Роль сенсорной комнаты в развитии и коррекции детей с ОВЗ

 

 

В Донецкой школе-интернате уже несколько лет действует сенсорная комната, которая является большим помощником в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ.

Сенсорная комната - это помещение с максимально комфортной и безопасной обстановкой, наполненное разнообразными стимулами для исследования окружающего пространства ребенком. Уникальная sensory среда воздействует на все воспринимающие системы организма (обонятельную, зрительную, слуховую, тактильную, вестибулярную и др.). Это стимулирование «информационных входов» организма очень полезно для детей. Именно из-за этих свойств сенсорная комната восстанавливает психическое и физическое здоровье ребенка.

Ценность сенсорной комнаты заключается в том, что имеющееся в ней уникальное оборудование, оказывает оптимальное комплексное воздействие на нервную систему и все органы чувств человека, создает ощущение полной безопасности и радостное настроение, ребенок пребывает в обстановке, наполненной различными стимулами, в сопровождении педагога-психолога познает окружающий его мир.

Сенсорная комната снабжена следующими видами оборудования:

- развивающее;

- игровое;

- световое (звездное небо, мерцающие занавеси, воздушно-пузырьковые колонны и т.д.);

-звуковое (релаксационная музыка и звуковые эффекты);

- оборудование для аромотерапии;

- спортивное (сухой бассейн, оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, тактильные панели для рук и ног, массажные мячики, напольные и настенные маты).

- оборудование, направленное на релаксацию и реабилитацию детей (пуфики, кресла, груши и т.д.).

Воздействие на эмоциональное и психическое состояние человека в сенсорной комнате может значительно различаться в зависимости от сочетаний используемых стимулов (музыки, света, запахов, цвета, тактильных ощущений): они могут расслаблять, тонизировать, восстанавливать, стимулировать. Именно поэтому сенсорная комната не только способствует релаксации, но и активизирует различные функции центральной нервной системы.

Продолжительность занятий в сенсорной комнате не превышает 40-45 минут. Занятия могут протекать как индивидуально, так и подгруппами (по 2-4 ребенка) под руководством педагога-психолога.

Сенсорная комната способствует благоприятному воздействию и более эффективному усвоению информации, ускоряет процесс обучения и развития детей с ОВЗ на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.

Занятия в сенсорной комнате помогают решать задачи, связанные с:

-психоэмоциональным состоянием обучающихся;

-коррекцией нарушений в эмоционально-волевой сфере;

-коррекцией познавательной деятельности детей;

-стимуляцией сенсорных процессов;

-коррекцией общей и мелкой моторики;

-помощь детям, подросткам, оказавшимся в стрессовой ситуации.

Основными методами работы в сенсорных комнатах являются:

-игры и игровые упражнения;

-дыхательные упражнения;

-релаксационные упражнения;

- беседы и сказкотерапия;

-наблюдения;

-аромотерапия и музыкотерапия.

Во время занятий в сенсорной комнате решаются задачи гармонизации отношений между детьми, формирования у них адекватных представлений об окружающем мире и отношений с ним, а так же коррекции нарушений в развитии детей с ОВЗ.

 

 
 
Меню