Аутогенная зарядка для педагога на каждый день.
На уверенность в себе.
Я все умею. Урок у меня получится. Я справлюсь с ситуацией.
 
На любовь к профессии и детям.
Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу.
 
На оптимистическое мировосприятие.
Мир красив и прекрасен. В природе вечность и гармония. Я частица великого Космоса. Я счастлива и красива.
 
На уменьшение напряжения в работе.
Я спокойна, стабильна. У меня много сил. Я справляюсь с собой. Моя энергия позволяет преодолеть препятствия. Я люблю свою работу.
 
В случае дневной перегрузки и когда не удается уснуть.
Голова свободна от мыслей. Я чувствую душевное успокоение. Хочется отдохнуть. Сон охватывает без таблеток. Мне хорошо и глубоко спится.
 
Чтобы сохранить энергию, так необходимую учителю в его трудной, но благородной работе, важно помнить простые правила:
1. Не зацикливайтесь на плохом, подводя итоги дня, - считайте только удачи.
2. Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети.
3. Каждый день начинайте с "нового листа”. В "реку жизни”, нельзя войти дважды.
4. В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте дружелюбность.
5. Помните восточную мудрость «Трудись, не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил”.
6. Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы от того, что живем. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.

Рекомендации по коррекции отклоняющегося поведения
Методы угашения нежелательного поведения:
Наказание – наиболее распространенный метод. Он может иметь самые различные формы.
  • Тайм-аут – это процедура, которую рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми. Ребенка удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Удаляют на 15-20 минут. Перед наказанием следует предупреждение.
  • Метод негативных последствий подразумевает лишение подкрепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелательное поведение. Подкрепляющими стимулами могут быть: любимое занятие, свободное время, одобрение и внимание окружающих, успех.
Методы формирования позитивного поведения:
  • Подкрепление является наиболее распространенным методом формирования желательного поведения. Многие подкрепляющие стимулы, такие как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления или устранения неадекватных его форм.
  • Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенческим реакциям. Репетиция поведения – это один из самых распространенных методов активного социального обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Рекомендации по коррекции агрессивного поведения детей
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.

Рекомендации психолога взрослым по развитию познавательной сферы детей

Внимание
       В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
       Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
       Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.
       Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
       Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
Предлагайте детям:
  • повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
  • неоконченные фразы, которые нужно закончить;
  • вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них. 
       Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
       На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.
       Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.
Память
       При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесные объяснения с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идёт речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
       К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
       Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
  • анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
  • осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
  • устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.
Мышление. Речь.
       Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.
       Включайте в занятия задания на:
  • сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
  • классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
  • нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
  • складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним);
  • осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
  • задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
       Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
       Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними почитанные книжки, анализируя поведения людей.
       В целях развития речи:
  • после чтения текста просите детей пересказать , ответить на вопросы, задать свои;
  • развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
  • упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
  • учите детей доказывать свое мнение, выражать его.
       Во время занятия должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться.

Рекомендации по формированию и активизации познавательного интереса обучающихся на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида
I. Основа активности учебно-познавательной деятельности:
- адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;
- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
- преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.
 
II. Результаты активности познавательной деятельности обучающегося зависят от уровня развития его психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:
- о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
- о развитии мыслительных особенностей обучающихся в познавательной деятельности на уроках;
- что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.
 
III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:
- принуждение;
- интерес к предмету;
- сознательность.
 
Учитель должен уметь:
1.  Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
2.  Конструировать урок с учётом отношения обучающихся к учебному предмету.
3.  Проектировать индивидуальный подход к обучающимся на уроке.
4.  Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности обучающихся.
5.  Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
6.  Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
7.  Подбирать систему самостоятельных работ.
8.  Побуждать обучающихся к постановке познавательных вопросов.
9.  Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
10. Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
11. Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
12. Проводить дифференцированную работу в классе.
13. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим.
14. Использовать разнообразные формы поощрения.
15. Формировать у обучающихся веру в свои возможности.
16. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
17. Разнообразить формы домашних заданий.
       Таким образом, активизация познавательной деятельности обучающихся c особыми образовательными потребностями – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
       На уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития
Меню