УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Логопедические занятия в школе проводятся 1-2 раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:


  1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

  2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

  3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

  4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

  5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

  6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

  7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

  8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
  9. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!


Заборчик
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.


Дудочка
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).


Чашечка
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка).


Чистим зубки
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.


Маляр
Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Лошадка
Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).


Индюки болтают
Языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл...".


Часики
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.


Качели
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.


Барабанщик
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...".


  1. В воспитании и развитии ребёнка будьте последовательны! Вам необходимо быть «на одной волне» с педагогами (учителями, воспитателями, дефектологом, логопедом, психологом), которые работают с Вашим ребенком. Вы должны знать, что происходит на занятиях, какие требования предъявляются ребенку и соблюдать рекомендации специалистов. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех. Если не соблюдать единства требований, то в голове у ребенка возникает хаос, занятия становятся бесполезными. Выработайте в семье правило: если есть запрет на какое-то действие он соблюдается всегда и всеми членами семьи. Ребенок быстрее привыкнет и начнет соблюдать правила, если сами взрослые будут их придерживаться (есть только на кухне, разуваться в прихожей и тд).
  2. Сделайте жизнь ребёнка предсказуемой и понятной для него! Это правило обеспечит Вашему ребенку комфорт от того, что он будет знать заранее, какие события произойдут. Простое расписание дня отлично соответствует этому. Его можно составить с учётом занятий ребенка, прогулок, приема пищи, гигиенических процедур и т.п., обозначив события картинками. Надо стараться, чтобы внезапных изменений в постоянной рутине дня происходило как можно меньше. Если эти изменения должны произойти, то ребенка к ним готовят заранее.
  3. Поощряйте ребёнка за хорошее поведение! Хвалите его сразу, как только он демонстрирует хорошее поведение, выполняет Вашу инструкцию, применяет только что разученный новый навык. Эмоциональная и своевременная награда за труд в виде приятного сюрприза поможет быстрее сформировать у ребенка нужное поведение. Это называют положительным подкреплением желаемого поведения.
  4. Создайте ребёнку личную зону! Это пространство в комнате или в квартире, где ребёнок может побыть один, поиграть, расслабиться. Эту зону можно выделить каким - либо визуально понятным ребёнку образом. При этом Вам надо предварительно убедиться, что там нет потенциально опасных предметов, которыми ребёнок в случае истерики сможет причинить вред себе или окружающим.
  5. Ребёнок остается ребёнком! Всегда помните, что Ваш ребёнок будет не только учиться, но и играть, как и все дети. Заранее продумайте, как вызвать у него смех, улыбку и интерес к совместной игре. Есть огромное преимущество, если он поймет, что играть в компании намного веселее и интереснее.
  6. Изучите сенсорные особенности ребёнка. Многие дети могут проявлять парадоксальную реакцию на звуки, свет, прикосновения. Вы должны знать, что неприятно Вашему ребенку, а что, наоборот, его успокаивает. Зная это, Вы заранее сможете предотвращать ситуацию, когда в ответ на неприятный раздражитель ребёнок неосознанно даст негативную реакцию.
Дополнительные коррекционные методики, которые Вы можете использовать:
  1. Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: " Пора спать" и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: "снять одежду", "надеть пижаму", "почистить зубы", "умыться", "сходить в туалет", "пойти спать" и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только чёткое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать "пора спать" и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия "гулять", "кушать", "читать", "рисовать".
  2. Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.
  3. Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.
  4. Лепка - одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребёнок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.
  5. Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.
  6. Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.
  7. Еще одно упражнение на развитие моторики. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.
  8. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.

Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребёнок точно справится, это поможет ему поверить в себя.

И самое главное правило - ребёнка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он Ваш, любимый!

Разделы

Горячее питание

Мы в интернете

Полезная информация

Меры поддержки бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции

Статистика распространения коронавирусной инфекции COVID-19 по Ростовской области

Справочник мер социальной поддержки