Внедрение в практику образования детей с умственной отсталостью 10-11 классов стало возможным благодаря Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997, и Базисным учебным планом специальных (коррекционных) учреждений, утвержденных приказом Минобразования России от 10.04.2002 года №29/2065-п.
         В нашем учреждении переход на 11-летнее обучение  произошел в 2003 году, т.к. оснащенность мастерских и обеспеченность профессиональными кадрами были на тот момент на хорошем уровне, и поэтому никаких особых условий материальных затрат  не потребовалось. В учреждении функционирую две швейных мастерских, швейно-трикотажная и три столярных мастерские. Кроме того, большая земельная площадь позволяет заниматься растениеводством. Старшеклассники обучаются двум самым распространенным профессиям: швея и столяр. По окончании двухлетнего обучения в классах профессиональной подготовки выпускники сдают экзамен, который состоит из практической и теоретической части.
Поэтому обучение на уроках трудовой подготовки включает два главных этапа: усвоение теоретических знаний и выполнение практической работы. Практическая работа направлена на изготовление продукции, имеющей полезное назначение и приближающейся по своему качеству к товарной продукции. Это наша принципиальная позиция, т.к. именно стремление к  качественному выполнению  работы вызывает интерес и  создает положительное отношение к урокам трудовой подготовки в целом.
Практическая деятельность может быть организована по-разному. В одних случаях целью обучения служит только выполнение изделий, и деятельность обучающихся основана на подражании действиям учителя, а также на использовании его активной помощи в процессе работы. О такой организации можно сказать, что работают руки обучающегося, а голова педагога. Такая работа происходит в основном с обучающимися по сниженному уровню.
При другой направленности обучения практическая работа обучающихся и формирование у них технико-технологических знаний являются дидактическими целями одинаковой важности.
В условиях современного производства значительно возрастает доля умственной деятельности в процессе труда рабочего, увеличивается число задач, не укладывающихся в рамки стереотипных решений. Именно способность выполнить работу в пределах стереотипных решений и является основным недостатком рабочих с нарушением интеллекта. Для самостоятельной качественной работы выпускник коррекционной школы VIII вида должен обладать способностью усваивать новые знания и приемы работы, ориентироваться в трудовой ситуации, планировать предстоящие действия, контролировать  не только объект труда, но и свою деятельность в целом. Приобретение таких качеств позволит ему своевременно перестраивать  свою деятельность в соответствии с изменяющимися условиями работы, т.е. сформировать трудовую мобильность. Именно такими хотим видеть мы своих выпускников.
При неоднократном повторении одного и того же трудового задания практические действия регулируются в основном на основе зрительных и мышечных представлений. Но высший уровень регуляции, необходимый при овладении новым, осуществляется с помощью знаний. К регулирующим действиям этого уровня относится понимание и запоминание инструкции, формирование образа объекта труда, определение плана работы, самоконтроля и учет результатов самоконтроля. Следовательно, знания служат главным регулятором самостоятельной трудовой деятельности.
Поэтому подготовка теоретической составляющей итоговой аттестации начинается в 10 классе, где обучающиеся уже готовят  вопросы экзаменационных билетов.
Новые знания формируются, связываясь с ранее усвоенными. Сведения об усвоении знаний учитель получает  путем устных опросов при повторении материала. Важно определить и зафиксировать уровень сформированности конкретного знания. 


Меню