Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена

склонность к самоубийству

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка в состоянии душевного кризиса. Прежде всего будьте готовы его выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерения и силу чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более тревожна, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3.Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытыватьсерьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустаннуюдеятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам ребенка.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли ваш собеседник о самоубийстве.Опыт показывает, что такой вопрос нечасто приносит вред: в большей части случаевподросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
6. Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем: а)тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является
временным; б) его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; в) человек, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.
7. Утверждения, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к мыслям о нем. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после того, как у вас сложилось впечатление, чтовы убедили подростка в пагубности его мыслей о суициде.
8. Поддерживайте ребенка во всем и будьте настойчивыми. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и заинтересованности в его судьбе, наша готовность помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите подростка в том, что, приняв вашу помощь, он сделал верный шаг. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
9. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам. Если у вас естьсомнения в том, что он этому совету не последует, обратитесь к ним сами, чтобывместе разработать стратегию помощи ребенку.
10. Дайте понять, что хотите поговорить с ребенком о чувствах и не осуждаетеего за то, что он эти чувства испытывает.
11. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознатьситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти нужное решение и управлять кризисной ситуацией.
10. Помогите найти людей и места, которые смогли бы ослабить переживаемый ребенком стресс.
11. При малейшей возможности действуйте так, чтобы изменить внутреннее состояние ребенка в сторону улучшения.
12. Помогите ему понять, что переживаемое им в последнее время чувство безнадежности не будет длиться вечно. Беседуя с ребенком, необходимо стремиться установить с ним тесный эмоциональный контакт, проявить неподдельную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать человека. После восстановления последовательности событий, приведших его к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям («снятие безысходности», «преодоление исключительности ситуации»). Затем главное внимание требуется сосредоточить на совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом важно побудить человека к словесному оформлению планов предстоящих действий («планированию»). В заключение беседы высказывается активная поддержка, чтобы придать уверенностичеловеку в своих силах и возможностях.
Меню