Интегрированный урок чтения и музыки в 7 классе.
Учитель русского языка и чтения высшей категории Крестина Е.Ф.

Тема: "Устное народное творчество донского края"
Цели:
  • расширить знания  обучающихся по разделу "Устное народное творчество";
  • формировать представления об устном народном творчестве донского края;
  • развивать речь, расширять представление об окружающем мире, обогащать словарный запас;
  • воспитывать любовь к большой и малой Родине, стремление быть достойным потомком своих предков.
Оборудование:
       1. Надпись "Наша Родина - Донская земля"
       2. Словарь: Фольклор, пословицы, песни, сказки загадки, потешки, считалки; казаки, курени, баз.
       3. Иллюстрации с изображением казаков, куреня.
       4. Запись песен "С чего начинается родина", "Скакал казак через долину".
I. Организация класса.
       1. Прослушивание в записи песни "С чего начинается Родина?"
          - с чего начинается ваша Родина?
       2. Подведение итогов беседы.
          Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. это и Москва, и наш город, где мы с вами живем, и малые, в десять дворов деревеньки. Это вы и я с нашими радостями и заботами.
          Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и прадеды.
          Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен. И земля, на которой стоят его ноги, будет дороже.

           Наша с вами родина и наши с вами корни это - Донская земля.

(Запись на доске:  Наша Родина - Донская земля).


II
. Актуализация опорных знаний.

1.Прочитайте:

На Дону пословица недаром молвится.

Песня казаку – подруга в походе.
Сказка сладка, а уму учит.

- Что вы прочитали?

-О чем эти пословицы?

(Прикрепление к доске табличек: пословицы, песни, сказки)

-Какими еще  словами можно дополнить этот ряд?

(Дополнение ряда  словами: загадки, потешки, считалки))

- Какой общей темой мы объединим данные слова?  (УНТ)

-Эти жанры устного народного творчества в литературе еще называют словом, что означает «народная мудрость, знания».

-Прочитайте это слово, выбирая каждую
третью букву из ряда букв:

КРФВАОМТЛДЩЬЗГКЦФЛЭЖОВЯР

-Это слово ФОЛЬКЛОР.

(Слово ФОЛЬКЛОР возглавляет ряд таблицы)

III. Сообщение темы и целей урока.

         В простоте слова - самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.

-Так охарактеризовал пословицы известный писатель Максим Горький.
-На уроке мы познакомимся с пословицами, песнями и загадками, созданными на донской земле нашими с вами земляками.

IY.  Вступление в тему.

     - С давних времен по берегам реки Дон стали селиться люди. Бежавшие от своих непомерно жестоких господ, крестьяне  становились вольными казаками. С появлением казаков на берегах Дона и его притоков стали возникать укрепленные поселения, обнесенные земляными валами и плетнями, - городки. Позже временные шалаши и землянки сменили КУРЕНИ.

(Словарь: КАЗАКИ-вольные поселенцы на окраинах государства;
Курени-
традиционные казачьи постройки
.

Объяснение сопровождается иллюстрациями  с изображением казаков и куреня).

           С появлением казачества все на Дону складывалось  по–другому. Народные казачьи нравы и обычаи складывались на протяжении нескольких веков. Казаки стали петь свои песни по-новому и сказки рассказывать по-иному.

    Y.  Работа  по теме.

          -Работу по УНТ донской земли мы проведем по разделам.

1. «Пословица к слову молвится».

        1. - Прочитайте пословицы.

Земля донская - мать родная.

Казак без друзей что дуб без корней.
Упал казак духом , и конь не бежит.

Казак в труде, как в бою славит Родину свою.

Казаку конь себя дороже.

Дружба заботой да подмогой крепка.

      -Объясните смысл этих пословиц.

       
- На какие группы их можно разделить?
      2. Вставьте в пословицы недостающее слово ПЕСНЯ.

Жизнь казачья вся в ….

… казаку- подруга в походе
Дон без …, что виноградная  лоза без гроздьев.

      - Объясните смысл пословиц.

      - Какую роль играли песни в жизни казаков?

                                                                         2. «Заиграйте  песни».

- Казаки  много воевали. Воинская жизнь донцов проявилась в казачьих песнях. Песни сопровождали казаков везде: в военных походах, в веселом застолье и в горестном событии. Казачьи песни поют не только на донской земле. Песни « По Дону гуляет казак молодой» «Скакал казак через долину», « Ой, при лужку, при лужке», « Посею лебеду на берегу» и многие другие  знают и поют далеко за ее пределами

1. Прослушивание записи песни « Скакал казак через долину».
-О чем поют казаки в этой песне?

 
2. Чтение песни «Конь боевой с походным вьюком»

(Песня   заранее  подготовленная для чтения двумя учениками. Текст  этой песни у каждого ученика.).
Конь боевой с походным вьюком
У церкви ржет, кого-то ждёт
В огороде бабка плачет с внуком,
Молодка  горько слезы льет.

А из дверей святого храма

Казак в доспехах боевых

Идет к коню из церкви прямо

С отцом в кругу своих родных.

Жена коня подводит мужу,

Племянник пику подает

- Вот, - говорит отец, - послушай

Мои слова ты наперед.

Мы служили Дону верно,

Теперь и ваш черед служить.

Служите ж вы ему примерно,

И вас господь благословит.

Даю тебе коня лихого,

Он  добровит  был у меня,

Он твоего отца седого

Носил в огонь и из огня.

        -Чему посвящена эта песня?

       - Какое значение придавали казаки боевому коню?
       - Какое напутствие давал отец своему сыну?

3. Прослушивание  казачьей песни « Ой, Варенька»» в исполнении детской вокальной группы школы.

1.Ой, Варенька, Варенька,
Хорошая, бравая.

Уж, не ты ли, Варенька,
С Романом гуляла.
2. Уж, не ты ли, Варенька,                 
С Романом гуляла.
Это не я, это не я.

Это маменька моя.

3.Это не я, это не я.

Это маменька моя.

Роман Варе говорил,

Чтоб же Варе подарить.

4.Роман Варе говорил,

Чтоб же Варе подарить.

Подарю я Вареньке

Черевички аленьки

5.Подарю я Вареньке

Черевички аленьки

Взяла Рому за рученьку,

Отрадушкой назвала

6.Взяла Рому за рученьку,

Отрадушкой назвала

Ты отрада, ты отрада,

Ты отрадушка моя.

7.Ты отрада, ты отрада,

Ты отрадушка моя.

Мы пойдем с тобой отрада

Во зеленый сад гулять.

  3 «.Эй, честной народ, становись в  хоровод!»

- Когда казаки не воевали, когда были закончены полевые работы и был убран урожай с полей, а также в праздники, все население станицы или хутора собирались вместе, и это называлось «улицы». Здесь пелись песни, водились хороводы, устраивались дружеские застолья – беседы.  С наступлением теплых дней молодежь ходила по улице с песнями, водила хоровод (карагод, танок) и играла в весенние игры. Самым распространенным хороводом во всех станицах был радостный «Плетень заплетать».   

                                                                                Разучивание игры.

Участникам игры нужно взяться за руки и попарно петь:

Заплетись, заплетись, плетень!
Завяжись, завяжись, узел!

Молодая   утушка собирала детушек.

            Крайней паре справа нужно поднять руки, и под ними,  как через ворота, нужно пройти всему хороводу, начиная с крайней левой пары. После этого первая пара поворачивается в сторону движения. Так всему хороводу нужно пройти под поднятыми руками второй, третьей пары, которым тоже нужно поворачиваться. Так продолжается до тех пор, пока все не заплетутся.

Тогда начинается второй куплет:

Расплетись, расплетись, плетень!

Развяжись, развяжись узел!
Молодая   утушка растеряла детушек

Под эти слова нужно расплестись в обратном порядке.

-Во время игр пелись веселые песенки,  потешки, небывальщины и частушки.

                         Конкурс  потешек.

-Объявляется конкурс на лучшее рассказывание потешек, небывальщин.

1.Щука плавает в Дону, спит на яблоне в саду…
Шерсть смотали мы в клубок, выйдет шелковый платок!

Закудахтал пес Барбос :в конуру яичко снес…

В марте стаял снег и лед-это к нам зима идет.

Из-за Дона, из-за гор едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, жена на коровке,

Дети на телятках, внуки на козлятках.

2.Как у Дона у реки ловят рыбу казаки:                                         

Малец Андрей поймал трех окуней, 
А батяня Корней - четырёх карасей,
А дед Гаврил двух сомов подловил.                                        


3. Ой, ребята, та-ра-ра

На Дону стоит гора,
А на той горе дубок
А на дубе воронок       
                                  

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.
Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Y I.  Подведение итога урока.

-Догадайтесь, к какому жанру УНТ относятся следующие произведения:

1.Лохматый казак, посередке  кушак,

По двору ходит, порядок наводит.
2.Прилетелиздалека, из высока-высока,

Опустился он на баз, чтоб ловить цыплят у нас.

Аты –баты,  ата-ты, этот коршун будешь ты!

На базу цыплятки – детки разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить  знать, тебе наседкой быть.

3.Лиса встретила рака и говорит ему:

- Давай с тобой перегоняться!

- Ну что ж, лиса, давай.

Начали перегоняться.

Как только Лиса побежала, Рак уцепился ей в хвост.

Добежала лиса до места, а Рак не отцепляется. Обернулась Лиса, посмотрела, далеко ли Рак ползет, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит:

- А я тебя давно тут жду!                                                                

4. На донской земле все родится - надо только хорошо трудиться.

Наши редки были мудрыми, сильными, смелыми, трудолюбивыми людьми, а мы должны быть достойной им сменой.

 

 




                              


Меню