянно дежурили представители ИНГОССТРАХА, фиксируя количество поднимаемых слитков. Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъёму груза. 9 октября 1981 г. судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасённого золота.

Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 кг. Пять слитков золота весом 60 кг остались лежать на дне Баренцева моря.

Мы уже как-то привыкли к тому, что золото на затонувших кораблях находят где-то в южных теплых морях. Но иногда золотые слитки поднимают и в наших северных морях. Так, в 1981 году в Баренцевом море с затонувшего крейсера «Эдинбург» было поднято более 5 тонн золотых слитков. И клейма на них стояли не испанских или английских королей, а – Советского Союза. Но обо всем по порядку.

В 1939 году британский королевский флот пополнился двумя новыми легкими крейсерами. Водоизмещение каждого из них составляло 10,2 тысяч тонн, каждый был вооружен дюжиной шестидюймовых орудий, многочисленными зенитками, развивал максимальную скорость 32 узла. В общем, близнецы, да и только. «Белфаст» благополучно пережил Вторую мировую войну и ныне стоит на Темзе в Лондоне, превращенный в корабль-памятник. Судьба «Эдинбурга» сложилась по-иному.

28 апреля 1942 года из Мурманска на запад отравился конвой QP-11: тринадцать транспортов под охраной шести эсминцев, четырех сторожевиков и вооруженного траулера. Недалеко от конвоя двигался, выписывая противолодочный зигзаг, крейсер «Эдинбург», на котором держал флаг контр-адмирал Бонхем-Картер. На борту «Эдинбурга» находилось 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота — всего около 5,5 тонн драгоценного металла - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны), частично - «обратный ленд-лиз»: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота.

30 апреля в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был обнаружен немецкой субмариной - У-456. В 16 часов 18 минут корпус крейсера содрогнулся от сильного взрыва по правому борту под кормовой башней - погиб весь ее расчет, а через несколько секунд второй столб воды и дыма встал над кормой. Это попадание и решило судьбу крейсера — он лишился двух винтов, руля и мог передвигаться только со скоростью 3,5 узла, с трудом управляясь машинами. 2 мая он был добит немецкими эсминцами и затонул в Баренцевом море.

Гибель «Эдинбурга» вызвала у английских и советских моряков взаимные упреки. Англичане ссылались на то, что ответственным за боевые действия на этом участке моря был Советский Союз. Упрекали в том, что советские эсминцы якобы покинули поле боя и ушли на базу праздновать 1 мая. Советские моряки считали, что героически сражающийся «Эдинбург» мог еще постоять за себя и был потоплен англичанами преждевременно. Золото и личные вещи команды можно было перегрузить на другие корабли. Все эти упреки были во многом несправедливыми. Крейсер потерял в бою 57 человек убитыми и 23 – ранеными. О потере золота обе стороны не упоминали и, казалось, эта тайна навеки похоронена на дне моря.

Но о «золотом крейсере» вспомнили спустя несколько лет после войны, когда несколько судоподъемных компаний, в том числе норвежская, изъявили готовность извлечь драгоценный груз. Однако англичане объявили корабль военным захоронением, следовательно, никто из иностранцев не имел права нарушать вечный сон полусотни моряков, разделивших судьбу «Эдинбурга».

Но в 70-х годах прошлого века появился человек, который поставил своей целью найти «Эдинбург» и поднять на поверхность золото. Этим человеком был неутомимый искатель приключений и отличный моряк Кейт Джессоп. Он раньше служил боцманом и обошел все побережье Скандинавского полуострова в поисках сведений о затонувших во время войны кораблях. От норвежских моряков ему удалось узнать приблизительные координаты места гибели «Эдинбурга». Джессоп организовал фирму и начал добиваться у СССР разрешения на проведение поисковых работ.

Только в апреле 1981 года было заключено советско-английское соглашение и подписан контракт с частной фирмой «Джессоп марин рикавериз». Фирма Джессопа заключила с британским правительством контракт, получила разрешение на работы в воинском захоронении и немедленно приступила к организации экспедиции. Контракт был заключен на общепринятых международных условиях: «Без спасения нет вознаграждения». По нему фирма Джессопа получала в случае успеха 45% стоимости спасенного груза. Все остальное делилось между английской и советской сторонами – 1:3.

Работы начались 9 мая 1981 года. 14 мая спасательное судно «Дамматор» обнаружило судно на глубине 250 метров, лежащим на дне на левом боку. Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм». Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 килограмма. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъему груза. 9 октября «Стефанитурм» с золотом пришел в Мурманск.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договоренности и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасенного золота.

Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъема использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 килограмма. Пять слитков золота весом 60 килограммов так и остались лежать на дне Баренцева моря.

В культовой для нескольких поколений советских мальчишек книге Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17» есть эпизод гибели британского крейсера «Эдинбург», везущего 10 тонн советского золота для оплаты поставок по ленд-лизу. Согласно Пикулю, советские моряки пытались спасти торпедированный немцами корабль и ценный груз, но британцы отказались от взаимодействия, сняли с поврежденного крейсера экипаж и вместо борьбы за корабль сами его добили. Эта версия на долгие годы стала чуть ли не канонической, но что на самом деле произошло 30 апреля – 2 мая 1942 года в Баренцевом море? Какой груз и для кого торопился доставить в метрополию британский крейсер?

В истории Второй мировой войны трудно найти корабль, который может сравниться с британским крейсером «Эдинбург» по количеству легенд, связанных с его гибелью. Причиной их рождения является необычный груз корабля – золото, которое он должен был доставить из СССР в Великобританию.

Можно встретить различные конспирологические версии гибели «Эдинбурга», одна другой краше. Например, пишут, что немцы, знавшие о миссии крейсера, выслали для его уничтожения своего лучшего подводного аса-снайпера, который и торпедировал «Эдинбург», или что англичане специально бросили корабль, который мог быть ими спасен, и т.д. Кроме этого, сам факт наличия на борту «Эдинбурга» пяти с половиной тонн советского золота часто выдается за неопровержимое доказательство того, что им Советский Союз расплачивался за поставки по ленд-лизу. Но так ли это было на самом деле?

Гибель «Эдинбурга»

28 апреля 1942 года Мурманск покинул конвой QP-11, состоящий из 13 торговых судов. Его охранение осуществляли 12 военных кораблей, включая легкий крейсер «Эдинбург» (HMS Edinburgh). Корабль нес флаг командующего 18-й эскадры крейсеров контр-адмирала Стюарта Бонэм-Картера (Stuart Sumner Bonham Carter). В это же время в море находился встречный конвой PQ-15, направлявшийся в Мурманск.

Командующий 18-й эскадры крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер на мостике «Эдинбурга». После потопления крейсера Бонэм-Картер перенес свой флаг на крейсер «Тринидад», и вскоре тот тоже был потоплен. Этот момент был сразу подмечен суеверными моряками, которые с черным юмором стали называть спасательные жилеты «бонэмами». Любопытно отметить, что известная английская актриса Хелен Бонэм-Картер приходится адмиралу дальней родственницей

Немцы, благодаря данным авиационной разведки, знали о движении этих караванов, поэтому постарались приготовить им «теплую встречу» в ледяных водах Баренцева моря. Для этого Адмирал Норвежского моря (Admiral Nordmeer) Губерт Шмундт (Hubert Schmundt), в подчинении которого находились подводные лодки в Арктике, выделил семь субмарин, сведя их в группу «Штраухриттер» (Strauchritter). Среди других, в группу вошла U 456 (тип VIIC) капитан-лейтенанта Макса-Мартина Тайхерта (Max-Martin Teichert), действовавшая на арктическом театре три месяца.

30 апреля, спустя два дня после выхода в море, QP-11 был обнаружен немецкими лодками – вскоре после полуночи с ним установила визуальный контакт «семерка» U 88 капитан-лейтенанта Хайно Бомана (Heino Bohmann). В 01:20 Боман оповестил штаб и своих коллег сообщением: «Вижу вражеский конвой. Квадрат АС5924. Противник держит курс на северо-восток». Получив радиограмму, адмирал Шмундт приказал лодкам группы «Штраухриттер» наводиться на конвой по сигналам U 88 и атаковать его.

После получения сообщения Бомана Тайхерт предположил, что, придерживаясь своего курса на норд-вест, он обнаружит конвой рано утром. Тем не менее, после получения в 09:24 нового сообщения с U 88 о том, что конвой находится в квадрате АС5921 и держит курс на запад, Тайхерт понял, что его лодка находится севернее от нового местоположения конвоя. U 456 изменила курс и стала двигаться навстречу противнику.


Легкий крейсер «Эдинбург» был современным кораблем, принятым в состав британского флота лишь в июне 1939 года

В это время в составе эскорта QP-11 произошли некоторые изменения. Бонэм-Картер решил покинуть конвой, так как считал, что «Эдинбург» подвергается большой опасности со стороны вражеских подлодок, сопровождая тихоходные суда. По мнению адмирала, высокая скорость и противолодочный зигзаг являлись лучшей защитой от угрозы из-под воды.

Рано утром 30 апреля U 88 первой вышла в атаку на конвой, выпустив в 06:03 три торпеды, но промахнулась. Случившееся вызвало сильное беспокойство Бонэм-Картера и побудило его приказать командиру «Эдинбурга» покинуть конвой и держать скорость 18–19 узлов. Командир крейсера кэптен Хью Фолкнер (Hugh Webb Faulkner) придерживался другого мнения, но был вынужден подчиниться. Как показали дальнейшие события, прав был именно он.

В 10:12 командир U 456 был вызван на мостик: первый вахтенный офицер обер-лейтенант цур зее Рудольф Цорн (Rudolf Zorn) доложил об обнаружении слева по борту тонкого столба дыма. Тайхерт принял решение начать сближение с его источником. В 11:20 U 456 установила визуальный контакт с британским крейсером, о чем доложила в штаб Шмундта: «Крейсер типа «Белфаст» в квадрате АС5582, курс на запад, быстрый ход противолодочным зигзагом».


Командир «Эдинбурга» кэптен Хью Фолкнер и командующий 18-й эскадры крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер на мостике крейсера, апрель 1942 года

Лодка начала преследование вражеского корабля, но верхняя вахта лодки периодически теряла крейсер из виду. В 14:22 Тайхерт отправил в штаб еще одну радиограмму, в которой доложил о попытке удержания контакта с крейсером и отсутствии возможности для атаки. В 15:10 U 456 снова установила визуальный контакт с «Эдинбургом», и на этот раз Тайхерту необычайно повезло – вражеский корабль, маневрируя, шел прямо на него!

Лодка погрузилась, чтобы начать предзалповое маневрирование. В 15:48, находясь на перископной глубине, Тайхерт заметил, что крейсер изменил курс, но через 10 минут снова лег на прежний. Затем снова последовала смена курса. В это время на лодке совершенно некстати вышел из строя командирский перископ, и Тайхерт маневрировал под водой, руководствуясь данными акустика.

В 16:10 командир U 456 в очередной раз поднял перископ и увидел крейсер, двигающийся зигзагом в его направлении. Из-за запотевания линзы перископа корабль был виден очень расплывчато и нечетко, что мешало Тайхерту точно определить параметры движения цели. Тогда Тайхерт начал определять их на глаз, параллельно отдав команду приготовить к стрельбе носовые торпедные аппараты I, II и IV.

Еще восемь минут Тайхерт следил за крейсером, диктуя боцману новые данные для ввода в счетно-решающий прибор: расстояние 1000 метров, скорость цели 15 узлов, скорость торпед 30 узлов, глубина хода 4 метра. В 16:18 он отдал команду выпустить торпеды, и смертоносные «угри» помчались навстречу «Эдинбургу». Через 80 секунд, что приблизительно соответствовало расстоянию в 1200 метров, на U 456 услышали один за другим два взрыва.


Снимок сделан со стороны кормы «Эдинбурга», поврежденной торпедой. Виден масштаб повреждений

Хотя Тайхерт ошибся в скорости крейсера, определив её на 3–4 узла меньше реальной, небольшое расстояние до цели позволило поразить её. Торпеды попали в крейсер, причинив ему тяжелейшие повреждения. Первая оставила большую пробоину в правом борту прямо под мостиком, вторая ударила в корму, нанеся ей серьезные повреждения. Хотя взрывы торпед не повредили машины крейсера, он лишился управления: вторая торпеда разрушила два винта правого борта и разорвала руль.

Однако и на U 456 дела шли не самым лучшим образом. Сразу после залпа лодка на короткое время показала свой нос на поверхности. Тайхерт во избежание обнаружения приказал инженер-механику взять ситуацию под контроль и вернуть субмарину на перископную глубину. Приказ был выполнен, но в запотевший перископ по-прежнему не было ничего видно. Тайхерт решил всплывать.

U 456 появилась на поверхности в 16:32, и Тайхерт увидел результат своей атаки: «Эдинбург», имевший крен на правый борт, описывал циркуляцию на скорости 5–6 узлов. Корабль был окутан желтым дымом. Подлодка погрузилась для того, чтобы добить противника, но в это время перископ вышел из строя окончательно. В 16:50 акустик доложил о приближающемся шуме винтов нескольких эсминцев. Тайхерт прекратил попытки атаковать крейсер и начал отход на безопасное расстояние, чтобы избежать контратаки неприятеля. Лодка провела под водой несколько часов и появилась на поверхности только в 19:45, чтобы снова начать поиск поврежденного крейсера.


Тральщик «Харриер» (HMS Harrier) снимает команду с крейсера. Заметен крен «Эдинбурга» на левый борт - вероятно, снимок сделан после попадания торпеды с немецких эсминцев

В 20:20 U 456 вновь установила визуальный контакт с «Эдинбургом», рядом с которым находились несколько эсминцев. Тайхерт отправил в штаб доклад о своем успехе:

«16:18. Два попадания в крейсер типа «Белфаст», квадрат АС5519, дистанция 1000 метров, глубина 4. На корабле сильный пожар. При коротком всплытии заметили у него крен. Идет своим ходом 6 узлов. Повторная атака невозможна из-за волнения на море и выхода из строя командирского перископа. Через 30 минут после атаки появились три эсминца».

Не имея возможности добить «Эдинбург», Тайхерт держался поблизости, передавая в штаб сообщения о его местонахождении, пока лодка не была замечена и не загнана под воду эсминцами. Но покидать место событий U 456 просто так не собиралась.

Получив сообщение с U 456, адмирал Шмундт понял, что ушедшие на помощь «Эдинбургу» эсминцы ослабили эскорт конвоя, и поэтому настало удачное время для нападения. Он приказал выйти на поиски конвоя трем германским эсминцам: Z 7 «Герман Шёман» (Hermann Schoemann), Z 24 и Z 25. Это соединение под командованием командира 6-й флотилии эсминцев капитана цур зее Альфреда Шульце-Хинрихса (Alfred Schulze-Hinrichs) обнаружило QP-11 на следующий день после полудня. Эсминцы достигли достаточно скромных успехов, сумев потопить лишь одно судно – советский пароход «Циолковский». Добиться большего помешал британский эскорт, оказавший яростное сопротивление. Тогда Шмундт перенаправил своих «охотников» на другую цель – они получили приказ искать «Эдинбург».


Немецкий эсминец «Герман Шёман», получивший фатальные повреждения 2 мая в бою с «Эдинбургом» и его эскортом

Шульце-Хинрикс обнаружил крейсер и его сопровождение утром 2 мая. В 06:17 между британскими и немецкими кораблями начался бой, в ходе которого обе стороны понесли потери. Британцы серьезно повредили «Герман Шёман», немцам же удалось нанести тяжелые повреждения британским эсминцам «Форестер» (HMS Forester) и «Форсайт» (HMS Foresight). Также одна из выпущенных ими торпед попала в «Эдинбург», который, тем не менее, все еще держался на плаву. Несмотря на то что, ситуация складывалась в пользу немцев, Шульце-Хинрихс приказал Z 24 и Z 25 выйти из боя и заняться спасением команды «Шёмана», который был добит после того, как с него была снята большая часть экипажа. Другую часть подобрала U 88, также подключенная к охоте на поврежденный крейсер. Закончив с «Шёманом», немецкие эсминцы отправились на базу.

Для британцев такой исход событий был весьма благоприятен, но шансов на спасение у «Эдинбурга» не осталось. После того, как экипаж сняли британские тральщики и советский сторожевик СКР-28 «Рубин», в 08:52 «Форcайт» выпустил в «Эдинбург» торпеду, и крейсер затонул. Находящийся недалеко от места сражения Тайхерт так описал произошедшие события:

«6:29 ч. На поверхности начался артиллерийский бой. Постоянно слышны артиллерийские залпы – адский концерт, который продолжается до 8:25 ч. В 8:52 ч. внезапно слышны очень сильные шумы. Зловеще! Крейсер затонул».

Адмирал Шмундт отдал лавры победителя «Эдинбурга» лодке U 456, посчитав ее вклад в гибель крейсера более существенным, чем действия эсминцев Шульце-Хинрикса. Тем не менее, наградой за «Эдинбург» для Тайхерта стало лишь упоминание его имени в германской прессе, и не более. Cпустя год, 12 мая 1943 года, Тайхерт погиб вместе со своей лодкой и всем экипажем в районе Азорских островов, а еще через полгода, 19 декабря, его посмертно наградили Рыцарским крестом. Возможно, знай немецкое командование о грузе «Эдинбурга», награду Тайхерт мог получить еще при жизни.


Британский эсминец «Форсайт» - «убийца поневоле». Именно его торпеда отправила на дно «Эдинбург», положение которого было сочтено безнадежным

Такова история гибели крейсера «Эдинбург». Теперь стоит развеять ряд легенд, которые со временем стали неразрывно связаны с кораблем и его золотым грузом.

«Эдинбург» потопил немецкий подводный ас-снайпер?

Макс-Мартин Тайхерт пришел в подплав с эсминцев в июне 1940 года. Его боевой стаж подводника состоял из четырех месяцев службы вахтенным офицером на U 94 капитан-лейтенанта Герберта Куппиша (Herbert Kuppisch) в Атлантике, на которой он совершил три похода, и трех месяцев командования U 456 в Арктике.

До встречи с «Эдинбургом» Тайхерт совершил на U 456 три похода, во время которых произвел пять торпедных залпов, выпустив в общей сложности девять торпед. Лишь одна из них попала в цель – 30 марта 1942 года ею был поврежден американский транспорт «Эффингем» (Effingham) из конвоя PQ-13. Исходя из этого, Тайхерта трудно счесть асом и мастером торпедной стрельбы.

Англичане специально бросили «Эдинбург», который можно было спасти?

После торпедирования крейсера перед адмиралом Бонэм-Картером встал сложный вопрос: как спасти корабль? Суммировав поступившие доклады о повреждениях, он охарактеризовал состояние крейсера как «печальное положение». Корма была разрушена, управление кораблем было невозможно, не работали радарная установка и внутрикорабельная связь. Единственным шансом на спасение было сопровождение крейсера на малом ходу в Мурманск, до которого было 200 миль. Но это означало ослабление эскорта QP-11.


Палуба «Эдинбурга» после попадания торпеды с U 456 в буквальном смысле встала на дыбы

Покинув конвой, на помощь «Эдинбургу» пришли эсминцы «Форсайт», «Форестер», «Гремящий» и «Сокрушительный», но вскоре советские корабли ушли на заправку в Мурманск, оставив англичан одних. «Форсайт» взял к себе на корму якорь с крейсера и пытался помочь ему управляться, а «Форестер» занимался охранением. В результате к вечеру 1 мая было пройдено только 50 миль.

Надежда на спасение забрезжила, когда из Мурманска пришли на помощь буксир, четыре британских тральщика и СКР «Рубин». Как вспоминал старшина 2-й статьи Евгений Радугин, командир отделения сигнальщиков сторожевого корабля «Рубин»:

«Тральщики и буксир, вышедшие на четыре часа раньше нас, появились около 23 часов 1 мая, причем не с юга, как мы, а с северо-запада. С этого момента началась буксировка «Эдинбурга». При этом не все ладилось, так как буксир был маломощным. Тогда утром 2 мая два тральщика встали по бортам, а буксир – впереди, и вот в такой упряжке дело сразу пошло на лад – скорость заметно увеличилась».

Спасение поврежденного крейсера сорвали корабли Шульце-Хинрихса, обнаружившие советско-британское соединение кораблей утром 2 мая. Во время завязавшегося боя «Эдинбург» был торпедирован вторично. Торпеда, выпущенная одним из немецких эсминцев, также попала под мостик, но уже в левый борт. После окончания боя с немцами Бонэм-Картер оценил обстановку и понял, что о продолжении буксировки крейсера в Мурманск с полученными повреждениями не может быть и речи. Вода поступала в него с двух сторон, возникла угроза разлома корабля на две части. Нахождение на нем экипажа было уже небезопасным, поэтому адмирал приказал снять с «Эдинбурга» команду и добить его.


Советский сторожевой корабль СКР-28 «Рубин»

Исходя из мер, предпринятых англичанами по спасению крейсера, можно сделать вывод, что они боролись за свой корабль до последней возможности и оставили «Эдинбург» только тогда, когда его положение оказалось действительно безнадежным.

Золото «Эдинбурга» – плата за ленд-лиз?

Как известно, в первый год Великой Отечественный войны СССР не входил в американскую программу ленд-лиза, и был включен в нее 11 июня 1942 года, когда им было подписано Основное соглашение по данной программе военных поставок. Этот год принято считать временем «пред-ленд-лиза», когда поставки из США были обеспечены предоставленными советской стороне кредитами на закупку вооружений. За этот период США два раза (в октябре 1941 и феврале 1942 гг.) предоставили СССР кредиты по одному миллиарду долларов каждый. Американский историк Роберт Джонс в своей книге, посвященной истории поставок по ленд-лизу в СССР, пишет:

«В конце концов, Соединенные Штаты приблизились к полному ошеломившему их пониманию того, что было необходимо для разгрома Гитлера, и одновременно Советам стало без всякого обмана понятно, насколько скудными были военные запасы США. Дядя Сэм не взял у Дяди Джо никаких процентов за первый кредит по ленд-лизу на сумму 1 млрд долларов. Америка согласилась отложить выплаты по кредиту сырьем или другими товарами на пять лет после окончания войны».

Однако с июня по ноябрь 1941 года СССР также делал заказы в США и оплачивал их по факту. Как писал администратор программы ленд-лиза Эдвард Стеттиниус, «…до конца октября русские продолжали платить наличными за всё, что у нас приобретали». Однако на начало войны у СССР не было валюты, чтобы покупать у США по формуле «плати и вези». Откуда у советской стороны взялись доллары, чтобы делать закупки, о которых пишет Стеттиниус?


Так выглядело золото «Эдинбурга», поднятое на поверхность через 40 лет после гибели корабля

Как оказалось, СССР выручил Рузвельт. Американский президент в то время не имел возможности предоставить кредит на закупку вооружений без одобрения Конгресса, поэтому он придумал обходной маневр. Правительство США заключило с СССР две торговые сделки: на приобретение стратегических материалов на 100 млн долларов и золота на 40 млн долларов. Министр финансов США Генри Моргентау (Henry Morgenthau) согласился покупать русское золото по 35 долларов за унцию и 15 августа 1941 года выплатил советской стороне аванс в сумме 10 млн долларов за его будущие поставки.

В итоге к концу октября 1941 года СССР получил от США в качестве аванса по упомянутым сделкам 90 млн долларов. Как писал вышеупомянутый Роберт Джонс:

«К этому времени с помощью организаций Моргентау и Джонса советской стороне был выплачен аванс на сумму 90 млн долларов, в том числе 40 млн от министерства финансов за сделку с золотом, а остальное от Управления по военным поставкам в счет будущих поставок сырья. И все же этого было недостаточно даже для того, чтобы оплатить заказы советской стороны до конца текущего года, несмотря на все надежды Рузвельта».

Таким образом, Рузвельту удалось «убить двух зайцев». Он сделал СССР на короткое время платежеспособным и убедил американское общество, что Сталин самостоятельно финансирует свою программу закупок вооружений у США. Стоит отметить, что вышеупомянутое соглашение о поставках в США стратегических материалов и золота советская сторона соблюдала со всей скрупулезностью. Это может служить одним из объяснений отправки из Мурманска на «Эдинбурге» около 5,5 тонн золота стоимостью около 6,2 млн долларов – этот груз мог быть частью тех 30–40 тонн русского золота, оплаченных американцами еще в 1941 году.

Кроме этого, существует еще одно разумное объяснение отправки груза золота на борту британского крейсера – оно могло предназначаться непосредственно англичанам. 16 августа 1941 года между СССР и Великобританией было заключено первое соглашение об английских поставках советской стороне. Анастас Микоян писал в своих мемуарах:

«Соглашением от 16 августа 1941 г. сумма кредита была установлена в 10 млн фунтов. В июне 1942 г. она была увеличена на 25 млн фунтов, а в феврале 1944 г. еще на 25 млн фунтов. Всего к концу войны в Европе сумма кредита составила 60 млн фунтов. 16 апреля 1946 г. в английской Палате общин премьер-министром Эттли были обнародованы данные о поставках Великобритании Советскому Союзу за период с 1 октября 1941 г. по 31 марта 1946 г. Стоимость военных поставок составила 308 млн фунтов, гражданских поставок – 120 млн фунтов. Эттли пояснил, что приведенные данные относятся к тому, что было реально доставлено, без учета потерь в пути. Относительно гражданских поставок премьер-министр указал, что они производились на основе соглашения от 16 августа 1941 г., по которому «советское правительство уплачивало 40% стоимости золотом или долларами и остальные 60% за счет кредита, предоставленного Правительством Его Величества».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что золото «Эдинбурга» не являлось платой за ленд-лиз. Если его получателями были американцы, то они официально закупили его в 1941 году на выгодных для СССР условиях. Если ими являлись англичане, то золото могло быть частью оплаты тех 40% по советско-британскому соглашению от 16 августа 1941 года, которое не имело к американской программе ленд-лиза никакого отношения. В пользу последней версии говорит и распределение золота, поднятого с крейсера в 1981 и 1986 годах: 1/3 – Великобритании, 2/3 – СССР, с учетом выплаты вознаграждения фирме, осуществлявшей подъем золотых слитков.


Члены экспедиции по подъему сокровищ «Эдинбурга» позируют с золотыми слитками после успешного завершения работ

А «Эдинбург» до сих пор лежит на дне Баренцева моря. Хотелось бы надеяться, что корабль будут чаще вспоминать в связи с мужеством английских моряков, проводивших полярные конвои в Мурманск и Архангельск, чем с различными инсинуациями на тему «корыстности» союзников по антигитлеровской коалиции.

Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
  2. Adrian K. Kapitänleutnant Max-Martin Teichert. Mit U 456 im Nordmeer und Atlantik – Kreuzer «Edinburgh» torpediert – Flechsig Verlag, 2008
  3. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  4. Morgan D., Taylor B. U-boat attack logs. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 – Seaforth Publishing, 2011
  5. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 9. Norderstedt
  6. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  7. Джонс Р. Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне – М.: Центрполиграф, 2015
  8. Сергеев А. Германские подводные лодки в Арктике 1941–1942 – М.: ЗАО «Русский Издательский Дом», 2003
  9. Микоян А.И. Так было – М.: Вагриус, 1999
  10. Стеттиниус Э. Ленд-лиз – оружие победы – М.: Вече, 2000
  11. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941–1945: Документы и материалы. В 2-х т. Т.1. 1941–1943 – М.: Политиздат, 1983
  12. Мерцалов В. Золотой груз «Эдинбурга» – журнал «Вокруг Света», № 4/1987 (http://www.vokrugsveta.ru)
  13. http://uboat.net

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер типа «Таун» (подтип «Белфаст»), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны. Назван (31 марта 1938 года) в честь Эдинбурга - столицы Шотландии.

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкьявик).
Имел на борту около 5,5 тонн золота - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны), частично - «обратный ленд-лиз»: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота. 2 мая 1942 года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

Основные характеристики:

Длина 190,17 м наибольшая, 187,88 м по ватерлинии, 179,65 м между перпендикулярами.
Ширина 19,32 м.
Двигатели 4 турбозубчатых агрегата Парсонса, 4 трёхколлекторных котла Адмиралтейского типа.
Мощность 82 500 л. с. (60 МВт) - проектная.
Скорость хода 32,5 узла при стандартном водоизмещении, 31 узел - при полном водоизмещении.
Дальность плавания 10 100 морских миль на скорости 12 узлов.
Экипаж 730 человек.

Вооружение:

Артиллерия 4 × 3 - 152-мм/50 орудий Mk-XXIII в башенных установках MK-XXIII.
Зенитная артиллерия 6 × 2 - 102-мм/45 Mk-XIX, 2 × 8 - 40-мм «пом-помов».
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата TR-4.

Последний поход «Эдинбурга»

В конце апреля 1942 года «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борт крейсера в Мурманске было погружено, согласно сохранившимся документам, 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота весом 5534603,9 граммов (195548 унций).
30 апреля (по другим сведениям 1 мая) в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-456 (командир - Тейхерт). Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву. На помощь подошли два британских эсминца и под их охранением крейсер попытался вернуться в Мурманск, однако, вскоре подошли три немецких эсминца под командованием фрегаттен-капитана Шульце-Гинрикса. Они открыли по «Эдинбургу» артиллерийский огонь и выпустили торпеды. Одна из торпед попала в корму крейсера, после чего он еще больше накренился на левый борт.
В ходе боя был потоплен немецкий эсминец «Герман Шёман». Остальные два немецких эсминца сняли с него экипаж и отошли. Контр-­адмирал Картер, руководивший операцией, отдал приказ английским эсминцам снять с «Эдинбурга» экипаж и добить крейсер торпедами. Британский эсминец торпедировал крейсер «Эдинбург» двумя торпедами в левый борт. Корабль затонул вместе с золотом на глубине примерно 900 футов (около 260 м). Все члены экипажа - 750 человек, были доставлены в Мурманск.

Золото, находившееся на борту «Эдинбурга», было застраховано в Госстрахе СССР. 1/3 золота была перестрахована английским Комитетом по страхованию военных рисков.

Поднятие золота с крейсера «Эдинбург»

Идея поднятия золота с затонувшего крейсера возникла сразу же как только появились технические возможности осуществления этой операции.

Попытки поднятия золота осуществлялись неоднократно.

Норвежская фирма «Столт-Нилсен Редери» обращалась 1979 г в советское посольство с уведомлением о поиске судов, пропавших во время Второй мировой войны в Баренцевом море.

Переговоры с этой фирмой завершились безрезультатно, несмотря на то, что она потратила около миллиона долларов на подготовку операции по подъёму золота.

Позднее в 1981 году было достигнуто соглашение и подписан трёхсторонний контракт по поиску и подъёму затонувшего золота. Сторонами по контракту выступали Министерство торговли Великобритании, Министерство финансов СССР и британская компания «Джессон Марин Рикавериз», которая должна была осуществлять операцию по поиску и подъёму золота.
Подготовка к операции по подъёму золота проводилась также на борту аналогичного «Эдинбургу» крейсера «Белфаст», стоящего на Темзе в Лондоне, напротив Тауэра.

Работы начались 9 мая 1981 года. Спасательное судно «Дамматор» 14 мая 1981 года обнаружило судно на глубине 250 м, лежащим на дне на левом борту.
Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием второго, более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм».

Работы по подъёму золота осуществлялись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута. Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой поднималось золото на борт судна.
На борту судна постоянно дежурили представители ИНГОССТРАХА, фиксируя количество поднимаемых слитков. Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъёму груза. 9 октября 1981 г. судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасённого золота.

Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 кг. Пять слитков золота весом 60 кг остались лежать на дне Баренцева моря.