УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Логопедические занятия в школе проводятся 1-2 раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

 

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

  1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

  2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

  3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

  4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

  5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

  6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

  7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

  8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Заборчик
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.


Дудочка
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).


Чашечка
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка).


Чистим зубки
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.


Маляр
Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

 

Лошадка
Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).


Индюки болтают
Языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл...".


Часики
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.


Качели
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.


Барабанщик
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...".


  1. В воспитании и развитии ребёнка будьте последовательны! Вам необходимо быть «на одной волне» с педагогами (учителями, воспитателями, дефектологом, логопедом, психологом), которые работают с Вашим ребенком. Вы должны знать, что происходит на занятиях, какие требования предъявляются ребенку и соблюдать рекомендации специалистов. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех. Если не соблюдать единства требований, то в голове у ребенка возникает хаос, занятия становятся бесполезными. Выработайте в семье правило: если есть запрет на какое-то действие он соблюдается всегда и всеми членами семьи. Ребенок быстрее привыкнет и начнет соблюдать правила, если сами взрослые будут их придерживаться (есть только на кухне, разуваться в прихожей и тд).
  2. Сделайте жизнь ребёнка предсказуемой и понятной для него! Это правило обеспечит Вашему ребенку комфорт от того, что он будет знать заранее, какие события произойдут. Простое расписание дня отлично соответствует этому. Его можно составить с учётом занятий ребенка, прогулок, приема пищи, гигиенических процедур и т.п., обозначив события картинками. Надо стараться, чтобы внезапных изменений в постоянной рутине дня происходило как можно меньше. Если эти изменения должны произойти, то ребенка к ним готовят заранее.
  3. Поощряйте ребёнка за хорошее поведение! Хвалите его сразу, как только он демонстрирует хорошее поведение, выполняет Вашу инструкцию, применяет только что разученный новый навык. Эмоциональная и своевременная награда за труд в виде приятного сюрприза поможет быстрее сформировать у ребенка нужное поведение. Это называют положительным подкреплением желаемого поведения.
  4. Создайте ребёнку личную зону! Это пространство в комнате или в квартире, где ребёнок может побыть один, поиграть, расслабиться. Эту зону можно выделить каким - либо визуально понятным ребёнку образом. При этом Вам надо предварительно убедиться, что там нет потенциально опасных предметов, которыми ребёнок в случае истерики сможет причинить вред себе или окружающим.
  5. Ребёнок остается ребёнком! Всегда помните, что Ваш ребёнок будет не только учиться, но и играть, как и все дети. Заранее продумайте, как вызвать у него смех, улыбку и интерес к совместной игре. Есть огромное преимущество, если он поймет, что играть в компании намного веселее и интереснее.
  6. Изучите сенсорные особенности ребёнка. Многие дети могут проявлять парадоксальную реакцию на звуки, свет, прикосновения. Вы должны знать, что неприятно Вашему ребенку, а что, наоборот, его успокаивает. Зная это, Вы заранее сможете предотвращать ситуацию, когда в ответ на неприятный раздражитель ребёнок неосознанно даст негативную реакцию.
Дополнительные коррекционные методики, которые Вы можете использовать:
  1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: " Пора спать" и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: "снять одежду", "надеть пижаму", "почистить зубы", "умыться", "сходить в туалет", "пойти спать" и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только чёткое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать "пора спать" и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия "гулять", "кушать", "читать", "рисовать".
  2. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.
  3. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.
  4. Лепка - одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребёнок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.
  5. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.
  6. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.
  7. Еще одно упражнение на развитие моторики. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.
  8. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.

Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребёнок точно справится, это поможет ему поверить в себя.

И самое главное правило - ребёнка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он Ваш, любимый!


Избирательное пищевое поведение  уже давно описывается, как характерная черта при аутизме. Ограниченное поведение во время приемов пищи проявляется, начиная с  употребления всего лишь нескольких пищевых продуктов, и продолжая определенными ритуалами во время приемов пищи. Например,  употребление продуктов питания только из оригинальных контейнеров или употребление предпочитаемых продуктов или напитков ритуальными способами (например, коснуться кусочком пищи рта несколько раз, прежде чем его съесть, или наклонить голову в сторону при питье из чашки). К сожалению,  настойчивость в употреблении одной и той же пищи снижает возможности детей попробовать новые продукты, что повышает сложность расширения разнообразия их рациона.

Употребление широкого ассортимента продуктов, особенно фруктов и овощей, имеет ряд преимуществ для здоровья, включая профилактику хронических заболеваний, таких как диабет, болезни сердца и даже рак. Увеличение разнообразия рациона имеет также социальные преимущества. Когда дети с РАС учатся есть новые продукты, они учатся терпимо относиться к изменениям, что может помочь им меньше настаивать на однообразии и сделать их более открытыми для нового опыта. Кроме того, усилия по увеличению разнообразия рациона включают обучение ребенка следовать указаниям. И, что не менее важно, это позволяет родителям отрабатывать навыки давать инструкции, хвалить и игнорировать нежелательное поведение.

Хотя избирательное пищевое поведение широко распространено среди детей с аутизмом, хорошие новости заключаются в том, что эту проблему можно решить путем целенаправленных, индивидуально подобранных в мешательств и их последовательного применения. Многим родителям время от времени приходится вступать в конфликты с детьми по поводу еды. Порой это срабатывает, но чаще ребёнок упрямится ещё сильнее. Доходит до крайних проявлений, вроде того, что ребёнка тошнит, или он отказывается есть вообще. Есть дети, которые в буквальном смысле доводят себя до истощения. И, родители опять оказываются в положении, когда приходится уступить. Но пробовать установить границы и не соблюдать их – ещё хуже, чем просто сдаться.

Помните: ваша первая задача-расширить ассортимент продуктов, которые ребёнок ест, а так же ослабить сопротивление  вашим попыткам предложить новые виды пищи. Помните также, это ПРОЦЕСС!

Предъявление разных вкусов как коррекция пищевых предпочтений

На самом начальном этапе, развитие новых предпочтений в еде требует только одного: многократно пробовать конкретную еду в течение длительного времени. Для многих детей с РАС этот этап не является легким ил и простым. Однако существует ряд вмешательств, которые обеспечивают повторяющееся предъявление разных вкусов и, как было показано, эффективны для увеличения разнообразия рациона. Эти вмешательства часто включают один или несколько из следующих компонентов:

1) Многократное предъявление  маленьких кусочков (например, от размера крошки до размера горошины) каждого нового блюда в течение нескольких дней или недель. Лучше всего начинать с продуктов, которые по вкусу и текстуре похожи на продукты, которые уже есть в рационе Вашего ребенка, а также продуктов, которые ваш ребенок раньше хорошо ел, но больше не ест. Кроме того, иногда легче начать с продуктов, которые не требуют жевания (например, йогурт или пудинг), чтобы уменьшить вероятность, что ваш ребенок будет держать пищу во рту или выплюнет её. Также может быть полезно во время первых нескольких предъявлений разрешить ребенку сделать глоток любимого напитка сразу после того, как он съел кусочек новой еды.

2) Снижение интенсивности стимула, которое часто включает постепенное увеличение размера кусочков вводимой новой пищи (например, от крошки или размером с горошину до половины ложки и, наконец, полной ложки). Мы рекомендуем увеличивать размеры порции, когда Ваш ребенок съел, по крайней мере, три кусочка/ложки пищи подряд  в течение 30 секунд без рвотных позывов и нежелательных поведений, таких как крики и плач.

3) Позитивное подкрепление положительного отношения к новым продуктам и приемлемого поведения за столом во время еды в форме вербальной похвалы. А также в форме доступа к предпочитаемой еде, игрушкам или занятиям (т.е. подкреплениям), предназначенным только для случаев, когда ребенок соглашается попробовать новую еду. Целесообразно ограничить доступ к данным подкреплениям, чтобы они мотивировали Вашего ребенка как можно дольше.

4) Намеренное игнорирование неуместного поведения ребенка во время еды, которое предполагает, что Вы уделяете минимальное, насколько это возможно, количество внимания агрессивному или нежелательному поведению ребенка во время еды. Бывает трудно намеренно игнорировать поведение ребенка после того, как Вы потратили время и силы на приготовление всех блюд или одного нового блюда, а Ваш ребенок кричит, у него истерика, и он отказывается есть то, что ему дают. Однако Вам не стоит отвечать тем же. Намеренное игнорирование позволяет именно Вам, а не Вашему ребенку, задавать тон во время приемов пищи. Игнорирование нежелательных  поведений в конечном итоге приведет к их снижению, но с Вашей стороны потребуется много терпения. Скорее всего, Ваш ребенок уже некоторое время практикует эти поведения, поэтому помощь в их изменении посредством намеренного игнорирования также займет время. Кроме того, важно знать, что частота и интенсивность нежелательных поведений Вашего ребенка могут сначала увеличиться, прежде чем произойдут улучшения благодаря тому, что Вы больше не реагируете на данные поведения. И помните, что, хотя вы должны игнорировать нежелательное поведение Вашего сына во время еды, обязательно уделяйте позитивное внимание его уместному поведению во время приёмов пищи.

5) Предупреждение поведения избегания посредством того, что новую еду не убирают, если ребенок демонстрирует проблемное поведение во время приемов пищи (например, отталкивание еды и крики). Часто также включает требование, чтобы ребенок согласился съесть хотя бы один кусочек предлагаемой ему еды, прежде он покинет зону приема пищи.

6) Установление режима питания, чтобы исключить для ребенка перекусы между приемами пищи и повысить его аппетит и мотивацию во время еды.

Для того, чтобы отслеживать успехи Вашего ребенка во время применения вмешательств по расширению разнообразия его рациона, может быть полезно использовать таблицу данных, чтобы указать, какие продукты вы ввели, размер порций (например, размером с горошину, половина ложки, или полная ложка), соглашается ли Ваш ребенок попробовать новую еду без каких либо проблем или демонстрирует такое поведение, как рвота и плач. Отслежи вание поведения вашего ребенка во время еды может помочь вам принять решение, когда увеличивать размеры порции новой пищи, которую Вы вводите, или когда нужно внести изменения во вмешательство, которое Вы применяете (если не происходит никакого прогресса).

Использование визуальных опор

Многие родители детей с аутизмом выражают обеспокоенность по поводу успешности вмешательства из-за того, что у их ребенка ограниченные навыки понимания и/или использования речи. Визуальные опоры – отличный способ решения этих проблем. Было показано, что визуальные опоры также способствуют развитию самостоятельности и уменьшению поведенческих проблем, связанных с изменениями в расписании.

Визуальные опоры могут быть следующими:

– таблица, в которой указано, когда еда или закуски будут предлагаться в течение дня;

– таблица или схема выдачи жетонов (например, таблица с наклейками), которая показывает, сколько кусочков/ложек пищи должен съесть ребенок, прежде чем он заработает доступ к любимому занятию, игрушке или еде;

– подробный список или набор картинок, показывающих, какие продукты будут предлагаться во время еды и в каком порядке.

 

Напоследок, Вы также можете формировать позитивное отношение к еде и приему пищи в рамках различных деятельностей и развития коммуникации:

  • расширьте словарный запас ребенка на гастрономическую тему. Предоставьте ребенку речевые или иные средства для выражения своих потребностей;
  • научите просить те или иные продукты, уточнять их характеристики, желаемый размер порции и способ приготовления;
  • развивайте бытовые навыки, связанные с приготовлением пищи и ее подачей на стол. Иными словами, привлекайте ребенка к помощи на кухне, планированию меню или магазинным закупкам;
  • привносите соответствующую тематику в уже существующие игровые сюжеты или другие любимые занятия ребенка. Так, если ребенку нравится листать журналы, то приобретите для него какой-либо красочный образец на кулинарную тему;
  • временами добавляйте какой-либо совершенно новый продукт на стол систематически и поощряйте любые попытки положительного контакта с незнакомой едой: рассмотреть, понюхать, потрогать, попробовать.

Это важно запомнить!

Мышцы ротовой полости, как и все остальные мышцы тела, нуждаются в постоянных упражнениях.

К примеру, когда вы учите ребёнка пить через соломинку, найдите трубочки большего диаметра, которые предназначены для густых молочных коктейлей. Позаботьтесь, чтобы именно через такие трубочки пили жидкие продукты все члены семьи. Постепенно переходите на обычные трубочки-соломинки. Когда ребёнок научится всасывать жидкость через такую соломинку, переходите к трубочкам меньшего диаметра, например к соломинкам из плотного пластика, которые прикрепляют к коробочкам с соком. Для усложнения задачи можно купить изогнутые трубочки, которые продаются в магазинах для детских праздников. Чем сложнее будет форма трубочки, тем больше придётся потрудиться малышу, чтобы втянуть жидкость из стакана. Предложите малышу поиграть с помощью соломинки. Положите на стол ватный шарик, и пусть ребёнок дует через соломинку, стараясь сдуть шарик со стола или загнать его в какое-то определенное место на поверхности столешницы.

Когда ребёнок рассасывает фруктовый лед, жует жвачку, лакричные палочки, мармеладных мишек и червячков и другие вязкие продукты, это заставляет интенсивно работать жевательные мышцы.

Посадите ребёнка перед зеркалом и намажьте медом или вареньем его губы. Попросите малыша слизать языком сладкое угощение.

Йогурт или фруктовое пюре в мягкой упаковке, из которой нужно высасывать содержимое, хорошо подходят для тренировки оральной мускулатуры.

Очень полезны упражнения, где нужно выдувать воздух: свистеть в свисток, надувать воздушный шарик и другие подобные занятия.

Предложите ребёнку пить густой напиток, например молочный коктейль, с помощью соломинки небольшого диаметра.

Предложите ребёнку кусочки овощей с хрустящей текстурой.

Предложите ребёнку продукты со специями.

Предложите ребёнку сладкую газированную воду. Если вы считаете, что такие напитки вредны для здоровья, используйте вместо них несладкую газированную воду.

Как научить ребенка пользоваться столовыми приборами и набирать пищу ложкой?

Это важно запомнить!

Любые занятия, связанные с питанием и поведением за столом, будут гораздо эффективнее, если превратить их в весёлую игру. Купите игровое тесто и лепите вместе с ребёнком разноцветные пиццы и роллы. Предложите ребенку пластиковый или столовый нож, чтобы разрезать готовое «угощение». Предложите ребенку принести его любимые игрушки и устроить для них праздничный обед. Приготовьте «праздничный пирог» и попросите ребёнка разрезать его на кусочки и угостить всех гостей.

Наполните ведерко рисом или фасолью и попросите ребенка взять ложку и переложить крупу в контейнер поменьше. Налейте в ведерко воды и устройте соревнование — кто быстрее наполнит свой стакан с помощью ложки. Чтобы было еще интереснее, попробуйте играть ложками разного размера. Эта весёлая и очень полезная игра доставит много радости вашему ребёнку.

Педагоги классов ОР: Кукуева Т. В., Грешнова О.Ю.


Разделы

Ежедневное меню горячего питания для начальных классов

Горячее питание

Всероссийский инклюзивный фестиваль

Ресурсный центр ТМНР

Мы в интернете

Полезная информация

Меры поддержки бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции

Витрина закупок РО

Статистика распространения коронавирусной инфекции COVID-19 по Ростовской области

Справочник мер социальной поддержки

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?