Профилактика детского суицида


Если замечена склонность обучающегося к депрессии и суициду, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию:

  1. Внимательно выслушивайте. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать.
  2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами.
  3. Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами
  Если вы слышите Обязательно скажите Никогда не говорите
1 "Ненавижу учебу, класс…" "Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?" "Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй"
2 "Все кажется таким безнадежным…" "Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь" "Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе"
3 "Всем было бы лучше без меня!" "Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит" "Не говори глупостей, давай поговорим о чем-нибудь другом"
4 "Вы не понимаете меня!" "Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это  знать" "Кто же может понять молодежь в наши дни."
"Никому не нужны чужие проблемы"
5 "Я совершил ужасный поступок…" "Давай сядем поговорим об этом" "Что посеешь, то и пожнешь!"
6 "А если у меня не получиться?" "Если не получится, мы подумаем, как это сделать по-другому" "Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!"
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное"
Алгоритм
психолого-педагогического сопровождения
детей и подростков, склонных к суицидам:
  • определите источник психологического дискомфорта;
  • выясните, как ребенок решал сходные ситуации в прошлом;
  • определите, что может быть полезным для разрешения настоящей проблемы;
  • выясните, что остается позитивно значимым для подростка;
  • научите использовать методы снятия психологического напряжения;
  • попытайтесь уменьшить степень психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение;
  • вселяйте надежду на лучшее будущее;
  • попробуйте сформулировать ближайшую реалистичную цель для ребенка;
  • не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска.

Рекомендации педагогам по оказанию поддержки обучающемуся, имеющему признаки суицидального риска:

  1. не отталкивайте подростка, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
  2. если вы замечаете суицидальные наклонности в данном ребенке или подростке, не игнорируйте предупреждающие знаки;
  3. не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
  4. дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
  5. сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
  6. говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
  7. постарайтесь узнать у подростка план действий, так как конкретный план – это признак реальной опасности;
  8. убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
  9. не предлагайте упрощенных решений;
  10. дайте понять подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
  11. помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
  12. помогите найти людей и места, которые могли бы снизить пережитый стресс;
  13. при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
  14. помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка в состоянии душевного кризиса. Прежде всего будьте готовы его выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерения и силу чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более тревожна, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам ребенка.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли ваш собеседник о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос нечасто приносит вред: в большей части случаев подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
  6. Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:
    а) тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является ременным;
    б) его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
    в) человек, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.
  7. Утверждения, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к мыслям о нем. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после того, как у вас сложилось впечатление, что вы убедили подростка в пагубности его мыслей о суициде.
  8. Поддерживайте ребенка во всем и будьте настойчивыми. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и заинтересованности в его судьбе, наша готовность помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите подростка в том, что, приняв вашу помощь, он сделал верный шаг. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
  9. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам. Если у вас есть сомнения в том, что он этому совету не последует, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи ребенку.
  10. Дайте понять, что хотите поговорить с ребенком о чувствах и не осуждаете его за то, что он эти чувства испытывает.
  11. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти нужное решение и управлять кризисной ситуацией.
  12. Помогите найти людей и места, которые смогли бы ослабить переживаемый ребенком стресс.
  13. При малейшей возможности действуйте так, чтобы изменить внутреннее состояние ребенка в сторону улучшения.
  14. Помогите ему понять, что переживаемое им в последнее время чувство безнадежности не будет длиться вечно. Беседуя с ребенком, необходимо стремиться установить с ним тесный эмоциональный контакт, проявить неподдельную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать человека. После восстановления последовательности событий, приведших его к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям («снятие безысходности», «преодоление исключительности ситуации»). Затем главное внимание требуется сосредоточить на совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом важно побудить человека к словесному оформлению планов предстоящих действий («планированию»). В заключение беседы высказывается активная поддержка, чтобы придать уверенности человеку в своих силах и возможностях.

Психолого-педагогический семинар «Основные направления профилактической работы по формированию ценности жизни у обучающихся»

Разделы

Ежедневное меню горячего питания для начальных классов

Горячее питание

Всероссийский инклюзивный фестиваль 2021

Мы в интернете

Полезная информация

Меры поддержки бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции

Статистика распространения коронавирусной инфекции COVID-19 по Ростовской области

Справочник мер социальной поддержки

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!