Урок русского языка в 9 классе ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г. Донецка
 
Тема: « Правописание имен числительных. Числа в деловых бумагах».  9 класс
Тип урока: комбинированный
Цель: расширение знаний о числительном как о части речи, обучение  правильному написанию  телеграммы.
Задачи:
1. Дать обучающимся конкретное представление об имени числительном, научить правильно писать числительные.
Познакомить с правилами составления текстов телеграмм, научить  правильно заполнять телеграфные бланки.                                
2. Развивать произвольное внимание, зрительное восприятие, наглядно-образное мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение), речь, графомоторные навыки. 
3. Развивать социальную компетенцию (навыки работы с деловыми бумагами).
Оборудование и наглядные пособия:
Мультимедийный комплекс, дидактические карточки, учебник «Русский язык 9 класс».
Словарь:
Телеграмма, индекс
 
Содержание и ход урока.
I.Организационный этап.
Задачи: подготовить обучающихся к работе на уроке, настроить на урок, организовать внимание.
-Взаимное приветствие.
-Проверка готовности к уроку.
- Коррекционное упражнение «Закодированное стихотворение».  Слайд № 2 
Ребята, посмотрите внимательно на экран.
Скажите, что вы видите? Представьте, что это- стихотворение,  поэтому, прочитайте его с выражением.
714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327.
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.
 
II. Подготовка обучающихся к усвоению нового материала . 
Задачи: сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость числительного, привлечь внимание и вызвать интерес к числительному, как к части речи.
1. Коррекционное упражнение  «Пятый лишний». Слайд № 3
- Какая карточка  лишняя? Докажите.(19,девятнадцатое, 02, 2014, февраль)
- Что объединяет остальные карточки? ( число)
 
2.Запись числа в тетради.
- Ребята, о чем напоминают вам записи на карточках?
-Когда пользуемся записью 19.02.2014  ?
- Почему на уроках русского языка  другой вариант записи числа? ( учимся грамотно писать слова)
- Запишите число и классная работа.
 
3. Коррекционное упражнение   «Четвертый лишний».
(продолжение работы с карточками на экране)    
- Найдите   «лишнее» слово среди этих карточек?
- Назовите, какую часть речи обозначает данное слово? ( Это числительное).
- Прочитайте стихотворение об этой части речи?
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен
 
4.Сообщение темы и целей урока. Слайд № 4
 -Тема урока «Имя числительное». (Ребята, запишите в тетради тему урока).
- Сегодня на уроке мы будем учиться  правильно  писать числительные, рассмотрим роль числительных в нашей жизни.
 
III. Изучение  нового материала. 
Задачи: дать обучающимся конкретное представление об имени числительном, научить правильно писать числительные.
 
1.Повторение теоретических знаний о числительном.
- Что такое числительное? 
- Какие бывают числительные?
 
2. Упр. «Скороговорка».  
 Задание: Слайд № 5  
Посмотрите на экран. Прочитайте скороговорку медленно, постепенно увеличивая темп.
У четырех черепах по четыре черепашонка (написано на экране) 
-Ребята, представьте, что скороговорка -это условие задачи. Подумайте, какой вопрос можно поставить к этому условию? (сколько всего было черепах?)
-Ребята, давайте решим эту задачу.
Что мы узнаем сначала? (сколько было черепашат) Что мы для этого сделаем?
-Что еще надо узнать? Как это можно узнать?(16+4=20)
-Ребята, назовите числа, которые встретились в задаче-скороговорке.
-Ребята, запишите эти числа в столбик. Напротив каждого из них запишите числительные. (обучающиеся записывают в тетради в столбик с выделением орфограмм, один ученик записывает задание на доске).
-Проверка правильность написания числительных.
- Какое простое правило о написании Ь в числительных вы помните?( ь знак в слове пишется только 1 раз)
 
3.Знакомство с написанием новых числительных.
Задание: назовите число, в котором 
9 десятков, 2 сотни, , 3 сотни, 4 сотни. 
Слайд № 6
- Посмотрите на запись этих числительных на экране.  Запишите эти числительные.
девяносто          
триста            
двести
четыреста
- Подчеркните выделенные орфограммы.
- Запомните их написание. Составьте словосочетания с этими числительными. Например, триста лет.
- Ребята, выполняя эти задания, мы подтвердили мудрую пословицу, что ( бегущая строка) «Без букв и грамматики не выучишь и математики»
 
IV.   Физкультпауза.
Задачи:
Снять физическое напряжение, сменить вид деятельности.                
1.упр.
И.п.- ноги на ширине плеч, руки на пояс.
 наклоны туловища вправо  и влево
2упр.
И.п.- о.с- руки к плечам.
Вращение плечами вперед и назад на 4 счета.
Повторить 3р.
3упр.
И.п.- о.с. .- руки вдоль туловища.
На 1 поднять руки вверх, потянуться на носках.
2- и.п.На 3-4 повторить
Ребята, вы обратили внимание, что при выполнении упражнений мы использовали числительные.
 
V. Изучение нового материала.
Задачи: дать обучающимся конкретное представление о телеграмме; обучить практическим навыкам написания телеграммы.
 
1. Числа в деловых бумагах. Рассказ учителя:
- Трудно представить, какая судьба ожидала бы нас , если бы человек не придумал числительные!  Сейчас мы  не может обойтись без чисел. Они "появляются" в нашей жизни с момента рождения и "присутствуют" до самой смерти. Мы используем числа почти всегда. Например, в школе мы считаем минуты до звонка или сумму, которую нам надо потратить на покупки, когда решаем, в какой автобус или поезд лучше сесть, когда ищем на улице номер дома, когда узнаем, сколько стоит что-нибудь или сколько лет кому-то,  Было бы чрезвычайно трудно обходиться без чисел и тогда, когда нужно заполнить какой –нибудь документ или квитанцию. 
-  Ребята, приведите примеры, какие деловые бумаги, связанные с числами, вы знаете?
 
2. Работа   с  учебником ( с. 186).   
Задание: Откройте учебники на стр.186. Прочитайте сведения об использовании числительных в деловых бумагах.
Вопрос: В каких деловых бумагах используются числительные?
 
3.Ребус «Телеграмма» Слайд № 7
- Ребята, перед вами ребус. Разгадайте его и вы определите  вид  делового письма, с которым мы сегодня будем работать на уроке.
Запишите это слово, ( экран)выделите орфограммы.
 Словарная работа: Слайд № 8
Телеграмма - слово греческое.  Оно  состоит из 2-х частей: теле- далеко и грамма- запись. Обозначает: срочное сообщение, переданное по телеграфу, радио или телефону. Так же называется и бланк с таким сообщением.
 
4. Виды телеграмм.  Слайд  № 9 Объяснение учителя.
Телеграммы бывают обычные, срочные и правительственные. Так выглядят образцы простых и поздравительных телеграмм. Телеграмма отправляется  на простом  или на художественном бланке. Срочные  телеграммы доставляются в течение 4 часов , а простые  в течение 8-12 часов. Принимается телеграмма непосредственно на телеграфе или по телефону. В настоящее время телеграмма потеряла свою актуальность ввиду появления множества более удобных  средств связи (сотовых телефонов, компьютеров). Но почта России по-прежнему оказывает услуги передачи телеграмм.
 
5. Правила написания телеграмм. Объяснение учителя,
- Чтобы отправить телеграмму, нужно научиться составлять ее текст. Вот  телеграмма Слайд № 10, в которой люди поздравляют с наступающим праздником: «Милая наша Варенька! Поздравляем тебя с наступающим  днем 8 Марта! Желаем крепкого здоровья, огромного счастья. Ждем тебя летом в гости. Целуем, Ивановы.». Прочитайте ее. Эта телеграмма составлена неверно . Текст телеграммы должен быть очень кратким , потому что в телеграмме за каждое слово, даже маленькое (предлог) берут деньги. Справка: 1 слово стоит  2 рубля 50 копеек. Посчитайте, сколько будет стоить эта телеграмма, если в этом тексте 22 слова? Эта телеграмма стоит 55 рублей, но мы можем заплатить меньше, если напишем все правильно. Ребята, познакомимся с правилами написания телеграммы. Памятку по написанию телеграммы  вы сейчас  получите. (Учитель раздает памятки. Обучающиеся читают вслух памятки). 
   Памятка  написания телеграммы. Слайд № 11
 1.Текст пишется кратко, сообщается только важное, главное.
 2.Пропускаются знаки препинания , союзы,     предлоги,   местоимения, обращения, слова:     город, улица, дом.
 
6.Упражнение  «Редактирование текста телеграммы». 
Ниже памятки находится текст телеграммы, ваша задача ее отредактировать.
-Ребята, скажите,  кому адресуется телеграмма? Как обращаются к Вареньке? (Милая наша Варенька!) Значит, все это обращение. Что сказано в памятке об обращении?(пропускается) Какое слово в этом обращении мы можем оставить? (Варенька).Избавляемся от лишних слов и от знаков препинания.
Прочитайте следующее предложение. (Поздравляем тебя с наступающим  днем 8 марта!)  Ребята, какие слова можно сказать Вареньке при встрече, а какие в телеграмме?  Определите их, пользуясь  памяткой. 
(Желаем крепкого здоровья, огромного счастья.) Ребята, если мы оставим слова здоровье, счастье, а исключим слово желаем и крепкого , поймет Варя, что этим хотят сказать Ивановы? Исправьте предложение, зачеркните   знаки препинания.
Оставьте важные слова в следующем предложении (Ждем тебя летом в гости.).
(Целуем, Ивановы.) Какое важное слово нужно  оставить в этом предложении? (Ивановы)
Ребята, прочитайте получившийся  текст. 
Слайд № 12 Телеграмма
Варенька поздравляем  8 марта  здоровья счастья ждем гости Ивановы 
 Посчитайте, сколько слов в этом сообщении?(9) Эта телеграмма будет стоить 22р50к, а первый текст 55рублей.
Ребята, сколько можно сэкономить денег, если правильно составить текст сообщения? (22р 50к –в 2 раза заплатим меньше).
Ребята, что еще кроме текста нужно  написать на бланке, чтобы телеграмма дошла до адресата? (адрес получателя и адрес отправителя) 
Вот адрес, где проживает Петрова Варвара. Этот адрес есть у вас на карточках: 396420 город  Павловск  Воронежской области улица Гагарина дом 17   Петровой Варваре. (появляется на экране) В начале адреса вы видите число, которое состоит из 6 цифр. Это почтовый индекс (словарь индекс ). Почтовый индекс– это цифровое обозначение, которое присваивается  почтовым  отделениям связи. Индекс в обязательном порядке вписывается  цифрами  на конверте  и на других почтовых отправлениях, в том числе и в телеграмме. Читается он так… .
 За каждое слово адреса получателя мы тоже должны платить деньги. Ребята, прежде чем редактировать адрес телеграммы,  вспомните известный рассказ А.П. Чехова «Ванька». Мальчик Ваня Жуков пишет письмо дедушке. Какой адрес написал Ваня на конверте?(на деревню дедушке, Константину Макарычу).  Получил ли дедушка Ванино письмо?
Прочитайте в памятке, что не пишут в телеграмме при записи адреса? Зачеркните ненужные слова (Идет зачеркивание на экране, обучающиеся исправляют текст адреса на местах на карточках. Прочитайте, что у вас получилось, проверьте.(на экране появляется правильно записанный  адрес). 
Ребята, мы откорректировали текст телеграммы и адрес. Теперь все это надо записать на бланке телеграммы. 
 
7.Практическая работа  «Заполнение бланка телеграммы». Слайд № 13
 Ребята, на экране вы видите  бланк телеграммы, который можно получить на почте или телеграфе, откуда ее отправляют. Такие точно бланки есть  у вас на карточках. Рассмотрите их.
1.Вверху бланка пишется адрес (куда) и фамилия лица, которому посылается телеграмма (кому). Найдите это поле. ( Учитель показывает на экране соответствующее поле, обучающиеся  находят их на своих бланках) Напишите исправленный адрес. Проверьте правильность написания адреса ( по бегущей строке на экране обучающиеся проверяют правильность заполнения адреса получателя). 
2.Двумя троками ниже пишется текст телеграммы. Найдите  на бланке нужную строку и напишите тот текст, который мы отредактировали. Проверьте написанное (по бегущей строке на экране обучающиеся проверяют правильность заполнения  текста).
3.Под чертой бланка внизу пишется фамилия и адрес отправителя. Это место в бланке подписано. Напишите точный адрес нашей школы, а фамилию подпишите  отправителя . Вадим, назови адрес нашей школы. Кто отправитель телеграммы? (Отвечает ученик и обучающиеся пишут адрес на бланке) Проверьте( по бегущей строке на экране обучающиеся проверяют правильность заполнения адреса отправителя ).
Остальные  поля на бланке заполняет  оператор - работник телеграфа . 
Телеграмма вами заполнена, после того, как  оператор заполнит свои поля, посчитает ее стоимость и вы оплатите телеграмму, ее   отправят  адресату.
 
VI. Закрепление полученных знаний.
Задачи: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по написанию телеграммы 
 
Практическая работа «Исправление  текста телеграммы».Слайд № 14
У вас на столах карточки с практической работой. Прочитайте задание? Скажите, какую работу вы будете делать?  (Исправить текст телеграммы). При выполнении воспользуйтесь памяткой.
 Вариант телеграмм для исправления I вариант (базовый уровень) 
• Желаю здоровья и счастья. Ира. 
• Срочно выезжай, потому что больна мама. Саша.
Вариант телеграмм для исправления II вариант (сниженный  уровень)  
• Поздравляем  с новосельем. Быковы. 
Проверка выполнения.  Слайд №
 
VII.Подведение итогов.
Задачи:
 -подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу обучающихся, поставить оценки за работу на уроке;
- разъяснить домашнее задание.
 Ребята, чему новому вы научились на уроке? ( Правильному  написанию числительных и правильному заполнению бланка телеграммы).
 
Оценивание обучающихся:
Наш урок подошел к концу, сегодня активно работали….получают отметку «5»
…..ученики допустили ошибки при ответах – они получают «4»
   
Домашнее задание:  
Все обучающиеся получают карточки с кроссвордами на дом. Откройте дневники и запишите домашнее задание кроссворд.
I вариант (базовый уровень)  заполняют все самостоятельно.
II вариант (сниженный уровень) получают задание с  первыми буквами числительных.
 
Прощание. Урок окончен. Можете быть свободны.
 
 
Меню