Урок ПТО в 9 классе
учитель 1 квалификационной категории: Мелихова Г.А.
Тема: плетение изгороди из ивовых прутьев.
Цель: формирование знаний и умений по изготовлению
          декоративной плетеной изгороди.
Задачи: 1. Познакомить с самобытностью жилища казака.
               2. Обучить приемам изготовления декоративной изгороди из прута.
               3. Развивать умение работать по словесной инструкции и умение
                   работать по технологической карте.
               4. Развивать мелкую моторику.
               5. Воспитывать интерес к культуре быта Донского края.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Словарная работа: курень, изгородь, забор, тын, плетень, подворье.
Учебно-материальное обеспечение урока:
ИНСТРУМЕНТЫ: ножовка, (или садовая пила), круглогубцы, бокорезы, нож-струг.
МАТЕРИАЛЫ: стойки-колья основы, прут (уток) - прутья плетения по стойкам (основы).
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ: тренажер для учебного плетения (в натуральную величину).
ПОСОБИЕ: плакат по технологическому изготовлению изделия.
Учебные работы:
              1. Заготовка стоек и уточных прутьев.
              2. Укрепление стоек в учебном тренажере.
              3. Изготовление фрагмента изгороди путем прямого плетения через стойку.
              4. Самоконтроль качества выполненной работы.
              5. Установка фрагментов плетеной изгороди на отведенном участке.

ХОД 1 УРОКА
I. Организационная часть урока.
Цель: Сосредоточение внимания воспитанников, настрой на предстоящую работу.
1. Проверка готовности к уроку.
2. Приветствие.
3. Коррекционное упражнение: каких фигур не достаёт в каждом ряду?
Цель: развитие концентрации внимания и нахождения закономерности.
                                                                                    




 
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: расширение кругозора. Воспитание упражнения к народным традициям Дона.
Развитие мыслительных операций анализ сравнения. Построение внутреннего
плана действий согласно технологической  последовательности.
1. Сообщение темы урока.
2. Краткая историческая справка о быте казаков и целесообразности изготовления
изгороди из прутьев.
- Вы уже знаете, что жилище казаков называется куренем. Это такой дом,
построенный из древесины, обмазанный глиной и побеленный мелом или
известкой. Крышу обычно накрывали камышом или соломой.
- Казаки всегда разводили домашний скот, который жил тут же на подворье. А
для того, чтобы оградить свой дом и огород, они использовали плетень. Плетень -
это изгородь, сплетенная вручную.
- Отгадайте загадки:
1. Плеть плетена, кругом столба обведена.
2. Наряжен наряд из ста ребят
    Все связаны стоят.
3. Три брата запанибрата
    Одним кушаком подпоясаны.
 - Да, все эти загадки про плетень.
 - Существуют различные виды плетения. Наиболее популярны из них -
прямое плетение. Оно является самым легким и доступным в освоении.
Применяется для плетения стенок, донышек, крышек, разнообразных изделий, в том
числе изделий крупных форм - плетней и заборов.  Прутья сплетают слева направо,
стояков должно быть нечетное количество.
 - Для начала необходимо вставить прут горизонтально между любыми двумя
стойками на тренажере. Затем пропустить его между стойками таким образом,
чтобы он огибал их в порядке: спереди - сзади - и так до конца,
пока прут не закончится (смотреть рисунок). Принцип простой - горизонтальные
ряды оплетают вертикальные.
   Сегодня мы с вами начнем изготовление изгороди из прутьев. Такой вид ограды
был широко распространен на Дону, где в степи было недостаточно материалов
из древесины. Особенностью такой изгороди были жесткие опоры-колья, вокруг которых
оплетали более мягкие материалы - лозу, прутья. Колья вколачивались в грунт на
равном расстоянии друг от друга.
      Возможно так же изготовление модулей плетней. Этим и займемся на уроке.
3. Анализ образца готового изделия по плану:
   - материал, из которого выполнен плетень;
   - название основных элементов и способы их соединения;
   - основное назначение изделия.
4. Последовательность выполнения изделия:
   - работа с плакатом "Последовательность изготовления фрагмента плетня"
5. Повторение правил безопасной работы ручным инструментом.
III. Практическая работа над изделием (согласно технологической последовательности).
Цель: практическое закрепление теоретических знаний. Развитие умения последовательно
работать над заданием. Совершенствование навыка работы ручным столярным инструментом.
- Заготовка стоек и уточных прутьев (очистка от мелких веток и почек).
- Укрепление стоек в тренажере.
Перерыв 10 минут.
I. Организационная часть II урока.

Настройка дыхания. Дыхательные упражнения.
II. Вводная часть.
Цель: Повторение плана работ над изделием. Подготовка детей к выполнению
практического задания.
2. Краткий анализ выполненной работы на 1 -ом уроке.
3. Постановка задачи II урока.
III. Практическая работа.
Цель: развитие умения работать по технологическим картам. Коррекция
моторной ловкости. развитие умения к объективной оценке своей работы.
1. Вводный инструктаж.
2. Самостоятельные работы.
   - Изготовление фрагмента изгороди путем прямого плетения через стойку.
   - Самоконтроль качества работы.
   - Установка фрагмента плетня на отведенном участке.
3. Текущий инструктаж в ходе самостоятельной работы проводит учитель.
IV. Итог урока.
Цель: Подведение итогов урока. Оценка деятельности.
1. Уборка рабочего места.
2. Оценка работы класса, и каждого воспитанника в отдельности.
Подведение итогов работы на уроке в форме ответов на вопросы:
  - Чему вы научились на уроке?
  - Где можно использовать изготовленные вами плетни?
Меню